Перейти к содержанию

О вере, разуме, субъективности и объективности


Marishkin
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Лучшее, что можно сказать о неверующем человеке - "умный по жизни", не более.

Пойду ка я молиться, что-бы не стать "умным по жизни". Всем спокойной ночи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 380
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Показания людей в таком состоянии не слишком достоверны.

У них не было припасенной заранее мысли о Воскресении Христа. Эта мысль никак не вытекала из их настроения и из массово разделяемых иудеями религиозных убеждений. Комплекс идей "воскресение умершего бога" не характерен для иудейской культуры. Комплекс идей "воскресение умершего Бога-единого Творца вселенной" не характерен вообще ни для какой культуры. Это была бы для них абсолютно сумасшедшая идея

 

Внезапность и радикальность изменения поведения людей, которые, если абстрагироваться от содержания их проповеди, вполне нормальны и здравы. Отсутствие сомнений хотя бы у одного предполагаемого свидетеля. Сохранение этого убеждения у всех их на многие годы, убеждения, заставляющего десятилетиями рисковать жизнью, и, в конце концов, пойти на смерть за свое свидетельство.

 

Как я вижу, достаточно. Все альтернативы именно что натянуты.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У них не было припасенной заранее мысли о Воскресении Христа. Эта мысль никак не вытекала из их настроения и из массово разделяемых иудеями религиозных убеждений. Комплекс идей "воскресение умершего бога" не характерен для иудейской культуры. Комплекс идей "воскресение умершего Бога-единого Творца вселенной" не характерен вообще ни для какой культуры. Это была бы для них абсолютно сумасшедшая идея

 

Внезапность и радикальность изменения поведения людей, которые, если абстрагироваться от содержания их проповеди, вполне нормальны и здравы. Отсутствие сомнений хотя бы у одного предполагаемого свидетеля. Сохранение этого убеждения у всех их на многие годы, убеждения, заставляющего десятилетиями рисковать жизнью, и, в конце концов, пойти на смерть за свое свидетельство.

 

Как я вижу, достаточно. Все альтернативы именно что натянуты.

 

Нуу, может быть. Альтернативы точно натянуты. Это я отвечаю за условного абстрактного нейтрального наблюдателя :). Я-то не нейтрален :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот зря Вы ругаете логику.

 

Логика говорит нам, что если Софья Перовская умерла за убийство Александра Второго, то она и правда считала Александра Второго палачом крестьянства.

 

Что если шахид взрывает себя во имя ислама, то он верит в то, что ислам - истинная вера.

 

Что если апостолы смертью подтвердили свое свидетельство о Воскресении Христа, то они - свидетели Воскресения Христа. Что и требовалось доказать.

 

Они пошли на смерть не за "идею", а за факт, который они щупали в прямом и переносном смысле. Свидетельство-то (способ его) во всех случаях схоже, но предмет свидетельства - различен.

Логика вас подвела. Если апостолы готовы были умереть свидетельствуя, что Иисус воскрес, это говорит лишь о том, что они в это действительно верили и не имели корыстных мотивов, а не то, что так оно и было, т.к. поверить в это они могли и не имея достаточных доказательств оного.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Логика вас подвела. Если апостолы готовы были умереть свидетельствуя, что Иисус воскрес, это говорит лишь о том, что они в это действительно верили и не имели корыстных мотивов, а не то, что так оно и было.

Прекрасно, Мария! Очень хорошо. Действительно, я был не вполне точен. Очень рад, что Вы пришли к такому утверждению: "они бескорыстно верили в Воскресение Христа". Правда, тут еще надо добавить:

 

"В отличие от Максима и Марии они еще и говорили о том, что видели воскресшего Христа своими собственными глазами".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"В отличие от Максима и Марии они еще и говорили о том, что видели воскресшего Христа своими собственными глазами".

