Перейти к содержанию

Новый раскол в Православной церкви


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

На заседании Синода Антиохийской Православной Церкви было принято специальное заявление по поводу юрисдикционного конфликта между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами на территории Катара.

Антиохийская Православная Церковь больше не состоит в евхаристическом общении с Иерусалимским Патриархатом

 

Кроме того, Синод постановил признать, что любое решение разногласия должно основаться на соглашении, заключенном в Афинах в июне 2013 г., а Антиохийская Церковь будет настаивать на принципе единогласия на всех всеправославных встречах при решении вопросов присутствия Церквей-сестер на канонической территории иной юрисдикции.

 

Положения резолюции вступили в силу немедленно, после их принятия, после чего стало невозможным для всего духовенства Антиохийской Церкви участвовать в любом богослужении, проходящем под председательством клириков Иерусалимского Патриархата или с их участием.

 

Нарушения Иерусалимским Патриархатом канонических географических границ Антиохийского Патриархата имело место в связи с созданием епархии Иерусалимской Православной Церкви в Катаре и назначении на нее архиепископа.

 

«Антиохийская Церковь попыталась найти решение проблемы в духе мира, на основе сотрудничества и координации между Православными Церквями-сестрами», — отмечается в заявлении, которое подчеркивает стремление Антиохийского Патриархата «уклоняться от того, чтобы расшатывать единство Православия».

 

В то же время в заявлении указывается, что Антиохийская Церковь использовала к настоящему времени все возможные средства достижения компромисса, «в том числе посредничество, предпринятое Константинопольским Патриархатом и другими Церквями-сестрами, а также правительством Греции», но это так и не привело к решению проблемы.

 

В заявлении констатируется, что «Иерусалимский Патриархат в последнее время срывает соглашение, заключенное в присутствии представителей Константинопольского Патриархата и греческого Министерства иностранных дел, и обещания, данные Предстоятелям Церквей-сестер, которые предложило свое посредничество». Иерусалимский Патриархат продолжает претендовать на регионы, пребывающие в канонической юрисдикции Антиохийского Патриархата, и отклоняет любые попытки преодоления разногласия, резюмирует Синод Антиохийской Православной Церкви.

 

«Все инициативы по урегулированию зашли в тупик», — отмечается в заявлении. В то же время, все, кто предпринимал эти инициативы, признали бесспорное право Антиохийского Патриархата на юрисдикцию над Аравией, и в том числе — всеми странами Персидского залива, заявили иерархи Антиохийской Православной Церкви.

 

https://www.pravmir.ru/antiohiyskaya-pravoslavnaya-tserkov-bolshe-ne-sostoit-v-evharisticheskom-obshhenii-s-ierusalimskim-patriarhatom/

 

***

История епархии Катара:

 

В 1997 году эмир Катара даровал право христианам, присутствующим в стране, открыто придерживаться собственной религии. Тогда же Иерусалимский патриархат назначил в Катар своего эпитропа с правами экзарха. В Дохе был построен храм святых Георгия Победоносца и Исаака Сирина. На 2013 год община насчитывала около 3 тысяч человек разных национальностей.

 

4 марта 2013 года Синод Иерусалимского патриархата создал самостоятельную Катарскую епархию (имеющую только один действующий храм), и эпитроп Макарий (Маврояннакис) был рукоположен во епископы.

 

Архиепископ Каттарский Макарий родился в Хараке (Ираклион, Крит) в 1968 году.

 

В Иерусалим прибыл в 1980 году. Выпускник Патриаршей школы, монашествовал с 1986 года, рукоположен в диаконы в 1987 году, в 1992 году рукоположен в Пресвитеры, стал архимандритом в 1993 году. Богословие изучал на теологическом факультете в Белграде (окончил в 1995 году).

 

Служил Секретарем Выборного Комитета, Архифилаксом, преподавателем и директором Патриаршей школы Святого Сиона, которую восстанавливал, также был приходским священником в Газе и игуменом во Фхесе Иорданском. В 2002 году изучал арабский язык на филологическом факультете Иорданского университета.

