Перейти к содержанию

Теологический ужас Пасхи


Ana
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Вот статейка забавная попалась:

 

На прошлой неделе закончился пятый сезон «Ходячих мертвецов», собравший умопомрачительную аудиторию в 15,8 миллиона зрителей. Такое достижение для франшизы ужасов когда-то казалось невообразимым. По какому-то совпадению, наводящему на определенные мысли, финал показали в Страстную неделю, которая является священным временем для христиан с ужасной кульминацией.

 

В целом жанр ужасов — он об инверсии естественного, а поэтому священного порядка. Вспомним Виктора Франкенштейна, который создает новую жизнь (прежде это было исключительным полем деятельности Всевышнего) из обрывков неживой материи; вспомним Говарда Лавкрафта с его Великими Древними, совершавшими дикие набеги на наш суетный мир; и конечно, вспомним зомби, которые сегодня стали неотъемлемой частью поп-культуры, этаким нескладным зеркальным отражением неумолимой власти смерти.

 

Эти классические персонажи из жанра ужасов переворачивают наше представление о мире, в связи с чем я бы назвал их теологическим террором. Они бросают вызов священному порядку, создавая экзистенциальный хаос и тотемы нового мирового порядка, в котором статус-кво уничтожается посреди исступленного безумия богов и монстров.

 

В Библии естественный порядок рушится регулярно, и самым знаменитым примером этому является сюжетная линия о Пасхе.

 

Когда Иисус намекнул на изменения в естественном порядке, оживив Лазаря, это был пасхальный нарратив, в котором Священное Писание входит в режим настоящего фильма ужасов. Кроме пыток Христа, которым его подвергли римляне (на ум сразу приходит Мел Гибсон и его «Страсти Христовы»), читателю Евангелия в пасхальные дни показывают целый парад сюжетных ходов и персонажей из жанра ужасов.

 

В последние дни Страстной недели естественный, священный и общепринятый порядок переворачивается с ног на голову. Когда Иисус издает последний вздох, дневной свет зловеще и неестественно превращается во тьму, после чего начинается страшное землетрясение. В современной сфере развлечений эта пугающая и сверхъестественная картина повторена бесчисленное множество раз в апокалиптических сюжетах.

 

Затем мы читаем в Евангелии от Матфея, которое на несколько тысячелетий старше повального увлечения зомби в поп-культуре: «И вот, завеса храма разорвалась сверху донизу надвое; и земля потряслась; и камни расселись; и гробницы открылись; и многие тела усопших святых восстали; и выйдя из гробниц по восстании Его, вошли они в святой город и явились многим». Мы не знаем, что бормотали эти восставшие трупы — «мозги» или «шалом», но вполне можно сказать, что внезапное воскрешение мертвых посреди неестественной темноты — это просто ужасный поворот событий.

 

Быстро прокрутим события вперед, на воскресенье, и здесь мы увидим финал пасхальной истории, в котором, как повествует Евангелие от Луки, увидевшие Иисуса, «смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа». Согласно этому повествованию, хотя физически Иисус выглядел точно так же, как и до смерти, его посмертное явление ученикам очень сильно их напугало — как будто из гроба восстал мертвец.

 

Я пишу об этом с определенной долей иронии, однако, как мне кажется, важно признать, что религия и жанр ужасов соперничают между собой, ведя своеобразную дуэль на тему неведомого, лежащего за пределами человеческого разума и понимания. Я бы сказал, что одна из причин высочайших рейтингов «Ходячих мертвецов» состоит в том, что развлечение в жанре ужасов возникло как некая новая форма религиозного языка. В определенном смысле, в силу потребности в удобоваримом религиозном ритуале самые жуткие элементы Священного Писания захоронены, чтобы потом восстать в зловещем образе вампиров, зомби и злобных старших богов. Эти символы позволяют нам исследовать теневую сторону божественного.

 

Поражает то, что пастельные тона, пасхальные зайчики и яйца стали символами истязаний и смерти Христа, шокирующей перестановкой естественного порядка, когда тела усопших восстают, а призрачный Спаситель разрушает непреложный барьер между жизнью и смертью.

