Перейти к содержанию

Протестанты извинились перед католиками за уничтожение икон и статуй в эпоху Реформации


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

https://www.newsru.com/religy/30jul2015/entschuldigung.html

 

Протестанты извинились перед католиками за уничтожение икон и статуй в эпоху Реформации

 

Немецкие протестанты выразили сожаление в связи с уничтожением икон, статуй, алтарей и литургического убранства католических храмов во время Реформации и принесли извинения за действия своих единоверцев в прошлом. Об этом сообщил британский католический еженедельник Tablet со ссылкой на епископа Евангелической церкви в Германии Петру Боссе-Хубер.

"Сейчас протестантское сообщество осуждает эту разрушительную практику", - сказала женщина-епископ. Она добавила, что "изображения давно стали выражением протестантской набожности", сообщает РИА "Новости".

Сторонники Реформации поначалу были убеждены, что религиозные объекты являются символами суеверного идолопоклонства, поэтому в первой половине XVI века иконы и статуи Богоматери и святых, а также витражи с изображениями христианских подвижников были удалены из храмов во многих случаях уничтожены.

Наибольший размах борьба со статуями и изображениями святых приобрела в Швейцарии, Англии и на юге Германии. В городе Ульме в земле Баден-Вюртемберг в так называемый G?tzentag (день борьбы с идолами) в 1531 году было уничтожено около 60 алтарей и два органа в местных храмах.

В Женеве инициаторами разрушения священных изображений и объектов были влиятельные протестантские теологи, в том числе Жан Кальвин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот что пишет о. Грегор Приходько на фейсбуке: "... и мощей. Это не в укор протестантам, просто цитирую исторический факт. У нас, в Аржантее, повесили настоятеля собора и сожгли все мощи святых. Уцелела лишь Риза Христова ( подаренная еще императрицей Ириной Карлу Великому около 800 г.) а уцелела потому, что накануне король потребовал её в Париж для крестного хода, где выносили Терновый Венец Господа и Древо Креста, ради стяжание мира в королевстве. Да, были времена..."
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да причем здесь Кальвин и ругань? Изложены исторические факты, признанные протестантами. Извинения приняты.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Денис, папа приносил свои извинения протестантским общинам за ошибки, совершенные КЦ по отношению к ним. Мы тоже не избежали их во время Реформации.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте в этой связи обсудим отношение протестантов к иконопочитанию. Так что, его отождествление с идолопоклонством - это на сегодняшний день удел маргинальных сект? Где-то встречал статью баптистского пастора (а то и харизмата), то ли о глубине, то ли о высоте православного богословия иконы. Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да сейчас какие-то подвижки в протестантской среде происходят в отношении к иконам. Но не во всех общинах. Я, кстати, не помню, откуда вошло иконоборчество в протестантизме.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте в этой связи обсудим отношение протестантов к иконопочитанию. Так что, его отождествление с идолопоклонством - это на сегодняшний день удел маргинальных сект? Где-то встречал статью баптистского пастора (а то и харизмата), то ли о глубине, то ли о высоте православного богословия иконы.

 

В двух основных конфессиях классического протестантизма - лютеранстве и реформатстве, отношение к использованию изображений в богослужебном контексте принципиально различно.

 

В лютеранстве были некоторые иконоборческие тенденции в первые годы его формирования, на рубеже 1510-х - 1520-х годов. Однако уже в 1522 году сам Лютер достаточно резко выступает против иконоборчества (и некоторых других крайностей Реформации) в серии проповедей, прочитанных в период Великого поста в Виттенберге (собственно говоря, он и вернулся в Виттенберг из замка в Вартбурге, где скрывался и, одновременно, переводил Новый Завет на немецкий язык, потому что счёл нужным срочно пресечь события, разворачивавшиеся в Виттенберге в его отсутствие). Логика Лютера такова - в Священном Писании содержится запрет на создание изображений с целью поклоняться им. Но вряд ли много людей, смотря, например, на распятие, не понимают, что это распятие не Сам Христос, но лишь обозначающий Его знак. Поэтому более серьезная опасность, связанная с изображениями - не в том, что им поклоняются, а в том, что считают, будто украшая церкви изображениями, делают доброе дело для Бога, и чего-то заслуживают перед Ним. С этим заблуждением, говорит Лютер, необходимо бороться. Но бороться с заблуждениями по поводу изображений - это не то же самое, что запрещать и разрушать сами изображения. Там, где люди не допускают ни одной из двух указанных выше ошибок, наличие изображений вполне "нейтрально"; в таких случаях, нет ничего плохого ни в их отсутствии, ни в их наличии. Верные свободны и размещать в церквах изображения, и не делать этого. Таким образом, исправляя, посредством соответствующей катехизации верных, неправильные представления, связанные с изображениями, не следует конфликтовать и спорить по поводу самого наличия изображений. Поэтому в лютеранских церквах, во многих случаях, сохранились изображения, созданные до Реформации, а новые церковные здания тоже часто украшаются изображениями (распятия, алтарные картины, витражи, и т.п.).

