Перейти к содержанию

К вопросу о числе Таинств


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Из доклада митр. Илариона (Алфеева):

 

...Я не оговорился: монашеский постриг, будь то в малую или великую схиму, нельзя считать простым обрядом. Глубоко убежден в том, что постриг является одним из Таинств Церкви. Именно так он именуется в самих текстах последований пострижения в великую и малую схимы, а также Ареопагитском корпусе[3] и в трудах святителя Григория Паламы[4].

 

Хорошо известно, что ограничение количества церковных Таинств числом семь — следствие влияния католической схоластики на православное богословие. Останавливаться на этом сейчас не вижу никакой надобности, так же как и не вижу необходимости в том, чтобы это официальное число расширять до восьми или более. Хотел бы лишь подчеркнуть особый, таинственный характер монашеского пострижения, не позволяющий отнести его к числу простых обрядов, таких, например, как освящение автомобиля или даже пострижение в чтеца.

 

В чем отличие Таинства от обряда? Думаю, прежде всего, в том, что в Таинстве происходит изменение чего-то одного во что-то другое, обретение лицом или предметом нового бытия. Это изменение в восточно-христианской литургической и богословской традиции обозначается термином «преложение» (в латинской традиции употребляется сходный по значению, хотя и не вполне идентичный термин «пресуществление»). В Таинстве Крещения, например, вода обычная прелагается в воду святую, носительницу благодати Божией, а принимающий Крещение прелагается из ветхого человека в нового. В Таинстве Евхаристии хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христа, а причащающиеся их соединяются с Богом не только духовно, но и телесно, и их человеческое естество изменяется, прелагается.

 

В чине монашеского пострига мы видим элементы, которые сближают его с этими Таинствами, прежде всего с Крещением. Это и монашеский искус, напоминающий нам о практике оглашения, и перемена имени, и облачение в новые одежды, и даже пение «Елицы во Христа крестистеся». О монашестве как о втором крещении, в котором прощаются все прежние грехи человека и он начинает новую жизнь, говорится неоднократно в аскетической литературе. «Тот, кто еще не стал монахом, пусть станет им при кончине своей: ибо это — величайший дар, царская печать, второе крещение, — от грехов очищает, подает дары и благодати, вооружает и знаменует, спасает от врагов, Царю представляет и делает Его другом», — говорит святитель Симеон Солунский[5]. В «Эвергетиносе» мы читаем историю о прозорливом старце, сказавшем: «Силу, которую я видел сходящей на крещаемого, я видел также и под монашеским облачением в момент пострига»[6].

 

Для того чтобы понять богословский смысл того или иного чинопоследования, лучше всего обратиться к его тексту. В чине пострижения в малую схиму как слово «таинство», так и слово «крещение» используются применительно к монашескому постригу. «Ты приступил к этому великому таинству», — говорит постригающий, обращаясь к постригаемому. В чине же пострижения в великую схиму читаем: «Дал еси нам еже мощи обновити благодать крещения: исповеданием, жития чистотою, слез покаянием», и далее: «О нового звания! О дара тайны! Второе крещение приемлеши днесь, брате, богатством Человеколюбца даров, и от грехов твоих очищаешися»[7].

 

Приведенные выше свидетельства подкрепляются еще и тем фактом, что монашеский постриг, как и Таинства Крещения, Священства и Брака, уже в V—VI веках был соединен с Евхаристией, что убедительно показывает нам, насколько большое значение ему тогда придавалось.

Еще одну параллель между монашеским постригом и Крещением нам демонстрируют каноны нашей Церкви, из которых следует мысль о неповторяемости пострига. Эта же мысль нашла свое отражение и в трудах преподобного Феодора Студита[8].

 

Стоит отметить, что ни о каком буквальном «втором крещении» речи ни идет, ибо Церковь ясно исповедует «едино Крещение во оставление грехов». Если Крещение делает человека новой тварью во Христе (2 Кор. 5:17-21), то монашество вводит члена Церкви в новое состояние — причисляет его к ангельскому образу, жизни в девстве ради Царствия Небесного (Мф. 19: 12).

