Перейти к содержанию

"Об особом уважении к Восточным Церквам" (из декрета "Unitatis Redintegratio")


Дмитрий
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Мне кажется, что рыцержу и пришедшему к нему на помощь Джиббусу имеет смысл определеннее изложить их мнение по поводу недействительности таинств у православных. Пока у них есть всего лишь "вопросы", нет стимула предметно их обсуждать. Мало ли у кого какие есть вопросы и сомнения.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 112
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Во-первых, я и пользователь Gibbus имеем разные мнения. Во-вторых, по ходу тут многие пользователи не знают богословия, а засим не понимают, что вопросы Gibbus'a - риторические. В-третьих, были даны очень конкретные основания...

Итак:

1) Gibbus считает, вслед за монс. д'Эрбиньи, что если рукополагающий епископ считает, будто можно извергать священников из сана в смысле полного лишения священства, то он не верит в догмат о неизгладимой печати священства. Дефект намерения - таинство недействительно. Я возражал ему, общаясь в реале, что до XII века ряд католических богословов и на Западе считали, что печать может быть изглажена per degradatationem /чрез извержение из сана/ и несомненно, что у этого заблуждения были сторонники в епископском сане, совершавшие рукоположения. Сие не препятствует их действительности.

2) И я, и Gibbus согласны, что священник, который вслед за еп. Александром (Семёновым-Тянь-Шанским) и проф. Алексеем Ильичом Осиповым отрицает учение о пресуществлении (trassubstantiatio), по сути дела придерживаясь лютеранского учения о сосуществлении (conssubstantiatio), стыдливо прячась за слово "преложение", имеет дефект намерения и совершает Евхаристию недействительным образом. Надо иметь намерение ПРЕСУЩЕСТВИТЬ Св. Дары.

3) Все жёсткие традиционалисты согласны, что когда для Таинства Соборования в РПЦ МП и у католических обновленцев используется какое-либо еще растительное масло, кроме оливкового, Таинство Елеопомазания недействительно по дефекту материи. Действительная материя для Мvропомазания и Елеопомазания - только оливковое масло.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Схизма это когда папская власть в принципе отрицается.

Еще раз повторяю для читающих между строк определение схизмы их кодекса канонического права. "Схизма - отказ от подчинения Верховному Понтифику или от общения с подвластными ему членами Церкви" (кан. 751). Если Вы вкладываете в это слово (схизма) не то, что утверждает Церковь, то это уже Ваши проблемы. И Ваши суждения никак не влияют на объективную реальность.

Кроме всего прочего советую посмотреть, например, ответ коммиссии "Ecclesia Dei" Джону Лоухнану (John Loughnan) N. 343/98 от 27 октября 1998. Там в частности говорится следующее "с. Thus far the Church has not officially declared what constitutes "formal adherence to the schism " inaugurated by the late Archbishop Lefebvre (cf. Ecclesia Dei 5, c), but the Code of Canon Law defines schism as " refusal of submission to the Roman Pontiff or of communion with the members of the Church subject to him" (canon 751). The above citation together with the other documentation which you have included in your dossier and your own exchange of correspondence with Father Violette clearly indicate the extent to which many in authority in the Society of St. Pius X corroborate that definition." ("с. Церковь пока официально не определила, что следует понимать под "формальной принадлежностью к схизме" образованной арх. Лефевром (см. Ecclesia Dei 5 c), однако кодекс канонического права определяет схизму "как отказ от подчинения Верховному Понтифику или от общения с подвластными ему членами Церкви" (кан. 751). Отмеченная цитата совместно с другими документами, включенными Вами в Ваше досье, и Ваша собственная переписка с о. Виолеттом четко указывает в какой степени многие у власти в SSPX подтверждают это определение"). Так что это не только мое мнение про схизму FSSPX даже в не факта епископских хиротоний 1988 года.

 

Вам неизвестны определения понятия схизмы, данные средневековыми схоластами, в свете которых должно интерпретировать Кодекс Канонического Права. Кроме того, сочтя, что в моем посте всё неверно, Вы оспорили очевидное утверждение, что Папа не имеет права повелеть совершить грех. Итак, женщины, отвергшие сексуальные домогательства Александра VI Борджия, оказываются по Вашему в схизме :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вам неизвестны определения понятия схизмы, данные средневековыми схоластами, в свете которых должно интерпретировать Кодекс Канонического Права.

