Перейти к содержанию

К проблеме различия сущности Бога и действия Бога


ioann22
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Как известно, основной вопрос касается "места", "где" проходит это различие. Различие же между сущностью и действием никто не отрицает. Чаще всего выставляют на выбор два варианта:

 

1) Различие сущности Бога и действия Бога пролегает не только в нашем уме, но и в самом Боге, подобно действительному различию ипостасей Троицы. То есть, сущность и действие Бога различаются в той же мере, что и Лица Троицы между Собой.

 

2) Различие сущности Бога и действия Бога пролегает только в нашем уме, только в умозрении.

 

Предположу не без оснований, как мне кажется, что два варианта не были бы приняты свт.Иоанном Златоустом.

 

Первый пункт несовместим, на мой взгляд, с тем, что он пишет здесь:

 

"Еще: по воле (Бог) имеет бытие, или по неволе? Но и этого нельзя сказать".

 

https://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z11_1/Z11_1_45.htm

 

Если Бог существует по воле, то в принципе можно предположить и то, что по той же воле Он мог и не существовать. Но такое нельзя сказать. Следовательно, наоборот, по неволе? Но разве в Боге есть принудительная сила, которая бы заставила Его существовать, так что Он бы существовал вопреки хотению? Нет. Получается, что и второй ответ ошибочный. Единственный способ избежать выбора между вольным и невольным существованием Бога это сказать, что воля Бога существовать совпадает с сущностью Бога. Бог существует вольно в том же смысле, в каком Он является сущностью (иначе говоря, существует с неизбежностью). Совпадение сущности Бога с предикатом сущности (в данном случае, с волей Бога) – это уже отрицание первого пункта о реальном различии в Боге сущности и Его предикатов.

 

Второй пункт несовместим с тем, что Златоуст говорит здесь:

 

"Первенец, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровью креста Его, и земное и небесное" (ст. 19 – 21). …."Полнота" – он сказал о Божестве, подобно тому, как говорит Иоанн: "И от полноты Его все мы приняли" (Иоан. 1:16), т. е. был ли то Сын, или Слово, но там вселилось не действие какое-нибудь, а сущность".

 

https://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z11_1/Z11_1_43.htm

 

Вот это противопоставление –"не действие какое-нибудь, а сущность" – красноречиво говорит о том, что Златоуст различал сущность и действие Бога не только в умозрении, но и в действительности. Ведь не в одном только умозрении богоносные люди, в которых вселилось действие Бога различаются от Христа, в котором сущность Бога. Это различие реальное, а не чисто теоретическое.

 

Я думаю, что Златоуст провёл бы различие сущности и действия Бога не только лишь в уме, но и не в самом Боге, а _между_ Богом и миром, то есть в области домостроительства Бога по отношению к миру. Сущность Бога и действия Бога реально различаются в икономии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, а почему, к примеру, А.Г. Дунаев настаивает на умозрительном различии?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я его позицию до конца не пойму. Он вроде за то, что сущность и действие Бога различаются в уме, но с основанием в вещи (а это не чисто теоретическое различие).

 

Вообще, он разочаровывает иногда своими странными мыслями: то не верит в физиологическую девственность Богоматери, то есть какие-то "агноитские" фразы (подозрительные), то эта странная позиция по Кочеткову (по поводу смертности души), то придерживается малоубедительной позиции Прохора Кидониса о том, что Фаворский свет нетварно-тварен по причине двуприродности Христа.

 

Мне нравится его критической настрой, оригинальность, профессионализм. Но вот по некоторым пунктам остаётся разводить руками... (недоумение возникает)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

."Полнота" – он сказал о Божестве, подобно тому, как говорит Иоанн: "И от полноты Его все мы приняли" (Иоан. 1:16), т. е. был ли то Сын, или Слово, но там вселилось не действие какое-нибудь, а сущность".

 

https://www.ispovedni..._1/Z11_1_43.htm

 

Вот это противопоставление –"не действие какое-нибудь, а сущность" – красноречиво говорит о том, что Златоуст различал сущность и действие Бога не только в умозрении, но и в действительности. Ведь не в одном только умозрении богоносные люди, в которых вселилось действие Бога различаются от Христа, в котором сущность Бога. Это различие реальное, а не чисто теоретическое.

Возможно, Златоуст использовал термины "действие" и "сущность" в их приближении к тварному, и именно в этом плане показал, что "сущность" несколько более фундаментальна, чем "действие", которое может быть и случайно, а не только необходимо. А сделал он это, исходя из того, чтобы более понятным образом донести до слушателя мысль на примере тварного.

 

Я думаю, что Златоуст провёл бы различие сущности и действия Бога не только лишь в уме, но и не в самом Боге, а _между_ Богом и миром, то есть в области домостроительства Бога по отношению к миру. Сущность Бога и действия Бога реально различаются в икономии.

