Neta Опубликовано 28 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2011 Наткнулась в сети на этот материал, который меня очень удивил. Пермская самобытная скульптура, удивительным образом напоминает католические скульптурные образы. Когда поднимаешься по лестнице на третий этаж галереи и входишь в небольшой зал, сердце сжимается — на невысоких постаментах в центре зала сидят шесть деревянных фигур Христа — совершенно живых, в смиренных позах и со скорбными лицами. Пермские страдающие Спасители вызывают чувство необыкновенной жалости к себе. "Живой" Христос почти всегда изображался в один и тот же момент своей жизни — сидящим в темнице перед казнью. В Евангелии от Матфея описывался эпизод, когда связанному Христу возложили на голову терновый венец, надели багряницу, дали в руку трость и, взявши её, били его по голове. Этот трогательный жест правой рукой (на снимке — скульптура из Соликамска, XVIII в.) означает, что Иисус закрывается от т.н. заушения — унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди. Подробнее здесь: https://northural.ru/...wood_sculpture/ 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Marishkin Опубликовано 28 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2011 Удивительно! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Oleg-Michael Опубликовано 28 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2011 Что интересно, весьма подобная скульптура представлена в кинофильме "Иван Васильевич меняет профессию": есть там такой кадр, когда, бегая от стрельцов по кремлевскому дворцу, "царь"-управдом присаживается в оконном проеме, а напротив него сидит, пригорюнившись, деревянный Спаситель. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Neta Опубликовано 28 октября, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 28 октября, 2011 Да, помню. Но там вроде как-то ненатурально. А в эти ваяния буквально вложена душа мастеров. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ana Опубликовано 29 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 29 октября, 2011 В книге А. Иванова "Сердце Пармы" есть довольно тяжелый эпизод, как пятый епископ пермский Иона вместе с языческими идолами кидает в костер и статую Христа. И мотивация-то понятна - пришли христиане, принесли весть о Христе, толерантные пермяки живо пополнили свой пантеон статуями Христа, ставили эти статуи в часовнях что христиане для пермяков возвели, и мазали им губы кровью жертвенных животных, Иона такие изображения, мягко говоря, не одобрял. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Neta Опубликовано 29 октября, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 29 октября, 2011 Освящение культуры происходит не в одночасье. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Maxim Bulava Опубликовано 29 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 29 октября, 2011 Работая с документами, наткнулся на любопытное свидетельство: профессор Пермского университета Беклемишев, знаменитый российский биолог, в 1920-х, когда бывал со студентами на экскурсиях в музее, демонстративно кланялся "деревянной статуе Христа". По-видимому, эта статуя - как раз образец пермской деревянной скульптуры. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ana Опубликовано 29 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 29 октября, 2011 Освящение культуры происходит не в одночасье.Это понятно. Мне вот интересно, а как будет достойно относиться к статуе Христа, чьи губы почтительно смазаны жертвенной кровью, как к иконе Христа или как к идолу? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Neta Опубликовано 29 октября, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 29 октября, 2011 А разве сейчас они мажут кровью? На севере России деревянная скульптура входила в оформление храмов ещё со времён Древней Руси. Вот что пишет православная женщина из Твери на другом форуме: "А у нас в церкви тоже есть наподобие. Спаситель изображён сидящим, в венке, как и на ссылке. Но почему-то почти всегда, видимо из чувства целомудрия, под самую шею накрыт и завязан какой-то материей, только голова виднеется. Если честно, мне как-то жалко всегда, глядя на эту скульптуру (по-моему, она из гипса) даже сама не знаю чего, но жалко - и всё. Он сидит в уголке, маленький такой, все ходят мимо - большие такие. Свечи к иконе ставят - над Ним их несколько, а Его как будто не замечают". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Marishkin Опубликовано 29 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 29 октября, 2011 Не читала "Сердце Пармы". Да. Это сильно. Но ожидаемо, в принципе. В христианизируемых раннесредневековых обществах Христос часто воспринимался как такой же "бог", пришедший на смену старым богам.В принципе, об этом вскользь говорится в статье. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Solowhoff Опубликовано 29 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 29 октября, 2011 Не читала "Сердце Пармы". Да. Это сильно. Но ожидаемо, в принципе. В христианизируемых раннесредневековых обществах Христос часто воспринимался как такой же "бог", пришедший на смену старым богам.В принципе, об этом вскользь говорится в статье. Или даже как один из них. Скажем, в одном из рунических заклинаний упоминается Христос (Kristr). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Marishkin Опубликовано 29 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 29 октября, 2011 Или так.А для христианина статуя это просто статуя. Чем бы её не помазали. Может ли она оставаться священным изображением после того, как её помазали? Наверное, нет, потому что это осквернение и соблазн. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Neta Опубликовано 29 октября, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 29 октября, 2011 Все-таки Алексей Иванов писатель-фантаст, так что аргументировать на примере легендарной литературы в данном случае не совсем приемлемо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ana Опубликовано 29 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 29 октября, 2011 имхо, он фантаст не больше чем другие писатели на исторические темы. К тому же в данном случае, чтобы возник вопрос и было уместно на него отвечать достаточно и правдоподобности, а она имеется. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ana Опубликовано 29 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 29 октября, 2011 Или так.А для христианина статуя это просто статуя. Чем бы её не помазали. Может ли она оставаться священным изображением после того, как её помазали? Наверное, нет, потому что это осквернение и соблазн.Хорошо, а бросать её в огонь, как просто деревяшку или как идола? и прямь куда её девать? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Marishkin Опубликовано 30 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 октября, 2011 Священные изображения тоже сжигают. Если, допустим, икона от времени потемнела так, что на ней не видно лика - тогда на неё нельзя молиться, по крайней мере у православных так. А выкинуть неблагочестиво.Не знаю, как поступают в случае осквернения. Может быть, и сжигают. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ana Опубликовано 30 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 октября, 2011 Если это не икона, т е не священный предмет, а просто статуя, то о каком осквернении может идти речь? Ведь запачканную фотографию близкого человека мы не выкинем если можно спасти изображение? Отмыть статую от жертвенной крови и всего делов. Почему нет? Интересно, а статуи Христа в Перми в храмах стоят или это только музейная историческая ценность? Я, кстати, в Японии видела статуи Богородицы (в музеях, ни в храмах), ну один в один как статуя Будды, только на согнутой руке, как бы еще один маленький будда сидит.Да и тут в музее висит распятие с явно индейцем. Даже терновый винец у Него похож на индейские перья на голове. Хотела бы сделать фотку и тут это выложить, но там не разрешено фотографировать, а среди музейных открыток этого распятия я не нашла. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Алексей 1976 Опубликовано 30 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 октября, 2011 " Отождествление «темновидных» старых икон с иконами ветхими и испорченными позволяет автору найти обоснование их исправления и даже уничтожения в святоотеческом предании, которое, если вспомнить, действительно, не воспрещало уничтожение старой стершейся иконы. Об этом одинаково говорили как Феодор Студит, так и Иоанн Дамаскин[198]. Еще епископ Кипрский Леонтий, возражая иконоборцам на обвинение иконопочитателей в поклонении материи, говорил о допустимости сжигания старых досок: «У нас не поклоняются образам и иконам, и фигурам святых как богам. Ибо если бы мы поклонялись дереву иконы как Богу, то, конечно, поклонялись бы и остальным деревьям и не сжигали бы икон, как часто бывает, когда образ изглажен»[199]. Нормы бытового благочестия, а порой и сама церковь нередко окружали момент уничтожения иконы дополнительными ритуалами. Как на православном Востоке[200], так и на Руси чаще всего предписывалось использовать старые доски для растопки и приготовления мирра. Еще чаще в народе боялись сжигать иконы: их пускали по воде вверх ликом или же суеверно хоронили на кладбищах, в чем, кстати, особое благоговение перед иконой проявлял сам царь Алексей Михайлович. По сообщению Павла Алеппского, царь настоял зарыть в землю те «неправильные» западные иконы, которым патриарх Никон выкалывал глаза и которые он разбивал о плиты церковного пола (илл. 45)[201]". https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=98&chap=9 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Oleg-Michael Опубликовано 30 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 октября, 2011 Я, кстати, в Японии видела статуи Богородицы (в музеях, ни в храмах), ну один в один как статуя Будды, только на согнутой руке, как бы еще один маленький будда сидит. А это - если, конечно, не совр. извращения - вполне может быть из культуры какурэ кириситан, тайных христиан, которые на протяжении поколений маскировались под буддистов. Крест с изображением Христа, замаскированного под будду, XVII век Но это они не от хорошей жизни, надо сказать, так что я совсем не уверен, что в современных условиях надо такое повторять. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Marishkin Опубликовано 30 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 октября, 2011 Если это не икона, т е не священный предмет, а просто статуя, то о каком осквернении может идти речь? Ведь запачканную фотографию близкого человека мы не выкинем если можно спасти изображение? Отмыть статую от жертвенной крови и всего делов. Почему нет?