Перейти к содержанию

Чистилище и степень блаженства в будущей жизни


Tigran1245
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

То есть тварная ограниченность интеллекта определяет качественное различие Божественного сапопознания и человеческого богопознания, но не определяет количественного различия степени человеческого богопознания у святых.

Максим, а как вообще получается так, что количественное различие богопознания существует, если по сути Чистилище уравнивает людей с заслугами и людей без.

 

Подобным вопросом задавался Марк Эфесский:

 

«Если все, которые возненавидев грех, совершили множество добрых дел, или же не совершили, по причине того, что этого не допустила смерть, однако, как умершие с благой волею, очищаются чистилищем, то все они, как очищенные, так и чистые, между собой ничем не отличаются; как не отличаются и от тех, которые отошли от жизни с благой волею и с добрыми делами: ибо по направлению воли они тождественны, а результат недостатка дел восполняется прохождением через очистительный огонь; так что остается, что ни в отношении действия (энергии), ни в отношении соответствующего результата, блаженные ничем друг от друга не отличаются; но как действие их, очищенных им, - тождественно, то также, в равной степени, последует тожественный результат. Итак, все в равной степени увидят славу Божию. Но Церковь учит противоположное сему, говоря, что много обителей в уготованном созерцании Бога [2]; из порядка и степени которых обнаруживается различие.»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На всякий случай

 

"Если они, поистине раскаявшись, умирают в любви Божией, прежде чем воздать достойными плодами покаяния удовлетворение за то, что они совершили или упустили, то души их после смерти подвергаются очищению муками в чистилище. Чтобы смягчить эти муки, может быть полезно ходатайство живых верующих, а именно Жертвоприношение Мессы, молитвы, милостыня и другие благочестивые деяния, которые верующие имеют обычай совершать ради других верующих согласно установлениям Церкви. – (1305) Что касается тех душ, которые, приняв Крещение, никоим образом не запятнали себя грехом, а также тех, которые, запятнав себя грехом, очистились, будь то в теле или оставив его, как об этом было сказано ранее, то они немедленно принимаются на Небесах и ясно зрят Самого Бога Триединого, Таким, как Он есть; однако же одни более совершенно, нежели другие, согласно различию их заслуг. – (1306) Что же до тех душ, которые умирают в состоянии совершенного смертного греха или же с одним первородным грехом, то они незамедлительно попадают в ад, где получают, однако, неравное наказание."

 

https://azbyka.ru/ot...sel=82:4,82:162

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим, а как вообще получается так, что количественное различие богопознания существует, если по сути Чистилище уравнивает людей с заслугами и людей без.

Во-первых, как Вы можете спастись вообще без заслуг? Любой акт богословской добродетели подразумевает заслугу, а без таких актов спастись невозможно.

 

Во-вторых, в чистилище человек очищается от последствий грехов. Будучи совершенно очищенными, люди, тем не менее, имеют разные заслуги. Степень Богопознания и степень славы отличаются в зависимости от заслуг.

Изменено пользователем Maxim Bulava
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим, а как вообще получается так, что количественное различие богопознания существует, если по сути Чистилище уравнивает людей с заслугами и людей без.

Во-первых, как Вы можете спастись вообще без заслуг? Любой акт богословской добродетели подразумевает заслугу, а без таких актов спастись невозможно.

 

Во-вторых, в чистилище человек очищается от последствий грехов. Будучи совершенно очищенными, люди, тем не менее, имеют разные заслуги. Степень Богопознания и степень славы отличаются в зависимости от заслуг.

А страдание в чистилище считается заслугой и увеличивает степень благодати, потенциальную степень богопознания и славы?

 

Считается ли удовлетворение грехов на земле (т.е. епитимья) заслугой?

Изменено пользователем Tigran1245
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А страдание в чистилище считается заслугой и увеличивает степень благодати, потенциальную степень богопознания и славы?

Нет. После смерти заслуги не приобретаются.

Считается ли удовлетворение грехов на земле (т.е. епитимья) заслугой?

Да, искупительные дела на земле являются заслугами.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, искупительные дела на земле являются заслугами.

Хотя, возможно, соврал. Не могу сказать точно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В общем, посмотрел. Строго говоря, заслуга и удовлетворение различаются как таковые, однако на практике одно и то же дело может как удовлетворять за грехи, так и приносить заслугу.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В общем, посмотрел. Строго говоря, заслуга и удовлетворение различаются как таковые, однако на практике одно и то же дело может как удовлетворять за грехи, так и приносить заслугу.

Это логично. Действительно, если было бы не так, получается что люди в Чистилище заслуг не имели бы, т.к. все их дела в жизни шли бы в счёт только удовлетворения совершенных грехов.

 

Правильно ли я понимаю, что муки Чистилища только удовлетворяют Богу, но никак не увеличивают степень богообщения, в отличие от заслуг при жизни?)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правильно ли я понимаю, что муки Чистилища только удовлетворяют Богу, но никак не увеличивают степень богообщения, в отличие от заслуг при жизни?)

В принципе, да.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

В принципе, да.

Максим, а существовало ли чистилище до времён Христа?

 

Если да, то каким образом души там очищались, если все были под первородным грехом и рай был закрыт?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим, а существовало ли чистилище до времён Христа?

Конечно

Если да, то каким образом души там очищались, если все были под первородным грехом и рай был закрыт?

Рай был закрыт, но непонятно, как этому должно мешать существование чистилища.

 

Далее, не совсем ясно, что вы имеете в виду, говоря, что "все были под первородным грехом". У первородного греха много последствий, как и сейчас. Одни из них были действительными для всего человечества, другие - для этого множества минус праведники Ветхого Завета.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати да. Не плохой вопрос. Из серии бритвы Оккама. Нафига кроме рая и ада ещё и Чистилище создавать?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим, а существовало ли чистилище до времён Христа?

