Перейти к содержанию

Про иконы


Lady V
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Так тут же утверждают, что любое религиозное изображение - икона.

Тридентский собор на 25 сессии устанавливал кое-какие критерии того, что следует считать священным изображением:
по-английски: <...> in <...> the sacred use of images every superstition shall be removed, <...> all lasciviousness be avoided; in such wise that figures shall not be painted or adorned with a beauty exciting to lust <...> there be nothing seen that is disorderly, or that is unbecomingly or confusedly arranged, nothing that is profane, nothing indecorous, seeing that holiness becometh the house of God. And that these things may be the more faithfully observed, the holy Synod ordains, that no one be allowed to place, or cause to be placed, any unusual image, in any place, or church, howsoever exempted, except that image have been approved of by the bishop <...>
по-русски: <…> в <...> священных изображениях все суеверия должны быть удалены, <…> все непотребства должны быть избегнуты, так чтобы фигуры не были изображены или украшены красотой пробуждающей похоть <…> ничего не должно быть беспорядочным, или расположенным так, что неприлично и приводит к смущению, ничего не должно быть мирского, ничего не должно быть неблагопристойного, а должно быть воспринимаемо как святость достойная дома Божия. И для того, чтобы эти все критерии были верно соблюдаемы, святой Собор предписывает, чтобы никто не размещал или способствовал размещению каких-либо необычных изображений в церкви или другом месте без одобрения епископа <...>
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Практический опыт общения с иконой: https://uspenie.irkutsk.ru/?rubr=3&doc=53

Нета, спасибо за ссылки. И тут же вопрос: вот по этой ссылке в самом верху изображение (я так понимаю это роспись свода) - оно может считаться иконой? Или это религиозная живопись? И есть ли у нее название? Очень красиво просто, аж загляделась и себе сохранила картинку.

Хотя в ходе вашего спора так и не выяснила- что икона, а что живопись...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

по-русски: <…> в <...> священных изображениях все суеверия должны быть удалены, <…> все непотребства должны быть избегнуты, так чтобы фигуры не были изображены или украшены красотой пробуждающей похоть <…> ничего не должно быть беспорядочным, или расположенным так, что неприлично и приводит к смущению, ничего не должно быть мирского, ничего не должно быть неблагопристойного, а должно быть воспринимаемо как святость достойная дома Божия. И для того, чтобы эти все критерии были верно соблюдаемы, святой Собор предписывает, чтобы никто не размещал или способствовал размещению каких-либо необычных изображений в церкви или другом месте без одобрения епископа

 

Тем не менее, православные воспринимают наши иконы, как чувственные, плотские.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А разве кто-то спорит и доказывает, что непочитаемое христианами изображение может быть христианской иконой?

 

Андрей спорит, что любое изображение может быть иконой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще. Я когда-то жила в Беларуси, там был костел и мой отец (атеист, но имеет талант художника) часто покупал там открытки, очень красивые, с изображением Иисуса Христа, Девы Марии. Они были не как иконы в моем понимании: объемные изображения, светотени, "неканоничные" цвета одеяний ( белые, розовые, зеленые). Вот эти открытки- это что? Можно ли такие изображения использовать для молитв?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорее всего, это образки. Думаю, их вполне можно использовать для молитвы - молимся-то мы не им, а Богу.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Границы между иконой и религиозными рисунками - действительно очень интересный вопрос, на который сложно ответить однозначно. Если верить википедии, основная мысль иконопочитания - «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». Широко ли трактуется этот тезис? Например, религиозные рисунки, которым оказывается почитание, - это иконы?