 

Напротив, для реформатства само наличие изображений в церквах - это мерзкое идолопоклонство, прямое нарушение Божьей заповеди.

 

Вот, например, что по этому поводу говорится в Гейдельбергском катехизисе:

"Вопрос 96

Что требует Господь во второй заповеди?

Чтобы мы никаким образом не изображали Господа и не поклонялись Ему никоим иным способом, кроме того, который Он заповедал в Слове Своем.

Вопрос 97

Разве можем мы вообще не создавать никакого изображения?

Бог не может быть представлен никаким видимым образом. Что касается Его творений, то хотя они и могут быть представлены видимым образом, однако Бог запрещает нам создавать и иметь любые из подобия, чтобы поклоняться им или с их помощью служить Богу".

Причины этого довольно подробно рассмотрены в главном богословском произведении Жана Кальвина "Наставление в христианской вере", в Книге I, в главе XI "О том, что непозволительно создавать какое-либо зримое изображение Бога и что делающие это восстают против истинного Бога". По Кальвину, всякий, делающий образ, чтобы представлять Бога, или хотя бы какое-то Его проявление, умаляет Его подлинную (невидимую) сущность. Проблема не в том, считаем мы изображение отдельным богом, или лишь знаком истинного Бога, а в том, что истинный Бог таким образом - через изображение, не выразим. Поэтому всякий раз, как пытаются изобразить какое-то Его проявление, не Его изображают, но создают себе идола - доступный восприятию, и тем самым, ложный образ, с истинным Богом заведомо не имеющий ничего общего. Вот обширная цитата из Кальвина (из указанной главы указанного сочинения):

"... человеческий разум, будучи преисполнен гордыни и безрассудства, отваживается воображать себе Бога по собственной мерке; ... Вдобавок ко всему он ещё имеет наглое намерение выражать возникающие у него безумные фантазии о Боге во внешних формах. Поэтому дух человеческий зачинает идолов, а рука рождает их на свет. ... Израильтяне прекрасно понимали, что Являвший им свою силу в стольких чудесах есть сам Бог. Но они не верили, что Он с ними. Они хотели собственными глазами увидеть его телесный облик, который засвидетельствовал бы его присутствие. Повседневный опыт показывает, что именно такова человеческая природа. Она не может успокоиться, пока не найдёт отвечающей её неразумию маски или призрачного образа, чтобы тешиться им, совершая как бы поминки по Богу. И не было от сотворения мира такого времени, когда люди, повинуясь этой безумной страсти, не воздвигали бы изображений и знаков в уверенности, что в них являет им Себя сам Бог ... те, кто почитает образы, уже околдованы суеверием. И не имеет значения, кого они думают почтить в изображениях — Бога или святых. Поэтому Бог запретил не только изготавливать якобы представляющие его величие статуи, но и посвящать Себе какие-либо знаки или камни, служащие предметами поклонения. По этой причине вторая заповедь Закона дополнена требованием не почитать никаких изображений".

 

Подводя итоги - радикальное иконоборчество было характерной чертой именно реформатства, его "визитной карточкой" везде, где оно возобладало - то есть, в нескольких германских княжествах, в протестантских кантонах Швейцарии, в Нидерландах, в Англии, в ряде регионов Франции во время Религиозных войн XVI, и т.п.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте в этой связи обсудим отношение протестантов к иконопочитанию. Так что, его отождествление с идолопоклонством - это на сегодняшний день удел маргинальных сект? Где-то встречал статью баптистского пастора (а то и харизмата), то ли о глубине, то ли о высоте православного богословия иконы.

 

Что касается "сегодняшнего дня", то вероисповедные документы эпохи Реформации официально никто не отменял. Официальная позиция что классических реформатов, что их ответвлений, к которым относятся и баптисты (непосредственно), и харизматы (опосредованно - как ответвления ответвлений ответвлений реформатов), тоже остается прежней. При этом, конечно, личные взгляды и симпатии у отдельных баптистов и харизматов могут быть очень разными. При этом, применительно к харизматам следует помнить ещё и о том, что многие харизматические деноминации, благодаря тому, что возникли недавно, не имеют своей подробной и прочно установившейся догматики, и легко могут свою (в конечном счёте, восходящую к реформатству) традицию, разбавлять элементами, позаимствованными из совершенно других традиций.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...