Конечно

Если да, то каким образом души там очищались, если все были под первородным грехом и рай был закрыт?

Рай был закрыт, но непонятно, как этому должно мешать существование чистилища.

 

Далее, не совсем ясно, что вы имеете в виду, говоря, что "все были под первородным грехом". У первородного греха много последствий, как и сейчас. Одни из них были действительными для всего человечества, другие - для этого множества минус праведники Ветхого Завета.

Под первородным грехом я имел ввиду отсутсвие рождения свыше и, следовательно, невозможность попасть в рай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Под первородным грехом я имел ввиду отсутсвие рождения свыше и, следовательно, невозможность попасть в рай.

У Вас две ошибки. Первая - Вы считаете, что святые Ветхого Завета не имели рождения свыше. То есть Бог говорит человеку: "прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя", но тот, кто освящен, не имеет рождения свыше. Оказывается.

 

Вторая ошибка - допуск в рай автоматически следует из "рождения свыше" (видимо, так вы называете освящение благодатью). А он не следует из него автоматически. Генерал имеет право бывать во дворце. Разжалованный генерал не имеет права бывать во дворце. Но и восстановленный в звании генерал не попадет во дворец, если монарх распорядится никого в него не пускать до определенного срока.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

tv0klZri08o.jpg?size=807x538&quality=95&sign=1894e6c576b95e6adbecf8047d23bbc2&type=album

 

Ангелы избавляют томящиеся души из чистилища. Худ. Эдуард фон Штейнле (1900)

 

Ошибочные представления о чистилище

 

На протяжении истории Церкви под влиянием определенных факторов сформировались ошибочные представления о чистилище. В их основе лежала с одной стороны забота о судьбе умерших и желание узнать, что будет с ними, с другой стороны, отображение чистилища в художественных образах. Постараемся, насколько это возможно, суммировать эти ошибочные представления с точки зрения антропологии, богословия и благочестия.

  1. С точки зрения антропологии мы часто находим представления о чистилище, в которых души очищающихся людей заключены в своего рода лагерь или гетто, который отличается от ада только тем, что оно не вечно. Но чистилище – это не временный ад. Чистилище – это состояние тех, которые уже причастны к спасению.

  1. С точки зрения богословия Бог предстает перед нами в образе строгого и неуклонного судьи, который вызывает жуткий страх и который накладывает наказание в виде покаяний и жертвоприношений. Конечно же, с догматической точки зрения мы можем говорить о том, что чистилище подразумевает страдание, но о характере этого страдания мы говорить не можем. Некоторые богословы отрицают состояние страдания в чистилище и хотели бы все свести только к невозможности божественного лицезрения, которое постепенно обретается грешниками в процессе очищения. Однако с этим нельзя согласиться, поскольку нельзя забывать о том, что каждый подлинный процесс очищения и созревания подразумевает то или иное страдание, которое испытывает человек, если он осознает свое несовершенство и искренне желает стать лучше. Это значит, что чистилище, - это состояние страдания грешника из-за нелюбви или из-за недостаточной любви, и это состояние страдания очищает. Встреча с Богом врачует наши раны, открывает в нас то, что мешает преданности Ему и открытости. И это врачевание болезненно. Только после этого очищения и в результате его, когда исчезает всякое препятствие общения с Богом, радость встречи с Господом и наше лицезрение Его могут быть полными и совершенными. Грех устраивает беспорядок в нашей жизни и последствия греха, т.е. беспорядок, не могут быть просто устранены прощением грехов. Нужно усилие человека. Верно, что Бог спасает нас, но мы должны способствовать этому спасению. Бог очищает нас, но мы должны принять активное участие в этом процессе.
     
  2. С точки зрения благочестия мы часто наблюдаем неправильное понимание слова индульгенция. Оно понимается как покаяние, необходимое для удовлетворения и очищения от следов греха. Тогда как индульгенция должна пониматься лишь на основании идеи солидарности между всеми членами Тела Христова, которое объясняет действенность молитв живых за усопших. Догма о чистилище имеет смысл только на этой социальной почве, т.е. в свете истины, что души усопших не переживают своей судьбы отдельно от всех остальных членов тела Христова, а наоборот, переживают свою судьбу, принимая помощь от них. Нам не трудно понять общинный характер очищения. Если мы принимаем всерьез телесную природу человека, т.е. то, что он является частью мира, то мы осознаем также и то, что каждый носит на себе не только последствия собственных грехов, но и грехов человечества. История индивидуума является частью истории человечества. Поскольку телесная история не заканчивается со смертью человека, то имеет смысл и нужно молиться за усопших, чтобы облегчить их страдания и их грех. Итак, общинный характер чистилища можно объяснить, исходя из истины, что:

- Никто не может обеспечить себе спасения сам. Каждый может получить его, только открываясь Христу, Который дает ему также и силу, чтобы принять активное участие в этом процессе;

- Человек открывается Христу, если он позволяет Ему поднять его к Богу Отцу, т.е. если человек следует Его жизни, которая завершилась Воскресением и Вознесением. Если эти условия выполнены, то человек обретает качества, которые также становятся принципом спасения для себя и для других. В этом смысле заупокойные молитвы и индульгенции помогают усопшим окунуться в непосредственную святость Христа, и в отраженную святость святых, и в святость тех, которые совершают заупокойные молитвы, Евхаристию или другие дела покаяния. Все это уничтожает следы сопротивления Богу и стирает возможные следы зла. И вот почему как помощь усопшим так важна евхаристическая жертва и заслуги Церкви. Благодать, излитая на одного, влияет на всех, ибо в Царствии Божьем дары, хотя они даны одному, они для всех.

 

Agnus Dei

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...