Перейти к содержанию

Переосмысление Св. Писания в богослужебных текстах и проблема адекватного перевода Библии


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Отец Владимир, спроси у о.Михаила Желтова. Он скажет откуда и с чего вдруг появилась эта неправильная доксологическая вставка в Молитву Господню. Посмотри в Православной энциклопедии. Может, там уже разъяснили?

 

Очевидно, что это простая ошибка. А молитвы, как и обряды, нужно периодически проверять. Для того и существует Римская Церковь, чтоб всем Церквам Божьим на земле всё с ней согласовать (как веровать, как молиться, как служить, как спасаться).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отец Владимир, спроси у о.Михаила Желтова. Он скажет откуда и с чего вдруг появилась эта неправильная доксологическая вставка в Молитву Господню. Посмотри в Православной энциклопедии. Может, там уже разъяснили?

На "Диаконнике" я не зарегистрирован. В ПЭ ничего не нашел (поиск, как водится, выдает кучу всего, не относящегося к делу), а на форуме только тема про чтение "Отче наш" мирянами, о том, произносить им конечное славословие или нет и в какой редакции. https://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=22&t=1772&hilit=%D1%8F%D0%BA%D0%BE+%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B5+%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C+%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

 

Очевидно, что это простая ошибка. А молитвы, как и обряды, нужно периодически проверять. Для того и существует Римская Церковь, чтоб всем Церквам Божьим на земле всё с ней согласовать (как веровать, как молиться, как служить, как спасаться).

И как, греко-католики согласовали? Уже не один век с Римом вместе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Желтов есть и в ЖЖ (thapsinos). Часто комментирует посты Дунаева.

 

По-моему, греко-католики особо и не согласовывали обряд со Святым Престолом (Рим бы внёс коррективы). Вообще, давно пора реформировать восточные обряды. Византии нет уже сколько веков? Но какой ропот поднимется, если это сделать. Появится у православных еще одно обвинение католиков в "ереси". Лучше не давать повода (типа, лучше не буду есть мяса вовек, если это соблазняет брата моего).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот текст стихиры всем святым, в земле Российской просиявшим: "Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру Православную, в нейже тебе утверждение".

 

Напомню, что Евфрафа или Ефрафа - это Вифлеем, город, где родился Христос. Выражение "дом Евфрафов" встречается в известном пророчестве Михея (Мих 5:2), согласно Септуагинте. Таким образом, в рассматриваемом богослужебном тексте как бы заявляется, что Вифлеем - прообраз Руси, подобно тому, как Церковь именуется новым Иерусалимом в пасхальном ирмосе: "Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия" (ср. Ис 60:1). Но если в последнем случае такое переосмысление библейского текста вполне уместно, поскольку оно есть не что иное, как типологическое истолкование ветхозаветного фрагмента, то в случае со стихирой нарушаются элементарные правила герменевтики: в качестве "типоса" фактически берется новозаветный образ, ведь пророчество Михея исполнилось в начале евангельской истории.

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 лет спустя...

Начало молитвы на освящение креста для ношения на персех:

 

"Господи Иисусе Христе, Боже наш, на Древе Крестном волею спасения нашего ради пригвоздитися восхотевый, и пречестною Своею Кровию сие освятити изволивый, и Крестом Своим от работы вражия мiр искупивый, и древнее рукописание врага нашего диавола Крестом растерзавый, и род человеческий от мучительства его тем свободивый, Тебе смиренно молим..."

 

Выделенный фрагмент, вероятно, отсылает нас к Посланию к Колосянам: "...и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою." (Кол 2:13-15). Что же это за рукописание, о котором здесь говорится? Рукописание - та долговая расписка, по причине которой бремя или проклятие закона Моисеева, которое тяготело над людьми, особенно над иудеями, по сути сам закон Моисеев (ср. толкование на этот отрывок блаж. Феофилакта). А что же мы видим в тексте молитвы? Здесь закон, который, по свидетельству апостола Павла, добр (ср. 1 Тим 1:8) назван невежественным безымянным автором молитвы рукописанием диавола! Что это, как не хула на Духа Святого, вдохновившего Ветхий Завет, как не своего рода криптомаркионитство? И заметьте, это, как я понимаю, не какая-то там непонятная молитва, придуманная в отделенных от Рима церквях, она же, по всей видимости, вошла и в грекокатолические требники, и грекокатолические священники, так же как и православные, пускай и неосознанно, изрыгают такую хулу на Святого Духа всякий раз, когда освящают нательные крестики!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не настаиваю, но на мой взгляд, слова "древнее рукописание врага нашего диавола" - т.е. долговая расписка, надо понимать так, что эта долговая расписка была в руках дьявола, а не то, что дьявол её (расписку) сам написал.

 

Златоуст

 

"Видишь, как он заботился об уничтожения рукописания? Так как все мы были под грехом и наказанием, то Он, претерпев наказание, освободил нас и от греха, и от наказания. Наказание же Он претерпел на кресте. К нему-то и пригвоздил (рукописание), а потом, как имеющий власть, и совсем разорвал его. Какое рукописание? (Павел) говорит о том рукописании, которое (израильтяне) дали Моисею, говоря: «Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх. 24:3). Если же не об этом, так о том, что мы обязаны повиноваться Богу. Если же и не об этом, то о том рукописании, которое держал дьявол, которое изрек Бог Адаму в словах: «Ибо в день, в который ты вкусишь от дерева, смертью умрешь» (Быт. 2:17). Это рукописание было у дьявола. И Христос не отдал его нам; но сам разорвал его, как свойственно прощающему с радостью."

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...