Перейти к содержанию

Форум «Ruthenia Catholica»: 12 лет медиаслужения


Марион
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Интервью с Наталией Мюселимян о миссии христианского единства

Сегодня мы представляем вашему вниманию очередное интервью из цикла о христианском миссионерстве. В гостях у редакции модератор форума Ruthenia Catholica Наталия Мюселимян:

— Родом я из Полтавской области. Закончила филфак Одесского государственного университета, работала в разных СМИ. Крещена во младенчестве в Православной церкви, к вере сознательно пришла в начале 90-ых. Несколько лет была членом сочинской протестантской общины «Дом Евангелия». К Католической Церкви присоединилась в 2002 году. Прихожанка храма святых апостолов Фаддея и Симона в Сочи. Мать пятерых детей, бабушка тринадцати внуков, прабабушка пяти правнуков, — с улыбкой рассказывает о себе Наталия.

— В 90-ые и 2000-ые года за просветительскую и миссионерскую деятельность Католической Церкви отвечали, в основном, интернет-волонтеры. В каких общехристианских и католических проектах Вы участвовали? Какой была на них атмосфера? Какими были их основные достижения в области интернет-миссии?

— Интернет-общение я открыла для себя в 2002 году, если не ошибаюсь. Все же прошло более двадцати лет, и многое уже подзабылось. Это был форум под названием «Христианство». Сейчас его можно было бы назвать порталом, потому что он вмещал несколько конфессиональных площадок. Некоторые форумы существовали еще до его появления, и была еще одна задумка создать что-то вроде католической Википедии, наполненной статьями католических авторов. Но идею не получилось осуществить. Тогда энтузиасты-журналисты, работающие в то время на радио «Теос», католики Александр Серебрушкин и Михаил Фатеев, из всего, что было, слепили ресурс под названием «Христианство». Под его «крылом» позже появились платформы других христианских конфессий: «Российский католический форум», «Форум российских католиков», «Лютеранство в России», православный форум «Ортодоксия». Кроме форумов сугубо конфессиональной тематики, были отдельные площадки для обсуждения вопросов семьи и брака, истории, литературы и искусства, а также белорусского журнала «Диалог».

Жизнь на форумах была оживленной, что называется, била ключом. Не обходилось и без конфликтов. В то время я только перешла из своей протестантской общины в Католическую Церковь. Общение на «Христианстве» стало для меня некой школой, пусть и виртуальной, в которой я училась понимать людей с разными воззрениями. Оно помогло мне утвердиться в принятом мной решении. Прошу прощения, что не всех причастных к работе форума называю по именам, тем более, что многих знала только по никнеймам. Ничуть не умаляю их участия в интернет-миссии.

Я вспоминаю форумчан с большой теплотой и некоторой ностальгией по тому времени, когда мы все были неофитами (или почти все), а новоначальные охотно учатся, впитывая в себя евангельские и богословские истины с жадностью путников, затерявшихся в пустыне. Было много интересных тем, обсуждений, свидетельств об обращении, а главное – интересных людей, не только мирян, но и духовенства. И была между нами какая-то, не побоюсь этого слова, первохристианская открытость и доверительность. Словом, мы росли, крепли, осознавая себя каждый в своем дальнейшем выборе. С некоторыми остаемся дружны по сей день. Многие пришли к христианской вере, благодаря форуму. Хотя были и те, кто выбрал другой путь, или кого унесло «житейское море».

Форум «Христианство» просуществовал несколько лет и прекратил свое существование из-за сложностей и разногласий в администрировании, если говорить в общем. Тем не менее, это был неплохой опыт, в том числе, межконфессионального диалога.

В результате распада возникло два новых форума – «Urbi et Orbi» и «У пана Заглобы», созданный Олегом Конюшевским. В 2006 году я присоединилась к последнему, и несколько лет была на нем модератором. Форум этот был очень популярным в российском сегменте, посещаемым — и насчитывал более 2,5 тысяч участников из разных стран. При нем начала формироваться библиотека, которая пользовалась популярностью, так как многие тексты католической тематики можно было найти только на этом ресурсе. В этом была большая заслуга историка-архивиста Дмитрия Лялина (ник Drogon) и переводчика Олега-Михаила Мартынова, модераторов форума. Отдельный раздел был посвящен благотворительности. Место, где можно было получить компетентный ответ на вопросы, касающиеся духовности, веры, каноническим и литургическим аспектам – такую репутацию имел форум «У Пана Заглобы». До поры, до времени.