Приведу в качестве примера рисунок немецкого врача Курта Ройбера, сделанный в ночь на Рождество в котле под Сталинградом. В 1990-м году этот рисунок был освящен на родине этого врача, и теперь находится в Берлине, в храме Поминовения.

ea454ce6d960.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почитал я тут длиннющую тему... Народ запутался, чтО есть икона. Причина этого довольно проста - богословы и искусствоведы употребляют это слово слово в разных значениях. Для исусствоведа это изображение в византийском или ином раннесредневековом стиле. Для богослова - изображение, коему подобает почитание (иконы в стиле барокко есть и у православных, в России, конечно же, не в Греции). Никогда любое изображение не становилось иконой по факту своего изготовления и существования. В старину, как мне рассказывал знакомый старообрядец, требовалось надписание, сделанное иконным старостой, затем в требнике появился чин освящения образа. Картина должна быть признана Церковью за икону (ныне сие совершается посредством освящения), не всякая религиозная картинка - икона. А вот если освятили - это икона, хоть чего кому и не нравилось. Хотя понятно, что освящение непристойного, кощунственного или изображающего не прославленного Церковью человека образа - кощунственно и недействительно.

 

Я сильно удивлён, что в ходе долгого обсуждения, до моего запоздалого вступления никто не вспомнил о чине освящения иконы в требнике. :blink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

XX век - эпоха катастроф, войн и революций, меняющих мир. Человек ищет свободы, но отходит от Бога и Церкви, тем самым становясь рабом греха. К сожалению, постепенно в Церковь начали проникать новые "художественные" формы, не имеющие никакого отношения не только к христианской традиции, но и к подлинному искусству. Поэтому Пий XII уделил внимание священному искусству в энциклике "Mediator Dei" (1947). В духе традиционного учения Церкви, он запретил использовать в храмах образы, не пробуждающие в молящихся религиозного благочестия, и вместе с тем стремился пойти навстречу новым исканиям в современном искусстве, руководствуясь требованиями христианской общины, а не личными суждениями и вкусами художников
.

Второй Ватиканский Собор (1962-1965) в Конституции "О Богослужении" вновь подчеркивает важность религиозного искусства для Церкви (пп.122-129)
. Поскольку окончательное догматическое обоснование христианский образ получил еще на Втором Никейском Соборе (VII Вселенском), то Второй Ватиканский Собор, подобно Тридентскому, в вопросах священного искусства преследовал определенные дисциплинарные и пастырские цели, что и отразилось в его постановлениях:

  • Признаются пригодными для священного употребления те произведения, которые "отвечают вере, благочестию и верно переданным нормам" (п.122).


  • Принимаются художественные формы различных эпох, "также искусство нашего времени, и всех народов и стран… лишь бы оно служило с должным благоговением и должной честью требованиям священных зданий и священных обрядов" (п. 123).


  • Епископы "должны стремиться более к благородной красоте, чем к одной пышности" и удалять из священных мест произведения, "противоречащие христианскому благочестию и оскорбляющие подлинный религиозный смысл, будь то несостоятельностью, посредственностью или ложностью искусства" (п.124)


  • "Обычай предлагать в церквах почитанию верующих священные изображения должен оставаться нерушимым" (п.125).


  • Епископы с помощью компетентных лиц и Комиссий должны оценивать образы, а также следить, чтобы они не уничтожались бы (п.126).


  • Епископы должны заботиться о церковных художниках (п. 127).


  • Священные изображения, росписи и украшения должны соответствовать устроению Богослужения (п. 128).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотя в ходе вашего спора так и не выяснила- что икона, а что живопись...
Нет в КЦ жестких канонов к иконам каждый имеет право на свое мнение . Да и в ПЦ канонов на самом деле нет, это они постфактум придумывают, т е рассматривая реально почитаемые иконы стараются понять почему они именно почитаемые ,что в них общего и по каким правилам рисовать новые чтобы соответствовали уже почитаемым.

 

Если для тебя некое изображение отсылает ко Христу или Его святым и Богородице, то для тебя это и есть икона. Т о можно, конечно, молиться Богу и перед черным квадратом Малевича, но все же мне кажется есть некая принципиальная разница в том для тебя ли одного данное изображение является иконой или для многих верующих. Чем более узнаваем Образ, тем больше людей воссылают молитвы перед ним рядом с тобой и тем икона "иконничнее". Так вот простота и узнаваемость (во многом благодаря стандартам) в византийских иконах, она конечно образец в этом роде. В агнце с хоругвью в копытах узнают Христа почти все. А в склоненном приятного вида мужчине с красивым лицом узнать Христа может далеко всякий. Разве что по длинным волосам и небольшой бородке.

