Перейти к содержанию

О чтении тайных молитв священником вслух


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

В теме о латинском языке был затронут важный вопрос сознательного участия мирян в богослужении был также, насколько я помню, упомянут и тот факт, что в традиционной мессе существует ряд молитв (это молитвы евхаристического канона, если мне не изменяет память), читаемых священником про себя. В связи с этим вопрос: не является ли чтение абсолютно всех молитв вслух явным положительным отличием реформированной мессы по сравнению с тридентской, поскольку миряне получили возможность молитвенно участвовать в важнейшем моменте литургии, который, безусловно, касается и их? Не существует ли практики служения тридентской мессы, при которой бы эти молитвы читались вслух?

 

Я, конечно же, не специалист в западных обрядах, но относительно византийской литургии уверенно скажу, что там, где священники практикуют чтение евхаристических молитв вслух (кстати, не факт, что они называются тайными, поскольку должны читаться по себя, это именование также может быть связано с понятием таинства), прихожане, по моему мнению, не только более сознательно, но и более усердно молятся, поскольку при этом легче молитвенно сосредоточиться. К тому же, практика чтения молитв про себя приводит к некоторым казусам или даже курьезам. Например, на литургии вторую просительную ектению диакон начинает словами: "вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся". Но никто кроме священника святых не поминал! Как же возможно прихожанам молиться, "помянув всех святых"? :)

 

Было бы интересно узнать, какой практики придерживаются греко-католические церкви, в частности, УГКЦ. Я за свою жизнь лишь единожды был на греко-католическом богослужении, было это в Санкт-Петербурге, там все молитвы читались вслух.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вопрос: не является ли чтение абсолютно всех молитв вслух явным положительным отличием реформированной мессы по сравнению с тридентской, поскольку миряне получили возможность молитвенно участвовать в важнейшем моменте литургии, который, безусловно, касается и их?

Надеюсь, литургисты поправят меня, если что :)

В важнейшем моменте литургии священник от имени Церкви просит Господа о преосуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа. К тому же он действует in persona Christi. Молитва нас, прихожан, находится на другом уровне, так как мы не можем участвовать полным образом конкретно в этой молитве. Да, этот момент определенным образом касается нас, но совместная молитва требует равенства лиц, которого здесь нет.

То есть в Тридентской Мессе священник молится одним образом, миряне - другим, что выражает разницу служения, хотя предмет молитвы - один и тот же. Мне кажется, что сам факт чтения молитв вслух или про себя ни на что не влияет, во всяком случае, мой опыт почти годового участия в Тридентской Мессе (Питер) говорит об этом. И когда кто-нибудь из прихожан иногда начинает шепотом повторять тайноустановительные слова священника - это режет по ушам гораздо больше :)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И - да, я тоже была на греко-католическом богослужении в Петербурге, и тоже лишь один раз. Кажется, отец Кирилл произносил все молитвы вслух, но некоторые вполголоса. Впрочем, народу там тоже было - раз-два и обчелся, да и стояли все близко, так что разница между полушепотом и громким голосом заметна не была.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В гласном произнесении тайноустановительных слов есть только один смысл - чтобы присутствующие могли убедиться, что эти слова действительно произнесены, и произнесены правильно :). А то мало ли...

 

Кстати, если серьезно: в Novus Ordo тоже есть куча текстов, которые священник произносит тихо ("submissa voce") или даже тайно ("secreto"). Или, по крайней мере, должен произносить - некоторые этим манкируют, частично или полностью, видимо, из тех соображений, что всё равно ведь никто не услышит. Речь идет, в частности, о молитве, заменившей псалом на омовение рук ("Lava me, Domine..."), о заимствованных из иудейской практики благословениях при оффертории ("Benedictus es, Domine..."), молитве перед чтением Евангелия ("Munda cor meum ac labia mea...") и после него ("Per evangelica dicta deleantur nostra delicta") и еще о нескольких.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В латинской Мессе там не так уже много интересного произносится :). Тем более в "новой". У нас компактная традиция :)).

Я уже поняла, что у людей очень разный подход к молитве. Но если говорить по своему опыту, мне вообще не очень нужно какие-то слова слышать, если я знаю, что они там есть. Конечно, если молитвы долгие, то проще отвлечься, но в принципе, тут уже не очень важно, вслух священник молится или тихо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...