Перейти к содержанию

Причастие на коленях


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Здесь все обязательно идут к алтарю (ну наверное чтобы все было красиво и организовано в очереди а не создавались всякие коллизии с тем чтобы обходить сидящих на месте. :) ) но наверное не все при этом решаются принимать Тело и Кровь Христову.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

Хм, интересно. А я думала везде одинаковые "нормы", по крайней мере в ЛО.

У нас за причастием народ подходит к алтарю и принимает на коленях в уста. Даже тех кто на колясках- подвозят.

А в конце мессы желающие подходят за благословением тоже к алтарю. Даже те, кому нельзя к причастию. Хотя некоторые после общего благословения к "индивидуальному" и не подходят.

Еще раз повторюсь: первый раз сейчас в этой теме прочитала, что бывают другие вариации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

На Востоке - как это многим известно - в эпоху Неразделённой Церкви Святое Причастие под видом квасного хлеба (а значит оно могло и крошиться!) стали преподавать в руки в обязательном порядке. Тело клали в руки, сложенные крест-накрест, а затем причащающийся, склонив голову, вкушал Тело прямо из своих рук. Непонятно, почему не преподавали сразу в уста? Наверное, кусочек квасного Хлеба был маленьким и неудобно было преподавать в рот (может, боялись, что уронят, либо руки обслюнявят).

 

101 правило Трулльского собора:

 

 

101. Человека, созданнаго по образу Божию, Божественный Апостол велегласно нарицает телом Христовым и храмом. Ибо выше всякой чувственной твари быв поставлен, спасительными страданиями небеснаго достоинства сподобившийся, и ядущий и пиющий Христа, непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая причащением Божественной благодати. Посему, Если кто хочет, во время литургии причастится пречистаго тела, и едино с ним чрез причастие быть: руки да слагает во образ креста, и тако да приступает, и да приемлет общение благодати. Ибо из злата, или инаго вещества, вместо руки, некие вместилища устрояющих для приятия Божественнаго дара, и посредством оных пречистаго общения сподобляющихся, отнюдь не одобряем, яко предпочитающих Божию образу вещество бездушное и подчиненное рукам человеческим. Если же кто усмотрен будет пресвятое причащение преподающий приносящим таковые вместилища: да будет отлучен и сей, и приносящий оныя.

 

Зонара. Некоторые, конечно, из благоговения и почтения к божественным дарам, сделав вместилища из золота, или из другого многоценного вещества, принимали пречистое тело Господне и таким образом причащались его. Собор не принял этого, хотя делалось по благоговению; ибо человека, как почтенного образом Божиим и сделавшегося телом Христа и храмом Божиим, по слову божественного апостола Павла, он почитает выше всякой чувственной вещи. Итак, поелику, говорит, ядущий и пиющий Христа поставлен выше всякия чувственныя твари, и удостаиваемый сих таинств чрез приобщение освящается и душею и телом; то, если кто желает во время литургии причаститься пречистого тела, пусть подходит, простерши руки и сложив их во образ креста, и таким образом да принимает общение благодати, которую даровал нам Господь для освящения. Ибо никто поистине не достоин приобщения его, но все удостаиваемся сего по благодати, как благодатию мы и спасены, по слову великого Павла. Тех, которые приносят подобные вместилища и желают чрез посредство их принимать приобщение, как предпочитающих бездушное вещество образу Божию, правило повелевает отлучать, а равно и тех, которые таким образом преподают им.

 

Аристен. Имеющий причаститься слагает длани крестом и принимает устами; а кто вместо руки приготовляет вместилище золотое, или из другого вещества, должен быть отлучен.

Человек, созданный по образу Божию, выше всякого чувственного создания; он, по апостолу, есть и тело Христа, и храм. Итак, если кто пожелает принять приобщение и не возьмет его устами, сложив свою руку во образ креста, но вместо руки приготовит какое либо вместилище золотое, или из другого вещества, чтобы чрез посредство его принять божественный дар и удостоиться сего причащения, тот должен быть отлучен и сам, и преподающий, ибо образу Божию предпочитают бездушное и служебное вещество.

 

Вальсамон. В те времена некоторые богатые люди, из призрения, как кажется, к беднейшим, приготовляя из золота, или из какого-нибудь другого вещества вместилища под видом благоговения и страха Божия, пользовались ими, как бы руками, и принимали в них во время святого приобщения пречистое тело Господа и Бога и Спаса нашего Исуса Христа. В начале, может быть, это и было придумано некоторыми из благоговения, так как могли думать, что рука, касающаяся некоторых неприличных и недостойных предметов, недостойна для принятия Господнего тела. Но с течением времени это благоговение обратилось в душевную пагубу, поелику делавшие это искали предпочтения пред беднейшими и иначе как-нибудь тщеславились. Итак, поелику отцам показалось, что в этом лежит причина многих соблазнов, притом и оскорбительно для нашего тела, созданного по образу Божию, то они сказали, что, когда великий апостол Павел называет человека телом Христовым и образом Божиим, и честнейшим всякого создания, так как он удостаивается и приобщения божественных Таин и от сего освящается и душею и телом, - никто не должен предпочитать ему бездушных и служебных вещей, сделанных из золота и из каких либо других веществ; иначе делающие вопреки сему должны быть отлучаемы, то есть как сами пользующиеся какими либо подобными веществами предметами для принятия тела Христова, так и те, которые преподают оное им. Не удивляйся и не спрашивай о причине, по которой в некоторых церквах святое тело Христово преподается мирянам, а не вручается им согласно с мыслию сего правила; ибо правая вера, и страх Божий и несомнительное благоговение предало это, а не недостоинство мирян. Думаю, что настоящим правилом изобличаются те, которые во время святого причащения выставляют достоинства и роды и ищут предпочтения.

 

Славянская кормчая. Причащающемуся пречистого тела и крове Христовы, длани крестообразно имети. – Длани крестообразно да имать хотяи причаститися, и усты да приемлет святая: творяи же приемницу злату, или от иныя некия вещи в руки место да отлучится.

 

Толкование. Всея чувственныя твари, болии есть иже по образу Божию созданныи человек, и тело Христово, и церковь Божия есть, по божественному апостолу. Аще убо кто божественного общения причаститися хотя, и не приимет его усты, крестообразно простер (согбене имея) руце свои, но сосуд злат, или иныя некоея вещи сотворит в руку место, якоже тем прияти божественныи дар, и причащения сподобитися ему, таковыи да отлучится, сам же и давыи ему, яко честнее творя Божия образа бездушное злато, или ину кую вещь данную на работу человеку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Толкования на канон, процитированные ниже, отличаются от суждений цитирующего их пользователя. В любом случае сии толкования свидетельствуют об отказе от порочной практики причастия в руку. Традиционалисты всегда были защитниками истинного прогресса и презирают обновленческий лозунг возврата к раннехристианским временам. Мало ли что в VI веке давали в руку, зато в XVI, слава Богу, не давали! Читаю всю тему и радуюсь тому, что Господь сподобил меня примкнуть к последовтельным традиционалистам. Мне эти проблемы знакомы только по чтению информационных материалов, я не хожу на новую мессу, а если оказался на ней (похороны и венчания знакомых, послушать хор как концерт), то уж ни в коем случае не причащаюсь. Бог миловал.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Толкования на канон, процитированные ниже, отличаются от суждений цитирующего их пользователя.

В чём?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как в чём? Ясно пишут о причастии в уста, а не в руку (Аристен, славянская кормчая).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как в чём? Ясно пишут о причастии в уста, а не в руку (Аристен, славянская кормчая).

"но вместо руки приготовит какое либо вместилище золотое"

 

"творяи же приемницу злату, или от иныя некия вещи в руки место"

 

?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На мой взгляд, можно расположить практики от лучшего к худшему таким образом:

 

1) Получать Дары из рук священника непосредственно в уста (без посредства лжицы). А значит удобнее на практике когда Тело преподаётся под видом бесквасного хлеба. Не будет крошиться. Практика позволяет избежать частиц на руках и к тому же следует интенции 101 правила Трулльского собора относительно запрещения использования лжицы.

 

2) Получать Дары из рук священника в руки, сложенные крест-накрест и вкушать из своих рук. Лжица запрещена. Практика, ставшая обязательной на Востоке после Шестого Вселенского Собора. Значит так причащались и преп.Иоанн Дамаскин, и свт.Тарасий Константинопольский, и преп. Феодор Студит и т.д. Эта практика для вкушающих Тело под видом квасного хлеба. Кровью запивали, видимо, после вкушения Тела.

 

3) Получать Дары из рук священника посредством лжицы в уста. Вероятно, практика введена после того, как стали смешивать квасной Хлеб с Вином. Класть омоченную частицу в руки стало непрактичным с точки зрения благочестия (?)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Только вот никак не пойму, эти EMHC и благословение возложением рук уполномочены раздавать? Или непричащающиеся как-то угадывают где будет именно священник чтобы заранее занять соответствующее место в храме?

 

Ну по идее священник всегда должен быть на одном месте. Моя "сестра в законе" именно всегда знала где сесть, чтобы ее дочь, тогда слишком юную для Причастия, благословил священник. Там довольно большой приход был и бывало миряне помогали, если Храм был битком и священник один. Если народу немного - то обычно все к священнику. В нынешнем приходе - обычно только священник. Мирянина видела всего один раз за 4 года - и то когда все священники уехали, а мирянин типа провел беседу и раздал Причастие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разумеется, как бы ни толковать канон "Собора, бывшего в городе Трулле" (как высказался о нем весьма известный в наших краях приверженец реформ), отвергнутого, кстати, Святой Римской Церковью, очевидно, что любая древняя практика - что будто бы описываемая этим каноном, что упомянутая у св. Кирилла Иерусалимского - ничуть не напоминает распространяемую модернистами, у которых причащение обычно выглядит так: проходя мимо священника или, чаще, какой-нибудь монахини или просто тетки, взял Гостию, сунул в рот и пошел, жуя на ходу, к себе на лавку. Это был достаточно сложный ритуал, причем у того же св. Кирилла больше всего говорится о том, как при этом не "погубить" никакой самой малой частицы Св. Даров.

 

И к тому же, если где-то когда-то миряне и получали Святые Дары в руки, то потом Церковь от этой практики отказалась - и именно ради большего, а не меньшего, как предписано модернистами, почтения к Телу Христову.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу благословлений, раздаваемых EMHC - ватиканский ответ в документе, который я привожу ниже (извините, что в таком формате и без перевода).

13_02_24_CDWDS_Response_Blessings_lr.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"но вместо руки приготовит какое либо вместилище золотое"

 

"творяи же приемницу злату, или от иныя некия вещи в руки место"

 

?

 

А это уже не Аристен и не славянская кормчая. На которые я обратил внимания. Да, другие комментарии говорят другое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"но вместо руки приготовит какое либо вместилище золотое"

 

"творяи же приемницу злату, или от иныя некия вещи в руки место"

 

?

 

А это уже не Аристен и не славянская кормчая. На которые я обратил внимания. Да, другие комментарии говорят другое.

Первая цитата - Аристен, вторая - славянская кормчая.

 

И что "другое" говорят иные комментаторы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу благословлений, раздаваемых EMHC - ватиканский ответ в документе, который я привожу ниже (извините, что в таком формате и без перевода).

13_02_24_CDWDS_Response_Blessings_lr.gif

 

Олег-Михаил,я "гляжу в книгу -вижу фигу" в отрывке, если честно. Как я понимаю - неправильна раздачу благословений тем, кто не получил бы Причастия в силу смертных грехов (тем кто снова женат). А детям? У нас в основном и подходят родители с маленькими детьми.

 

Параграф 3 - про "раз дающих Причастие" - это и священник имеется ввиду тоже? И "наложение рук ВМЕСТО Причастия - опять же как с детьми быть, для которых Причастие еще не актуально? В общем, как-то особой ясности мне не добавил сей текст.., ибо умом скудна :)

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...