Проблема художественной живописи в её сложности. Там всегда много чего говориться от себя. В итоге изображение перестает работать просто как ссылка, указание на Бога, а приобретает своего рода самостоятельность. Не знаю уж может ли кто молиться перед той же Сикстинской Мадонной, но в моем восприятии сформированы жесткие ассоциации, и это для меня отсылка не к Богородице, а к Рафаэлю, и ассоциации не с христианскими понятиями а с терминами "музей" и "искусство". Но может у кого-то это по другому и для кого-то эта картина может быть иконой Богородицы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю уж может ли кто молиться перед той же Сикстинской Мадонной, но в моем восприятии сформированы жесткие ассоциации, и это для меня отсылка не к Богородице, а к Рафаэлю, и ассоциации не с христианскими понятиями а с терминами "музей" и "искусство". Но может у кого-то это по другому и для кого-то эта картина может быть иконой Богородицы.

 

Достоевский молился перед репродукцией Сикстинской Мадонны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотя в ходе вашего спора так и не выяснила - что икона, а что живопись...

 

Живопись - не освященная, икона - освященная.

Кстати в Католической Церкви своих правил хватает - осуждение нападок янсенистов на образ Троицы, запрет изображать Марию в священническом облачении (пришлось в начале ХХ в. такой декрет принимать) и др. А уж униаты еще и нормы византийской иконографии соблюдают - напр. у св. Василия Великого борода окладистая остроконечная, у св. ап. Петра - короткая круглая и т. д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но всякую живопись же не освятят? Сикстинская Мадонна наверное же не освящена как икона? Значит молиться перед ней нельзя?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так Сикстинская Мадонна заказана была для алтаря и там и находилась до всяких передряг... Мне всегда казалось, что освящена она, конечно...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Освящена, насколько я знаю, или писалась с намерением, что ее освятят. Ее репродукцию католическому священнику несите на освящение спокойно. Только в рамку со стеклом окантуйте, а то св. вода бумагу-то, освятив, размочит.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот если я имею талант художника и решу сама написать икону. Ну правила это ладно, можно соблюсти, но освятят ли?

Или даже если я сделаю список?

Или крестиком вышью по схеме. В православии с этим очень сложно, я знаю. А у нас?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас висит работа карандашом одной из бывших учениц школы... Правда ни у кого нет никаких претензий, девочка сейчас художник-профи, а работа ОЧЕНЬ хороша... Освящена, висит в Храме, епископу нашему очень нравится :). Я к тому, что девочка была тогда несовершеннолетней ученицей, когда нарисовала.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, как насчет иконы, но дочь сделала по моей просьбе Розарий из бисера - отец освятил.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, как насчет иконы, но дочь сделала по моей просьбе розарий из бисера - отец освятил.

А можно фото? Бисером я тоже плету. А купленный розарий мне дочка порвала. Теперь незнаю что с ним делать. Он был освящен в Иерусалиме (так мне сказали при покупке). А я даже ни разу с ним не помолилась(((

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он был освящен в Иерусалиме (так мне сказали при покупке).

 

Это кто ж у вас освященными-то вещами торгует? Грех, однако!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Починить... Не знаю получится ли.

А торговали в лавке на освящении собора, продавщицы сказали, что освященный. Не проверишь же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это кто ж у вас освященными-то вещами торгует? Грех, однако!

Только хотела сказать... :D
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У православных в порядке вещей, что иконы и крестики продаются уже освященными.

 

Это у нас сие расценивается как симония (святокупство).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И правильно расценивается. Даром получили - даром давайте ( Благодать Бога - освящение).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...