Перейти к содержанию

Святой лицедей


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

61d1e46e728527ad2d79f94bfeac88e7.jpg

 

Текст из второго номера прошлогоднего "Дома актера", где мы продолжили нашу историческую рубрику. На этот раз Древняя Греция сменяется не менее древним Римом, а на подмостки выходит комедиант, чье имя не худо было бы порой вспоминать актерам сегодняшним – в жизни бывают разные ситуации, и порой уповать можно лишь на заступничество высших сил. Ведь и у актеров бывают свои покровители!

 

Согласно легенде, Генезий в 3 веке был руководителем одной театральных трупп Рима. Когда он узнал о прибытии в город печально знаменитого императора Диоклетиана, то решил угодить властителю, сыграв для него пьеску во вкусе монаршего Величества.

 

Собственно говоря, не совсем верно будет представить себе сейчас размеренный театральный вечер, или даже день в духе греческого театра. Все-таки это был Рим той эпохи, которая требовала не искусства, но зрелища. Яркого, кровавого действа.

 

Колизей заполнен народом. Зачем они сюда пришли? На привычное зрелище – сегодня в очередной раз будут пытать и казнить христиан. Все настолько привычно, что кровавое однообразие даже утомляет. И театр – это как раз то самое, что может оживить публику. Тем более, что на сцене – знаменитый своими пародиями Генезий, который обещал представить новую шутку и хорошенько посмеяться над христианским обрядом крещения.

 

Кстати, сама идея подобной пьески была достаточно необычна. Подвергающиеся жестоким гонениям христиане, совсем не желали открывать всем подряд таинства своей ве-ры. И Генезию, пришлось притвориться новообращенным ради того, чтобы проникнуть в христианскую общину. Чего ради? Да все для того же – чтобы заслужить милость императо-ра. Ведь несмотря на свою популярность среди римского зрителя, Генезий оставался про-стым актером – практически бесправным в глазах римского общества.

 

Но актером он был, действительно, хорошим, потому что старейшины христианской общины не усомнились в искренности вновь прибывшего. Генезий очень рисковал – ведь план проникновения в общину мог стоить ему жизни. Особенно заинтересован Генезий был именно в обряде крещения - образ воды, смывающей греховность, смывающей прошлую жизнь, очаровывала римлян, чья любовь к воде, к купанию делала их открытыми и для символического, духовного значения обряда. Обсуждая это таинство со своими наставниками, Генезий решил, что именно оно и станет темой задуманной им комедии. Узнав достаточно, он отказывается от оглашения и возвращается к своей труппе, чтобы в кратчайшие сроки собрать спектакль для императора. И вот, день настал.

 

Начиналось все вполне в духе задуманного спектакля: хохот на трибунах не смол-кал, пока пластичный и остроумный Генезий произносил потешные тосты за христиан, самоотреченно отвергающих все мирское вплоть до собственных детей. Успех «подогревал» актера – эмоция нарастала, импровизации били ключом из комедианта на арене. Кульминацией должно было стать само крещение, когда римлянин Генезий, пропев шутейную славу христианству, трижды, со словами: "Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь!" – сваливался в грязную яму, наполненную водой…

 

Генезий, изображающий умирающего христианина, лежал на сцене в ожидании исповедника. Когда тот появился с вопросом, чего от него хочет умирающий, ответ прозвучал согласно пьесе – «Крещения». Но перед этим кратким ответом возникла пауза, во время которой, по его словам, Генезий увидел ангелов, которые показали ему книгу, заполненную его грехами. Затем ангелы окунули эту книгу в крестильную воду, после чего страницы очистились. Тут-то Генезий и «вернулся» на сцену, где партнер, исполняющий роль священника как раз ждал ответа на свою реплику: «Дитя мое, почему ты послал за мной?». – «Креще-ния».

 

Актер, изображавший священника, окропил его водой, а вернее будет сказать – вылил на голову воды, что символизировало акт крещения, а дальше, по ходу действия пьесы героя арестовывали и приводили к императору. Император на сцене при настоящем живом императоре? Никогда! А может быть, актерам просто захотелось дать возможность Диоклетиану почувствовать себя актером? Кто знает, но «христианина»-Генезия подвели к Диоклетиану.

