Jump to content

Пасха у футуристов


 Share

Recommended Posts

3 марта 1915. Пасха у футуристов (в квартире Кульбина)

 

1915_--.jpg

Пасха у футуристов в мастерской художника Николая Кульбина.

Сидят (слева направо): Н. Кульбин, О. Розанова, А. Лурье, В. Каменский;

стоят: И. Пуни и В. Маяковский с портретом Г. Якулова в руках. 1915 (1)

 

 

Пасхальные пожелания

1. Разум — каторжная цепь для художника, а потому желаю всем художникам лишиться разума.

Художник К. Малевич

 

2. Присоединяюсь.

Александра Экстер

 

3. Освобождения от варварского ига.

Артур Лурье

 

4. Воскресения

Н. Кульбин

 

5. Ужасно боюсь Пасхи: похристосуешься, — а вдруг — Измайлов?! (2)

Поэт В. Маяковский

 

6. Отчаянно люблю Пасху. — Она весной и куличевая (а кулич — вкус мудрецов) и, главное, можно целоваться даже с незнакомыми. И еще — я родился на Пасхе.

Василий Каменский

 

После «1-й футуристической выставки картин „Трамвай В“, открывшейся в Петербурге 3 марта 1915, вызвавшей скандал в прессе, состоялись поэтические чтения в квартире Кульбина. В этот раз читал Маяковский. Из-за него в очередной раз перессорились.

 

Варвара Степанова записывает со слов очевидцев (3): "...Отгородились "московские" (Удальцова, Попова, Татлин, Малевич) от Маяковского, отказавшись с ним сниматься. Маяковский - побелел, грызет ручку - в результате снимаются: Маяковский, Пуни, Кульбин, Розанова, Каменский и портрет Якулки" (4)

 

Сама формулировка "Пасха у футуристов", возможно, направлена против Чуковского, который в это время разъезжает по России с лекциями "против футуристов". В статье "Эгофутуристы и кубофутуристы" Чуковский саркастически упоминает "пасху": "Смехунчики еще и тем хороши, что, не стесняемый оковами разума, я могу по капризу окрашивать их в какую хочу краску. Я могу читать их зловеще, и тогда они внушают мне жуть, я могу читать их лихо весело, и тогда мне чудится, что пасха, весна и что мне четырнадцать лет. Тогда смехунчики, смешики — как весенние воробушки, как бегущие малые тучки. Нет, действительно, без разума легче, да здравствует заумный язык, автономное, свободное слово!" (5)

 

В этом тексте Чуковский пародирует начало чрезвычайно популярного в эти годы романа "Лето Господне" панслависта Ивана Шмелева: "Я просыпаюсь, радостный, меня ослепляет блеском, и в этом блеске - веселый звон. Сразу я не могу понять, отчего такой блеск и звон. Будто еще во сне - звонкие золотые яблочки, как в волшебном саду, из сказки. Открываю опять глаза - и вдруг вспоминаю: да это Пасха!.. яркое утро-солнце, пасхальный звон!.. Розовый накомодник, вышитый белыми цветами... - его только на Пасху стелят! - яркие розы на иконе... Пасха!.. - и меня заливает радостью. На столике у постели - пасхальные подарки" и т.д. (6).

 

1915_------.jpg

 

 

 

 

 

Уже летом 1915 футуристы и Чуковский пойдут на сближение, Чуковский даже приведет Маяковского в гости к Репину в Куоккале, и те проявят неподдельный интерес друг к другу.

 

Примечания

1. Опубликовано: Синий журнал, Пг., 1915, № 12, 21 марта, с. 7.

2. А. А. Измайлов - критик и пародист, пародировал и футуристов.

3. Варвара Степанова. Человек не может жить без чуда". С., Сфера, с.59

4. "Якулка" - художник Георгий Якулов (1884-1928)

5. Корней Чуковский. Эгофутуристы и кубофутуристы. Цит. по кн.: Русский футуризм. СПБ, Полиграф, 2009. С. 464

6. Иван Шмелев. Лето Господне. Любое издание, первая страница основного текста.

 

https://rozanova.net/...id=549&catid=10

Link to comment
Share on other sites

Не могу понять, почему такими уродливыми в эстетическом плане были те годы. Примерно с 1915 по 1930. В искусстве, в литературе, и даже в одежде. Какой-то неряшливый период истории. При чем, начался еще до революции.
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...