По факту в средневековье лефевристская схизма трактовалась бы именно так жестко как dif процитировал из нынешнего ККП. Никакое формальное поминание Папы лефевристов не спасло бы от осуждения в схизме и от жесткого наказания вплоть до физического уничтожения нераскаявшихся в грехе гордыни. Так что предполагать, что в то время к лефевристам относились бы снисходительнее из-за наличия определенных идей у средневековых схоластов, как я думаю, неверно. Вы ведь тоже согласитесь с этим?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) Gibbus считает, вслед за монс. д'Эрбиньи, что если рукополагающий епископ считает, будто можно извергать священников из сана в смысле полного лишения священства, то он не верит в догмат о неизгладимой печати священства. Дефект намерения - таинство недействительно. Я возражал ему, общаясь в реале, что до XII века ряд католических богословов и на Западе считали, что печать может быть изглажена per degradatationem /чрез извержение из сана/ и несомненно, что у этого заблуждения были сторонники в епископском сане, совершавшие рукоположения. Сие не препятствует их действительности.

2) И я, и Gibbus согласны, что священник, который вслед за еп. Александром (Семёновым-Тянь-Шанским) и проф. Алексеем Ильичом Осиповым отрицает учение о пресуществлении (trassubstantiatio), по сути дела придерживаясь лютернаского учения о сосуществлении (conssubstantiatio), стыдливо прячась за слово "преложение", имеет дефект намерения и совершает Евхаристию недействительным образом. Надо иметь намерение ПРЕСУЩЕСВТИТЬ Св. Дары.

3) Все жёсткие традиционалисты согласны, что когда для Таинства Соборования в РПЦ МП и у католических обновленцев используется какое-либо еще растительное масло, кроме оливкового, Таинство Елеопомазания недействительно по дефекту материи. Действительная материя для Мvропомазания и Елеопомазания - только оливковое масло.

Критика Нового Римского Миссала построена на отсутствие в Мессах четкого католического намерения. Между тем кодификация Мессы Тридентом произведена для четкого выражения этих намерений. Другими словами. Для Таинств необходимы.

1. Материя,

2. форма,

3. свершитель,

4. правильный субъект и

5.намерения ВЫРАЖЕННЫЕ должным образом.

Не мысли попа, а ВЫРАЖЕНИЕ намерения кодифицированное Церковью как католическое намерение. Месса Православных полностью выражает католическое намерение. А что там думает об этом свершитель, неважно. иначе нам надо было бы не признавать монофезитские Литургии. Ведь монофезитский священник Творит Повторяющуюся Жертву со другим. неправильно понимаемым Христом.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что ж, мнение о. Амвросия Катарина ОР, что внешнего намерения достачно, законно, его Церковь не осуждала. Но большинство богословов считают, что необходимо и внутренее намерение.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вам неизвестны определения понятия схизмы, данные средневековыми схоластами, в свете которых должно интерпретировать Кодекс Канонического Права.

Ну так никто и не сомневался, что я и комиссия "Ecclesia Dei" ничего не знаем, просто потому, что Вам хочется иначе ;)

А вообще у Вас каша в голове. После таких фраз, как эта "После упразднения так называемых "отлучений" Бенедиктом XVI кто-то считает иначе?" или эта "Если же сопротивление Папе обоснованно или истиной, или непреодолимым добросовестным заблуждением сопротивляющегося и не сопровождается отрицанием папской власти как таковой и созданием "параллельной церкви", то схизмы нет." и т.д. вообще сомневаешся, что Вы правильно понимаете ситуацию. Вы путаете преступление и наказание. Схизма - это преступление. Так как, например, поставление во епископы без мандата Папы. Или множество других. А вот наказание - это, например, отлучение. И после того, как шестерых епископов отлучили в 1988 году, лефевристы пытались ссылаться на упомянутый Вами канон 1323 п.7 (о "неопредолимом добросовестном заблуждении"). Но этот канон (равно как и другие) говорит о неприменении или снятии наказаний (т.е. отлучения). А преступление (например, схизма или рукоположение епископов без мандата Папы) не может никак стать небывшим. Конечно, риторика лефевристов ни к чему не привела и Папа сам снял с них наказание.

Вам просто следует различать преступление и наказание. Наказания (как отлучение) к лефевристам на данный момент не применено. Но это просто акт доброй воли Папы (как, например, условный срок или некое помилование по указу президента в судебной практике России). Но это никак не говорит о том, что преступления не было.

А вот преступление (в данном случае схизма) по моему мнению, по мнению комиссии "Ecclesia Dei" (см. в предыдущем посте), по мнению других людей наличествует. Дойдет ли дело до наказания? Посмотрим. Пока Рим все еще проявляет добрую волю и смотрит с надеждой.

