Денис В.Н. Опубликовано 5 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2023 Антропология восточного христианства позитивнее западной. Объясню почему, нет такого влияния греха на волю человека, на его природу, как в учении западного христианства. У восточного христианства нет проблем с учением о свободе воли. В западном же христианстве, католики не знают как им вырваться из августиновского богословия, поэтому придумывают различные его вариации, в виде молинизма, конгруизма, но это всё равно вариации августиновского богословия. Я когда увлекся католицизмом, то сам ощутил проблему со свободой воли у них, создалось ощущение, что различное латинское богословие делает попытки защиты свободы воли, но до конца не может этого сделать. Что касается учения о предваряющей благодати в православии, она не насилует волю человека, она внешняя, её функция всего-лишь разбудить грешника от греховного сна, а дальше он, либо захочет или нет последовать своему спасению. Святитель Феофан Затворник пишет о предваряющей благодати: "Сей голос Божий зовущий приходит к грешнику или непосредственно, прямо в сердце, или посредственно, преимущественно через Слово Божие, а нередко и через многообразные происшествия внешние в природе и в жизни его самого и других. Но всегда он падает на совесть, пробуждает ее и, наподобие молнии, освещает (ясно представляет сознанию) все законные отношения человека, которые им были нарушены и извращены. Поэтому сие действие благодати и открывается всегда сильным беспокойством духа, смятением, опасением за себя и самопрезрением. Впрочем, оно не влечет насильно человека, а только останавливает его на пути порочном, после чего человек совершенно властен или обратиться к Богу, или опять погрязнуть в тьму самолюбия. В притче о блудном сыне сие состояние выражено словами: в себе пришед (Лк. 15, 17)". Это совсем не то, что по учению западного христианства, где благодать представляется в монергийном понимании. В православии - синергия, как в случае предваряющей благодати, так и содействующей спасению. Если человек послушается голоса предваряющей благодати, далее следует содействующая ему в спасении благодать. Ну а так, вообще, деление благодати на виды, нет у Восточных Отцов. Да и на западе, вроде бы деление благодати на виды появляется в период схоластики. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Денис В.Н. Опубликовано 5 ноября, 2023 Автор Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2023 Недавно узнал, что согласно Фоме Аквинскому, Бог не всех желает спасти. Аквинат делит волю Божию на гипотетическую (изначальную) и обычную. По гипотетической Своей воли, Бог всем желает спасения, но в том смысле, что не каждому. По обычной же Своей воли, Бог не всем желает спасения. Фома Аквинский пишет: "Таким же образом и Бог изначально желает всем людям спастись, но впоследствии, по настоянию Своей праведности, желает иных проклясть". Аквинат пишет: "Бог желает спасти некоторых людей каждого типа и сословия – мужчин и женщин, иудеев и язычников, великих и малых [и т. п.], но не всех вообще". Ну и вообще, Аквинат тоже как и Августин отрицает условное предопределение, оно у него безусловное. На мой взгляд, томизм мало чем отличается от кальвинизма. Вот поэтому в поздние времена, иезуиты и пытались разработать такое богословие, которое бы защищало свободу воли, я имею в виду: Луиса де Молину, Франсиско Суареса, Роберто Беллармина. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Amtaro Опубликовано 6 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2023 Денис, ты чего-то то не понял у св. Фомы. Бог желает спасения исключительно всем. Другое дело, что не все люди его хотят. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Pawlo Опубликовано 6 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2023 On 11/5/2023 at 7:58 AM, Денис В.Н. said: Недавно узнал, что согласно Фоме Аквинскому, Бог не всех желает спасти. Аквинат делит волю Божию на гипотетическую (изначальную) и обычную. По гипотетической Своей воли, Бог всем желает спасения, но в том смысле, что не каждому. По обычной же Своей воли, Бог не всем желает спасения. Фома Аквинский пишет: "Таким же образом и Бог изначально желает всем людям спастись, но впоследствии, по настоянию Своей праведности, желает иных проклясть". А разве это не можно понять так, что Бог желает спастись всем, но нераскаянных грешников желает отправить в ад? То есть вполне обычная мысль Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Neta Опубликовано 6 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2023 Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших... (Иезекииль 33:11) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Neta Опубликовано 6 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2023 И еще. "Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; И если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; Но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его". (Иеремия, 18 гл.) "И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? Говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет". (Иезекиль, 18 гл.) 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти