Перейти к содержанию

Гносеологические корни атеизма


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Вот, я придумал, чем действия условно-абстрактного продавца, который не обсчитывает только из боязни попасться, хуже: он будет обсчитывать, если изменятся внешние условия, например - если светские власти примут закон, разрешающий (или даже предписывающий) обсчитывать.

Итак, один уже обсчитывает (он знает, что это запрещено законом), другой возможно только начнет обсчитывать (когда закон разрешит обсчитывать, то есть когда обсчитывать станет неопасно для общества). Постойте, но это глупость — если разрешат обсчитывать, то это уже будет не обсчитывать, а нормальные граждаско-правовые отношения и уж тогда второго не будет в чем попрекнуть вообще.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 158
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Это у вас правовой позитивизм какой-то - как будто "добро" и "зло", "справедливость" и "несправедливость" зависят от человеческих законов, а не наоборот.

 

Впрочем, наверно, мой пример с продавцом и обсчетом изначально неудачный. Я его употребил на ходу, а потом уже не мог не развивать дальше, по ходу дискуссии. Надо бы какой-то другой изобрести.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тот продавец у меня, который обсчитывал, разумеется, думал не просто "этому покупателю деньги не нужны", а "ему - не нужны, а мне как раз нужны, и будет справедливо, если я их и заберу".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

М-м... А какие еще есть причины, по большому счету?

Их может быть очень много. В частности, незнание Церкви или врождённая либо воспитанная предубеждённость. Ну и много иных оснований.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, за все годы, что я в Церкви, только один раз слышала, как в проповеди священник коснулся темы... даже не посмертного воздаяния, просто темы ада. Кстати, это был петрист :) Очень уж у нас непопулярен конструктивный страх, мы предпочитаем втихомолку и в одиночку переживать деструктивный.
Я несколько раз слышал. А один раз даже читал в довольно либеральной "Espero Katolika". Там проповедь так и называлась - "Ад". Вот она, только перевод мой, а перевожу я криво :)

https://catholic-vnov.ru/infero.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я несколько раз слышал. А один раз даже читал в довольно либеральной "Espero Katolika". Там проповедь так и называлась - "Ад". Вот она, только перевод мой, а перевожу я криво :)

https://catholic-vnov...d.ru/infero.htm

Георгий, спасибо за ссылку! Там как раз в конце идет пассаж про то, что мы здесь обсуждаем: "И если страх перед адом не может быть сутью христианства, он иногда может быть спасительной встряской, которая побудит нас бороться против искушений и грехов". Да, на всякий случай: перевод вполне хороший:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот одно из пророческих посланий для атеистов, мне кажется вполне по теме.

 

 

"Моя нежно любимая дочь, время, в которое мир наконец поймёт, что Бог действительно существует, близко.

Все те, кто хвастается своей принадлежностью к атеизму, который они носят как гордый знак чести, я говорю следующее:

Когда настанет время и когда вы увидите Правду, которую Я даю вам, вы всё ещё будете питать сомнения.

Знайте, что ваши сомнения, которых в настоящее время нет, потому что вы считаете, что знаете Правду, являются проклятием.

Именно сатана сначала обольщает вас, а затем проклинает вас.

Вы - ребёнок Бога и вас сделали слепыми к Правде, чтобы попрепятствовать тому, чтобы вы вошли в Новый Рай на Земле, обещанный человечеству Моим Отцом.

Когда вам будет дана Истина и когда сомнения всё еще будут мучить вас, пожалуйста, попросите, чтобы Я помог вам. Всего одно слово, всего один зов. Это то, что вам нужно сделать.

Я хочу, чтобы вы прочитали эту молитву ко Мне.

" Молитва Атеиста "

" Иисус, помоги мне принять Любовь Бога, когда Она будет мне дана.

Открой мои глаза, мой разум, моё сердце и мою душу для того, чтобы я мог быть спасён.

Помоги мне поверить, заполняя моё сердце Своей Любовью.

И тогда держи меня и спаси меня от мучения сомнений.

Аминь."

Мои бедные души, как же вы страдаете из-за своей принадлежности к атеизму.

Вы постоянно стремитесь закрыть свои сердца к Истине, Истине Существования Бога.

Вы постоянно пытаетесь перетянуть другие души к своей вере. Почему вы думаете, это так?

Почему, вы думаете, вы помещаете так много энергии и усилий в крик вашего верования? Он должен доказать, что Существование Бога ложно.