Они видели человека внешне не похожего на Иисуса. Любой уважающий себя скептик скажет, что они очень хотели верить в воскресение, т.к. после распятия Христа рушилось все их мировоззрение и готовы были увидеть Иисуса в любом, кто даст хоть малый намек, что он это Он. Я думаю, что эта подробность неузнавания один из самых больших камней преткновения в вере в воскресение для начинающего знакомиться с НЗ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Они видели человека внешне не похожего на Иисуса. Любой уважающий себя скептик скажет, что они очень хотели верить в воскресение, т.к. рушилось все их мировоззрение и готовы были увидеть Иисуса в любом, кто даст хоть малый намек, что он это Он. Я думаю, что эта подробность неузнавания один из самых больших камней преткновения в вере в воскресение для начинающего знакомиться с НЗ.

 

Вашему скептику надо бы к историкам-новозаветникам (у них обычно веру теряют, но вашему-то терять нечего). :) Максим же совершенно правильно написал, что идея воскресения не была распространённой, она была необычной - это академическое мнение. Им просто нечего было ждать, нечего было хотеть видеть.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Они видели человека внешне не похожего на Иисуса. Любой уважающий себя скептик скажет, что они очень хотели верить в воскресение, т.к. рушилось все их мировоззрение и готовы были увидеть Иисуса в любом, кто даст хоть малый намек, что он это Он.

Во-первых, он не всегда был "непохож на Иисуса". они его-таки регулярно опознавали, причем с весьма и весьма близкой дистанции. Более того - по их рассказам, этот человек демонстрировал и другие необычные вещи. Например, взял, да и улетел в небо. Антигравитационный грим, не иначе.

 

Скептик, конечно, может и это объяснить потрясением, но мне идея коллективного сумасшествия без "наводящей идеи" (культурной) из-за смерти не папы, не мамы, а учителя, сумасшествия, дающего стойкий эффект на несколько десятилетий, но без признаков распада личности, представляется в высшей степени невероятной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

идея воскресения не была распространённой, она была необычной - это академическое мнение.

Набрались от египтян ;) Им впоследствии (егпитянам, нынешних коптам) принятие христианства, с его верой в воскресение далось легче всего.

Скептик, конечно, может и это объяснить потрясением

Да зачем, вымыслом авторов текста это скептики объясняют, что уж там заморачиваться. Вознесение видели только ученики, никаких сторонних свидетелей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Набрались от египтян ;) Им впоследствии (егпитянам, нынешних коптам) принятие христианства, с его верой в воскресение далось легче всего.

Понимаете, или ее "не было у иудеев", или "они набрались ее у египтян", и она была у иудеев. Что-то одно. Ее не было у иудеев. Все остатки шашней с язычеством других народов были вытравлены из иудейской среды ко временам Христа.

 

Идея смерти и воскресения вообще ни у кого не применяется к верховному Творцу вселенной, ни у какого народа, который сохранил элементы монотеистических верований.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да зачем, вымыслом авторов текста это скептики объясняют, что уж там заморачиваться. Вознесение видели только ученики, никаких сторонних свидетелей.

Так я не понял, вымыслили или видели?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И то и другое. Фарисеи верили в воскресение? Верили. Тоже академический факт. Плюс некоторое влияние могло оказать то, что многие апостолы были родом из Галилеи, находящейся на периферии иудейских поселений, где помимо иудеев жили разного рода язычники, в т.ч. египтяне, так что могли слышать об их мифологии и найти ее вполне занятной.

 

А еще есть всякие экстравагантные версии о том, что до начала своей проповеди Иисус набирался мудрости у... [... и тут начинается свобода творчества, египтян тоже приплетают]

 

Так я не понял, вымыслили или видели?

по тексту видели. не надо дурачком прикидываться. :P

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вознесение видели только ученики, никаких сторонних свидетелей.