Да, был еще интересный францисканский форум и католический форум «Гефсимания». Но всякому доброму делу нужны не только идейные вдохновители, но также энтузиасты и волонтеры, чтобы оно как можно дольше жило и приносило пользу. Мало кто задумывается, что время, посвященное интернет-служению – это тоже жертва, порой бОльшая, чем материальная.

На фото: с Дмитрием Лялиным и семьей Павла Кузнецова во дворе московского кафедрала. Вербное воскресенье 2010 года.

На фото: с Дмитрием Лялиным и семьей Павла Кузнецова во дворе московского кафедрала. Вербное воскресенье 2010 года.

— Расскажите подробнее о проекте Ruthenia Catholica. С чего все начиналось? Каким проект был в наиболее активные годы? Какие у него перспективы сегодня — и на сайте, и в социальных сетях?

— Форум «У Пана Заглобы» сгубили политические разногласия, сначала из-за кризиса, условно называемого 08.08.08 (прим.ред. — Пятидневной войны в Грузии), со временем, эти разногласия приобрели черты, не совместимые с христианством (на мой взгляд). Часть форумчан, которым был чужд русофобский контент, возникший этом ресурсе, оставили эту площадку, и создали новую. Так появился портал «Ruthenia Catholica». В этом году ему исполнится уже двенадцать лет. Пожалуй, это самый долговечный католический ресурс форумного формата.

Название свое он получил по предложению одного из форумчан. Ruthenia — в средневековых западных хрониках, название территории Древней (Киевской) Руси, включавшей в себя нынешние Украину, Беларусь, большую часть Центральной России, часть Литвы и совсем небольшие области восточной Польши и северо-восточной Словакии. Употреблялось это слово с XIII века. Рутенией именовалась и католическая церковная провинция. Это название в первую очередь ассоциируется с двумя деятелями Католической Церкви — со святым князем Владимиром Киевским (ок. 955—960 — 1015), крестителем Руси, и с Исидором (ок. 1380 — 1463), митрополитом Киевским и всея Руси, кардиналом Римской Церкви, патриархом Константинопольским, нередко именовавшимся в западных источниках архиепископом Рутенским. Также ritus Rutheni — в официальных католических документах, название славяно-русского обряда византийской традиции, после заключения Брестской Унии.

Таким образом, мы обозначили свою аудиторию – для русскоязычных католиков стран ближнего и дальнего зарубежья, подчеркивая этим общность культуры и истории, и принадлежность к Вселенской Церкви. Хотя никому вход не был запрещен. На нашем форуме немало представителей других конфессий.

Созданием форума мы обязаны, большей частью Дмитрию Лялину, которого считаем «отцом-основателем». Дмитрий был очень интересным человеком. Подробнее о нем можно почитать в статье Евгения Розенблюма «“Новочеремушкинский затворник”: памяти Дмитрия Лялина». После безвременной кончины Дмитрия форум носит его имя на своем логотипе. Он создал библиотеку, включающую около 500 названий и галерею изображений по истории и современности Церкви.

screenshot_2-1.png

Ресурс изначально задумывался как информационно-просветительский. Начало работы форума пришлось как раз на расцвет социальных сетей, и это, конечно, снизило посещаемость. И мы создали свои площадки в соцсетях. Но считаем, что форумы остаются продуктивными площадками. Их формат позволяет долго хранить информацию и быстро в ней ориентироваться. Визуально форумы более информативны, чем соцсети, темы и диалоги не проваливаются в бездонную виртуальную пропасть, хотя, как известно, в Интернете ничто не исчезает бесследно.

