Jump to content

Марина Цветаева - православная католичка?


 Share

Recommended Posts

Марина Цветаева - православная католичка.

Что за глупости, скажите вы. Её дедушка был православный священник, и росла она в православном окружении. Но не торопитесь с выводами.

Вот что пишет Цветаева в своей автобиографии:

 

Постепенность душевных событий: все раннее детство — музыка, 10 лет — революция и море (Нерви, близ Генуи, эмигрантское гнездо), 11 лет — католичество, 12 лет — первое родино-чувствие ("Варяг", Порт-Артур), с 12 лет и поныне — Наполеониада, перебитая в 1905 г. Спиридоновой и Шмидтом, 13, 14, 15 лет — народовольчество, сборники "Знания", Донская речь. Политическая экономия Железнова, стихи Тарасова, 16 лет — разрыв с идейностью, любовь к Сарре Бернар ("Орленок"), взрыв бонапартизма, с 16 лет по 18 лет — Наполеон (Виктор Гюго, Беранже, Фредерик Массон, Тьер, мемуары. Культ). Французские и германские поэты.

 

О православии - не слово.

А вот что она пишет в дневнике

 

И католическая душа у меня есть (к любимым!) и протестантская (в обращении с детьми), — и тридцать три еретических, а вместо православной — пусто. Rien [Ничего (фр.)].

 

И ещё

 

В православной церкви (храме) я чувствую тело, идущее в землю, в католической — душу, летящую в небо.

 

А вот как она описывает своё пребывание в католическом пансионе

 

.... я одиннадцати лет в католическом пансионе старалась полюбить Бога:

Jusqu’а la mort nous Te serons fidиles,

Jusqu’а la mort Tu seras notre Roi,

Sous Ton drapeau, Jйsus, Tu nous appelles,

Nous y mourrons en combattant Pour Toi...

[До смерти мы будем Тебе верны,

До смерти Ты будешь нашим царем,

Под знамя Свое Ты нас призываешь,

И борясь за Тебя, Иисус, мы умрем… (фр.)]

 

А вот про отношение к тому Православию, в котором она выросла:

 

Нет, со священниками (да и с академиками!) у меня никогда не вышло. С православными священниками, золотыми и серебряными, холодными как лед распятия — наконец подносимого к губам. Первый такой страх был к своему родному дедушке, отцову отцу, шуйскому протоиерею о. Владимиру Цветаеву (по учебнику Священной истории которого, кстати, учился Бальмонт) — очень старому уже старику, с белой бородой немножко веером и стоячей, в коробочке, куклой в руках — в которые я так и не пошла.

— Барыня! Священники пришли! Прикажете принять?

И сразу — копошение серебра в ладони, переливание серебра из руки в руку, из руки в бумажку: столько-то батюшке, столько-то дьякону, столько-то дьячку, столько-то просвирне... Не надо бы — при детях, либо, тогда уж, не надо бы нам, детям серебряного времени, про тридцать сребреников. Звон серебра сливался со звоном кадила, лед его с льдом парчи и распятия, облако ладана с облаком внутреннего недомогания, и все это тяжело ползло к потолку белой, с изморозными обоями, залы, на непонятно-жутких повелительных возгласах:

— Благослови, Владыко!

— О-о-о.. .

Все было — о, и зала — о, и потолок — о, и ладан — о, и кадило — о. И когда уходили священники, ничего от них не оставалось, кроме последнего, в филодендронах, о — ладана.

 

А вот католическая исповедь:

 

И когда мне, на всей моей одиннадцатилетней жизни грехи, из черной дыры чужих глаз и чужой исповедальни было сказано:

Un beau bloc de marbre se trouve enfoncй dans la boue du grand chemin. Un homme vulgaire marche dessus et l’enfonce encore plus profondйment. Un noble coeur le dйgage, le lave et en fait une statue qui dure йternellement. Soyez le sculpteur de Votre вme, petite Slave...

[Прекрасная глыба мрамора лежит, вдавленная в мостовую. Человек заурядный проходит поверху и вдавливает ее еще глубже. Благородное сердце извлекает глыбу из земли, очищает ее и создает изваяние, которое живет вечно. Будьте ваятелем собственной души, маленькая Славянка... (фр.).]