 

В 2004 году был назначен Патриаршим Местоблюстителем в Катар, при финансовой помощи Иерусалимского Патриархата, а также благочестивых христиан был восстановлено приходское здание рядом со Святым Храмом в честь преподобного Исаака в Катаре, а также Великомученика Георгия, для посещения предоставлялись катехизисный и конференц-залы.

 

В 2011 году получил степень магистра Белградского университета.

 

19-го февраля 2013 года избирается Архиепископом Каттарским. Рукоположение было совершено 24 февраля 2013 года в Храме Воскресения.

 

Антиохийская Православная Церковь сразу выразила протест в связи с этим решением, заявив что считает Катар (вместе с другими арабскими странами Персидского залива) входящим в свою каноническую территорию и призвала не признавать новую епархию.

 

 

 

***

Эта новость может иметь прямое отношение к Украине:

 

такой будничный разрыв между патриархатами из-за территориальных споров может притупить страх перед расколом, банализирует это предельное церковное зло. На этом фоне разрыв Москвы и Кпля из-за статуса киевской митрополии не покажется чем-то уж слишком скандальным...

 

https://diak-kuraev.livejournal.com/865275.html

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я так и не понял: Иерусалимская церковь откололась от Антиохийской или Антиохийская от Иерусалимской, или они обе от кого-то откололись?:)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тоже ничего не поняла, думала, ты объяснишь, отче. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Иерусалимская и Румынская ПЦ востановили уже евхаристическое общение? Или скоро произойдет так, что с Иерусалимской ПЦ никто не будет "общаться"?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Иерусалимская и Румынская ПЦ восстановили уже евхаристическое общение?

Я не знаю. Весьма вероятно, что нет. А Всеправославный собор в грядущем году вообще состоится?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ещё интересно, когда одна ПЦ разрывает общение с другой ПЦ внутри мирового православия, то разорвавшие общение Поместные Церкви признают друг у друга таинства (евхаристию, например)? Или они считают, что у "неправой" стороны таинства исчезают, так как те впадают в раскол? А если признают таинства, то почему в рамках православной экклезиологии член Антиохийской Церкви не может причаститься в Иерусалимской Церкви, и наоборот? Ведь у них единство веры, и каждый из них сообщается с другими Поместными Православными Церквами. Значит помимо единства веры нужно ещё что-то? Или на уровне мирян причащаться друг у друга можно, а клирикам - нельзя? Хочется понять экклезиологию православных. Как Вселенская Церковь может быть единой по своему свойству (согласно Символу веры), если одна часть не причащается с другой при единстве веры? И если все Поместные Церкви разделятся ровно на две части (по количеству патриархатов и даже будет совпадать количество верующих), то где будет Вселенская Церковь? А если Иерусалимская Церковь разорвёт общение со всеми другими Поместными Церквами, то что делать православному? Ведь современная Иерусалимская Церковь считает себя преемницей первой Иерусалимской Церкви, а значит Матерью всех Церквей. Или должно побеждать большинство, и Вселенской Церковью будет более крупное содружество Православных Церквей?
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ещё интересно, когда одна ПЦ разрывает общение с другой ПЦ внутри мирового православия, то разорвавшие общение Поместные Церкви признают друг у друга таинства (евхаристию, например)? Или они считают, что у "неправой" стороны таинства исчезают, так как те впадают в раскол?

Видимо, признают, хотя, возможно, есть зилоты, считающие иначе.

 

А если признают таинства, то почему в рамках православной экклезиологии член Антиохийской Церкви не может причаститься в Иерусалимской Церкви, и наоборот? Ведь у них единство веры, и каждый из них сообщается с другими Поместными Православными Церквами. Значит помимо единства веры нужно ещё что-то? Или на уровне мирян причащаться друг у друга можно, а клирикам - нельзя?

Так было при разрыве общения между Румынской и Иерусалимской ПЦ: мирянам причащаться можно было. Как в данном случае - не знаю.

 

Хочется понять экклезиологию православных.

Это непросто. У каждой из Поместных церквей может быть своя экклезиология.

 

Как Вселенская Церковь может быть единой по своему свойству (согласно Символу веры), если одна часть не причащается с другой при единстве веры?

