Перейти к содержанию

Простота в литургии (Назад, к первоначальной Церкви)


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

«Протестантские» поиски «простоты» и прямоты в прошлом — что заключает в себе отчасти благие или, по меньшей мере, понятные мотивы, — несомненно, ошибочны и даже тщетны. Поскольку о «раннем христианстве» сегодня, невзирая на все «изыскания», мы по большей части так ничего и не узнаем; поскольку «первозданная простота» — ни в коей мере не гарантия ценности и в значительной степени была и есть отражением невежества. Серьезные нарушения были столь же свойственны христианскому «литургическому» поведению изначально, как и сейчас. (Критика «эвхаристического» поведения со стороны святого Павла — достаточное тому доказательство!) И еще более — потому, что Господь Наш не назначил «моей церкви» застыть в неподвижности, в состоянии вечного детства; Господь задумал ее как живой организм (уподобленный растению), который развивается и меняется внешне через взаимодействие завещанной ему жизни в благодати и истории — конкретных обстоятельств того мира, в который он помещен. Между «горчичным зернышком» и взрослым деревом нет ни малейшего сходства. Ибо те, кто живет во времена раскидистой кроны, знает лишь Дерево, ибо история живого организма — часть его жизни, а история организма божественного — священна. Мудрые, возможно, знают, что началась она с зерна, однако напрасно было бы пытаться его выкопать, ведь зерна более не существует, а силы его и ценность ныне вобрало в себя Дерево. Очень хорошо; но в земледелии заботиться о Дереве должно властям, хранителям Дерева, — в меру своего разумения, подравнивать его, обрубать загнившие ветви, истреблять вредителей и так далее. (С трепетом душевным, сознавая, как мало им ведомо о его росте!) Но ежели они одержимы желанием вернуться к зерну или хотя бы к первой юности растения, когда оно было (как им представляется) прекрасно собою и не затронуто злом, они наверняка причинят немалый вред. Второй же мотив (который ныне столь смешивается с приверженностью к раннему христианству, причем даже в сознании любого из реформаторов): aggiornamento, осовременивание; в нем таятся свои серьезные опасности, как было ясно явлено в ходе истории. С ним также смешивают «экуменизм». (Дж. Р. Р. Толкин. Письма. Письмо 306. Пер. цит. по русскому изданию, М.: Эксмо, 2004).
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Перенесу сюда свой пост из другой темы -

 

(Хотя кто сказал, что не лёжа, как римляне?!)

 

Так именно что сказано - возлежали. В Евангелии сказано.

 

 

"Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками" (Мтф.)

 

"И, когда они возлежали и ели" (Мк.)

 

"И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним" (Лк.)

 

"Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им" (Ин.)

 

 

Собственно, это и до сих пор сохранилось у иудеев в праздновании седера.

Ни у кого из античных народов (ни у римлян, ни у греков, ни у евреев) сотрапезники не сидели вокруг стола или друг напротив друга.

Все возлежали с одной стороны стола, другая была свободна, потому что оттуда подходили слуги, женщины или какие-то младшие члены этого общества,

которые обслуживали пирующих, подносили блюда с едой и уносили пустые. В очень богатых домах, когда первая перемена блюд была съедена, дюжие слуги поднимали целиком менсу (столешницу) со всем на ней стоящим и уносили прочь. А в место нее приносил другую, уже накрытую новыми блюдами.

 

Но дело в том, что Литургия не сводится к воспроизведению Тайной Вечери. Это протестантский подход. Первые христиане не заменили трапезой иудейские богослужения.

Наряду с Трапезой, которую завещал Иисус, продолжались и обычные богослужения. Вплоть до разрушения Храма.

А христианская Литургия - это слияние новозоветной Трапезы с ветхозаветными традициями. И Литургия Слова - это по сути то же чтение Писания в синагогах. Мы ведь помним из Евангелия, как Иисус, входя в синагоги, читал там отрывки из Писания и потом объяснял их. И Евхаристическая Литургия это не только Трапеза, как это теперь нам пытаются внушить, но и Жертва. А идея Жертвы, несомненно, идет из Ветхого Завета.

И когда священник от народа восходит к алтарю, это отсылка к самому началу, к установлению ветхозаветного богослужения. Он, как Моисей, восходит на гору Синай к Богу. А народ Израиля стоит внизу за его спиной и ожидает его возвращения. И повернувшись от народа к Богу, священник передает Ему наши прошения и возносит наши хвалы, а повернувшись к народу, передает ему слова Бога.

 

А все эти сидения кругом или квадратом не только неимоверно обедняют символический смысл Литургии, но по сути это попытки инсценировать одну лишь Тайную Вечерю, причем и инсцинировать-то неправильно.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кто сидит кругом или квадратом? У протестантов такого я не видела.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кто сидит кругом или квадратом? У протестантов такого я не видела.

 

Говорят, будто, некоторые специальные католики так делают. Думаешь, врут ? )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А, да. Нет, не врут. Правда, я видела только на картинке. Я думала, речь о протестантах. Но я все равно из вредности буду задавать вопросы. Щас только с мыслями соберусь. ;)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А ты из полезности лучше задай. Все равно я тебе молока за вредность давать не буду. :)
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Протестантские» поиски «простоты» и прямоты в прошлом...

Протестантский подход...

 

Еще бы объяснить, какие это такие протестанты и в чем заключается их подход.

А то Дима не любит дешевых штампов, а сам ими просто сыпет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

некоторые специальные католики так делают.

Это что, третья католическая церковь, после КЦ и ГКЦ? Старокатоликов знаю, левефристов знаю-специальных католиков не знаю. Кто такие? Бывшие бойцы "Дельты"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это что, третья католическая церковь, после КЦ и ГКЦ? Старокатоликов знаю, левефристов знаю-специальных католиков не знаю. Кто такие? Бывшие бойцы "Дельты"?

 

Если я правильно понял, речь идет о неокатехуменате

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если я правильно понял, речь идет о неокатехуменате

Это вряд ли.Эти у нас в кружок или в куб не собираются.Они всего лишь служат Литургию в Храме Благовещения в Нацерете(Назарете),весело танцуя и распевая песни под гитару, или говоря на непонятных язЫках. :) Затем они собираются вокруг священника и передают Чашу и Хлеб по кругу.А чтобы кубом или квадратом-не видал.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Простите, как можно собираться кубом? Одни вокруг стола, другие лежат под столом, а третьи левитируют над ним?
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Простите, как можно собираться кубом? Одни вокруг стола, другие лежат под столом, а третьи левитируют над ним?

Что-то вроде.Церковь земная, Небесная и...те, кто(мягко говоря) не удостоились... ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А то Дима не любит дешевых штампов, а сам ими просто сыпет.

 

Если Вы заметили, Миша, это не мои слова, а Толкина.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это что, третья католическая церковь, после КЦ и ГКЦ?

 

Я не говорил, что это церковь.

 

Старокатоликов знаю, левефристов знаю-специальных католиков не знаю.

 

Есть многое, Горацио, на свете,

О чем не знают люди в Нацерете. :)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще бы объяснить, какие это такие протестанты

Правильней сказать реформатские,тоесть восходящие к кальвинизму или еще правильней цвинглианские.Это от швейцарцев и пуритан пошла мулька все упрощать донельзя.Толкиен в Англии явно встречался именно с таковыми протестантами будь они баптисты,присветериане или низкое крыло Церкви Англии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

или говоря на непонятных язЫках. :)

Я уже в куче 50сятнических книг прочитал что дар языков он миссионерский так что если он взаправду от Бога то пусть не празно друг другу говорят а идут и проповедуют местному мусульманскому населению :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...