 

Я бы назвал это ужасом Пасхи, сюжетной линией, которая пусть и дает огромную надежду, но в то же время ведет нас к более мрачным рассуждениям о природе человечества и к поискам божественного начала (милостивого или нет) в страшной и загадочной вселенной.

 

 

 

А когда-то я думала что такой взгляд может быть естественным только для выросших и воспитывавшихся в атеистическом обществе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

важно признать, что религия и жанр ужасов соперничают между собой, ведя своеобразную дуэль на тему неведомого, лежащего за пределами человеческого разума и понимания.

"Страсти Христовы" (взятые даже в самом щироком смысле) и "ужасы" - антагоничные вещи, несколько схожие внешне, но принципиально разные по сути. И разного порядка.

Так что скорее делить им нечего. Первые - страшны, от них хочется спрятаться, вторые - нет, в них просвечивает радость победы..

Наблюдение "ужасов" - суетное щекотание нервов, то есть плоти. Подражание "страстям" - хорошее ли, плохое ли, но богоуподобление, взращивание божественной любви, которая "никогда не перестает" (1Кор. 13:8), облачение в совокупность ее совершенства (Кол 3:14).

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эти классические персонажи из жанра ужасов переворачивают наше представление о мире, в связи с чем я бы назвал их теологическим террором.

ну так уж прям и переворачивают :)

Вообще, теология (в нормальном смысле этого слова) находится совершенно на другом культурном уровне, чем фильмы жанра «Ходячих мертвецов». Такое ощущение, что статью подросток писал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

При чем здесь культурный уровень к теологии? Так не только неверующие могут рассуждать, но и вполне себе церковные люди.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вот мне это и непонятно, как так можно рассуждать. пятый сезон «Ходячих мертвецов» и Библия это культурные явления разного масштаба. По-моему, это и атеисту вполне очевтдно. Каким образом они оказываются в одном ряду у автора статьи, это выше моего понимания.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

и гробницы открылись; и многие тела усопших святых восстали; и выйдя из гробниц по восстании Его, вошли они в святой город и явились многим

 

Что, кстати, пишут толкователи - куда эти усопшие потом делись? Обратно в гробницы? Известно ли что-нибудь о реакции очевидцев?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, и меня этот вопрос давно интересует.)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вот мне это и непонятно, как так можно рассуждать. пятый сезон «Ходячих мертвецов» и Библия это культурные явления разного масштаба. По-моему, это и атеисту вполне очевтдно. Каким образом они оказываются в одном ряду у автора статьи, это выше моего понимания.

Мне то же это крайне странно. Это не оставляет ощущения богохульства или какого-то атеистического вызова, скорее ощущение какого-то наивного невежества. Причем такого невежества, которого не развеешь простым ликбезом, тут, так кажется, нужно все культурные пласты обновлять.

Т е я не удивилась бы если бы что-то вроде этого услышала в кухонном разговоре от людей с сссровской закваской атеистического воспитания. Но за пределами кухонных посиделок, в рамках серьезного "культурного дискурса" подобные рассуждения как-то даже не приличествуют обычно даже нашим атеистам.

А тут это не стесняясь публикуют на сайте университета южной калифорнии, в рамках интернет журнала "Religion Dispatches" получавшим пристежную награду как солидное интернет-издание и основанным как бы профессиональным религиоведом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что, кстати, пишут толкователи - куда эти усопшие потом делись? Обратно в гробницы? Известно ли что-нибудь о реакции очевидцев?

Если я не ошибаюсь то тут были трактовки как буквального воскресения по типу Лазаря так и трактовки этих явлений как видений - знамений.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, и меня этот вопрос давно интересует.)

"...и камни расселись и, гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим"?