О перспективах говорить трудно, ведь в медийном пространстве быстро все меняется. Но есть идея сохранить портал и в дальнейшем, с учетом накопленного материала, который остается востребованным, а форум – читаемым, хотя спикеров поубавилось. Причина не только в том, что соцсети более популярны, а круг обсуждений сузился, или потому что, все «больно грамотные стали» (шучу). Вызывает беспокойство растущее расслоение в христианской среде по принципу «свой – чужой» на фоне политических событий. Даже в моноконфессиональной среде. Как же проповедовать Благую весть, как приглашать в Церковь, когда между нами нет согласия? Допустим, мы запретили на форуме политические темы, чтобы мало-мальски сохранить наши отношения, но это же не решает проблему, в которую втянуты не только миряне, но иногда и представители духовенства. Таким образом, миссия в Интернете наткнулась на пока непреодолимую преграду. Как сказал в одном из интервью епископ Николай Дубинин: «Самый большой вызов для нас – это та миссия единства, о которой говорил Христос».

Наш модераторский штат на форуме тоже сократился. Сейчас им управляют всего три человека: Дмитрий Курилин, который поддерживает форум материально, администратор Игорь, на котором лежит техподдержка, и я. Сейчас мы переехали на новый хостинг, так как старый безнадежно устарел, и занимаемся обустройством. Остальные модераторы и активные участники ушли в профессиональную деятельность. Павел Парфентьев — ныне гендиректор Аналитического центра «Семейная политика.РФ», председатель Межрегиональной общественной организации «За права семьи», писатель. Евгений Розенблюм, переводчик и историк Церкви, трудится также в сфере защиты семейных ценностей. Евгений Крашенинников посвятил себя преподавательской деятельности (он также известен как автор книги «Любовь к педагогике»). Павел Кузнецов – переводчик, тренер и преподаватель. Для меня было большой честью находиться с этими людьми на одной площадке.

На фото: Дмитрий Лялин, Олег-Михаил Мартынов, Евгений Розенблюм.

На фото: Дмитрий Лялин, Олег-Михаил Мартынов, Евгений Розенблюм.

— Какие актуальные католические российские интернет-ресурсы кажутся Вам наиболее эффективными? Какие у них плюсы и минусы? Чего не хватает российскому сегменту католического интернета?

— Хотя католических сайтов в российском сегменте не так уж и мало, не хватает общего католического ресурса, которым когда-то служила бумажная газета «Свет Евангелия», главным редактором которой был Виктор Хруль. Даже спустя полтора десятка лет после закрытия, ее формат остается актуальным. Хорошими ресурсами считаю «Сибирскую католическую газету», «Рускатолик.рф», «GAUDETE», который сейчас только в видеоформате, но всегда интересный. Много хороших приходских и епархиальных СМИ, а также изданий различных конгрегаций. Но все они, на мой взгляд, испытывают недостаток оригинального контента. Большинство материалов или переводные, или перепечатки. Российским католическим СМИ не хватает своих авторов. Хотя надо отдать должное Анастасии Паламарчук, Анне Кудрик, Анастасии Татарниковой, Ларисе Беляевой, статьи которых можно почитать на католических сайтах.

И очень мало свидетельств о своем пути к Богу, в Церковь, на мой взгляд. Кстати, авторский проект Ольги Хруль «Церковь с человеческим лицом» на сайте «Рускатолик.рф» — по тематике едва ли не единственный в своем роде, который восполняет недостающие штрихи на общем портрете католической России.

— Каких современных святых и подвижников благочестия мы можем избрать в качестве ориентиров в деле христианского просвещения?

— Знаете, в любой стране с католической историей немало своих святых и блаженных, с известными именами, или о которых мы, возможно, и не знаем. Но лично для меня таким примером всегда будут российские католики – Анна Гольдина и Петр Сахаров, которых мы недавно потеряли в земной жизни. Они же, кстати, были весьма плодовитыми авторами, которые жили Церковью, и потому не могли о ней молчать. И, конечно, Дон Бернадо Антонини, который очень много сделал для христианского просвещения в России. А еще отец Александр Хмельницкий (ОР), создавший в свое время журнал «Истина и Жизнь» и одноименное издательство, выпустившее около тридцати наименований книг католических и православных авторов. Отец Александр в своем служении был очень незаметным человеком, но оставил нам ценное духовное наследство.