Разве вы не знаете, что, когда вы делаете это, ваши усилия полны страсти? Почему же такая страсть может породить такую ненависть к Богу?

Если Бог не существует, тогда почему вы ненавидите Его?

Как вы можете ненавидеть кого-то, кого, в вашем понимании, не существует?

Сатана - ваш бог, хотя вы, вероятно, вообще не верите в то, что он существует.

Но вы не знаете о том, что он управляет вашим разумом, поскольку он заполняет его ложью.

Как же Я плачу по вам.

Я все еще люблю вас.

Как же сильно Я хочу спасти вас, прежде, чем будет слишком поздно.

Ваш Иисус"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так ты же учти, что ему 85 лет. Мы или не доживем до такого возраста, или не сохраним ясность ума.

Ах.. ну если 85 , тогда конечно, без всякого сомнения я самый тупой развратник на форуме ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Причём здесь возраст? Кстати, о. Виктор никогда не казался мне впавшим в маразм, я его немножко знаю, хотя долго не общался.

Перед моими глазами пример о. Станислава Мажейки MIC, сохранявшего до последнего издыхания (в 90 лет) полную ясность ума.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ах.. ну если 85 , тогда конечно, без всякого сомнения я самый тупой развратник на форуме ;)

Вы старше этого священника?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Причём здесь возраст?

Без понятия, но меня попросили его учесть :)

Что касается самого топика , думаю что религиозность, при прочих равных , зависит так же от порога внушаемости и критичности мышления индивида . Но вам это не понравится. B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Без понятия, но меня попросили его учесть :)

Что касается самого топика , думаю что религиозность, при прочих равных , зависит так же от порога внушаемости и критичности мышления индивида . Но вам это не понравится. B)

 

Понравилось. Я достаточно критичен и не внушаем, и был таким с детства, чтобы противостоя промыванию мозгов в советской школе, где насаждался атеизм, стать верующим. Чтоб наплевать на то, что кто-то меня за мою веру будет считать "несовременным" и т. п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается самого топика , думаю что религиозность, при прочих равных , зависит так же от порога внушаемости и критичности мышления индивида . Но вам это не понравится.

Это смотря что назвать религиозностью.

Я как-то просматривала подборку научных статей пытающихся исследовать феномен религиозности. Так вот, самая большая проблема в том что для самого термина "религиозность" до сих пор не существует сколь-нибудь внятного определения. Одно дело декларация веры в Бога (кто его знает чувствует ли он что-либо при этом вообще), другое дело - декларация веры в нечто "сверхъестественное" (кто угодно может бояться черных кошек перебегающих дороги, даже те кто декларируют себя атеистами), третье дело - регулярное воскресное посещение Церкви вместе с семьей (в Штатах это неплохо коррелирует с политическими убеждениями), четвертое - наличие каких-то мистических переживаний (и атеисты порой в инопланетян верят и контактируют с ними), пятое - любовь к ритуальным действия (ну прям как у военных любой страны), шестое - признание какой-либо религии самым разумным объяснением эмпирических фактов и так далее. И все это слабо коррелирует между собой.

 

И, кстати, рисерц прав, что касается текущей ситуации на постсоветском пространстве, то вера в Бога, особенно принадлежность к КЦ это зачастую не столько внушаемость, сколько просто психология десиденства, даже я бы сказала десиденства-лайт (когда не как все, но это уже не опасно, страдать пока за это реально не приходится). Стремление принадлежать не к толпе, а к своего рода элите, это тоже всегда было мощной мотивировкой. :)

(Сорри, никого не хотела этим обидеть, просто высказываю невольные выводы из наблюдений, могу ошибаться)

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

И, кстати, рисерц прав,

 

Рыцеж, вообще-то. Т.е. рыцарь по-польски.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Извиняйте. По-польски тут не все читают. И полагаю, что хозяин ника это осознавал, и не обидется.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Понравились слова Кураева об атеистах:

 

Дело в том, что атеизмов гораздо больше, чем один или два. Есть атеизм, рядом с которым можно только уважительно молчать. Это атеизм от горя: когда человек испил столько бед в своей жизни, включая, потерю детей, что на этом зиждется его неверие в небесную милость. Бросаться к нему с теологическими аргументами – это глупо. Здесь нужно только человеческое сострадание, понимание его боли и его правды.