Кроме того, сочтя, что в моем посте всё неверно, Вы оспорили очевидное утверждение, что Папа не имеет права повелеть совершить грех. Итак, женщины, отвергшие сексуальные домогательства Александра VI Борджия, оказываются по Вашему в схизме :)

Ой. Оказывается у Папы уже есть право повеливать совершать грех? :blink: Это что-то новое. Хотелось бы увидеть, где ж такое право Папы задукоментировато ;)

Хотя, конечно, меня прикалывает Ваша способность сводить все к "польским бабкам" и "сексуальным домогательствам". ;) Все же именно о таких возвышенных материях мы тут ведем речь. ;)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотелось бы увидеть, где ж такое право Папы задукоментировато ;)

 

В Ваших постах, друхх разлюбезный... ;)

 

Вам просто следует различать преступление и наказание. Наказания (как отлучение) к лефевристам на данный момент не применено. Но это просто акт доброй воли Папы (как, например, условный срок или некое помилование по указу президента в судебной практике России). Но это никак не говорит о том, что преступления не было.

 

Типично модернисткое смещение сознания. Все на самом деле сущие в расколе отлучены ipso facto. Не отлучены=не в расколе. Впрочем без такой эквилибристики невозможно оправдать пресловутое "снятие анафем" 1965 г. со схизматической "православной" церкви.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну так никто и не сомневался, что я и комиссия "Ecclesia Dei" ничего не знаем, просто потому, что Вам хочется иначе

 

Не знаете. Цитат могу накидать...

 

лефевристы пытались ссылаться на упомянутый Вами канон...

 

Ссылались прежде всего на состояние крайней необходимости. Не передёргивайте, плиз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во-первых, я и пользователь Gibbus имеем разные мнения. Во-вторых, по ходу тут многие пользователи не знают богословия, а засим не понимают, что вопросы Gibbus'a - риторические. В-третьих, были даны очень конкретные основания...

Итак:

1) Gibbus считает, вслед за монс. д'Эрбиньи, что если рукополагающий епископ считает, будто можно извергать священников из сана в смысле полного лишения священства, то он не верит в догмат о неизгладимой печати священства. Дефект намерения - таинство недействительно. Я возражал ему, общаясь в реале, что до XII века ряд католических богословов и на Западе считали, что печать может быть изглажена per degradatationem /чрез извержение из сана/ и несомненно, что у этого заблуждения были сторонники в епископском сане, совершавшие рукоположения. Сие не препятствует их действительности.

Лично Ваша позиция тут очень странна. Действительность рукоположений, которая отрицается через якобы присутствующий дефект намерения, Вы обосновываете не показанием отсутствия дефекта, а наличием аналогичных неверных мнений среди католического епископата, осуществлявшего рукоположения. Совершенно не видно, как Вы Джиббуса опровергаете.

2) И я, и Gibbus согласны, что священник, который вслед за еп. Александром (Семёновым-Тянь-Шанским) и проф. Алексеем Ильичом Осиповым отрицает учение о пресуществлении (trassubstantiatio), по сути дела придерживаясь лютернаского учения о сосуществлении (conssubstantiatio), стыдливо прячась за слово "преложение", имеет дефект намерения и совершает Евхаристию недействительным образом. Надо иметь намерение ПРЕСУЩЕСВТИТЬ Св. Дары.

А это в продолжение вопроса о епископских рукоположениях. Джиббус неправославие в учении о епископском сане считает дефектом намерения. Вы с ним почему-то не согласны, но неправославие в учении о таинстве Евхаристии, проявляемое отдельным священником, уже считаете основанием для объявления таинства недействительным. А ведь это крайне непоследовательная позиция.

 

Как я вижу, Вы и Джиббус требуете от служителя таинства полностью осмысленного (рефлективного) намерения, тогда как Церковь требует от служителя только "прямого намерения" (intentio directa). Признавая необходимость рефлективного намерения, Церковь поставила бы действительность таинств в зависимость от личного правоверия и компетентности служителей. Например, учение Тридентского собора о признании крещения, совершенного еретиками, иудеями и язычниками, было бы тогда совершенно невозможно, так как нельзя было бы требовать от иудеев и язычников знания богословия первородного греха и Искупления.

3) Все жёсткие традиционалисты согласны, что когда для Таинства Соборования в РПЦ МП и у католических обновленцев используется какое-либо еще растительное масло, кроме оливкового, Таинство Елеопомазания недействительно по дефекту материи. Действительная материя для Мvропомазания и Елеопомазания - только оливковое масло.

Ну и что? По этим же основаниям данные таинства могут быть недействительны и у католического служителя (то-то Вы пишите про "католических обновленцев"). Миро у православных по факту только с использованием оливкового масла, а елей, действительно, попадается и другой. Но уж верно то, что старые авторитетные богословские работы православных авторов подразумевали использование только оливкового (деревянного) масла для елеопомазания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Типично модернисткое смещение сознания. Все на самом деле сущие в расколе отлучены ipso facto. Не отлучены=не в расколе.

