Jump to content

Святость с женским лицом: истории святых жен


 Share

Recommended Posts

f462d713dd36c15b666e795da8454fa7.jpg

Худ. Андрей Ремнёв

8 марта – день Церкви?

Какой должна быть христианка? Давайте скажем дружно хором: любящей, кроткой, доброй, смиренной, радостной, целомудренной, верной, набожной, заботливой, и в перерывах вышивать крестиком. Чистейшей прелести чистейший образец. Когда мы хотим такими стать? Прямо сейчас!

На практике картина оказывается гораздо более … многогранной. Даже среди великих святых мы знаем примеры совершенно «нестандартного», если не сказать провокационного поведения: св. Клара Ассизская сбежала из дома, св. Екатерина Сиенская поучала церковных иерархов, св. Маргарита Шотландская ссорилась с мужем, св. Елизавета Венгерская растрачивала семейные финансы, св. Урсула Ледуховская нарушала законодательство, св. Мэри МакКиллоп вообще отлучили от Церкви. Не говоря уже о многих женщинах, которые, вслушиваясь в голос Бога, смело следовали по тому пути служения, к которому считали себя призванными, и жили той духовностью, которая именно их неповторимым образом соединяла со Христом. В конце концов, Иисус – совершенный жених, и каждой избранной им душе Он дарит свой уникальный, неповторимый и только ей предназначенный свадебный венок.

Сегодня ради праздника мне бы хотелось поразмышлять о том, чему женщины могут научиться у церкви. Нет, вы не ошиблись: не в церкви, а у Церкви. Церковь – совершенная Невеста Агнца, а еще – Матерь христиан, у нее большой жизненный опыт и у нее действительно есть чему поучиться. В конце концов, Церковь – это не отделенный от нас объект, это все мы, то есть даже! (и далеко не в последнюю очередь) женщины.

Итак, чему научиться:

- Быть красивой и не бояться красоты. Если здания храмов украшаются для Литургии прекрасными цветами, алтарь окаждается фимиамом, а хор исполняет торжественные песнопения, то почему мы так часто боимся стать частью этого великолепия? Красота притягивает и завораживает, потому что красота – один из атрибутов Бога. Давайте не отвергать нашей красоты. Что делать на практике? Не одеваться в Церковь и по жизни абы как, оправдывая это соображениями скромности и практичности.

- Принимать помощь и рыцарское служение мужчин. Церковь – Матерь и Невеста – уже на протяжении двух тысяч лет принимает самоотверженное служение от своих сыновей – священников и монашествующих. Что делать на практике? Не рваться совершать подвиги самостоятельно с победным кличем «всю жизнь на вас положу». Конечно, мы можем и в горящую избу, и на амвон, и иногда лучше, чем некоторые представители сильного пола. Но давайте позволим мужчинам становиться все более совершенными мужчинами через служение прекрасным дамам – в том числе и нам.

- Поддерживать себя в форме и не отказываться от изменений. Даже если кажется, что окружающие воспримут происходящие перемены скептически. Мол, «с косами и в платьице была такая хорошая девочка, а сейчас что? Раньше было лучше.» Помните, что даже радикальные перемены вроде II Ватиканского собора не мешали Церкви оставаться тем, чем она есть. Кроме того, Церковь – Невеста не может позволить себе быть неухоженной и расплывшейся, а это требует последовательной работы над собой. Иногда в процессе такой работы обнаруживаются весьма неприглядные вещи, но лишь столкнувшись с проблемой лицом к лицу, ее можно решить. Что делать на практике? Заботиться о себе. Тогда найдутся силы позаботиться о других.

- Уважать свое достоинство. На протяжении многих веков, да и сегодня, к сожалению, Церковь подвергается гонениям, а ее служители, мужчины и женщины, претерпевают мучения и смерть, нередко унизительную и некрасивую. В других ситуациях нам кажется, что церковь компрометирует себя сама в самых разных неловких ситуациях, связанных со злоупотреблениями властью и деньгами. И при всем этом достоинство Церкви зиждется лишь на том, Чьей Невестой она является. Что делать нам на практике? Уважать образ Божий в себе и помнить о Том, Кто нас избрал для жизни вечной.

- Дарить любовь и дарить жизнь. И тут, положа руку на сердце, нужно сказать, что и мы, женщины, и церковь в ее земном измерении все еще учимся дарить любовь, и будем в равной степени учиться, доколе не обретем полноту в Боге. Но Церковь, как бы несовершенны ни были ее земные институты, все равно в любой ситуации может дарить Жизнь через совершение Таинств. А мы, женщины, при всех своих несовершенствах и слабостях можем дарить жизнь самыми разными способами – приводя на свет детей, примиряя спорщиков, проповедуя Истину, облегчая боль, оставаясь рядом, утешая, поддерживая, да и просто-напросто улыбаясь.

- Следовать за Христом. Что делать на практике? Следовать за Ним, даже когда моешь посуду или вышиваешь крестиком.

Анастасия Паламарчук

https://gaudete.ru/8-march-church/

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Какой должна быть христианка? Давайте скажем дружно хором: любящей, кроткой, доброй, смиренной, радостной, целомудренной, верной, набожной, заботливой, и в перерывах вышивать крестиком. Чистейшей прелести чистейший образец. Когда мы хотим такими стать? Прямо сейчас!

На практике картина оказывается гораздо более … многогранной. Даже среди великих святых мы знаем примеры совершенно «нестандартного», если не сказать провокационного поведения: св. Клара Ассизская сбежала из дома, св. Екатерина Сиенская поучала церковных иерархов, св. Маргарита Шотландская ссорилась с мужем, св. Елизавета Венгерская растрачивала семейные финансы, св. Урсула Ледуховская нарушала законодательство, св. Мэри МакКиллоп вообще отлучили от Церкви. Не говоря уже о многих женщинах, которые, вслушиваясь в голос Бога, смело следовали по тому пути служения, к которому считали себя призванными, и жили той духовностью, которая именно их неповторимым образом соединяла со Христом.