Ну а как с РПЦЗ столько лет не было общения, хотя сама РПЦЗ состояла в евхаристическим общении с некоторыми из Поместных церквей (кажется, как раз с Иерусалимской)? На то он и раскол, что разделение при нем происходит не из-за разности в вере. С Македонской православной церковью так вообще никто не общается. Или ее таинства не признаются, типа как в Киевском патриархате?

 

И если все Поместные Церкви разделятся ровно на две части (по количеству патриархатов и даже будет совпадать количество верующих), то где будет Вселенская Церковь?

Ну тут-то для рядового мирянина все просто: в каком конгломерате оказалась твоя Поместная церковь, там и есть Церковь Вселенская.:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пока существует бардак под названием "каноническая территория", об истинном "всеправославном единстве" можно только мечтать.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в Католической церкви не бывает конфликтов по поводу юрисдикций?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в Католической церкви не бывает конфликтов по поводу юрисдикций?

 

Кого с кем? В том же Ливане кафедры маронитского Патриарха, Патриарха армян - католиков, кафедра сиро-католиков. Конфликтов нет, обряды разные, Папа - один. Понятие "каноническая территория" чуждо понятию "Вселенская Церковь".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну а как с РПЦЗ столько лет не было общения, хотя сама РПЦЗ состояла в евхаристическим общении с некоторыми из Поместных церквей (кажется, как раз с Иерусалимской)? На то он и раскол, что разделение при нем происходит не из-за разности в вере. С Македонской православной церковью так вообще никто не общается. Или ее таинства не признаются, типа как в Киевском патриархате?

 

РПЦЗ общалась кажется с Сербской ПЦ. Но вот таинства друг друга РПЦ и РПЦЗ долго не признавали и крыли друг друга такими эпитетами, похуже нежели сейчас кроют Киевский Патриархат. И ничего. Воссоединились без всяких покаяний. Именно с тех времен идет то, что в составе МП аж два епископа Берлинских и Германских - из обычной РПЦ МП и из РПЦЗ МП. Для полного комплекта не хватает еще епископа Берлинского и Германского из УПЦ МП. Как говорится Бог любит троицу ;)

 

Македонская ПЦ кажется в общении с Черногорской ПЦ, УПЦ КП и кем-то из греческих или болгарских старостильников. Такая вот альтернативная семья православных церквей ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну а как с РПЦЗ столько лет не было общения, хотя сама РПЦЗ состояла в евхаристическим общении с некоторыми из Поместных церквей (кажется, как раз с Иерусалимской)? На то он и раскол, что разделение при нем происходит не из-за разности в вере. С Македонской православной церковью так вообще никто не общается. Или ее таинства не признаются, типа как в Киевском патриархате?

 

РПЦЗ общалась кажется с Сербской ПЦ. Но вот таинства друг друга РПЦ и РПЦЗ долго не признавали и крыли друг друга такими эпитетами, похуже нежели сейчас кроют Киевский Патриархат. И ничего. Воссоединились без всяких покаяний. Именно с тех времен идет то, что в составе МП аж два епископа Берлинских и Германских - из обычной РПЦ МП и из РПЦЗ МП. Для полного комплекта не хватает еще епископа Берлинского и Германского из УПЦ МП. Как говорится Бог любит троицу ;)

 

Македонская ПЦ кажется в общении с Черногорской ПЦ, УПЦ КП и кем-то из греческих или болгарских старостильников. Такая вот альтернативная семья православных церквей ;)

 

Говорю же - бардак :P

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Македонская ПЦ кажется в общении с Черногорской ПЦ, УПЦ КП и кем-то из греческих или болгарских старостильников. Такая вот альтернативная семья православных церквей ;)

Надо же, благодаря Вам узнал о существовании Черногорской ПЦ, которая, кстати, согласно Википедии, состоит в общении с УПЦ КП. Ну что ж, раскольник раскольника рыбак рыбака видит издалека.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Македонская ПЦ кажется в общении с Черногорской ПЦ, УПЦ КП и кем-то из греческих или болгарских старостильников. Такая вот альтернативная семья православных церквей ;)

Надо же, благодаря Вам узнал о существовании Черногорской ПЦ, которая, кстати, согласно Википедии, состоит в общении с УПЦ КП. Ну что ж, раскольник раскольника рыбак рыбака видит издалека.