Есть атеизм интеллектуальный, честный – его зовут «агностицизм»: "этого в моём опыте нет – и посему об этом я молчу". Если человек при этом чётко понимает границы своего незнания, понимает, что если чего-то нет в моём опыте – не значит, что этого нет в опыте другого человека, то вот это – идеальная позиция для диалога. Для обмена опытами.

Есть атеизм, который является частью христианского опыта: атеизм экзистенциалистского толка типа Сартра, Камю. Опыт некой пустоты под ногами. Как Борис Гребенщиков однажды это выразил - "ты чувствуешь сквозняк оттого, что это место свободно?". Такого рода переживания могут быть и в опыте христианина. Это опыт Великой Субботы – когда Христос во гробе. Теология смерти Бога... Ощущение заброшенности и богооставленности посещает и христиан.

А есть атеизм пошлый. Это тот атеизм, о котором Иосиф Бродский сказал: "Есть мистика. Есть вера. Есть Господь. Есть разница меж них. И есть единство. Одним вредит, других спасает плоть. Неверье – слепота, но чаще – свинство". К сожалению, это весьма массовый вариант: атеизм как свинство. Когда человек просто не хочет ставить под знак вопроса те мелкие и более чем плотские радости и мелкие свинячества, в которых привык жить.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 9 месяцев спустя...

Свящ. Виктор Данилов -

 

"Для успешной миссионерской работы среди безбожников надо знать гносеологические корни атеизма (безбожия). Само значение слова "гносеологические" заимствовано от греческого слова gnosis - познание.

Гносеологические корни атеизма - это предпосылки возникновения атеизма и равнодушия к религии, связанные с состоянием человеческой души. Человеческая душа имеет 2 функции своей деятельности?это мышление и хотение. Органом познания есть разум, хотения? воля. Во всяком познании, в том числе и Бога, участвует разум и воля. В качестве иллюстрации к пониманию 1-го гносеологического корня атеизма можно привести анекдот из «деятельности бесов». Собрались "бесы на производственное совещание с повесткой дня: «что делать, чтобы люди перестали верить в Бога». Один бес предложил: «чтобы люди перестали верить в Бога надо доказывать отсутствие Бога. Старший бес не согласился с этим, сказав, что это не поможет. Тогда другой бес предложил: «что бы люди перестали верить в Бога надо сделать так, чтобы им было некогда думать». Старший бес одобрил его мнение.

И действительно, когда человек не имеет времени подумать о смысле жизни, о происхождении и целесообразном устройстве мира, когда он свое свободное время тратит только на заработок денег, спорт, наслаждения, телевизор, любовные утехи, то у него нет времени подумать о необходимости существования Бога, души, смысле жизни человека. Как видим первый гносеологический корень атеизма это недостаток интеллектуального развития человека, попросту говоря его глупость. Об этом говорит и Библия: «сказал безумец (глупый) в сердце своём: «нет Бога» (Псал.13:1; 52:2).

Второй гносеологический корень атеизма это моральная подлость, нежелание отказаться от безнравственной жизни. Этот гносеологический корень атеизма относится к воле человека. В иллюстрации можно привести пример развратника. Я доказал ему существование Бога. Он согласился со мной. Тогда я предложил ему стать христианином и изменить свой образ жизни. Он ответил, что он развратник и стать христианином означает перестать им быть, а ему нравится «свободная любовь» и потому он христианином стать не хочет. Итак, каковы союзники атеизма? Глупость и безнравственность. Не стыдно ли атеисту иметь таких союзников???"

 

Оставляю на совести отца Данила такой перл, "как корень атеизма - моральная подлость". Представлю свое видение "гносеологического" корня атеизма. Если "гносис" это познание, то определение будет звучать так: гносеологический корень атеизма в познании. Знание делает человека атеистом. ИМХО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну да, ну да... Расскажите это множеству весьма образованных верующих людей.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну расскажите, что Вы такого узнали, чего мы не знаем.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяюсь к просьбе

 

вы лучше раскройте тему про соавтора атеизма "у атеизма есть не только гносеологические корни, но и (со)автор - сатана."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Валерий, может Ваше знание носит сокровенный характер? Так сказать, тайный гнозис... И Вам запрещено делиться этим знанием с непосвященными... Если так, извините. Со стороны профана, действительно, бы невежливо прикасаться к сокровенным глубинам атеизма
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Валерий, может Ваше знание носит сокровенный характер? Так сказать, тайный гнозис... И Вам запрещено делиться этим знанием с непосвященными... Если так, извините. Со стороны профана, действительно, бы невежливо прикасаться к сокровенным глубинам атеизма