 

Максим, тут было уже написано многое, но вот эта фраза в устах Вашей оппонентки должна яснее ясного сказать всякому разумному человеку, что Мария просто не понимает, что такое "логика". Ну, т.е. ей конечно кажется, что она понимает, но на самом деле и близко нет :rolleyes:

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну-с, баиньки...Н-да. Интересные вещи довелось сегодня почитать.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если рассуждение (претендующее на доказывание догмата) опирается не на "данные науки и общественно исторической практики", а, скажем, на религиозный текст, но при этом строится с использованием логических операций, оно не является логическим доказательством?

Оно является логическим рассуждением начиная от этого текста (принятого на веру). Но надо всегда помнить, что в основе рассуждения - текст, принятый на веру, поэтому взятое в полноте, это доказательство не является строго логическим.

Например, я соглашаюсь принять на веру то, что Библия - Слово Божие. Для простоты не будем пояснять, что я под этим понимаю. Хотя вообще-то надо. Но мы сейчас не будем.

Если мы, опираясь на текст Библии + факты и логические выводы, докажем, что Мария была сохранена от первородного греха с самого зачатия, то я приму это как логическое доказательство, основанное на предпосылке, которую мы оба принимаем на веру.

Кстати, если ограничиться прозвучавшим определением:

Религиозные тексты создаются в процессе "общественно-исторической практики", не так ли?

Лимерики тоже создаются в процессе общественно-исторической практики :). Не аргумент.

Совершенно очевидно, что тут речь идёт о выводах, которые общественно-историческая практика дала как научная дисциплина. Но я согласна, что это слабое место данного определения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну-с, баиньки...Н-да. Интересные вещи довелось сегодня почитать.

Да, прикольно провели время. К сожалению не могу поспорить с позиции иудеев, т.к. знаю только один их контраргумент. ^_^

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Действительно. Возьмем, к примеру, Упанишады:

..........

А теперь откроем Библию и сравним процитированный текст с шестодневом.

И что? Мы видим 2 текста, каждый из которых следует, согласно рассуждениям современных теоретиков, понимать духовно :).

То, что может смутить русского форумчанина (физиологические подробности), в общем-то, несущественно. Это вопрос культуры и эстетики.

Я помню, что Упанишады произвели на меня сильнейшее впечатление. Правда, это ещё в институте было, давно :).

Философски не доказфвается, а через соответствие Преданию доказывается. А логика говорит :), что соответствие Преданию - достаточный критерий истинности в Христианстве.

Я не поняла :). По-моему, логика ничего такого не говорит. Практика, действительно, говорит нечто подобное, но весь вопрос в том, как понимать соответствие Преданию.

Те, кто считает, что только КЦ истинная Церковь, переходят, думаю, все. Но многие считают, что их Церковь хоть и не идеальна, но тоже вполне себе истинная. Ну есть, мол, у нас серьезные погрешности, но это же не совсем прямо ересь. Таинства истинные, так зачем еще куда-то переходить. Таких людей очень много в ПЦ.

Я думаю, для них просто личная религиозная истина (понимание себя, людей, Бога, обретение духовного мира) важнее, чем всяческая суета по чисто гипотетическим вопросам экклезиологии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Марина, логика говорит, что эта практика неспроста :).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самое странное, что неверующие почему то так не считают. Какая-то у них неверующая логика, увы. Христос говорил о рабстве греху, и что раб не может освободить себя сам, но Сын Божий может. Так зачем духовную встречу с Сыном низводить до задачи обретения правильной логики.

 

Кстати, да...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю, для них просто личная религиозная истина (понимание себя, людей, Бога, обретение духовного мира) важнее, чем всяческая суета по чисто гипотетическим вопросам экклезиологии.

 

И наплевать им, что свв. отцы на соборах за единый аз чуть не до драки спорили. Что сказать, модернисты :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А мне кажется, что этим занимаетесь как раз Вы. Держи вора?

 

Во-первых, а мне так не кажется.