Бр-р-р... Так чем же, по-Вашему, порождается раскол - событием отделения или событием отлучения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бр-р-р... Так чем же, по-Вашему, порождается раскол - событием отделения или событием отлучения?

По моему отлучением. Было же у нас три папы. И кто же в расколе был? Без суда не ясно. Нет суда, нет раскола.

Хотя хотелось бы послушать экспертов. Вопрос хороший. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По моему отлучением.

Нет, отделением. Нет необходимости специально отлучать явного еретика или схизматика. Ересь или схизма сами по себе ставят вне Церкви. Поэтому старый Кодекс говорил об отлучении ipso facto, а новый Кодекс - об отлучении по заранее вынесенному судебному решению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, отделением. Нет необходимости специально отлучать явного еретика или схизматика. Ересь или схизма сами по себе ставят вне Церкви. Поэтому старый Кодекс говорил об отлучении ipso facto, а новый Кодекс - об отлучении по заранее вынесенному судебному решению.

Спасибо! Таких тонкостей я не знал.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Ваших постах, друхх разлюбезный... ;)

Не читайте между строк и не додумывайте за собеседника. И тогда будет все тип-топ.
Типично модернисткое смещение сознания.

Мне тоже следует высказаться о Вашем сознании и его смещении?

 

Думаю, мы так еще сможем пару кругов намотать на форуме. И в конце концев опять упремся в то, с чего все началось. Т.е. вот в это.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лефевристы - не в схизме.

Это вы так считаете. А большинство здесь считает иначе.

Вот лефевристы Кюнга любят припомнить. А ведь они с ним в одном очень похожи. В том что и он и они пользуются медлительностью Церкви в решении их вопроса. Но по факту Кюнг оказывается куда лучше, потому как не призывает к отвержению власти КЦ. Так что гордые лефевристы далеко после него сзади идут в Царствие Небесное, потому как у него смирения больше.

Вообще откуда лефевристы набрались такой гордыни и утратили способность к смирению? Неужто из традиции? Совсем нет, но они набрались этого из отравленного воздуха ХХ столетия. Называя себя традиционалистами, в самом главном они таковыми не являются, поэтому называть их традиционалистами в хорошем смысле слова было бы ошибкой.

По-моему они могут называться только "традиционалистами".

Извините за прямоту. У меня сегодня тяжелый день.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бр-р-р... Так чем же, по-Вашему, порождается раскол - событием отделения или событием отлучения?

 

Настоящий раскольник уже отлучен самом фактом (не понимает кое-кто латинской юридической теминологии) впадения в раскол. Оба события происходят одновременно. Судебный приговор только декларирует это уже произосшедшее отлучение. Если церковные власти о ком-то заявили "он не отлучен" = "он не в расколе". Невозможно не отлучать раскольников. Поэтому, если Папа заявил, что кто-то не отлучен, то произошло одно из двух: 1) признал тем самым, что не раскольники, так и есть (Бенедикт XVI о лефевристах); 2) превысил свои законные полномочия, они после глаголемого "снятия анафем" остались раскольниками и отлученными (Павел VI о православных).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Настоящий раскольник уже отлучен самом фактом (не понимает кое-кто латинской юридической теминологии) впадения в раскол. Оба события происходят одновременно. Судебный приговор только декларирует это уже произосшедшее отлучение. Если церковные власти о ком-то заявили "он не отлучен" = "он не в расколе". Невозможно не отлучать раскольников. Поэтому, если Папа заявил, что кто-то не отлучен, то произошло одно из двух: 1) признал тем самым, что не раскольники, так и есть (Бенедикт XVI о лефевристах); 2) превысил свои законные полномочия, они после глаголемого "снятия анафем" остались раскольниками и отлученными (Павел VI о православных).

Этот вопрос уже затрагивался в других темах. Папа снял отлучение за определенный вид канонического преступления - рукоположение епископа без санкции Апостольского престола. Раскол - другое каноническое преступление. Совокупность документов Римской курии пока позволяет сказать только одно: сама принадлежность к FSSPX как структуре еще не означает раскола. Прежде всего, потому, что FSSPX вело себя крайне осторожно: все эти заявления о поминаниях и почитаниях и проч. подобн. (замечу, что в настоящее время официальное неприсуждение FSSPX статуса раскольнической организации, по-моему мнению, уже является более следствием cunctatio romana, нежели этой осторожности FSSPX. Сам материальчик позволяет, и пишущие в данной теме это и имеют в виду).