 

Приведенные выше свидетельства церковного Предания убедительно показывают веру Церкви в то, что в Таинстве монашеского пострига, в меру благого и свободного произволения постриженника отложить ветхого человека и облечься в нового, ему прощаются содеянные грехи и сообщаются дары благодати Духа Святого для укрепления его на избранном пути.

 

https://www.bogoslov....xt/3513905.html

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хм...может тогда и венчание/помазание на царство монарха считать Таинством?

А вообще, в католической сакраментологии Таинства восходят непосредствено ко Христу и Им лично установлены.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно и в раннем (августиновском ) смысле понимать таинства.

Согласно св. Августину "сакрамент(таинство)- священный знак" (лат. sacramentum, id est sacrum signum (De civitate Dei, X, 5 // PL 41, 282) и "видимая форма невидимой благодати" (invisibilis gratiae visibilis forma (Ep. CV 3,12// PL 33, 401).

Тогда можно представлять таинства как продолжения силы и личности Христовой . И их конечно больше, если говорить в раннем смысле. О чем писали и другие Отцы.

А на то что католики вас ограничивают семью Таинствами не обессудьте , вы же католиков пытаетесь ограничить семью соборами, например. Число 7 вообще красиво и символично.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно и в раннем (августиновском ) смысле понимать таинства.

Согласно св. Августину "сакрамент(таинство)- священный знак" (лат. sacramentum, id est sacrum signum (De civitate Dei, X, 5 // PL 41, 282) и "видимая форма невидимой благодати" (invisibilis gratiae visibilis forma (Ep. CV 3,12// PL 33, 401).

Августиновское определение и есть классическое определение таинства, и никакому "позднему" определению оно не противостоит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хм...может тогда и венчание/помазание на царство монарха считать Таинством?

 

Ваше предложение - прям бальзам на душу некоторым русским монархистам. Тем более, что в своём классическом, французском, варианте, помазание монарха до мелочей имитирует епископское рукоположение. Так что, владыке есть над чем подумать. Проблема только, что никто так никогда не считал. Но разве это проблема?

Кстати, тут ещё кажется можно добавить освящение воды и ещё какие-то священнодействия. И вообще, божественная благодать - она везде.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно и в раннем (августиновском ) смысле понимать таинства.

Согласно св. Августину "сакрамент(таинство)- священный знак" (лат. sacramentum, id est sacrum signum (De civitate Dei, X, 5 // PL 41, 282) и "видимая форма невидимой благодати" (invisibilis gratiae visibilis forma (Ep. CV 3,12// PL 33, 401).

 

Меня всегда поражало, как некоторые богословские либералы умудрялись переиначивать Блаженного, будто он имел ввиду тоже что, какой-нибуль Цвингли или баптисты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Августиновское определение и есть классическое определение таинства, и никакому "позднему" определению оно не противостоит.

Вы правы. Но, как я уже выше писал, некоторые нечистплотные товарищи пытаются вчитать в блаж.Августина откровенно цвинглианский смысл. Мол таинство всего лишь знак, символ, но реально благодати не передает. Увы, видимо, Вита стала жертвой таких толкователей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то, мысль кажется достаточно убедительной. Постриг подобен крещению, венчанию и хиротонии. Переход в новое качество, сопровождающийся соответствующими обетами. Оснований в Писании не имеет, но их не имеет и монашество как таковое. В общем, отторжения озвученная идея не вызывает.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы правы. Но, как я уже выше писал, некоторые нечистплотные товраищи пытаються вчитать в блаж.Августина откровенно цвинглианский смысл. Мол таинство всего лишь знак, символ, но реально благодати не передает. Увы, видимо, Вита стала жертвой таких толкователей.