Христос тоже порой вел Себя "нестандартно" (чего только стоит изгнание торгующих из храма?), но это не значит, что Он не был, вопреки собственным словам, кротким и смиренным. По-моему, тут следовало бы написать немного по-другому, что-то вроде такого: "Женщина должна быть доброй смиренной и т.д., но это не значит, что она должна промолчать в такой-то ситуации или ей запрещено то-то и то-то, свидетельством чему служит поведение святых жен".

Edited by Владимир М.
Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...

2018-03-06_18-22-34-kopiya.png

 

«Обращайтесь с благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом» (1Петр., 3:7)

 

«Чем слабее сосуд, тем больше благодать,

тем блистательнее трофей, тем славнее победа». (Св. Иоанн Златоуст, похвала мученице Дросиде)

 

Гендерные праздники в нашем обществе вызывают самую неоднозначную реакцию. Часть женщин вполне разумно напоминает, что цветы и комплименты они готовы получать не только 8 марта, но и во все остальные дни; более радикально настроенные дамы усматривают в женском празднике проявление сексизма. Впрочем, и те, и другие – а также мужчины — охотно пользуются возможностью получить дополнительный выходной. Я же предлагаю сегодня вспомнить об уроках, которые нам преподают святые женщины – девы, жены, вдовы, сестры, матери, подруги, претерпевшие мученическую кончину в период гонений на христиан. Это не самые праздничные истории, и все же они, в конечном счете, о Любви.

 

О раннехристианских мученицах мы знаем очень мало; по сути, самая достоверная часть их житий – сам факт мученической кончины. Тем не менее, повествования о мучениях и о многочисленных чудесах, сопровождавших страсти мучениц, отражают восхищение и даже удивление авторов-мужчин подвигом святых. Казалось бы, в патриархальном обществе первых веков нашей эры молодая девушка, не вышедшая замуж и еще не принесшая потомства не имела никакой самостоятельной ценности (в Риме даже имя женщины было всего лишь производным от имени ее отца, например Юлий – Юлия, Друз – Друзилла и т.п.). Согласно определению, данному еще Аристотелем, в женщине видели «незавершенного мужчину», а для христиан слабость праматери Евы привела в мир грех и смерть.

 

Поэтому любая патриархальная община, в том числе и христианская, ожидала от добронравной девицы смирения, послушания и покорности. А что же наши мученицы? «Для иудеев соблазн, для эллинов — безумие»: в эпоху гонений мужчинам пришлось признать: почтенные матроны и совсем юные девочки не только способны давать пример пламенной веры, но и превосходить мужчин в стойкости и мужестве. Св. Иоанн Златоуст пишет: «Эти жены, если только можно называть их женами, – так как в женском теле они показали дух мужей, или – лучше – не только показали дух мужей, но и превзошли самую природу и состязались с бестелесными силами» («Похвальная беседа о святых мученицах Вернике и Просдоке девах и о матери их Домнине»). Пусть пример мучениц для современного общества будет непреходящим напоминанием о силе и достоинстве женщины – дочери Христа.

 

2-226x300.png

 

Мы привыкли думать, что мужчины и женщины, отдавшие жизнь за Господа, ходатайствуют прежде всего об укреплении веры в каждом человеке и во всей Церкви. Несомненно, это так. Но есть и другие ситуации, где их заступничество и пример необходимы.

 

Юные христианские мученицы – 15-летняя св. Агата, 12-летняя св. Агнесса, св. Люция, св. Мартина, св. Цецилия, св. Екатерина и многие, многие другие – вдохновляющий пример для девочек-подростков, делающих свой жизненный выбор. Девочки, которые по современным меркам учились бы в последних (а то и в предпоследних) классах школы, сделали свой выбор сами, несмотря на давление семьи и общества. (Особенно примечательна в этом отношении история св. Люции и ее сложных отношений с мамой, которая, как известно, хотела как лучше, и уже замужней св. Перпетуи с ее отцом. Св. Варвару, по легенде, отец и вовсе всю жизнь держал взаперти – его дочь, его право). Но девочки выбрали Христа. Это было самое важное решение в их жизни, и они не побоялись его принять. Более того: дал слово – держи. Свой самостоятельный выбор они отстаивали и защищали последовательно, вплоть до смерти. Словом, мученицы эпохи гонений – заступницы женщин, которым необходимо мужество для принятия самостоятельных важных решений и защиты своего выбора.

 

Раннехристианские девы-мученицы – это еще и ходатаи за родителей, у которых в семье трудные подростки. Посвятила девство Христу? Раздать наследство нищим? Не выйти замуж за отличного парня из богатой семьи? Тебе еще жить и жить! Что это еще за радикализм? Уж не промыли ли тебе, дорогая, мозги? Ситуация, знакомая многим детям и родителям. Амвросий Медиоланский в повествовании о о страстях св. Агнессы, говорит именно об удивлении и непонимании: «Многие удивлялись, что она столь легко расстается с жизнью: в самом деле, она еще не успела испытать ее, но уже отдает, как бы насладившись ею. Все изумлялись, что она, которая по своему возрасту еще не могла быть исповедницей, становится свидетельницей божества».

 

Varvara.jpg

 

Казненные римскими властями девочки-подростки на протяжении многих столетий своим примером учат уважать ближнего своего, даже если этот ближний «мал еще» и «что он\она понимает в жизни». Выбор, который с высоты жизненного опыта выглядит глупым, может оказаться истинным. Бесспорно, родители увещевают своих упрямых чад только из любви, а для детей их слова могут быть дополнительным источником терзаний. Так, отец говорит св. Перпетуе в тюрьме: «Сжалься, дочь моя, над моими сединами. Сжалься над твоим отцом, если я могу ещё называться твоим отцом. Этими самыми руками я воспитал тебя до нынешнего твоего цветущего возраста, я всегда предпочитал тебя твоим братьям, не предавай же меня. Подумай о своих братьях, подумай о твоей матери, о твоей тетке, подумай о твоем сыне, который не сможет жить без тебя. Отложи свою храбрость и не доведи нас всех до погибели, потому что никто из нас не сможет жить со свободным сердцем, если ты пострадаешь».