 

Но это не исключает возможности схизмы по другому, нежели факт принадлежности к FSSPX, основанию: отказ от подчинения Понтифику или отказ от общения с верными ему членами Церкви, которое может проявиться и проявляется на личном уровне. Если, скажем, лефеврист (или "лефеврист"-мирянин) принципиально избегает принятия таинств в приходах Католической Церкви, то это уже является основанием уверенно полагать его схизматиком (это только один пример). И это гнушение Католической Церковью, подпитывается, вне всякого сомнения, самим духом FSSPX, который значительно более предметен, чем пресловутый "дух собора".

 

Поэтому документы "Ecclesia Dei" не говорят о всем FSSPX как схизматической структуре, но говорят о "многих" в нем как о схизматиках.

 

Касательно санкций проблема одна - для руководства Церкви трудно вычленить в массе "лефевристов" индивидуально порвавших с Церковью. Не с тапком ведь за ними гоняться... Плюс сугубая дипломатичность.

 

Но, конечно, бесконечно веревочка виться не будет, и рано или поздно лефевристы будут объявлены схизматиками просто по факту принадлежности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но по факту Кюнг оказывается куда лучше, потому как не призывает к отвержению власти КЦ.

 

Как не призывал?. Он откровенно призывал епископов к непослушанию к Святому Престолу и проповедовал ересь консилиариззма, призывая собрать антипапский собор либеральных епископов. По большому счету, его боятся отлучить, чтоб не показаться "несовременными мракобесами".

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но по факту Кюнг оказывается куда лучше, потому как не призывает к отвержению власти КЦ.

 

Как не призывал?. Он откровенно призывал епископов к непослушанию к Святому Престолу и проповедовал ересь консилиариззма, призывая собрать антипапский собор либеральных епископов. По большому счету, его боятся отлучить, чтоб не показаться "несовременными мракобесами".

Ясно. Спасибо, буду знать. Ну значит они в главном похожи как братья близнецы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Как не призывал?. Он откровенно призывал епископов к непослушанию к Святому Престолу и проповедовал ересь консилиариззма, призывая собрать антипапский собор либеральных епископов. По большому счету, его боятся отлучить, чтоб не показаться "несовременными мракобесами".

Когда это он призывал к подобному? Если найдёте ссылку - буду благодарен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Досточтимые епископы!

 

Йозеф Ратцингер, ныне Папа Бенедикт XVI, и я были самыми младшими богословами на Втором Ватиканском Соборе в 1962-1965 гг. Сейчас мы являемся старейшими, но все еще по-прежнему активны. Я всегда считал свою деятельность в качестве богослова служением Римско-католической Церкви.

 

По этой причине, по случаю пятой годовщины избрания Папы Бенедикта XVI, я обращаюсь к Вам с открытым письмом. При этом я руководствуюсь своим глубоким беспокойством о судьбе нашей Церкви, которая в настоящее время находится в тяжелейшем кризисе, острее которого не было со времени Реформации.

 

Пожалуйста, извините, что делаю это в форме открытого письма. К сожалению, у меня нет другого способа обратиться к вам.

 

Я глубоко ценю то, что Папа пригласил меня, его откровенного критика, встретиться с ним для дружественной 4-часовой беседы, которая состоялась вскоре после того, как он стал понтификом. Это пробудило во мне надежду на то, что мой бывший коллега по Тюбингенскому университету сможет найти свой путь в направлении продолжения обновления Церкви и экуменического сближения в духе Второго Ватиканского Собора.

 

К сожалению, мои надежды, как и надежды многих других католиков – мужчин и женщин, не сбылись. И в моей последующей переписке с Папой я говорил ему об этом много раз. Без сомнения, он добросовестно выполняет свои повседневные обязанности как Папа. Он дал нам три полезные энциклики, посвященные вере, надежде и милосердию. Но если речь идет о стоящих перед нами серьезнейших проблемах нашего времени, то в период его понтификата больше упущено возможностей, чем сделано чего-либо.

 

Упущена возможность восстановления отношений с Протестантскими церквями: вместо этого им отказано в статусе Церкви в полном смысле этого слова и, по этой причине, их священство не признается, а евхаристическое общение с ними невозможно.

 

Упущена возможность долговременного примирения с евреями. Вместо этого Папа вновь ввел в мессу дособорную молитву о просвещении евреев, он принял в общение раскольнических епископов-антисемитов и активно продвигает вперед беатификацию Папы Пия XII, который обвиняется в том, что не предпринял достаточных усилий для защиты евреев в нацистской Германии.