 

Где я стала "жертвой тех, кто говорит что таинство благодати не передает" ,если я привожу слова св Августина что "таинство - видимая форма невидимой благодати"?

Изменено пользователем Vita
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Августиновское определение и есть классическое определение таинства, и никакому "позднему" определению оно не противостоит.

 

Ну так в ранней форме можно рассматривать как таинство. В получениях нового имени, надеваниях хитона, навешиваниях парамана, потом надевании рясы и мантии, скуфии, получению лестовки и так далее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну так в ранней форме можно рассматривать как таинство.

Кого куда рассматривать? Ничего не понял.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кого куда рассматривать? Ничего не понял.

 

Так пусть рассматривают это как Таинство. У них же количество Таинств не догматизировано. А тут так выходит, что католики мешают как будто бы.

Изменено пользователем Vita
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так пусть рассматривают это как Таинство. У них же количество Таинств не догматизировано. А тут так выходит, что католики мешают как будто бы.

Число Таинств четко зафиксировано в Послании восточных патриархов. Католики тут ни при чем.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Число Таинств четко зафиксировано в Послании восточных патриархов. Католики тут ни при чем.

 

А зачем тогда католиков обвиняете в схоластике, раз сами зафиксировали?

 

Хорошо известно, что ограничение количества церковных Таинств числом семь — следствие влияния католической схоластики на православное богословие.

 

Тем более что оное Послание- это не догмат у вас.

Изменено пользователем Vita
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А зачем тогда католиков обвиняете в схоластике, раз сами зафиксировали?

Кто зафиксировал, тот, я думаю, не обвиняет.

 

Тем более что оное Послание- это не догмат у вас.

Вместе с тем оно было одобрено еще Греко-Российской Церковью.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Где я стала "жертвой тех, кто говорит что таинство благодати не передает" ,если я привожу слова св Августина что "таинство - видимая форма невидимой благодати"?

Вы пртивопоставляете некое "современное" понимание таинств, древнему "августиновскому". Такое противопосталвение не имеет смысла, если не вчитывать в Августина цвинглианство.

Впрочем если я ошибся, то буду рад если вы сами объясните, что именно вы понимаете под разницей между современным и дренвим пониманием?

Не просто буду рад, но и принесу извинения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы пртивопоставляете некое "современное" понимание таинств, древнему "августиновскому". Такое противопосталвение не имеет смысла, если не вчитывать в Августина цвинглианство.

Впрочем если я ошибся, то буду рад если вы сами объясните, что именно вы понимаете под разницей между современным и дренвим пониманием?

Не просто буду рад, но и принесу извинения.

 

Ну собственно как Таинства в раннем понимании можно предствавить всё что было видимо во Христе. И что продлевается в обрядах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В чем отличие Таинства от обряда? Думаю, прежде всего, в том, что в Таинстве происходит изменение чего-то одного во что-то другое, обретение лицом или предметом нового бытия.

 

интересно, человек не знает, что такое таинство (только предполагает), но по какой-то причине уверен, что число таинств не 7...

 

В Таинстве Крещения, например, вода обычная прелагается в воду святую, носительницу благодати Божией, а принимающий Крещение прелагается из ветхого человека в нового.

 

значит и освящение воды - тоже таинство

 

В Таинстве Евхаристии хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христа, а причащающиеся их соединяются с Богом не только духовно, но и телесно, и их человеческое естество изменяется, прелагается.

 

и во что же превращается человеческое естество причащаемого? и у него причащение выходит само по себе тоже таинство

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обратите внимание, кстати, на расширительную трактовку в докладе термина "преложение".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У сего божественного бишопа материальная ересь. Я подозреваю, что и формальная ересь имеется (отрицание пресуществления).

 

Есть ещё куча всего: отрицание заместительной Жертвы, платы правосудию Божьему, отрицание бесконечности мучений в аду, апокатастасис, воплощение Слова в "общую природу" в смысле коллективного Христа.

Изменено пользователем ioann22
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...