Перейти к содержанию

Рецензия на святость: исцеляющая любовь Джузеппе Москати


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

giuseppe-moscati.jpg

 

Мы интуитивно тянемся к светлым людям.

Общение с ними – подлинный праздник

в наши «окаянные дни»

(прот. Артемий Владимиров)

 

Может ли православный человек вдохновиться примером католического святого? Без сомнения, может. Недавно я посмотрела фильм «Джузеппе Москати: исцеляющая любовь» и была поражена жизнью этого человека. Сразу предчувствую возражения со стороны некоторых людей и заранее на них возражу. Дескать, негоже православному человеку смотреть фильмы про чужих святых, да еще и брать с них пример. Протестую! Читали ли вы творение святителя Василия Великого «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений»?

 

В нем святой утверждает, что сочинения нехристианских авторов полезны, особенно когда они восхваляют добродетель. Из них нужно извлекать мудрость подобно пчеле, которая аккуратно собирает мед, но при этом, конечно, остерегаться вредного влияния подобных произведений.

Помните, ведь даже апостол Павел цитировал в своих посланиях языческих поэтов? Если даже у них можно найти какую-то пользу, то почему православному человеку нельзя посмотреть кино, снятое католиками? Не вижу достойного ответа на этот вопрос. Поэтому продолжу знакомить вас с этим интересным фильмом об удивительном человеке.

 

Во многом, возможно, кино перевернет ваши представления о святости. Порой мы воспринимаем святых как людей, которые заперлись в монастыре и молятся день и ночь. Наверное, это неудивительно: ведь в православной Церкви больше имен святых монахов (преподобных), чем мирян (праведных). Перед нашими глазами мало примеров, как жить в миру и спасаться. Еще иногда нам кажется, что святой – значит строгий, суровый, будет учить, как нужно жить.

 

Фильм о Джузеппе Москати ломает стереотипы! Перед нами человек живой, улыбчивый, радостный. В начале картины есть сцена, как он бежит наперегонки с другом и прыгает с разбегу в море. Москати ходит на балы, светские мероприятия, любит женщину, собирается жениться. Правда, когда он стал врачом, отказался от всех удовольствий, посвятив себя помощи людям…

 

Возможно, для кого-то также может стать открытием, что святой – это человек смелый, который не боится никого и ничего. У Джузеппе есть и недоброжелатели, те, кто о нем плохо говорит, и даже подносит нож к горлу. Москати раздражал врагов своей добротой, силой духа и необычными подходами к лечению больных. Но ему нестрашно! Он свободен и независим. Ему неважно, что подумают о нем другие. Но вместе с тем он не заносчив, Джузеппе прост и не считает себя великим.

 

В излечении больных он порой даже совершал подвиги, но не считал их таковыми. Для него подобные поступки были не геройством, а обычным исполнением врачебного долга, в котором нет никакой особой заслуги.

 

Я невольно сравнивала фильм с вышедшим в этом году замечательным кино «Излечить страх» о святителе Луке. Даже названия картин немного похожи. Эти люди отдали себя служению ближнему до конца, чтобы уврачевать, спасти не только его тело, но и душу страждущего. На мой взгляд, эти два фильма утверждают простую истину: святой – это тот, кто полон любви. И любовь не может быть скрыта в душе («Вера без дел мертва»), она обязательно проявляется в отношениях с окружающими.

 

Джузеппе считал, что Бог в каждом страдающем. Святой врач умел увидеть в человеке красоту, тот образ, который заложил в него Сам Господь. Поэтому при общении с ним люди неизбежно преображались. Даже безнадежные больные в присутствии Москати умирали с миром, он умел утешить и вселить надежду (у кого-то из святых нашла интересную мысль, что любовь сама находит нужные слова).

 

Мне показалось странным, что в фильме практически нет сцен молитвы Джузеппе, упоминаний о том, как он ходит на службы. В кино Москати просто лечит, любит и даже почти не проповедует. Но какой святой без силы Божьей? Возможно, это просто упущение режиссера. В жизнеописании католического святого удивилась тому факту, что Джузеппе причащался каждый день и призывал всех тоже подходить к таинству.

Потрясает сцена похорон Москати, как скорбел о его смерти, наверное, весь город (еще один пункт совпадения со святителем Лукой: помните, как много человек пришли проститься с крымским архипастырем?). Джузеппе даже после смерти явился к своему любимому другу, который его недолюбливал и смотрел на Москати свысока. Каждый сделал свой выбор: Джорджио – богатство и карьеру, Джузеппе – добровольное обнищание и полная отдача себя людям до конца. И еще большой вопрос, кто из них чувствовал себя более счастливым.

 

Какой-то удивительной примиренностью веет от слов духовного завещания Москати как некоторых итогов жизни: «Жизнь – это миг. Почет, триумф, богатство и наука преходящи. Все соблазны жизни уходят. Остается лишь вечная любовь – причина каждого доброго дела. Любовь, что переживёт нас. Ведь любовь – это Бог. Главное – люби Истину. Будь тем, кто ты есть: без притворства, без страха и без оглядки. Если истина стоит тебе гонений, прими их, если стоит мучений – терпи их. Если ради Истины тебе придётся пожертвовать собой и своей жизнью, будь тверд в самопожертвовании. Смерть – это не конец, но начало».