 

Факт, что Бенедикт видит в иудаизме только исторические корни Христианства; он не относится к нему всерьез как к продолжающему свое существование религиозному сообществу, предлагающему собственный путь к спасению. Недавнее сравнение нынешней критики в адрес Папы с антисемитскими кампаниями ненависти, сделанное Раньеро Канталамессой во время официального богослужения Великой пятницы в Ватикане, вызвало бурю негодования среди евреев во всем мире.

 

Упущена возможность диалога с мусульманами в атмосфере взаимного доверия. Вместо этого в его опрометчивой, но симптоматической лекции в Регенсбурге в 2006 г. Бенедикт представил карикатуру на ислам как религию насилия и жестокости и таким образом вызвал устойчивое недоверие со стороны мусульман.

 

Упущена возможность для примирения с колонизированными коренными народами Латинской Америки: вместо этого Папа заявил со всей серьезностью, что они "жаждали" обращения в религию своих европейских завоевателей.

 

Упущена возможность помочь населению Африки, позволив использование контроля над рождаемостью для борьбы с перенаселенностью и контрацептивов для борьбы с распространением ВИЧ-инфекции.

 

Упущена возможность примириться с современной наукой, ясно подтвердив теорию эволюции и разрешив исследования в области стволовых клеток.

 

Упущена возможность сделать дух Второго Ватиканского собора компасом для всей Католической Церкви, включая непосредственно Ватикан, и таким образом продвинуть необходимые реформы в Церкви.

 

Этот последний пункт, уважаемые епископы, является самым серьезным из всех. Снова и снова этот Папа дополняет соборные тексты и интерпретирует их в духе, противном отцам собора. Снова и снова он преднамеренно противостоит Вселенскому Собору, который, согласно церковному праву, представляет собой высшую власть в Католической Церкви.

 

Он принял епископов из традиционалистского общества Пия X обратно в Церковь без всяких предварительных условий – епископов, которые были незаконно посвящены в сан вне Католической Церкви и которые отвергают центральные положения Второго Ватиканского собора (в том числе – литургическую реформу, свободу религии и сближение с иудаизмом).

 

Он продвигает средневековую Тридентскую мессу всеми возможными способами, а иногда совершает Евхаристию на латыни, стоя спиной к собранию.

 

Он отказывается восстановить отношения с Англиканской Церковью, хотя это было предусмотрено официальными экуменическими документами англиканско-католической международной комиссии. Вместо этого он пытается заманить женатое англиканское духовенство в Римско-католическую Церковь, освобождая их от обета безбрачия, из-за нарушения которого десятки тысяч римско-католических священников прекращают служение.

 

Он активно укрепил антисоборные силы в Церкви, назначив реакционных чиновников на ключевые посты в Курии (включая государственный секретариат и литургическую комиссию) и поставив реакционных епископов по всему миру.

 

Папа Бенедикт XVI кажется все более и более оторванным от огромного большинства членов Церкви, которые обращают всё меньше и меньше внимание на Рим и в лучшем случае идентифицируют себя только со своей местной общиной и епископом.

 

Я знаю, что многим из Вас причиняет боль сложившаяся ситуация. В своей антисоборной политике Папа получает полную поддержку со стороны Римской Курии. Курия делает все возможное, чтобы заглушить критику среди епископата и в Церкви в целом и дискредитировать критиков всеми имеющимися в ее распоряжении средствами. Возрождая пышность и зрелищность, привлекая внимания средств массовой информации, реакционные силы в Риме пытаются представить нам сильную Церковь, во главе которой стоит абсолютистский "наместник Христа", который один сочетает в себе законодательную, исполнительную и судебную власть в Церкви.

 

Но Бенедиктова политика реставрации не удалась. Все его впечатляющие выступления, показательные поездки и публичные заявления не смогли повлиять на мнение большинства католиков по спорным вопросам. Это особенно справедливо в отношении проблем сексуальной морали. Даже папские молодежные встречи, на которых присутствуют, прежде всего, консервативно-харизматические группы, не в силах сдержать постоянный отток людей из Церкви или привлечь молодых людей к священству.

 

Вы как епископы имеете основания для глубокой скорби. Десятки тысяч священников оставили свое служение, начиная со Второго Ватиканского собора, по большей части – из-за проблемы обязательного целибата. Призвания к священству, также как и к монашеским орденам, сестричествам и братствам все уменьшаются, причем, речь идет не только о количественном, но и качественном упадке. Отставки и разочарование все чаще распространяются как среди духовенства, так и среди активных мирян. Многие считают, что они были оставлены на произвол судьбы с их личными нуждами, и многие из них испытывают глубокую тревогу по поводу состояния Церкви. Во многих из ваших епархий – одна и та же история: все более и более пустые церкви, пустые семинарии и пустые дома приходских священников. Во многих странах из-за нехватки священников все больше приходов сливаются, часто против желания их прихожан, во все большие "пастырские единицы", где немногочисленные пастыри полностью перегружены своим служением. Это – церковная реформа как отговорка, а не факт!

 

И вот теперь на вершине этих многочисленных кризисов оказывается скандал, вопиющий к небесам, – раскрыты злоупотребления клириков в отношении тысяч детей и подростков, сначала в Соединенных Штатах, потом в Ирландии, а теперь в Германии и других странах. И что еще хуже, обнародование таких случаев привело к беспрецедентному кризису иерархии и коллапсу доверия к церковному руководству.

 

Невозможно отрицать тот факт, что международная система сокрытия случаев сексуальных преступлений, совершенных клириками, была спроектирована римской Конгрегацией вероучения при кардинале Ратцингере (1981-2005). Во время правления Папы Иоанна Павла II эта конгрегация уже приняла на себя ответственность за все подобные случаи под присягой самого строгого молчания. Непосредственно Ратцингер 18 мая 2001 г. послал официальный документ всем епископам, имеющим дело с случаями серьезных преступлений ("epistula de delictis gravioribus"), в котором факты злоупотребления были засекречены под грифом "secretum pontificium", нарушение которого могло повлечь за собой серьезные церковные взыскания. Поэтому многие люди с большим основанием ожидали личных извинений – личной "mea culpa" – со стороны прежнего префекта конгрегации и нынешнего Папы Римского. Вместо этого Папа упустил возможность, предоставленную Страстной неделей: в Пасхальное Воскресенье о его невиновности возгласил "urbi et orbi" декан Коллегии кардиналов.

 

Последствия всех этих скандалов для репутации Католической Церкви являются катастрофическими. Многие видные лидеры Церкви уже признал это. Многие невинные и добросовестные пастыри и педагоги страдают с клеймом подозрения, которое теперь покрыло всю Церковь. Вы, досточтимые епископы, должны мужественно приготовиться к вопросу: что произойдет с нашей Церковью и вашей епархией в будущем?

 

Я не имею намерения наметить новую программу церковной реформы. Я делал это достаточно часто и до, и после собора. Вместо этого я хочу лишь представить Вам 6 предложений, которые, я убежден, поддержат, миллионы католиков, не имеющих права голоса в нынешней ситуации.

 

1. Не молчите! Храня молчание перед лицом столь серьезных обвинений, вы также способны запятнать себя и разделить вину. Если вы чувствуете, что какие-то законы, директивы и меры приводят к обратным результатам, вы должны сказать об этом публично. Посылайте Риму не уверения в вашей преданности, а призывы к реформе!

 

2. Заботьтесь о преобразованиях. Слишком многие в Церкви и среди епископата жалуются на Рим, но ничего не делают сами. Когда люди больше не ходят в церковь в вашей епархии, когда священническое служение не приносит плодов, когда общество пребывает в неведении о нуждах мира, когда экуменическое сотрудничество сведено к минимуму, тогда виной этому не может быть только Рим. Епископ, священник, мирянин или мирянка – каждый может сделать что-либо для обновления Церкви в пределах собственной сферы влияния, будь она велика или мала. Многие из больших достижений, которые имели место в отдельных приходах и в Церкви в целом обязаны своим происхождением инициативе отдельных лиц или небольших групп. Как епископы вы должны поддерживать такие инициативы и, особенно с учетом нынешней ситуации, вы должны реагировать на справедливые жалобы верующих.

 

3. Действуйте соборно. После жарких споров и вопреки стойкой оппозиции Курии Второй Ватиканский собор установил принцип соборности Папы и епископов. Он сделал это в соответствии с Книгой Деяний Апостольских, где говорится, что Петр не действовал в одиночку без собора апостолов. В пост-соборную эпоху, однако, Папы и Курия игнорировали это постановление. Через два года после собора Папа Павел VI издал свою энциклику в защиту спорного закона о безбрачии без малейших консультаций с епископатом. С тех пор папская политика и папское учение продолжали действовать по-старому, несоборным способом. Даже в литургических вопросах Папа управляет как самодержец – поверх епископов и против их воли. Он счастлив окружать себя ими, пока они являются не более чем предметами, лишенными как своего голоса, так и права голоса. Вот почему, достопочтенные епископы, вы не должны действовать в одиночку, но в союзе с другими епископами, священниками, мужчинами и женщинами, которые составляют Церковь.