Если действие и сущность в Боге различны, то лишь с "нашей" т.з., как пребывающих в мире. Но икономия - это не высший план понимания все же. Поэтому положение о тождестве в Боге самом по себе сущности и действия никак не умаляется. Если бы действие в Боге было отлично от Его сущности, то это привносило бы в Него акцидентальность и потенциальность, что разрушило бы абсолютную простоту Бога.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Глина рассуждает на тему устройства и внутренней жизни Горшечника - может просто напрямую спросить у Него об этом?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Александр, не разводите оффтоп здесь. Идите отсюда.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

то эта странная позиция по Кочеткову (по поводу смертности души),

А в чем она состоит? Неужели оправдывает мортализм?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Марион, приведу пример, как я это понимаю. Представим судью, тюрьму и заключённых. Судья может действовать таким образом, что некоторые заключённые получают смягчения приговора (чаще выводятся на свежий воздух, на солнце, лучше питаются, больше отдыхают). Это милостивые действия судьи. Но судья в принципе может явиться к заключённым в образе заключённого, так что сами заключённые не увидят в нём ничего, что дало бы повод им бояться этого нового странного "заключённого". И только некоторые поверили, что это судья, а другие избили его до смерти. Вот этот приход был ведь сущностным, так как сам судья явился в облике приговорённого. А до этого судья проявлял себя только действиями. Нельзя ведь сказать, что действия судьи и сам судья различаются только в уме заключённых. Но нельзя и сказать, что действия судьи – отдельно, а сам судья – отдельно, так как в самом судье то и другое совпадают. Различие проходит не в судье, а в проявлениях судьи. То он только действует, не являясь сам, то он приходит сам.

 

Вот Христос до воплощения проявлял Себя людям только в действиях (не в полноте). А в воплощении явился Сам. Там были энергии, а тут – сама сущность, сама вторая ипостась Троицы.

 

Бог сущностно присутствует во Христе и несущностно присутствует в богоносных людях. А если сказать, что Бог сущностно присутствует и в святых, то получится ересь исохризма. И если сказать наоборот, что Бог присутствует во Христе несущностно, то получится ересь несторианства или арианства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот Христос до воплощения проявлял Себя людям только в действиях (не в полноте). А в воплощении явился Сам. Там были энергии, а тут – сама сущность, сама вторая ипостась Троицы.

 

Почему Бог в людях проявлял, и проявляет себя только в действие? Если сам Христос говорит "как я в Отце, так вы во мне". Почему вы отказываете Богу в праве присутствовать сущностно как в Христе, так и в людях, и наоборот, почему бы Богу не присутствовать в людях и Христе, в действиях. Непонятно на чем основываете свое разделение, в Христе (который является и Богом, и человеком) так, а в людях так (точнее, мне представляется, что вы даете такое разделение, потому что оно вам понятно, но это не критерий для истины).

Вот еще слова- "Без Меня не можете ничего делать". Как Он присутствует в вашей модели, и почему?

Как человеческая природа (дух, душа, и тело) способна вмещать присутствие Божие? сущностно или в энергиях?

Как Бог присутствует в Евхаристии, сущностно или в энергиях, или же и так и так?

Почему Бог, говоря о взаимоотношениях с душами, употребляет брачные образы и образы союза, как это все с вашей теорией стыкуется?

 

Ко всему вышесказанному хочется добавить что у евреев был запрет на изображение Бога, и те вопросы которые вы ставите, вполне подпадают под этот запрет. Ход ваших рассуждений вполне находиться в сфере рационального мышления, но разве можно тайны Бытия Бога и Творения мира таким образом адекватно понять или приблизиться к ним. Мне думается, что к Богу можно приблизиться только через открытые Им Самим двери (откровение о Самом Себе), но предложенный вами метод размышления и оценки не корректен (в своем основании), и может привести в итоге только к ошибочным выводам, или, если вовремя остановиться, на некоторые вопросы вполне правильно будет дать ответ- "не знаю".

Апостол Павел говорит о жизни будущего века как о том, что видится "как через тусклое стекло". Если будущая жизнь так видится, как можно говорить что-то более полное о Том, Кто эту жизнь сотворил. Заметьте, что о Царствие Небесном библия говорит только в образах, избегая точных формулировок.

Кстати, в приведенных вами ссылках на Златоуста, как раз можно прочесть предостережение о подобных размышлениях. У Златоуста в беседах все понятно и ясно, но если хочется найти черную кошку в темной комнате, то безусловно вы ее найдете!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если сам Христос говорит "как я в Отце, так вы во мне".

Александр, так не пойдет. Приведите точную цитату.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Александр, так не пойдет. Приведите точную цитату.

Точная цитата "В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и я в Вас" Иоанн 14,20

.и еще "Да будут все едино, как Ты Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" Иоанн 17,22

"Я в них, и Ты во мне; да будут совершенно воедино" Иоанн 17,23

"Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога" Иоанн 17,3

Это что-то меняет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Точная цитата "В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и я в Вас" Иоанн 14,20 (...)

 

Это что-то меняет?

Меняет, притом существенно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меняет, притом существенно.

Не понимаю, что вы имеете в виду.

Если не сложно, покажите что для вас меняет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"я скорее вычерпаю моей ложкой это море и вмещу его в ямку, чем ты своим умом проникнешь в тайну Святой Троицы" -- хорошее предостережение
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...