 

Вот цитата из Страбона: Как давно жил, а как точно передал суть религии

 

"C. 198. Прежде всего я должен отметить, что не только одни поэты признавали достоверность мифов. Ведь государства и законодатели гораздо раньше поэтов признавали мифы из соображений их полезности17, так как всматривались в чувственную природу разумного человеческого существа. Ведь человек отличается любознательностью, и в этом коренится его любовь к мифическим рассказам, которая побуждает детей слушать и все более и более принимать участие в этих рассказах. Причина в том, что миф для них есть какой-то новый язык — язык, который говорит им не об этом реальном мире, а о другом, существующем помимо этого. Новизна же и неизвестность сюжета доставляют удовольствие. И это как раз и внушает человеку любознательность. Но если сюда присоединится элемент диковинного или чудесного, то тем самым усиливается удовольствие от рассказов, которое и является как бы приворотным зельем для обучения. В начале обучения детей необходимо употреблять такие приманки, но по мере того как они начнут подрастать, следует подводить их к познанию реальных предметов, так как их разум уже окреп и больше не нуждается в том, чтобы ему угождали. И всякий невежественный и необразованный человек является в некотором смысле ребенком и, как ребенок, любит мифы. Этим отличается и человек полуобразованный, ибо его разум недостаточно развит и, кроме того, сохраняет привычку, приобретенную с детства. Но так как чудесный элемент в мифах не только доставляет удовольствие, но даже внушает страх, то мы можем пользоваться мифами того и другого рода для детей и взрослых. Детям мы рассказываем мифы, доставляющие удовольствие для поощрения к добру и внушающие страх, чтобы отвлечь их от нехороших поступков. Таковы, например, Ламия, мифы о Горгоне, Эфиальте и Мормолике. Мифы, доставляющие удовольствие, побуждают к добру большинство населения государств. Так бывает, когда люди, живущие там, слушают рассказы поэтов о мифических подвигах, например о подвигах Геракла, Фесея или о почестях, дарованных им богами, или же видят картины, примитивные статуи или скульптурные произведения, изображающие какую-нибудь такого рода внезапную перемену судьбы мифических героев в противоположную сторону. Но эти люди отвращаются от злых поступков, когда узнают из описаний или путем символического изображения невидимых предметов о божественных карах, ужасах и угрозах или когда верят, что люди подверглись таким испытаниям. Ведь имея дело с толпой женщин или со всяким простонародьем, философ не может убедить их разумными доводами или вселить в них чувства благочестия, набожности и веры: в этом случае необходим суеверный страх, а его невозможно внушить, не прибегая к сказкам и чудесам. Ведь молния, эгида, трезубец, факелы, драконы, копья-тирсы — оружие богов — все это сказки, так же как и все древнее учение о богах. Но основатели государств признали священными эти сказки, превратив их в некие пугала, чтобы держать в страхе людей простодушных. Так как сущность мифологии — в этом и поскольку она оказала благотворное влияние на общественные и политические формы жизни, так же как и на познание реальных фактов, то древние сохраняли свою систему воспитания детей до наступления зрелого возраста: они считали, что с помощью поэзии как воспитательного средства можно в достаточной степени справиться с задачей воспитания во всяком возрасте. Но спустя много времени выступили на сцену, сменив поэзию, история и нынешняя философия. Философия, однако, доступна лишь немногим, тогда как поэзия более полезна для широкой публики и способна привлечь народ в театры; и это в высшей степени справедливо для гомеровской поэзии. Первые историки и физики были также и сочинителями мифов." (кн 1, 3 7-8)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ты что не знаешь - новое - это хорошо забытое старое... :D
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот цитата из Страбона: Как давно жил, а как точно передал суть религии

Простите, я не совсем Вас понял.

 

Вы прочитали Страбона, и увидели у него некую прочную цепь силлогизмов, которая привела Вас к знанию о том, что Бога нет?

 

Если так, то где эта цепь? Как-то она не очень видна в представленном отрывке.

 

Или во время чтения на Вас снизошло озарение, и Вы сердцем поняли, что Бога нет?

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

во время чтения на Вас снизошло озарение, и Вы сердцем поняли, что Бога нет?

 

Да нет, мне даже в голову не приходила мысль верить в Бога. Вот вы, уверен, никогда не задавались вопросом - есть ли на свете Дед Мороз? Или, скажем, богиня рощи около пруда, или Зевс с Посейдоном. Примерно так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...