 

 

И получается странная ситуация: Католики не принимают Цветаеву, поскольку крещена в Православии, православные - поскольку по духу своему католичка.

Мне интересно услышать Ваше мнение, глубокоуважаемые католики.

Link to comment
Share on other sites

Моё мнение такое, что она была сама себе религия.

Есть такая проблема у талантливых людей, увы. Сильнейшее религиозное чувство плюс неумение встроиться в Церковь.

Симпатии к католичеству среди русской аристократии дело не новое. Подозревать М. И. в исповедании католичества не больше оснований, чем в хлыстовстве. Хотя о хлыстовстве она тоже пишет.

Link to comment
Share on other sites

А то, что она была лесбиянка, покончившая жизнь самоубийством, никаких сомнений в ее христианстве не вызывает?
Link to comment
Share on other sites

Моё мнение такое, что она была сама себе религия.

Есть такая проблема у талантливых людей, увы. Сильнейшее религиозное чувство плюс неумение встроиться в Церковь.

Симпатии к католичеству среди русской аристократии дело не новое. Подозревать М. И. в исповедании католичества не больше оснований, чем в хлыстовстве. Хотя о хлыстовстве она тоже пишет.

 

О хлыстовках ("Кирилловны") это детские воспоминания. И не более того.

А сама себе церковь - это уже что-то новое...

Link to comment
Share on other sites

А то, что она была лесбиянка, покончившая жизнь самоубийством, никаких сомнений в ее христианстве не вызывает?

 

А за клевету перед Богом отвечать не страшно?

Link to comment
Share on other sites

А в чем, извините, клевета?
Link to comment
Share on other sites

1. В лесбиянстве

2. В самоубийстве

 

1. Да, извините, неточно выразился - бисексуалка.

2. ??? Тогда, будьте любезны, расскажите нам свою версию ее гибели!

Link to comment
Share on other sites

1. В лесбиянстве

2. В самоубийстве

 

1. Да, извините, неточно выразился - бисексуалка.

2. ??? Тогда, будьте любезны, расскажите нам свою версию ее гибели!

 

1. Докажите.

 

2. Насколько я знаю, судебно-медицинская экспертиза и вскрытие не проводились. Причина смерти, указанная в свидетельстве о смерти - асфиксия при задушении (!!!) вызывает у современных судмедэкспертов гомерический хохот, поскольку она ненаучна. Любая смерть от асфиксии является насильственной, и для выяснения точных её причин требуются судебно-медицинская экспертиза и вскрытие, которые проведены не были. Стало быть, причина смерти является в данном случае невыясненной. Так же не была проведена официальная графологическая экспертиза т.н "предсмертных записок". Неофициальная проведена несколько лет назад и вызвала много вопросов.

https://www.ug.ru/archive/26805

Выяснилось, что записки вовсе и не предсмертные, а были написаны за несколько дней до смерти, и не в Елабуге, а в Чистополе, куда Цветаева ездила хлопотать насчет жилья.

Если сама Цветаева, по мнению эксперта не верила в то, о чем писала, а сами записки не окончены, то возможен вариант, что она просто передумала, а записки выкинула. А поскольку за ней следили, их могли найти, подшить к делу, а потом подкинуть во время обыска.

Кроме того, журналистка Татьяна Костандогло проводила собственное расследование. Почитайте, очень интересно.

https://stihi.ru/2010/06/09/570

Тот памятный день на кладбище был насыщен событиями. Перед тем, как люди начали расходиться, ко мне решительно направляется женщина преклонных лет. Оказывается, живёт рядом с домом Бродельщиковых, где произошла трагедия.