Ну... например Лопухин (если не путаю) коментирует, что воскресшие были в уже прославленом состоянии тел (как Исус после Воскресения), Феофилакт Болгарский в "камнях" видит символ перемены сердец уверовавших язычников (были мевтвы/спали живя в грехах и воскресли - кажется так понимал и Блаженный Иероним Стридонтский) но сам замечает, что такое объяснение слишком вычурно (наверно другое слово, но приблизительно этот контекст - не могу сейчас искать) и говорит, что важно знать о том, что это знамение для тех, кто считал фантастикой возможность воскресения из мёртвых, что воскресшие говорят нам о окончании власти ада и они или воскресли и потом умерли (так понимаю - по аналогии с Лазарем, Ив. 11, дочери Яира Лк.8, сыном вдовы Лк.7), или были первыми воскресшими после Христа, а значит не умирали больше.

Насколько понимаю (если надо - попробую вспомнить, у кого это читал), различие толкования/понимания здесь происходит и из-за разной пунктуации (после "гробы отверзлись" некоторые ставят точку и описаное воскресение относят к воскресению после Воскресения Исуса Христа), и из-за того, что Евангелист Матфей только дважды использует слово от кореня "коймао" (кекоймеменон https://superbook.org/UBS/MT/mt1.htm - не знаю, как тут вставлять греческий текст, но то слово, которое мы в тексте читаем со значением "усопший"), а в 28-й главе однокоренное слово употребляет стража в значении "спали" (коймоменон https://superbook.org/UBS/MT/mt28.htm). Относительно того, кем были эти воскресшие, существуют разные мнения - пересказывать не буду (так совпало, что сейчас я читаю коментарий (пособие для переводчиков) на Матфея (Баркли Ньюман - Филип Стайн) и там анализируется каждое слово: в сети можна скачать)

С уважением, о.Олег

Изменено пользователем о.Олег
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что, кстати, пишут толкователи - куда эти усопшие потом делись? Обратно в гробницы? Известно ли что-нибудь о реакции очевидцев?

Если я не ошибаюсь то тут были трактовки как буквального воскресения по типу Лазаря так и трактовки этих явлений как видений - знамений.

 

Второе более правдоподобно, и это сняло бы оба вопроса.

Тем более, в (русском) тексте не сказано о воскресении, сказано: тела усопших восстали.

 

 

вот мне это и непонятно, как так можно рассуждать. пятый сезон «Ходячих мертвецов» и Библия это культурные явления разного масштаба. По-моему, это и атеисту вполне очевтдно. Каким образом они оказываются в одном ряду у автора статьи, это выше моего понимания.

Мне то же это крайне странно. Это не оставляет ощущения богохульства или какого-то атеистического вызова, скорее ощущение какого-то наивного невежества. Причем такого невежества, которого не развеешь простым ликбезом, тут, так кажется, нужно все культурные пласты обновлять.

 

Так вроде он Библию в целом на одну доску с ужастиками не ставит. Он сравнивает всего лишь одну строчку из Библии аж с целым жанром массовой культуры, в этом жанре и кино, и литература, и ещё чего-то там. Мегатонны книжек и терабайты кино. А из Библии всего одна строчка, а в Библии много строчек :).

 

Но эта строчка даёт материал для сравнения. Представьте себя на месте нейтрального римлянина, которому все эти местные разборки неинтересны. Ну, местные слегка перессорились. Мягко говоря, бывает. И вдруг: затмение, землетрясение, по городу восставшие тела усопших ходят. Не каждый день такое случается. Лично я, думаю, был бы напуган. А когда, вернувшись в родную Мантую, стал бы рассказывать об этом жене и соседям, то как раз бы фильм ужасов и получился :). Соседи ещё и не поверили бы :).

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так вроде он Библию в целом на одну доску с ужастиками не ставит. Он сравнивает всего лишь одну строчку из Библии аж с целым жанром массовой культуры.

Он вообще не сравнивает, он просто смотрит на Библию теми же глазами что и на продукты масскультуры.

Можно конечно. Почему бы и нет. Мало ли тех кто оперных певиц оценивает по их бюсту а картины Ван Гога сравнивает с рисунками своего дошкольника?

 

Неожиданно просто встретить такое на страницах университетской прессы.

Во всяком случае в католическом университете где я работала, конечно очень легко можно встретить ересь любого толка, что с кафедры, что на сайте, что в учебной литературе. Но она хоть выглядит как-то академично. Не столь вульгарно что ли.