 

С Македонской ПЦ не все так однозначно, а вот Черногорская с точки зрения церковного права - вообще сборище уголовников, имхо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

...Если Константинополь не сможет в июле провозгласить автокефалию Украинской Церкви, процесс грозит растянуться на несколько лет. А если сможет, то весьма вероятен глобальный раскол православного мира, о котором предупреждает митрополит Иларион (Алфеев), - появятся «мировое православие-1» во главе с Константинополем и «мировое православие-2» во главе с Москвой. Этот раскол, по правде говоря, имеет не только геополитические и юрисдикционно-административные, но и культурные, и исторические, и собственно богословские предпосылки.

 

После падения Российской империи векторы развития Православия в ХХ веке стали во многом противоположными: либеральный и консервативный, экуменический и эксклюзивистский, прозападный и автаркический… Удерживать эти векторы в одном «каноническом поле» чрезвычайно сложно – поэтому от официальных поместных Церквей в ХХ веке периодически откалывались консервативные куски разной величины (РПЦЗ и ИПЦ от Русской, старостильники от Элладской и т.д.). Теперь у «мирового православия» появляется шанс «конституировать» это фундаментальное разделение за счет создания двух «семей Церквей», каждая из которых будет считать себя канонической, но при этом они будут двигаться по двум противоположным векторам развития Православия. А поскольку оба вектора так или иначе представлены в большинстве поместных Церквей, речь может идти о создании «параллельных» православных юрисдикций во всех странах православного присутствия. Конечно, статистическое соотношение двух «мировых православий» в каждой стране будет определяться местными условиями.

 

Некоторый парадокс тут заключается в том, что консервативное «мировое православие-2» в современных условиях предстоит возглавить Патриарху Кириллу (Гундяеву) – верному ученику митрополита Никодима (Ротова) и убежденному экуменисту. Безусловно, более органично в этой роле смотрелся бы Тихон (Шевкунов), никогда ни в каком экуменическом движении не участвовавший, в Швейцарии не живший, горными лыжами не увлекавшийся и руки Папам Римским не целовавший. Международная самоизоляция России предполагает создание ею «параллельных» структур – как в сфере политики, так и в экономике, и в религиозной жизни. С геополитической точки зрения, сегодня самый благоприятный момент для создания «мирового православия-2» с центром в Москве и с крайне изоляционистской, «староверческой» идеологией наподобие «русского мира». Кажется, что этот сценарий не по душе Кириллу, но более комплиментарный этому сценарию кандидат уже наступает на пятки. Как это ни странно, но путь к сохранению Кириллом своего положения лежит через поиск компромисса с Константинополем по украинскому вопросу. Это позволяет Кириллу сберечь в качестве источника своей легитимности «признание мировым православием» и «сохранение всеправославного единства». В противном, изоляционистском случае единственным источником его легитимности становится Кремль, который вряд ли поймет и оценит «никодимовские» ценности Патриарха…

 

https://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=131184

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

и «мировое православие-2» во главе с Москвой.

Какое оно мировое, если будет ограничиваться самим собой? Разве многие поддержат МП, если таковое случится. Что-то сомневаюсь. Нынешняя геополитическая ситуация тут сыграет не последнюю роль.

Но я не думаю, что КПль будет сейчас устраивать какую-то конфронтацию.

Изменено пользователем Magdalena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какое оно мировое, если будет ограничиваться самим собой? Разве многие поддержат МП, если таковое случится. Что-то сомневаюсь. Нынешняя геополитическая ситуация тут сыграет не последнюю роль.

Могут поддержать Сербская и Чешская церкви, под вопросом Грузинская, из древних патриархатов - Антиохийская православная церковь.

 

Но я не думаю, что КПль будет сейчас устраивать какую-то конфронтацию.

Так ведь патриарх Варфоломей, говорят, уже принял решение, вопрос в сроках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так ведь патриарх Варфоломей, говорят, уже принял решение, вопрос в сроках.