Сразу оговаривается:

- Подписывать ничего не буду. Ни о чём меня не спрашивайте. Вы наш город не знаете! Но я решила грех с души снять. Видела я своими глазами, как в тот день двое мужчин к Бродельщиковым вошли в калитку, а вышли… через окно! Ещё подумала - не воры ли? Но сама себя утешила – мол, кто же воровать идёт в костюмах? Они там долго были…

Я цепенею, не в силах оценить сказанное и сообразить, что это? Кто-то подослал? Обман? Проверка моей реакции? Женщина плачет и повторяет одно и то же:

- Жалко несчастную… Не самоубивица она, нет… Уби-и-ли человека, - тихо причитает испуганным шёпотом, оглядываясь по сторонам. И – плачет… Для окружающих ничего подозрительного не происходит – людей много, и многие из них во время чтения Марининых Стихов плакали. Я всё же пытаюсь бессвязно задать какие-то вопросы, но она машет головой:

- Ничего не спрашивайте, я Вам всё сказала. Да, чуть не забыла! Бродельщиковы из дома никогда вдвоём не уходили, потому что с ними внучек маленький жил, Павлик. А в тот день никого в доме не было…

 

Любые сомнения в случае такого тяжкого обвинения должны трактоваться в пользу обвиняемого. Чего к сожалению не наблюдается. У меня иногда даже складывается впечатление, что в отношении Цветаевой существует презумпция виновности. Она и лесбиянка, хотя никто с документами в руках этого не доказал - одни грязные сплетни и домыслы, и дочку свою голодом заморила, хотя в тот год сама чуть с голоду не умерла... Иногда создается такое впечатление, что проходит какое-то бесконечное партсобрание (бесконечное, как Процесс у Кафки) на котором слушается персональное дело тов. Цветаевой М.И. Слушается в её отсутствие. И что? Из партии исключат? Так она в ней и не состояла. Г-н Дунаев объявил, что вина Цветаевой перед Богом безмерна. Стало быть плохая христианка. Только непонятно, как грешный человек может определять меру вины другого грешного человека перед Богом.

Link to comment
Share on other sites

1. Да, извините, неточно выразился - бисексуалка.

ну мало ли у кого какие грехи в юности были. Может она их исповедовала и получила отпущение. Её же православность активизировалась значительно позже её лейсбийского романа.

Link to comment
Share on other sites

О хлыстовках ("Кирилловны") это детские воспоминания. И не более того.

А сама себе церковь - это уже что-то новое...

А "богородица хлыстовская" - это детские воспоминания?

 

Почему же новое. Очень даже старое. Старей не бывает.

Link to comment
Share on other sites

О хлыстовках ("Кирилловны") это детские воспоминания. И не более того.

А сама себе церковь - это уже что-то новое...

А "богородица хлыстовская" - это детские воспоминания?

Почему же новое. Очень даже старое. Старей не бывает.

 

Конечно детские воспоминания. Это же в переносном смысле.

Я вижу, что Вы Цветаеву лучше знаете, чем она сама.

Link to comment
Share on other sites

Я вижу, что Вы Цветаеву лучше знаете, чем она сама.

Это что, наезд?

Цветаеву я знаю плохо. Не мой любимый автор.

Но уж достаточно, чтобы католичкой её не считать :).

 

Католиками среди больших русских поэтов были: Владимир Соловьёв (если был), Ходасевич, Вячеслав Иванов-ст. (католиком стал поздно), Волошин. Ну если ещё Балтрушайтиса русским считать, он же и по-русски писал...

Ну и вроде всё.

Link to comment
Share on other sites

Я вижу, что Вы Цветаеву лучше знаете, чем она сама.

Это что, наезд?

Цветаеву я знаю плохо. Не мой любимый автор.

Но уж достаточно, чтобы католичкой её не считать :).

 

Католиками среди больших русских поэтов были: Владимир Соловьёв (если был), Ходасевич, Вячеслав Иванов-ст. (католиком стал поздно), Волошин. Ну если ещё Балтрушайтиса русским считать, он же и по-русски писал...

Ну и вроде всё.

 

Она формально католичкой не была. Но её духовная связь с католичеством несомненна.

Если плохо знакомы с творчеством поэта, то не надо обвинять её в хлыстовстве.

Это глупость.