Я имела в виду статую как икону, как священное изображение.Я не читала книгу, но мне показалось, что там главная проблема была в соблазне для верных. Именно, что у многих людей может возникнуть смущение при мысли о том, чтобы молиться перед статуей, которая использовалась в качеству идола. Если бы речь шла о статуе, о которой ничего такого конкретного не известно, то, действительно, освятить на всякий случай и всё. Уж наверное, человек, который кланяется этой статуе в музее как образу Спасителя, не делает ничего дурного. Это моё имхо, сослаться ни на что не могу . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Marishkin Опубликовано 30 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 октября, 2011 Нормы бытового благочестия, а порой и сама церковь нередко окружали момент уничтожения иконы дополнительными ритуалами. Да. Я помню, что читала рассуждения на эту тему какого-то православного священника.Однако насколько по-разному люди мыслят. Мне вот закапывание в землю или пускание по реке кажутся менее благочестивыми, чем сжигание. Огонь, по крайней мере, чистый.Помнится, одна моя знакомая так благочестиво выкидывала треснувшие чётки. Она их поцеловала, и нам дала поцеловать, а потом бросила в Москву-реку. А я аж содрогнулась при мысли, что там в этой воде ещё плавает. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Алексей 1976 Опубликовано 30 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 октября, 2011 Эх-хе-хе... Как же Вы в таком случае можете предпочесть трупоположение трупосожжению? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ana Опубликовано 30 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 октября, 2011 А это - если, конечно, не совр. извращения нет, это не современные извращения, это ископаемые А в музее при старейшем христианском храме в Нагасаке выставленны "двойные" статуэтки, когда спереди Будда, а на оборотной стороне Христос или Дева, так что простой поворот статуи на 180 градусов менял исповедуемую религию. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ana Опубликовано 30 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 октября, 2011 Я не читала книгу, но мне показалось, что там главная проблема была в соблазне для верных.Откровенно говоря, в книге самая большая проблема это сам епископ. Книга вообще очень хорошая, очень сильная. Одна из самых лучших книг, что я читала за последнии годы (читаю, т к еще и не дочитала). Вы, Маришкин, как-то говорили что вряд ли кто из современных писателей может избежать постмодерна, так вот в этой книге, в её сути, я как-то его и не нашла вообще, хотя это явно не ретро-стиль. Она вся проникнута пафосом, который как бы понимает свою неоднозначность, и однако благородство, верность, любовь к родине это все слишком глубоко и серьёзно, настолько, что и составляют саму жизнь, так что и смерть становится лишь функцией, лишь деянием во имя этой любви.Эту книгу никак нельзя назвать антихристианской, но однако антиклирекальные ноты там явно присутствуют. Во всяком случае мало в ней столь неприятных персонажей как святитель епископ Иона Пустоглазый (кстати, канонизированный святой РПЦ) Да и прочие фигурирующие в книге епископы пермские, весьма несимпатично выглядят, это и еп. Питирим и еп. Филофей, да и сам креститель Стефан. Антиподом им выступает зодчий строитель храмов Калина, чье православие хоть и сильно, но, мягко говоря, далеко от ортодоксии. Справедливости ради необходимо отметить, что язычники, т е пермяки да вогулы тоже у Иванова весьма далеки от романтизированных аборигенов а ля Финимор Куппер. Тут все жестко не по-детски. Но я задавала свой вопрос про сжигание статуй Христа вполне отвлеченно, безотносительно того хорош или плох Иона, и безотносительно того что хотел сказать на этот счет автор. Просто я сама не знаю ответа на этот вопрос. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Marishkin Опубликовано 30 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 октября, 2011 Эх-хе-хе... Как же Вы в таком случае можете предпочесть трупоположение трупосожжению?А я его и предпочитаю только в силу того, что погребение тела в земле связано с определённой символикой. И христианское погребение (тела или пепла) принципиально не означает его уничтожения.К предметам культа это всё неприменимо. Хотя у евреев были кладбища свитков Торы. Но вряд ли туда ходили с цветами. Книга вообще очень хорошая, очень сильная. Одна из самых лучших книг, что я читала за последнии годы (читаю, т к еще и не дочитала). Вы, Маришкин, как-то говорили что вряд ли кто из современных писателей может избежать постмодерна, так вот в этой книге, в её сути, я как-то его и не нашла вообще, хотя это явно не ретро-стиль. Она вся проникнута пафосом, который как бы понимает свою неоднозначность, и однако благородство, верность, любовь к родине это все слишком глубоко и серьёзно, настолько, что и составляют саму жизнь, так что и смерть становится лишь функцией, лишь деянием во имя этой любви.Интересно.Хотя восприятие средневековой действительности через призму современных понятий тоже может быть вполне постмодерновым. Но это уже нужно читать книгу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти