Перейти к содержанию

Православная антропология


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Антропология восточного христианства позитивнее западной. Объясню почему, нет такого влияния греха на волю человека, на его природу, как в учении западного христианства. У восточного христианства нет проблем с учением о свободе воли. В западном же христианстве, католики не знают как им вырваться из августиновского богословия, поэтому придумывают различные его вариации, в виде молинизма, конгруизма, но это всё равно вариации августиновского богословия. Я когда увлекся католицизмом, то сам ощутил проблему со свободой воли у них, создалось ощущение, что различное латинское богословие делает попытки защиты свободы воли, но до конца не может этого сделать. Что касается учения о предваряющей благодати в православии, она не насилует волю человека, она внешняя, её функция всего-лишь разбудить грешника от греховного сна, а дальше он, либо захочет или нет последовать своему спасению. Святитель Феофан Затворник пишет о предваряющей благодати: "Сей голос Божий зовущий приходит к грешнику или непосредственно, прямо в сердце, или посредственно, преимущественно через Слово Божие, а нередко и через многообразные происшествия внешние в природе и в жизни его самого и других. Но всегда он падает на совесть, пробуждает ее и, наподобие молнии, освещает (ясно представляет сознанию) все законные отношения человека, которые им были нарушены и извращены. Поэтому сие действие благодати и открывается всегда сильным беспокойством духа, смятением, опасением за себя и самопрезрением. Впрочем, оно не влечет насильно человека, а только останавливает его на пути порочном, после чего человек совершенно властен или обратиться к Богу, или опять погрязнуть в тьму самолюбия. В притче о блудном сыне сие состояние выражено словами: в себе пришед (Лк. 15, 17)". Это совсем не то, что по учению западного христианства, где благодать представляется в монергийном понимании. В православии - синергия, как в случае предваряющей благодати, так и содействующей спасению. Если человек послушается голоса предваряющей благодати, далее следует содействующая ему в спасении благодать. Ну а так, вообще, деление благодати на виды, нет у Восточных Отцов. Да и на западе, вроде бы деление благодати на виды появляется в период схоластики. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Недавно узнал, что согласно Фоме Аквинскому, Бог не всех желает спасти. Аквинат делит волю Божию на гипотетическую (изначальную) и обычную. По гипотетической Своей воли, Бог всем желает спасения, но в том смысле, что не каждому. По обычной же Своей воли, Бог не всем желает спасения. Фома Аквинский пишет: "Таким же образом и Бог изначально желает всем людям спастись, но впоследствии, по настоянию Своей праведности, желает иных проклясть". Аквинат пишет: "Бог желает спасти некоторых людей каждого типа и сословия – мужчин и женщин, иудеев и язычников, великих и малых [и т. п.], но не всех вообще". Ну и вообще, Аквинат тоже как и Августин отрицает условное предопределение, оно у него безусловное. На мой взгляд, томизм мало чем отличается от кальвинизма. Вот поэтому в поздние времена, иезуиты и пытались разработать такое богословие, которое бы защищало свободу воли, я имею в виду: Луиса де Молину, Франсиско Суареса, Роберто Беллармина.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Денис,  ты чего-то то не понял у св. Фомы. Бог желает спасения исключительно всем. Другое дело,  что не все люди его хотят.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 11/5/2023 at 7:58 AM, Денис В.Н. said:

Недавно узнал, что согласно Фоме Аквинскому, Бог не всех желает спасти. Аквинат делит волю Божию на гипотетическую (изначальную) и обычную. По гипотетической Своей воли, Бог всем желает спасения, но в том смысле, что не каждому. По обычной же Своей воли, Бог не всем желает спасения. Фома Аквинский пишет: "Таким же образом и Бог изначально желает всем людям спастись, но впоследствии, по настоянию Своей праведности, желает иных проклясть".

А разве это не можно понять так, что Бог желает спастись всем, но нераскаянных грешников желает отправить в ад? То есть вполне обычная мысль

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших... (Иезекииль 33:11)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще.

"Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; И если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; Но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его". (Иеремия, 18 гл.)

"И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? Говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет". (Иезекиль, 18 гл.)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...