 

4. Безусловное послушание должно оказывать только одному Богу. Хотя при вашем епископском посвящении вы давали присягу безусловного послушания Папе, вы знаете, что безусловного повиновения никогда не может быть по отношению к какой-либо человеческой власти, оно возможно лишь по отношению к Богу. По этой причине вы не должны считать, что ваша присяга является препятствием к тому, чтобы говорить правду о нынешнем кризисе в Церкви, в вашей епархии и вашей стране. Образцом для вас должен быть апостол Павел, который осмеливался выступать против Петра, говоря ему правду в лицо, если "он подвергался нареканию" (Гал. 2:11). Давление на римские власти в духе христианского братства может быть допустимо и даже необходимо, когда они не в состоянии соответствовать духу Евангелия и его миссии. Использование разговорного языка в литургии, изменения в правилах, регулирующих смешанные браки, утверждение толерантности, демократии и прав человека, начало экуменической деятельности, – эти и многие другие реформы Второго Ватиканского Собора стали возможны только благодаря стойкому давлению снизу.

 

5. Работа на региональном уровне. Ватикан часто остается глух к обоснованным требованиям епископата, священников и мирян. Это дает все больше оснований для поиска мудрых решений на региональном уровне. Как вам хорошо известно, целибат, который был унаследован от средневековья, является особенно деликатной проблемой. В контексте сегодняшнего скандала в связи со злоупотреблениями клириков все более и более подвергается сомнению практика безбрачия духовенства. Вопреки воле Рима изменения в данном вопросе, как представляется, едва ли возможны, однако, это не является поводом для пассивного отношения к проблеме. Если священник после здравого размышления хочет жениться, нет никаких причин для того, чтобы он автоматически подавал в отставку и прекращал служение, если его епископ и его приход стоят на его стороне и поддерживают его. Отдельные епископские конференции могли бы взять на себя инициативу в принятии решений на региональном уровне. Это будет хорошо, однако, чтобы найти решение для всей Церкви, нужно следующее:

 

6. Созовите собор. Так же как Вселенский собор был необходим для проведения литургической реформы, достижения религиозной свободы, экуменизма и межрелигиозного диалога, так же точно Собор необходим теперь, чтобы решить резко обострившиеся проблемы, требующие преобразований. За столетие до Реформации Констанцский собор постановил, что соборы должны созываться каждые пять лет. Но все же Римской Курии успешно удалось обойти это установление. Нет никаких сомнений в том, что Курия, боясь ограничения своей власти, сделала бы все, чтобы предотвратить проведение собора для обсуждения нынешней ситуации. Таким образом, от вас зависит, будет ли созван собор или, по крайней мере, представительное собрание епископов.

 

В условиях глубокого кризиса в Церкви я призываю вас, достопочтенные епископы, использовать вашу епископскую власть, которая была подтверждена Вторым Ватиканским собором. В этой чрезвычайной ситуации весь мир смотрит на вас. Многие люди потеряли веру в Католическую Церковь. Только честно и открыто считаясь с возникшими проблемами и решительно проведя необходимые преобразования, можно добиться восстановления их доверия. Со всем уважением я прошу вас внести свой вклад – вместе с поддерживающими вас епископами, насколько это возможно, и даже в одиночку, если это необходимо, – в апостольское "дерзновение" (Деян. 4:29, 31). Подайте вашим верным знаки надежды и оптимизма и дайте нашей Церкви перспективу на будущее.

 

С теплыми приветствиями в общении Христианской веры,

 

Ваш Ханс Кюнг"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С его предложеениями можно спорить, однако призыва к схизме я в них не увидел. Равно как и ереси консилиаризма.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Папа снял отлучение за определенный вид канонического преступления - рукоположение епископа без санкции Апостольского престола. Раскол - другое каноническое преступление.

 

В 1988 г. "шили" раскол за архиерейские хиротонии. Т. е. именно безграмотно перемешали обвинения в двух разных преступлениях. Но в итоге "пришили" раскол. Упразднение "отлучений" есть ниспровержение именно обвинения в расколе. В 1997 г. я писал об этих обвинениях длинную статью...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6. Созовите собор. Так же как Вселенский собор был необходим для проведения литургической реформы, достижения религиозной свободы, экуменизма и межрелигиозного диалога, так же точно Собор необходим теперь, чтобы решить резко обострившиеся проблемы, требующие преобразований. За столетие до Реформации Констанцский собор постановил, что соборы должны созываться каждые пять лет. Но все же Римской Курии успешно удалось обойти это установление. Нет никаких сомнений в том, что Курия, боясь ограничения своей власти, сделала бы все, чтобы предотвратить проведение собора для обсуждения нынешней ситуации. Таким образом, от вас зависит, будет ли созван собор или, по крайней мере, представительное собрание епископов.

 

А вот и ересь концилиаризма. Напоминаю, что Констанцский собор законен начиная с 40-го заседания и его концилиаристские решения не признаны Церковью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...