Я о сроках и говорю. Мне кажется будут тянуть по максимуму. Или я что-то перестаю понимать. Зачем в очередной раз демонстрировать, что единство и соборность существует только на бумаге.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

МП останется только с чехами и,возможно, с арабами из Александрийского патриархата.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какое оно мировое, если будет ограничиваться самим собой? Разве многие поддержат МП, если таковое случится. Что-то сомневаюсь. Нынешняя геополитическая ситуация тут сыграет не последнюю роль.

Могут поддержать Сербская и Чешская церкви, под вопросом Грузинская, из древних патриархатов - Антиохийская православная церковь.

 

Но я не думаю, что КПль будет сейчас устраивать какую-то конфронтацию.

Так ведь патриарх Варфоломей, говорят, уже принял решение, вопрос в сроках.

 

Патриарх Варфоломей не принял ровным счетом ничего. Патриарх Варфоломей будет тихо и мирно ждать отмашки. Которая вряд ли придет. Патриарх Варфоломей не тупой чувак, и он ясно понимает, что любые подвижки за границы нынешнего status quo обнулят его "вселенский титул" до уровня балагана. Так что нет никакого "принятия решения" от Вселенского (какбэ). Иначе "Вселенский" ограничится 2-мя гектарами в Турции, не более того.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Патриарх Варфоломей не принял ровным счетом ничего. Патриарх Варфоломей будет тихо и мирно ждать отмашки. Которая вряд ли придет. Патриарх Варфоломей не тупой чувак, и он ясно понимает, что любые подвижки за границы нынешнего status quo обнулят его "вселенский титул" до уровня балагана. Так что нет никакого "принятия решения" от Вселенского (какбэ). Иначе "Вселенский" ограничится 2-мя гектарами в Турции, не более того.

Очень сомневаюсь, что о. Кирилл (Говорун) врет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Единственное, что я хочу по этому поводу сказать. Братия возлюбленные, о существовании некоей какбэ "УПЦ КиП" можно забыть раз и навсегда. Ибо единственная, кто может в этой истории тряхнуть баблищем ( также забудьте о всех этих византизмах типа "диптихи", "порядки поминания" зтцетера) - это РПЦ МП. А РПЦ МП и РПЦ КиП - rebus, друг друга взаимно исключающие. Так что вся эта байда мирно запутается в бородах с постными щами. А Святая Матерь РКЦ будет решать свои проблемы, так как положено их решать с точки зрения Вселенской Католической Церкви - с отеческой любовью. Но если надо - то и надавит.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Греки лукавы суть" (с) Серьезно, какой им с интерес от того, чтобы решить этот вопрос сейчас не откладывая? А там глядишь со временем русские с украинцами поспокойней к друг другу начнут относиться, или в Москве появится кто-то посговорчивее или Земля налетит на небесную ось. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Патриарх Варфоломей не принял ровным счетом ничего. Патриарх Варфоломей будет тихо и мирно ждать отмашки. Которая вряд ли придет. Патриарх Варфоломей не тупой чувак, и он ясно понимает, что любые подвижки за границы нынешнего status quo обнулят его "вселенский титул" до уровня балагана. Так что нет никакого "принятия решения" от Вселенского (какбэ). Иначе "Вселенский" ограничится 2-мя гектарами в Турции, не более того.

Очень сомневаюсь, что о. Кирилл (Говорун) врет.

 

Извини, отче, но даже "птица - говорун" не знает, что там, на Фанаре, будет. Архимандрит - не Варфоломей. Свои мысли он высказывать может, но это не значит, что его мысли - мысли Фанарского синода. Кстати, еще с советского мультика - "Говорунам" не верю, уж прости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Греки лукавы суть" (с) Серьезно, какой им с интерес от того, чтобы решить этот вопрос сейчас не откладывая? А там глядишь со временем русские с украинцами поспокойней к друг другу начнут относиться, или в Москве появится кто-то посговорчивее или Земля налетит на небесную ось. :)

Думаете, Варфоломей не затаил обиды на РПЦ из-за Критского собора? Вмешательство Константинополя в украинские дела прогнозировали уже в 2016 году.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...