Link to comment
Share on other sites

Господа, вы определитесь, о чем хотите говорить: о творчестве Цветаевой или о личности Цветаевой? Я, к примеру, не слышала, чтобы православные задавались вопросом, был ли Чайковский православным.
Link to comment
Share on other sites

Она формально католичкой не была. Но её духовная связь с католичеством несомненна.

Если плохо знакомы с творчеством поэта, то не надо обвинять её в хлыстовстве.

Это глупость.

Тексты покажите :). Стихи. О хлыстовстве - есть. О католичестве?

Тогда будет несомненно. А католический пансион - это как православный детский лагерь.

Link to comment
Share on other sites

Она формально католичкой не была. Но её духовная связь с католичеством несомненна.

Если плохо знакомы с творчеством поэта, то не надо обвинять её в хлыстовстве.

Это глупость.

Тексты покажите :). Стихи. О хлыстовстве - есть. О католичестве?

Тогда будет несомненно. А католический пансион - это как православный детский лагерь.

 

Стихотворение, обращённое к Господу.

Пишет одинокая голодающая женщина, у которой дочка умерла от голода.

 

Ты этого хотел. — Так. — Аллилуйя.

Я руку, бьющую меня, целую.

 

В грудь оттолкнувшую — к груди тяну,

Чтоб, удивясь, прослушал — тишину.

 

И чтоб потом, с улыбкой равнодушной:

— Моё дитя становится послушным!

 

Не первый день, а многие века

Уже тяну тебя к груди, рука

 

Монашеская — хладная до жара! —

Рука — о Элоиза! — Абеляра.

 

В гром кафедральный — дабы насмерть бить! —

Ты, белой молнией взлетевший бич!

 

19 мая 1920, Канун Вознесения

 

 

На мой взгляд, влияние католичества здесь несомненно.

Link to comment
Share on other sites

На мой взгляд, влияние католичества здесь несомненно.

И в чём оно?

Link to comment
Share on other sites

 

 

Стихотворение, обращённое к Господу.

Пишет одинокая голодающая женщина, у которой дочка умерла от голода.

 

Ты этого хотел. — Так. — Аллилуйя.

Я руку, бьющую меня, целую.

 

В грудь оттолкнувшую — к груди тяну,

Чтоб, удивясь, прослушал — тишину.

 

И чтоб потом, с улыбкой равнодушной:

— Моё дитя становится послушным!

 

Не первый день, а многие века

Уже тяну тебя к груди, рука

 

Монашеская — хладная до жара! —

Рука — о Элоиза! — Абеляра.

 

В гром кафедральный — дабы насмерть бить! —

Ты, белой молнией взлетевший бич!

 

19 мая 1920, Канун Вознесения

 

 

На мой взгляд, влияние католичества здесь несомненно.

В чем Вы видите влияние Католичества в этом стихе? :blink:

Link to comment
Share on other sites

В чем Вы видите влияние Католичества в этом стихе? :blink:

 

https://ru.wikipedia....%BB%D1%8F%D1%80

 

Господь ассоциируется именно с Католической Церковью.

При всём неоднозначном отношении Католической Церкви к Абеляру,

он был католиком.

Link to comment
Share on other sites

https://ru.wikipedia....%BB%D1%8F%D1%80

 

Господь ассоциируется именно с Католической Церковью.

 

 

Так я не понял: дело в упоминании Абеляра или Господа?

Link to comment
Share on other sites

Так я не понял: дело в упоминании Абеляра или Господа?

 

Абеляр католик. В сознании Цветаевой он - Божий человек.

Link to comment
Share on other sites

Абеляр католик. В сознании Цветаевой он - Божий человек.

Откуда Вы знаете, что в сознании Цветаевой он Божий человек, а не герой куртуазного романа с Элоизой?

Link to comment
Share on other sites

Абеляр католик. В сознании Цветаевой он - Божий человек.

Откуда Вы знаете, что в сознании Цветаевой он Божий человек, а не герой куртуазного романа с Элоизой?

 

Моё ИМХО.

Link to comment
Share on other sites

Моё ИМХО.

А это разве довод? Вы, по сути, сказали, что Ваше мнение о влиянии католичества на Цветаеву основывается на Вашем мнении.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...