 

Есть замечательная латинская пословица: Verbum movet, exemplum trahit (слово волнует, пример увлекает). Когда мои хорошие знакомые посмотрели фильм, они всерьез задумались, можно ли православному человеку брать пример с католического святого. Мне в таких случаях вспоминаются слова преподобного Паисия Святогорца: «Если у одного человека или у нескольких людей есть подвижнический дух, это весьма помогает другим… Образцом в духовной жизни должны быть святые, а не люди мира сего». Поэтому очень рекомендую фильм для просмотра как полезный вдохновляющий пример.

 

Евгения Новосельцева

 

ПРОТОИНФО

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фильм «Джузеппе Москати: исцеляющая любовь» можно посмотреть здесь
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...
Замечательный фильм, но у меня после просмотра осталось ощущение недосказанности. Все-таки я ожидаю от подобных фильмов ответа на главный вопрос: как стать святым? Да, фильм, в лице главного героя, дает образец жертвенности, и, собственно, по фильму, жертвенная любовь - главная черта Москати, и из этой жертвенности, как бы ему прирожденной, и вытекает его святость. Но как этого достичь, остается неясным. В какой-то степени, я бы сказал, фильм напоминает жития святых, в которых угодник Божий представляется избранным Богом от чрева матери, отказывающимся от грудного молока по средам и пятницам и т.д. Так и здесь: есть данность - Дж. Москати такой.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

>Все-таки я ожидаю от подобных фильмов ответа на главный вопрос: как стать святым?

 

Как стать святым. Мастер-класс. 100 уроков?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как стать святым. Мастер-класс. 100 уроков?

Почему бы нет?:) Во всяком случае, из такого фильма какой-то урок извлечь стоит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смотря кто снимать будет...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все-таки я ожидаю от подобных фильмов ответа на главный вопрос: как стать святым?

Златоуст где то советовал, что бы чего то сильно желанное преобрести, сначала от него отказаться надо и перестать желать. :)

Да, фильм, в лице главного героя, дает образец жертвенности, и, собственно, по фильму, жертвенная любовь - главная черта Москати, и из этой жертвенности, как бы ему прирожденной, и вытекает его святость. Но как этого достичь, остается неясным. В какой-то степени, я бы сказал, фильм напоминает жития святых, в которых угодник Божий представляется избранным Богом от чрева матери, отказывающимся от грудного молока по средам и пятницам и т.д. Так и здесь: есть данность - Дж. Москати такой.

Мне кажется что это нельзя приобрести, это или есть, или этого нет. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется что это нельзя приобрести, это или есть, или этого нет. :)

Значит, если не любишь ближнего, как самого себя, то и не полюбишь? Как тогда вообще возможно соблюдение заповедей, и зачем они нужны?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит, если не любишь ближнего, как самого себя, то и не полюбишь? Как тогда вообще возможно соблюдение заповедей, и зачем они нужны?

Как самого себя похоже центральное в этой фразе. Разговор же о жертвенной любви, это несколько выше. Изменено пользователем Олега
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как самого себя похоже центральное в этой фразе. Разговор же о жертвенной любви, это несколько выше.

А жертвенная любовь нам, по-твоему, не заповедана?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А жертвенная любовь нам, по-твоему, не заповедана?

По моему да. Можно любовь нудить, а можно ей гореть. И то и то кстати увенчивается я думаю. Но когда любишь меньше всего как раз о награде думаешь.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По моему да.

Как понять твое "да" в ответ на отрицание? Да, заповедана, или да, не заповедана?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как понять твое "да" в ответ на отрицание? Да, заповедана, или да, не заповедана?

Жертвенная нам не заповедана. Разве далее контекст не раскрывает эту мысль? Изменено пользователем Олега
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жертвенная нам не заповедана. Разве далее контекст не раскрывает эту мысль?

"Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев" (1 Ин 3:16). Если должны, значит заповедано. Если заповедано, значит можно исполнить, и если не имеешь такой любви, то можешь приобрести.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жертвенная нам не заповедана. Разве далее контекст не раскрывает эту мысль?

"Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев" (1 Ин 3:16). Если должны, значит заповедано. Если заповедано, значит можно исполнить, и если не имеешь такой любви, то можешь приобрести.

Должны и приобрести это и значит нудить. Гореть любовью это иное.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Должны и приобрести это и значит нудить. Гореть любовью это иное.

При чем же здесь "гореть"? Ты же сам писал: иди это есть, или нет. Оказывается, жертвенную любовь можно стяжать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Должны и приобрести это и значит нудить. Гореть любовью это иное.

При чем же здесь "гореть"? Ты же сам писал: иди это есть, или нет. Оказывается, жертвенную любовь можно стяжать.

При том. Жертвенность, в том что ты в эту мысль вкладываешь в соответствии с Писанием, можно, если сильно нудить, стяжать. А вот жертвенную любовь святого, любовь на полную катушку, можно только от Бога получить. Это устройство человека такое. Любовь и жертвенность можно стяжать, а вот устройство такое всей души только при рождении получить можно. Вот такой Божий дар. Бог он вообще не справедлив очень в этом отношении, ни когда не замечал этого?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...