Во-вторых, по-моему, то, что я писал, было адресовано не Вам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если молится каждый день молитвами Розария, максимум через месяц открывается тоже самое. Если, не спеша, молиться утром и вечером по православному молитвослову, эффект тот же.

Через месяц открывается, через 5 лет закрывается.

Это же нормальный аутотренинг. Вот у радикальных протестантов несколько раз в неделю ходят на службы по 2 часа длиной. И, наверное, ещё дома молятся. И телевизор смотреть нельзя. Чтобы не соскочить.

Но у многих организм со временем адаптируется и снова начинает свободомыслить. Человек - существо живучее.

Это я не для того говорю, чтобы унизить молитву, а просто это не аргумент :).

И какой же? :)

Впрочем, считать может - пока другого не знает.

Цельса будет недостаточно?

Ну это как бы не секрет, что и сегодня представители древних религиозных традиций (таких, как иудаизм или буддизм) к христианству относятся несколько свысока.

Понятно. Только не сразу

Ну... я себя к совсем тупым не отношу, но мне непонятно до сих пор. То есть сразу-то как раз всё было понятно :). А сейчас как-то не очень.

Плюс то, о чем сказал Максим. Я не видел его ответа, когда писал. Для определения соответствия Преданию и Писанию логика тоже нужна, да :).

"Любую исходную точку" имел в виду внутри Христианства. Но если даже взять вообще любую исходную точку, то на веру нужно принять только факт Воскресения Христа. Дальше уже всё остальное выводится логически, включая филиокве и догмат о НЗДМ.

Интригуете :). Я практически уже жажду услышать это логическое доказательство :).

Хотя после прочтения десятков страниц на католических форумах - "это невозможно, сказал опыт".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И наплевать им, что свв. отцы на соборах за единый аз чуть не до драки спорили. Что сказать, модернисты :).

Да. Пожалуй, для моих сомнений самый сильный аргумент - коренные изменения христианской парадигмы на протяжении столетий. Культовые тексты те же, догматы - ладно, пускай те же, религиозная практика во многом тоже сохранилась. А парадигма другая. Мировоззрение другое.

И современное мировоззрения (рассматривающее драки за единый аз как глупость и фарисейство), между прочим, подтверждается евангельским текстом. При слушании проповедей, при духовном размышлении. Конечно, это потому, что я сама внутри парадигмы, а не снаружи :). Но факт есть факт. У меня нет другого Евангелия.

 

А самый сильный контраргумент (против сомнений) - то, что я написала. Истинна ли христианская религия, ложна ли - да пофиг. Я всё равно никогда это не узнаю :). Это мой путь, моя дорога к Богу, к миру, к себе - неважно. Что я, в 30 лет буду по религиям прыгать, смешно же :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим, тут было уже написано многое, но вот эта фраза в устах Вашей оппонентки должна яснее ясного сказать всякому разумному человеку, что Мария просто не понимает, что такое "логика". Ну, т.е. ей конечно кажется, что она понимает, но на самом деле и близко нет :rolleyes:

 

Простите, объясните нам, пожалуйста, что же такое "логика"??? В особенности, учитывая приведённый Вами контекст "Вознесение видели только ученики, никаких сторонних свидетелей"... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А самый сильный контраргумент (против сомнений) - то, что я написала. Истинна ли христианская религия, ложна ли - да пофиг. Я всё равно никогда это не узнаю :). Это мой путь, моя дорога к Богу, к миру, к себе - неважно. Что я, в 30 лет буду по религиям прыгать, смешно же :).

 

Да ладно. Сейчас вот в Китай съездите, на архатов тамошних посмОтрите, и кто знает? Никогда не говори никогда.

А на самом деле, когда Христос остается абстракцией, идеей, набором изречений, тогда что-то имеещее отношение к Нему может быть "пофиг". А если Он не абстракция, то сразу всё становится важным, что связано с Ним. Прошу прощения.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...