— Посоветуйте, как христианскому блогеру или журналисту сохранить смирение и не возгордиться? Ведь если он делает свое дело хорошо, то определенной популярности ему не избежать? Как в своей работе ему не затмить самого главного, а именно Христа и Слова Божьего чем-то сиюминутным?

— Тут напрашиваются хрестоматийные ответы, которые никому не интересны, правда же? Все зависит от духовной зрелости журналиста или блогера. А зрелость приходит, когда ты даешь Христу место в своей жизни, в том числе в профессиональной. Мне запомнились слова одной монахини из Ордена Воплощенного Слова: «Берем все доброе, что есть в каждой культуре (а оно обязательно есть), и подносим его к свету Евангелия, чтобы освятить». Я думаю, что такой подход нужен и в журналистской работе, и тем, кто ведет христианские блоги и паблики. Представляете – освятить?! Не осудить, не заклеймить, не уничижить, и при этом почувствовать себя «царем горы», а освятить то, что предлагает тебе Христос.

— Как говорить о святом на актуальном для подростков и молодежи языке и не опростить высокие материи сверх всякой меры?

— Как-то я спросила своих детей, когда они еще были подростками, чем их можно «достать». Они ответили: только не словами, слова не работают. Не говорить с ними нужно (отдайте эту благочестивую миссию священникам и катехизаторам), а жить с ними рядом своей жизнью, которая может стать для них примером святости. А может и не стать. От нас зависит, отражается ли в нас святое.

— Какие специфические и какие общие места Вы можете выделить в медиаслужении у католиков, православных и протестантов?

— В 90-е годы, когда христианству в России был дан «зеленый свет», методика миссионерского служения несколько разнилась. Протестанты взяли на вооружение раздачу Новых заветов и буклетов с краткой информацией духовной тематики. У них была самая массовая евангелизация в стране, с полными залами и стадионами. Таков был духовный запрос у народа.

Православные возрождали приходы, и вся духовная жизнь была сосредоточена внутри этих приходов — как восстановление религиозной памяти. Католикам, наверное, пришлось труднее всех, потому что возрождать пришлось Католическую церковь в России после шестидесяти лет забвения, собирать крохи своей истории, превозмогая некоторое противостояние, в том числе, атеистической пропаганды и преодолевать стереотипы, порожденные этой пропагандой. Кстати, в этом плане многое удалось на православных форумах, где католикам довелось пройти огонь неприятия, воду экуменического отрезвления и медные трубы невежественных нападок.

В конце концов, все закончилось более-менее мирно. Важно выслушивать друг друга и стараться понимать. Это было хорошее испытание. Сейчас ситуация во всех конфессиях выровнялась, каждая заняла свою нишу, что-то переняв друг у друга. Пусть мне возразят, но я считаю, это хорошо. У нас один Господь. А проповедь в 90-ые была похожа на большую рыбацкую сеть, которую Он и закинул, чтобы мы попали в Его лодку. Но сейчас задача еще сложнее. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». И любовь эта не должна быть избирательна – свой-чужой.

— Что Вы можете пожелать редакции, авторам и читателям портала «Христианская Россия»? Что Вам кажется наиболее подходящим и эффективным в нашей работе на ниве интернет-миссии? Чего не хватает на страницах нашего портала Вам как читателю?

— У вас хороший портал, очень разнообразный, и авторов у вас много — следовательно, и эксклюзивного контента. Заметно, что вы тяготеете к восточно-христианской харизме. Радует миссионерская тематика. Сохранить экуменическую направленность портала — это очень непростая задача в наши дни. Единственное, что мне представляется не очень удачным – интерфейс вашего сайта. Несколько тяжеловат для визуального восприятия. Хотелось бы более современного решения. Но это только мое личное мнение. Редакции «Христианской России», в особенности, ее новому редактору Алексею Билецкому, желаю сил, творческого вдохновения и Божьей помощи в вашем нужном и важном служении.

Беседовал Кирилл Белоусов

https://christrussia.ru/forum-ruthenia-catholica-12-let-mediasluzheniya/

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Михаил, спасибо. Я раздумывала, выкладывать ли этот текст.))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...