 

Безумная и непонятная с обывательской точки зрения влюбленность в Небесного Жениха привела наших героинь по кровавому пути прямиком в Царствие Небесное. Очень хочется, чтобы сегодняшние родители были достаточно чуткими для того, чтобы видеть ростки Царства в колючих подростках, способных вывести из себя даже матерого отшельника-столпника.

 

Истории о мученичестве – это еще и истории о женской красоте, над которой не властна смерть. Церковное предание говорит, что мученицы были прекасны – а как же иначе? Но ведь нет ничего красивого или романтичного в том, что женщине отсекают грудь, колесуют, убивают на арене с дикими зверями – впрочем, как нет ничего эстетически привлекательного в позорной смерти на Кресте. Попытка унизить женщину (раздеть ее, отдать в публичный дом, лишить девства) – еще один часто встречающийся в житиях эпизод. И те же самые тексты житий говорят о том, что Небесный жених выступает защитником женского достоинства: так, ангел укутывает св. Агнессу покрывалом, св. Пелагии удается надеть брачную одежду перед добровольной смертью. А св. Перпетуя, как настоящая женщина, успевает подумать о внешнем виде даже на арене цирка: «Перпетуя была поражена первая. Она упала на бок. И когда она увидала, что ее рубашка порвана сбоку, она запахнула ее более в знак скромности, нежели страдания. Потом она встала и подняла свои ниспадающие волосы, потому что не подобает мученице страдать с ниспадающими волосами, чтобы не являть знака печали в час ее славы» («Страдание святых мучеников Перпетуи, Фелицитаты, Сатура, Сатурнина, Секунда и Ревоката»).

 

***

 

Я глубоко уверена в том, что претерпевшие страсти до конца молодые женщины неустанно ходатайствуют о своих сестрах, сегодня переживающих насилие в семье, страдающих от несправедливого отношения в обществе, о переживших изнасилование, о жертвах торговли людьми. О тех, кого сегодня стремятся лишить человеческого достоинства и красоты. Будем взывать к их заступничеству и просить о том, чтобы не только в «женский день», но и во все остальные дни светского и церковного календаря ненависть уступала место любви, а где милосердие и любовь – там Христос посреди нас.

 

Anastasiya-Palamarchuk-300x288.jpg

 

Анастасия Паламарчук,

доктор исторических наук, историк-медиевист, органистка, прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге

 

Сибирская католическая газета

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...

st-perpetua-felicitas-300x249.jpg

 

Святые Перпетуя и Фелицитата – мученицы, принявшие смерть за веру во Христа в Карфагене в 203 г. Об их подвиге рассказано в дошедшем до нас документе под заглавием «Страсти святых Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» – одном из самых ранних текстов такого рода. Первая его часть написана от первого лица и представляет собой свидетельство самой Перпетуи и ее учителя Сатура, а заключение, посвященное казни мучеников, считается принадлежащим перу Тертуллиана. Некоторые исследователи приписывают Тертуллиану авторство всего текста.

 

Sts-Perpetua-n-Felicity_1-200x300.jpg

 

Перпетуе было 22 года, и она была дочерью аристократа, ранее исполнявшего должность проконсула, т.е. главы имперской администрации Северной Африки, а Фелицитата была ее рабыней. Перпетуя только что родила ребенка, но, по-видимому, ее мужа уже не было в живых, поскольку предание не содержит никаких сведений о нем.

 

Перпетуя, Фелицитата с мужем Ревокатом (оба – рабы) и двое молодых свободных граждан Сатурнин и Секундул были катехуменами Карфагенской Церкви и готовились приступить к Крещению. Согласно эдикту императора Септимия Севера, ранее принявшие христианство подданные не подвергались гонениям за свои взгляды, однако вновь присоединяться к Церкви было под страхом смерти запрещено. На основании этого указа пятеро молодых людей были схвачены, брошены в темницу, а затем преданы суду. Перед заключением все они успели принять Крещение. К ним добровольно присоединился их наставник в вере Сатур.

 

perpetua-1-e1488443062942-300x174.jpg

 

Для Перпетуи первые дни заключения были омрачены тревогой о ее новорожденном младенце. Однако два диакона, служащие в Карфагенской общине, сумели подкупить стражу и принести ребенка матери, а затем ей разрешили иметь дитя при себе постоянно. Отец Перпетуи приходил к ней в темницу и убеждал ее не позорить имя благородной семьи и отречься от Христа, но она оставалась непреклонной. Отец пришел и на судебный процесс: он забрал у дочери ребенка и вновь склонял ее к отречению, шантажируя ее разлукой с младенцем, но опять безуспешно. Римский префект тоже пытался действовать уговорами и даже пытался идти на уступки, требуя от Перпетуи лишь фиктивной жертвы богам, но она решительно отказалась создавать какую-либо видимость отступничества. В итоге все шестеро подсудимых еще раз объявили себя христианами и выслушали смертный приговор.

 

perpetuja-1-300x170.jpg

 

В ожидании казни Перпетуя и ее друзья находились в возвышенном и восторженно-радостном состоянии духа. Днем они беседовали о духовных вещах, а ночами молились и пели гимны. Еще более укрепляли их решимость переживаемые ими видения. В одном из видений Перпетуя увидела в мрачном и темном месте своего некрещеного брата Динократа, умершего в детстве от обезобразившей его болезни. Но когда она усердно помолилась за него, он явился ей во свете прекрасным, здоровым и торжествующим, а о его прежней болезни напоминал лишь маленький и почти незаметный шрам.