 

Представьте себя на месте нейтрального римлянина, которому все эти местные разборки неинтересны. Ну, местные слегка перессорились. Мягко говоря, бывает. И вдруг: затмение, землетрясение, по городу восставшие тела усопших ходят. Не каждый день такое случается. Лично я, думаю, был бы напуган. А когда, вернувшись в родную Мантую, стал бы рассказывать об этом жене и соседям, то как раз бы фильм ужасов и получился :). Соседи ещё и не поверили бы :).

А причем тут "ходячие мертвецы"? Теологического ужаса в Библии хватает и его более чем достаточно в искусстве "по мотивам".

Примером может служить и знаменитая картина "Христос во гробе" на которую Достоевский медитировал. И иллюстрация к оригиналу указанной выше статьи, и обсуждаемый тут фильм "Страсти Христовы" и вообще всего не перечислишь.

 

Я тут, например, со своим детенком как-то в эрмитаж ходила, так она как эту картину увидела так отойти не могла, а потом вечером заснула с трудом, все возвращаясь к теме этой картины и расспрашивая меня про этих страшных змей. А объяснять что-то мне было затруднительно потому как, увы, данный библейский сюжет я не помнила и сама не понимала что тут и почему.

ZZZZZZMedZmQ.jpg

 

Много всего страшного в Библии и охотно можно понять испуг хоть "нейтрального римлянина" хоть правоверного иудея при встречи с чем-то из описанного в Евангелии. Но разве имеет этот страх хоть какую-то родственность к страху от жанрового фильма ужасов?

И вставших из гробов не нужно. Мне кажется достаточно и Христа ходящего по водам или преломляющего одну лепешку на множество народа чтобы "нейтрального римлянина" повергнуть в ужас.

Изменено пользователем Ana
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он вообще не сравнивает, он просто смотрит на Библию теми же глазами что и на продукты масскультуры.

Можно конечно. Почему бы и нет. Мало ли тех кто оперных певиц оценивает по их бюсту а картины Ван Гога сравнивает с рисунками своего дошкольника?

...

Много всего страшного в Библии и охотно можно понять испуг хоть "нейтрального римлянина" хоть правоверного иудея при встречи с чем-то из описанного в Евангелии. Но разве имеет этот страх хоть какую-то родственность к страху от жанрового фильма ужасов?

И вставших из гробов не нужно. Мне кажется достаточно и Христа ходящего по водам или преломляющего одну лепешку на множество народа чтобы "нейтрального римлянина" повергнуть в ужас.

 

Почему нельзя исследовать влияние Библии на масскультуру? Исследовать можно всё, даже, как Вы верно змаетили, влияние занятий пением на разитие бюста у певиц. Библия влияла на всё, влияла и на масскультуру, конечно. Характер этого влияния может быть интересен исследователю, што тут такого? :)

 

Что страшного для зрителя в хождении по воде я не совсем понимаю, по-моему, это, наоборот, очень здОрово :). Как и умножен е хлебов. А вот страх римлянина при виде восставшего из гробницы тела - чем отличается от страха, вызванного любым другим ужосом? Смысловой нагрузки в этом нет никакой для римлянина, а чисто перед тобой восставший мертвец. И всё. Что в этом ужасе такого особенного? Обычный ужас :).

 

Для иудея (как и для нас) происходящее имеет смысл, в т.ч. теологический. А для римлянина - чистый бессодержательный ужас :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Что страшного для зрителя в хождении по воде я не совсем понимаю, по-моему, это, наоборот, очень здОрово

Вы зря так думаете. Помните "Блистающий мир" Грина? Как зрители в цирке стали в панике разбегаться, когда главный герой полетел, как и обещал заранее. Они-то думали это трюк какой-то будет, а оказалось... Людей пугает чудесное. Изменено пользователем Felix
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

<p>Кстати, это будет оффтопом для данной темы, но относится к искусству. Мне кажется, что готическая архитектура наиболее полно отражает (насколько это вообще возможно для архитертурных образов) суть религиозного христианского чувства - и прекрасно, и страшно одновременно. Религиозный трепет, как он есть. Любовь к Богу и страх перед Ним :) Изменено пользователем Felix
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...