 

Речь в защиту христианства прозвучала убедительно. Может быть, даже слишком убедительно, потому что в публике начало ощущаться беспокойство. Восторг перед точно-стью актерской игры сменился недоуменным перешептыванием. У противоположного края арены в больших клетках исходили рыком львы в ярости от голода и возбужденной толпы. Ближе к центру столпились готовые к смерти христиане, среди которых были и дети, все замотанные в свежие овечьи шкуры, – их запах должен был раззадорить и без того бросающихся на прутья клеток зверей. А мокрый с головы до ног актер все говорил, и слова эти были далеки от языка театральной пародийной пьески. Император, заподозрив неладное, всерьёз втянулся в разговор. У публики еще была надежда, но ее разбил сам актер, во всеуслышание заявив, что да, именно сейчас, во время спектакля, в этот краткий миг помутнения сознания, он стал христианином.

 

Версии того, что произошло дальше разнятся. Согласно более распространенной из них Генезия тут же отдали во власть префекта преторианцев, жестоко пытали и обезгла-вили. Согласно другой – более подходящей театральной легенде,- все произошло там же, на арене. А вернее, на сцене. Все так же рычали в нетерпении львы, все так же испуганно жались друг к дружке приговоренные, пропитанные вызывающим запахом овечьих шкур, хри-стиане, когда именно к ним – от ложи императора – направился неровным шагом Генезий. Два мощных воина подхватили его под руки и потащили прочь, назад, к царственной ложе. Каким-то немыслимым кульбитом Генезий вывернулся от них и побежал, что есть мочи, ту-да, к тем, в шкурах. Они расступились и, пустив его, вновь сомкнули плечи, обратившись опять в грязную черно-серую массу.

 

…Его казнили первого и по частям: отрубали и бросали в клетку сначала руки, потом ноги, начиная от ступней, потом, уже бесчувственному, отрубили голову. Потом открыли клетки…

 

Он так и остался некрещёным людьми. Считается, что он был «крещен кровью». Через несколько десятилетий ему посвятили один из римских храмов и стали почитать как актера-мученика. По сей день его мощи хранятся в римской церкви св. Сусанны.

 

Культ Святого Генезия не угас и сегодня. Римский актер-мученик считается покровителем всех актеров и, вообще, всех людей, имеющих к театру какое-либо отношение. Многочисленные театральные труппы признают его своим покровителем, а некоторые даже носят его имя. Относительно недавно под покровительством этого святого создано Братство Св. Генезия, направленное на поддержку мужчин и женщин, работающих в кино- и театральной индустрии.

 

st__genesius_of_rome_icon_by_theophilia-d8snkat.jpg

 

Такая вот история. И в заключение, возможно, небезынтересно будет узнать, с ка-кой молитвой актеры могут обращаться к своему святому покровителю, выходившему некогда на подмостки Колизея:

 

Дорогой Генезий, согласно очень древней истории, будучи язычником, ты своей игрой на сцене высмеивал Христа. Но, подобно Савлу на его пути в Дамаск, ты был сражен Христовой благодатью. Ты поднялся духом, свидетельствуя о Иисусе, и принял мученическую смерть. Проси за своих собратьев-актеров перед Богом, ведь они способны честно и добросовестно играть свои роли, чем помогают другим осознать их роли в жизни, тем самым, помогая им достичь и небесной цели. Аминь.

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Английская Википедия пишет, что прототипом св. Генезия является Генезий Арльский, Также мучение, в реальности существования которого историки не сомневаются. Его память тоже совершается сегодня, 25 августа. Изменено пользователем Владимир М.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, все же не прототип, потому что это разные люди.)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, все же не прототип, потому что это разные люди.)

Если согласиться с тем, что Генезий Римский - персонаж вымышленный, то именно прототип. Ну примерно как священник Джон О'Коннор и отец Браун Честертона - это аедь тоже разные лица, не так ли?.

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...