 

perpetua-3.jpg

 

В другом видении ей явилась золотая лестница до небес, по которой восходили праведники, а у ее подножия притаился дракон. Но Перпетуе удалось пройти мимо него, поправ его голову, и взойти по лестнице на обширный зеленый луг, на котором Добрый Пастырь пас стадо овец. Он дал ей причаститься из Своих рук, а все окружающие произнесли при этом «Аминь». «Я была счастлива в жизни, — заявила Пертетуя после этого видения, — но теперь я еще счастливее».

 

perpetua-297x300.jpg

 

Фелицитата в это время находилась на последнем месяце беременности, и очень переживала, что ей не дадут умереть за Христа, т.к. Римское право запрещало приводить смертные приговоры в исполнение над беременными. Но за два дня до установленной даты казни она разрешилась от бремени, и ее дочку забрала одна свободная христианка. Фелицитата громко кричала во время родов, и тюремщики иронически спросили у нее: «Как же ты собираешься переживать мученичество?», на что она ответила: «Сейчас страдаю я одна, а там со мной будет страдать Другой, так как я готова страдать с Ним».

 

Sts-Perpetua-n-Felicity-194x300.jpg

 

Тем временем Секундул скончался в ожидании казни, а для оставшихся пятерых время их последней битвы наступило 7 марта 203 г., когда в Карфагенском цирке были устроены игрища по случаю дня рождения сына и соправителя императора Септимия Севера Гета. Многие горожане приходили проститься с мучениками, и Сатур сказал им: «Внимательно изучите наши лица, чтобы вы смогли узнать их в день Суда».

 

Трех мужчин и двух женщин вывели на арену, чтобы отдать на растерзание диким зверям. Против мужчин выпустили кабана, медведя и леопарда, а против женщин – бешенного тура. Однако звери лишь изранили мучеников, но не убили их. Страдальцы, собравшись вместе в центре арены, обнялись и обменялись братскими поцелуями, после чего были убиты ударами мечей. Неопытный палач никак не мог убить Перпетую, и она помогла ему, сама приставив меч к своему горлу. Карфагенские христиане выкупили тела мучеников и устроили им торжественные похороны. После прекращения гонений над их гробницей была воздвигнута большая базилика.

 

perpetua_2-1024x616.jpg

 

Под впечатлением подвига Перпетуи и ее друзей, силы их веры и глубины свидетельства, в городе произошли многочисленные обращения ко Христу, в том числе, обратился и один из стражников по имени Пуденций. Имена Перпетуи и Фелицитаты очень скоро стали известны далеко за пределами Карфагена и вокруг них сложился культ почитания. Тесная связь Карфагенской и Римской Церквей обусловила их почитание и в центре Западного христианства: с IV века Перпетуя и Фелицитата упоминаются в Римском календаре, а затем – и в Римском Евхаристическом каноне.

Огромной популярностью пользовались «Страсти Перпетуи и Фелицитаты» – вплоть до того, что св. Августину приходилось предупреждать подчиненных ему священников, что нельзя ставить этот текст в один ряд с Евангелиями.

 

Источник

Link to comment
Share on other sites

  • 4 years later...

 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

K-w7bq9rRtk.jpg?size=900x600&quality=95&

Обращаясь сегодня к прекрасной половине человечества, хотим сказать, что женщины сыграли исключительную роль в жизни Церкви. Начиная с Пресвятой Богородицы, которая своим смирением и послушанием Божьей воле привела в мир Спасителя, и заканчивая многими другими - святыми, монахинями, реформаторами, Учителями Церкви и простыми труженицами на ниве Божьей - женщины в Церкви играют незаменимую роль, прежде всего, благодаря своим качествам - нежности, любви, милосердию. Папа Франциск говорит: "Женщина обладает исключительной чуткостью к “делам Божьим”. Не теряйте же этой чуткости, дорогие девушки и женщины. С праздником! 

Приход Непорочного Сердца Божьей Матери_Иркутск

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София († ок. 137) |  30.09.2020 | Московский Данилов монастырь

Святые мученицы

София, Вера, Надежда и Любовь

В первой половине II века по Р.Х. жила в Риме вдова-христианка по имени София. Три дочери ее носили имена трех главных христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. Будучи сама истиною христианкою, она воспитывала их в духе святой веры. На них донесли императору Адриану, и он пожелал их видеть. Легко было догадаться, зачем их зовут, и они стали с молитвою готовиться к мученичеству.

Мать убеждала юных дочерей своих отдать жизнь свою за Христа. «Дети мои, – говорила она, – вспомните, что я в страданиях родила вас, со многим трудом воспитала вас, и утешьте старость матери вашей твердым исповеданием имени Христова». Укрепленные молитвою и увещеваниями матери, три отроковицы, из коих старшей было только двенадцать лет, безбоязненно исповедали пред царем веру и на глазах матери были обезглавлены. Софию царь не предал мучениям, зная, что мучения не поколеблют ее веры, позволил ей даже похоронить дочерей, но на третий день, после испытанного ею потрясения при виде страданий детей, она предала Богу свою душу (около 137 г., память их 17 сентября).

Перпетуя, Филицитата и Потамина

В гонение от императора Септимия Севера пострадали святые Препетуя и Филицитата.

Перепетуя была еще оглашенной, когда ей привелось встать в число исповедниц Христовых. Это была молодая и прекрасная женщина (22 лет); она происходила из богатой и знатной карфагенской фамилии, была замужем и имела грудное дитя. Мать ее была христианкою, отец – язычник. Он и боялся потерять любимую дочь, и в то же время крайне смущался за нее пред своими согражданами-язычниками. Поэтому он в начале гонений всячески уговаривал ее отречься от Христа. «Отец! – возразила Перпетуя, – видишь ли этот сосуд? Можешь ли ты назвать его как-нибудь иначе, чем он есть на самом деле? Точно так и я не могу иначе называться, как христианкой». Вскоре она была заключена в темницу.

«Я ужаснулась, – говорит святая исповедница, – никогда я не была в столь ужасной темноте. Тяжелый день! Томительная духота от множества заключенных, жестокое обращение приставников и, наконец, мучительная тоска о ребенке». Верующие, подкупив стражей, нашли возможным несколько облегчить страдания юной исповедницы. Она поспешила воспользоваться данною ей льготою, чтобы кормить свое дитя. Наконец, ей дозволено было взять его к себе в тюрьму. «Темница стала теперь для меня дворцом», – говорила обрадованная мать, лаская своего малютку. В темницу пришел к Перпетуе престарелый отец, и начались для нее жестокие испытания. Отец не приказывал своей дочери, а просил ее, умолял, падал перед нею на колени, убеждая ее отречься от веры, целовал ей руки и обливал их слезами. «Умилосердись над моей сединой, – говорил он своей дочери, – не делай меня предметом поругания. Посмотри на свою мать, братьев, сына: ему не жить без тебя!» С невыразимою тоскою смотрела на отца Перепетуя и, оставаясь непреклонною в истине исповедания, истощалась в усилиях сколько-нибудь умерить скорбь его.

Открылся суд над обвиняемыми в христианстве, и явился проконсул. Громадная толпа окружила преторию. В критическую минуту отец Препетуи протиснулся сквозь толпу с ребенком ее. «Пожалей своего ребенка», – воскликнул он громким голосом. «Пощади седину отца, – сказал судия, – сжалься над своим ребенком, принеси жертву кесарю!»

«Не могу», – отвечала святая Перпетуя. «Итак, ты христианка?» – спросил проконсул. «Да, я христианка», – с твердостью отвечала она. Проконсул присудил отдать ее на съедение зверям в ближайший языческий праздник.

Филицитата была служанкой Перпетуи и неуклонно следовала за своею госпожою и на суд, и в темничное заключение. Она была беременна, и в темнице наступило время родов. Среди мук рождения она застонала. Кто-то сказал ей: «А, если ты стонешь теперь, что же будет, когда тебя бросят зверям?» – «Я теперь мучусь одна, а тогда и Господь понесет мои страдания, потому что я буду мучима за Него».

По римскому обычаю тем, кто осуждался на эту казнь, накануне приготовлялся роскошный обед и давалась некоторая свобода. Перпетуя и ее товарищи по заключению сподобились приобщения Святых Тайн. В эти священные минуты своды мрачной темницы огласились торжественными песнопениями в честь Господа Спасителя.

Для казни был избран день рождения сына императора, ибо такие торжественные дни праздновали потешными играми. Господь дал слабым женщинам силу безбоязненно встретить ужасную смерть. Сначала их жестоко били, затем выпустили на них зверей; наконец, гладиаторы закололи мужественных страдалиц (202 или 203 г., память их 1 февраля).

Потамина была еще юною девицей, когда, после разных пыток и истязаний, была приговорена к сожжению в кипящей смоле, и эту жестокую казнь она перенесла с великим мужеством. Страдания ее произвели сильное впечатление на одного из воинов, по имени Василид, который сопровождал ее к месту казни и защищал от оскорблений со стороны черни. Через три дня после кончины, Потамина, уже в прославленном виде, явилась в сновидении Василиду, возложила на него венец и сказала: «Я умолила Господа даровать тебе спасение». Прошло несколько времени, и товарищи по какому-то случаю потребовали у Василида языческой клятвы. Василид отказался и объявил, что он христианин. Ему сначала не поверили, но, видя твердость исповедника, посадили его в темницу и казнили. В темнице его посетили некоторые из христиан, которым он рассказал историю своего обращения (203 г., память 20 января).

Великомученица Анастасия Узорешительница

Святая Анастасия была дочь знатного и богатого римлянина. Отец ее был язычник, мать – христианка. Отличаясь умом и красотою, она получила блестящее воспитание. Мать и один ревностный христианин, по имени Хрисогон, возжгли в ее сердце любовь ко Христу и, ради Его, ко всем бедным и страждущим, в особенности же она сострадала заключенным в темницах. По кончине матери она была, против своей воли, отдана в замужество. Муж ее был человек жестокий и, опасаясь, что она все богатство свое расточит на заключенных, стал держать ее взаперти. Лишенная свободы и возможности посещать томившихся в темницах, она писала своему воспитателю: «Моли за меня Бога, за любовь к Которому я страдаю до изнеможения». Старец ей ответил на это: «Не забывай, что ходящий по водам Христос силен утешить всякую бурю». Вскоре после сего муж ее умер, и она получила свободу. Теперь она уже не ограничивалась темницами одного Рима но переходила из города в город, из страны в страну – доставляла узникам пищу, одежду, омывала их раны, просила темничных стражей, чтобы они освобождали страдальцев от железных оков, натиравших им раны, и за это платила им большие деньги. За все эти подвиги человеколюбия и присвоено ей наименование Узорешительницы. Один раз, придя в темницу к узникам, которым она служила еще накануне, она не нашла их на месте, так как ночью все они были казнены, и горько заплакала. Заключив из этого, что и она христианка, ее взяли и представили на суд к правителю. Употреблены были все меры, чтобы склонить ее к отречению от веры, но все они остались безуспешными. Тогда присуждена была ей страшная казнь: привязать к четырем столбам, под ними развести огонь и сжечь живую; но прежде чем разгорелось пламя, она скончалась (около 304 г., память ее 22 декабря).

Великомученица Екатерина и царица Августа

Святая великомученица Екатерина родилась в Александрии, происходила из знатного рода и отличалась мудростию и красотою.

Многие богатые князья искали руки ее. Мать и родные уговаривали ее вступить в супружество, чтобы богатство отца ее не перешло в чужие руки. Но она отказывала женихам и говорила близким своим: «Если хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне юношу, который был бы мне равен по красоте и учености». Один старец-пустынник, человек светлого ума и праведной жизни, сказал ей: «Я знаю одного Чудного Отрока, Который превосходит тебя во всех твоих дарованиях, нет Ему подобного». В заключение беседы он дал ей икону Пресвятой Девы с Божественным Младенцем. После сего ночью в легком сне представилось ей, что Царица Небесная, окруженная ангелами, стоит пред ней и держит на руках Младенца, и от Него исходили как бы солнечные лучи. Но напрасно старалась Екатерина взглянуть в лицо Младенца. Он отворачивал от нее Свой светлый лик. «Не презирай Твоего создания, – говорила Божия Матерь, – скажи ей, что должна она делать, чтобы насладиться славы Твоей и увидеть светлое Твое лицо». «Пусть идет она к старцу, – отвечал Младенец, – и узнает от него, что ей должно делать».

Чудный сон глубоко поразил девушку. Как только настало утро, она пошла к старцу, упала к ногам и просила его помощи и совета. Старец подробно объяснил ей истинную веру; говорил ей о блаженстве райском, о погибели грешников. Мудрая дева смирилась и, уверовав всем сердцем, приняла святое крещение.

Екатерина возвратилась домой, обновившись душой; долго молилась она, много плакала и заснула посреди молитвы своей; и вот она снова увидела во сне Матерь Божию, но теперь лицо Божественного Младенца обратилось к ней: Он кротко и милостиво взирал на девицу. Пресвятая Дева взяла правую руку девицы. Божественный Младенец надел ей чудный перстень и сказал ей: «Не знай жениха земного». Екатерина проснулась с неизъяснимою радостию в сердце.

В то время прибыл в Александрию Максимин, соправитель императора Диоклетиана. Он разослал вестников по всем городам, сзывая народ на языческий праздник. Екатерина скорбела о таком безумстве царя и народа. Когда настал день праздника, она пошла в храм и безбоязненно сказала царю: «Не стыдно ли тебе, царь, молиться мерзким идолам! Познай истинного Бога безначального и бесконечного; Им цари царствуют и мир стоит. Он сошел на землю и сделался Сам человеком для спасения нашего». Максимин заключил ее в темницу за неуважение к богам. Затем он велел собрать ученых, чтобы разубедить девицу, но они не могли противостоять ей в слове и признали себя побежденными. Царь не оставлял однако намерения убедить Екатерину и старался прельстить ее дарами и обещаниями почестей и славы. Но Екатерина отвечала, что одежда мученицы для нее краше царской багряницы.

Между тем Максимин по делам удалился из города. Царица Августа, жена его, много слышавшая о дивной красоте и мудрости Екатерины, пожелала видеть ее и, по ее убеждению, приняла веру христианскую.

Когда царь возвратился, то снова послал за Екатериной. Твердость святой исповедницы снова возбудила его злобу; он велел принести колесо с острыми зубцами и грозил привязать ее к этому страшному орудию казни; но и угрозы не устрашили Екатерину. Тогда царь велел предать ее этой ужасной казни, но едва только началось мучение, как невидимая сила сокрушила орудие муки, и святая Екатерина стала невредима.

Царица Августа, услышав о случившемся, вышла из дворца своего и стала укорять мужа, как он смеет бороться с Самим Богом. Царь страшно разгневался и повелел умертвить жену свою.

На другой день царь в последний раз призвал Екатерину и склонял ее к замужеству, но и это было напрасно. Видя тщету усилий своих, царь велел предать ее смерти, и воин отсек ей голову (память ее 24 ноября).

Великомученица Варвара и мученица Иулиания

Святая великомученица Варвара родилась в Илиополе Финикийском. Отличаясь дивною красотою, по желанию отца своего Диоскора она жила вдали от родных и сверстниц, с одною наставницею и несколькими рабынями в башне, которую отец нарочно для нее построил. Башня эта стояла на высокой горе, с которой открывался прекрасный вид на далекое пространство. «Кто сотворил все это?» – спросила она у своей наставницы. «Наши боги», – отвечала та. Святая Варвара не удовлетворилась этим ответом. После долгого собственного размышления об этом она пришла к мысли об едином Творце мира, неизъяснимая радость наполнила ее душу: свет благодати коснулся ее, чрез творение она познала Творца.

С этой поры желание Варвары было устремлено к тому, где бы и как принять истинное учение о Боге и Его святой воле. Отец ее отправился на время в другую страну. Получив в отсутствие его большую свободу, Варвара имела случай встретиться с некоторыми из жен-христианок, вступила с ними в беседу, и от них узнала то, чего жаждала душа ее. С неизреченною радостию приняла она святое крещение. Но вот отец ее возвратился и узнал, что дочь, его, так тщательно им укрываемая, приняла христианство. Страшен был гнев его; он подверг ее жестоким истязаниям, потом на несколько дней запер в темную комнату; но видя, что угрозы и наказания его остаются бесполезными, еще более ожесточился и решился наконец отвести ее к начальнику той страны, по имени Мартиану.

Мартиан сначала хотел подействовать на нее ласковым обращением, стал хвалить красоту ее и увещевал ее не уклоняться от древних отеческих обычаев, не раздражать отца непокорством. На это святая Варвара отвечала исповеданием и прославлением имени Христа, Который был ей дороже всех благ и радостей мирских. Убедившись, что увещания бесполезны, Мартиан велел бить ее воловьими жилами. Долго мучили ее, но ничем не могли поколебать ее твердой веры. Томили ее в темнице, и это оказалось напрасным. Тогда она присуждена была к смертной казни, и сам Диоскор отсек ей голову (около 304 г.)47.

Твердость святой Варвары в исповедании веры так подействовала на одну христианку по имени Иулиания, что она решилась разделить с нею скорби, и заключение, и истязания на суде, и мученическую смерть (память их 4 декабря).

При такой твердости в перенесении страданий, какую показывали святые мученики и мученицы, гонения со стороны язычников не только не уничтожили Церкви, напротив, еще способствовали ее распространению. На место пострадавших являлись новые исповедники Христовы. Случались обращения в самой претории, как скоро являлись туда святые исповедники. «Кровь мучеников есть семя христиан», – сказал один из церковных учителей. Гонения способствовали распространению христианства тем еще, что рассеивавшиеся по причине их христиане, куда ни приходили, всюду насаждали семена веры. Гонения держали верующих на страже веры и Церкви в непрестанной бодрости, способствовали к возбуждению духа веры и взаимной любви и к очищению Церкви от людей слабых и недостойных быть ее членами (очищали золото от примесей).

Источник

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Святость с женским лицом: истории святых жен

8 марта – сложная для христиан дата. Идея этого праздника родилась в кругах довольно далеких от Церкви и веры в Бога как день борьбы женщин за свои права. С другой стороны, Церковь не меньше социалистов обеспокоена положением женщин, недостаточной оплатой их труда, несправедливым отношением работодателей, проблемами социального и бытового насилия. Не следует забывать и о специфике современной российской культуры: в нашей стране многие праздники въелись в саму суть национальной культуры. В постсоветской российской культуре 8 марта воспринимается скорее как день цветов, нежели как день борьбы за права. Впрочем, нет ничего дурного в том, если российские христиане отметят день борьбы за права женщин, когда под ними не понимаются «права» на блуд и аборты.

В Церкви есть множество путей к Богу. Харизмы и таланты каждого человека уникальны, и каждый человек является неповторимым сокровищем в глазах Божьих. Мужчины и женщины правда очень разные. Но так ли похожи друг на друга пути святых женщин? История демонстрирует немало примеров величайших женщин.

Среди всех призваний есть одно, уникальное и возможное только для женщины, – это призвание к материнству. Именно через подвиг женщины Господь привел в мир Спасителя. «Святые головы — рядом и сияния их почти сливаются», – сказал как-то раз Гилберт К. Честертон, описывая события Рождества Христова.

Всем нам хорошо известно имя Аврелия Августина — одного из мудрейших Отцов Церкви, епископа Гиппона и автора знаменитой «Исповеди», жившего на рубеже IV и V веков. Его мать, Моника, сыграла немалую роль в судьбе будущего святого. Судьба этой великой женщины заслуживает отдельной книги: будучи христианской, она много лет прожила в браке с мужем-язычником, относящимся к ее вере с издевательским пренебрежением. Маленького Августина воспитывал именно отец, не дававший Монике возможности в полной мере взрастить сына в католической вере. Последствия этого воспитания были вполне предсказуемы: став старше, Августин прошел через множество терзаний и испытаний, связанных с поиском истины. Именно в годы его беспутной юности особенно остро проявилась великая материнская любовь святой Моники. День и ночь она молилась за сына, уповая, что Бог, по бесконечной милости Своей, пошлем ему благодать обращения. И молитвы ее не пропали втуне – Августин действительно встретил Христа в своей жизни.

Св. Моника вместе со своим сыном Св. Августином.

Св. Моника вместе со своим сыном Св. Августином.

Еще один пример величайшей материнской любви – это святая Джанна Беретта-Молла. Она жила в середине XX века и была врачом-педиатром. Уже в выборе профессии можно увидеть признак ее великой любви к детям. В 1955 году святая Джанна вышла замуж за Пьетро Молло. У них родилось трое прекрасных детей, однако, во время четвертой беременности у Джанны обнаружили опухоль матки. Удалить опухоль было возможно, но ценой жизни ребенка. Страшно даже подумать, через какие тяжкие испытания веры и любви пришлось пройти Джанне и ее мужу, когда они узнали роковой диагноз. Но между своей жизнью и жизнью невинного ребенка, святая Джанна выбрала жизнь ребенка. 12 апреля 1962 года она родила девочку, а через неделю умерла. Святая Джанна Беретта-Молла героически приняла смерть во имя любви к Богу и одному из самых дорогих людей в жизни – своему чаду. Когда в 2004 году Папа Иоанн Павел II торжественно провозгласил Джанну святой, ее муж, присутствовавший вместе с детьми на площади Святого Петра, потерял сознание, столь велика, даже спустя годы, была его любовь к жене и радость о том, что она на Небесах.

Св. Джанна Беретта-Молла. Жена, мать четырёх детей, участница движения «Католическое действие».

Св. Джанна Беретта-Молла. Жена, мать четырёх детей, участница движения «Католическое действие».

Совсем другая харизма была у святой Терезы Бенедикта Креста, в миру известной как Эдит Штайн. Жизнь святой Эдит пришлась на страшный и кровавый XX век. Надо ли говорить, что жизнь еврейской девушки в Германии была не слишком сладкой? С юных лет Эдит была атеисткой и пытливо изучала философию в Мюнхенском университете. Ее острый, гениальный ум неуклонно стремился к истине. В конечном счете, Бог помог девушке найти ее – Эдит стала католичкой в 1922 году. В 1933 году она почувствовала призвание к монашеству и поступила в кармелитскую обитель. На духовность Эдит Штайн, принявшей в монастыре имя Тереза, повлияли идеи святой Терезы Авильской, великой католической святой, жившей в XVI веке. Всю свою монашескую жизнь Эдит-Тереза не прекращала занятия философией. Тем временем, тучи сгущались над головой евреев Германии и всей Европы. Безжалостная диктатура национал-социалистов оставляла Эдит все меньше шансов на спокойную жизнь, да и на саму жизнь вообще. Беспокоясь за судьбу немецких монахов еврейского происхождения, церковное руководство старалось переводить их в монастыри подальше от Германии. Эдит была отправлена в Нидерланды. Но даже там ей было не укрыться от гитлеровцев: в 1942 году после обнародования послания нидерландских католических епископов, осудивших холокост и гитлеровский расизм, множество крещеных евреев в уже оккупированных рейхом Нидерландах было отправлено в Освенцим. Там, в газовой камере, встретила свою смерть и святая Тереза. В 1998 году она была канонизирована Папой Иоанном Павлом II как покровительница Европы.

Св. Тереза Бенедикта Креста. Немецкий философ, монахиня-кармелитка, погибшая в концлагере Освенцим из-за своего еврейского происхождения.

Св. Тереза Бенедикта Креста. Немецкий философ, монахиня-кармелитка, погибшая в концлагере Освенцим из-за своего еврейского происхождения.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Впрочем, не у всех католических монахинь была столь бурная и суровая жизнь. Святая Тереза из Лизье, Тереза-Маленький-цветочек, прошла свой земной путь иначе. Жизнь ее была совсем короткой, всего двадцать четыре года. Но эти годы были наполнены удивительной любовью к Богу и ближним, выражающейся в самых малых делах. Святая Тереза Малая – одна из самых необычных Учителей Церкви. Еще в юном возрасте, осознав, что ей не сотрясти мир, Тереза стала смиренно совершать добро, делая с любовью даже самые незначительные поступки. Всемирно известен ее дневник-книга «История одной души», в котором Тереза описывает свой путь к Богу и святости. Папа Павел VI сказал об этой юной девушке, что она заново открыла сердце Евангелия. Нельзя забыть и родителей святой Терезы. Именно их горячая вера и прекрасное воспитание, данное детям, помогли Терезе сделать первые шаги к святости.

Св. Тереза из Лизье. Кармелитская монахиня, одна из четырёх женщин, удостоенных титула Учитель Церкви.

Св. Тереза из Лизье. Кармелитская монахиня, одна из четырёх женщин, удостоенных титула Учитель Церкви.

Завершить эту заметку хотелось бы историей святой женщины, которая может быть гораздо ближе для нас, так как связана с историей Руси – святой Ольги Киевской. К сожалению, в отечественной культуре ее часто знают исключительно за довольно мрачные эпизоды биографии: кровавую месть за убитого древлянами мужа, сожжение их столицы, города Искоростеня. Однако святость достигается не местью, а обращением к Богу. Княгиня Ольга вошла в рай не потому, что в годы языческой молодости уничтожала враждебное племя, а потому что на склоне лет приняла Христа и отдала Ему жизнь и сердце. Много сил святая уделяла распространению христианства среди восточных славян.

Св. Ольга Киевская. Первая из правителей Руси, которая приняла христианство.

Св. Ольга Киевская. Первая из правителей Руси, которая приняла христианство.

Великие женщины Церкви, среди которых были даже Учителя, бросали вызов грешному миру, ведь святость, вспоминая уже упомянутого Гилберта К. Честертона, всегда бросает вызов. Вызов тем или иным стереотипам общества, вызов поврежденной человеческой природе, вызов духам злобы поднебесной. Преодолевая трудности, служа Богу и ближним, святые женщины открывали свое сердце для небесной любви не от мира сего.

Источник

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 2 months later...

 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 3 months later...

В Страсбурге представили первое русскоязычное исследование жития преподобной Одилии Эльзасской

В Страсбурге представили первое русскоязычное исследование жития преподобной Одилии Эльзасской

24 сентября в библиотеке Приходского центра, действующего при храме Всех святых в Страсбурге (Франция), состоялась презентация новой книги «Святая Одилия – покровительница Эльзаса». Авторы издания – настоятель Всехсвятского храма архимандрит Филипп (Рябых) и сотрудник прихода Сергей Волосенко, дизайн и вёрстку книги разработала прихожанка храма Екатерина Шульц, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.

10257_3_03-819x1024.jpg

Книга вышла в свет в середине сентября этого года и является результатом многолетнего изучения авторами жития святой неразделенной Церкви преподобной Одилии (VII в.), её духовного наследия в Европе и во всём мире. Это первое исследование, посвящённое святой Одилии, изданное на русском языке. В книге содержится не только житие преподобной, но и молитвы и акафист, а также путеводитель по местам, связанным с ее духовными подвигами.

Святая Одилия родилась во второй половине VII века (около 660 года) в семье герцога Эльзаса Этишона, но оказалась слепой, а потому стала нежеланным ребенком. Спасая ее от смерти, к которой приговорил дитя отец, герцогиня приказала отнести девочку в монастырь Бом-ле-Дам в Бургундии. Через десять лет святой Эрхарт, епископ города Регенсбурга, увидел во сне ангела, который повелел ему крестить ребенка с именем Одилия – «дочь света». В момент крещения девочка обрела зрение.

Позже отец примирился с дочерью и даже предоставил одно из своих поместий для создания монастыря, так как девушка решила посвятить себя монашеской жизни. На горе, возвышающейся на 760 метров над уровнем моря, она основала обитель, которая стала первым женским монастырем Эльзаса. В нем стали происходить многие чудеса, и вереницы больных, обездоленных потянулись туда из самых дальних окраин Европы. Однажды Одилия исцелила слепого водой из источника, который забил из земли по ее молитвам. Святая отошла ко Господу в 720 году. Сегодня она широко почитается как покровительница Эльзаса.

003575.jpg

Уже в течение многих лет православные верующие, проживающие в Эльзасе, почитают святую Одилию. Нередко паломнические маршруты к христианским святыням, хранящимся во Франции, пролегают через горный монастырь этой святой. Здесь паломники могут не только помолиться у ее раки, но испить воды из чудотворного источника. Еще одним древним местом паломничества является часовня святой Одилии в Шервиллире, деревне, в которой один год провела во младенчестве святая в доме кормилицы.

C 2012 года в ставропигиальном приходе Всех святых города Страсбурга находится икона преподобной Одилии. Образ был написан для русской православной общины Страсбурга в Елисаветинском женском монастыре города Минска в традициях православной иконографии. В икону вмонтирован мощевик с частицей мощей этой святой.

СКГ

 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...