Перейти к содержанию

Отец Иоанн Кронштадтский и Григорий Распутин


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

В этом ЖЖ немало интересных записей о св. Иоанне Кронштадтском. Ниже - одна из них.

 

Жизнь и судьба старца Григория Ефимовича Распутина также неразделима и неотсоединима от жития всероссийского кронштадтского Батюшки,

как их судьбоносная связь с царским престолом. Они даже внешне были схожи: "Вошел Григорий Ефимович, худой, с бледным, изможденным лицом, в черной сибирке; глаза его, необыкновенно проницательные сразу меня поразили и напомнили глаза о. Иоанна Кронштадтского" (А.А. Вырубова).

 

Генетически оба "царские прихвостни" изводятся из единого корени: не из подмороженной - "ни рыба, ни мясо" - синодальной духовности,

а из стихии сокровенно народной религиозности, с истовой молитвой, личным религиозным опытом, пытливо вымогательным разговором на "Ты" с самим Господом и непременным "чудотворством".

 

Великий князь Николай Михайлович: "Да, как это ни странно покажется, Иоанна Кронштадтского, как гипнотизера-самородка, я считаю самым прообразом Распутина. Это – явления одного и того же порядка, хотя и далеко не равноценные... Они были похожи немного побольше, чем уголь и алмаз. Должен вам сознаться, что я крепко недолюбливал отца Иоанна… […] Как нарочно, кругом Распутина теснились самые характерные его поклонницы, такие же ревнивые, как сподвижницы Иоанна Кронштадтского..."

 

И ещё махонький камушек в кронштадтский огород от того же сановного историка:

"– Вы помните рассказ Лескова “Полунощники”?

– Да, да, как же, – поспешно ответил Николай Михайлович. Это именно Иоанн Кронштадтский изображен там чрезвычайно удачно. Ведь он – зырянин по национальности, а это племя всегда отличалось большой житейской хитростью. Манеры у него порывистые, истерические: молится, как будто Богу приказывает – вот его Бог часто и не слушается... Помню я Иоанна Кронштадтского на праздновании крестин Наследника в Ново-Петергофском дворце: восседал он там за парадным столом среди больших сановников в великолепной шелковой рясе с орденскими звездами – такой румяный, упитанный и усердно пьет шампанское. Как Александру Третьему он предсказал выздоровление, так новорожденному Алексею напророчил долгую жизнь и счастливое царствование... Я дал этому священнику очень несочувственную характеристику в своей книжке о кончине Александра III..."

 

Сам Григорий Ефимович Распутин почитал себя прямым восприемником и духовно пророкным двойником кронштадтского чудотворца:

"Был я у о. Иоанна Кронштадтского, – рассказывал Г.Е. Распутин одному из своих знакомых. – Он меня принял хорошо, ласково. Сказал: “Странствуй, странствуй, брат, тебе много дал Бог, помогай людям, будь моею правою рукою, делай дело, которое и я недостойный делаю...”»

 

Слова эти подтверждаются, между прочим, самим образом жизни, которую вел, обосновавшись в Петербурге, Григорий Ефимович. «...Больных, нуждающихся в утешении, принимаю, – говорил он одному собеседнику в 1907 г. – Трудно мне, миленький... До двух часов дня каждый день у себя принимаю, а потом по больным по приглашению разъезжаю... Часа три в сутки свободных имею, не больше"

 

https://www.rv.ru/content.php3?id=6466

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, в тему или нет, но в своё время читала книгу дочери Распутина "Распутин. Почему?"

Там рассеиваются многие мифы. И масса интереснейших биографических и исторических фактов. От души рекомендую.

 

https://www.lib.ru/ME...ZL/rasputin.txt

Изменено пользователем Sandra889
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На рубеже XIX–XX веков в России было два места массового паломничества: Ясная Поляна и Кронштадт. Одни люди шли к знаменитому писателю Льву Толстому, а другие – к любимому в народе священнику, к отцу Иоанну. Пройдет несколько лет и в России начнется жестокая война всех против всех. Потом, вспоминая трагические события тех лет, русский поэт Игорь Северянин спросит в своем стихотворении: «Зачем православные Бога забыли, / Зачем шли на брата, рубя и разя...», «За что умертвили они в самосуде / Цвет яркий культуры отчизны своей.» Эти вопросы до сих пор остаются без ответа...

Почему же православная Русь поверила безбожнику Ленину?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Они даже внешне были схожи

 

Внешне - не очень. А внутренне - совсем не схожи. Например, протоиерей Сергиев не устраивал в ресторанах пьянок с девицами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему же православная Русь поверила безбожнику Ленину?

Потому что "православная Русь" оказалась всего лишь мифом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... "православная Русь" оказалась всего лишь мифом.

Раскол в русском православии в XVII в. начался с противоречий между старообрядческой и никонианской частями русского общества, Первые сто лет противостояния России старообрядческой и России романовской проявлялось в борьбе вооруженной. Потом началась полоса отдельных «оттепелей», которые сменялись новыми ограничениями. Однако, несмотря на все сложности своего положения, староверческая община превратилась из конфессиональной общности в конфессионально - экономическую общность. Можно спорить о том, какой долей российского капитала владели староверы. Бесспорно другое - верхушка староверия была одним из самых энергичных и деятельных отрядов российского капитализма

Старообрядческое движение ознаменовалось, прежде всего, широким распространением грамотности. Старообрядчество инстинктивно стремилось к тому, чтобы безграмотности вовсе не было в его среде и к середине 19-го столетия оно стало грамотным классом среди огромного безграмотного народа. Крестное знамение купца-старовера было надежнее всякого векселя. У них было запрещено давать кредиты под проценты, т.е. ростовщичество признавалось грехом

В 1915 г. епископ уфимский Андрей (князь Ухтомский) весьма сокрушался о том, что старообрядческую «общину объединяет любимый храм или часовня, а нашу православную деревню объединяла до последнего времени казенная винная лавка, а теперь, кажется, объединяющим началом остается один местный полицейский стражник»

Думается можно согласиться с выводом А. Солженицына: в России старообрядческой большевистская революция 1917 года была бы невозможна….

Изменено пользователем Harib
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, в тему или нет...

"Для кого Гришка, а для кого Григорий Ефимович", - говорят земляки Григория Распутина. Кинофильм «Агония» был не принят земляками Распутина - в день премьеры в знак протеста жители Покровского почти все до одного вышли из зала, не досмотрев ленты и до середины.

Вспоминая Распутина, нельзя не вспомнить, С.Ю. Витте, который сказал: "Распутина не нужно сбрасывать со счетов, поскольку ему удалось уговорить царя не подписывать указ о вступлении России в войну на Балканах".

В 1914 году кроме убийства в Сараево в селе Покровском произошло покушение на Распутина, после которого Распутин был надолго прикован к постели. Именно в период отсутствия Распутина в столице генералы вырвали у царя согласие на вступление в войну…

Изменено пользователем Harib
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... "православная Русь" оказалась всего лишь мифом.

Раскол в русском православии в XVII в. начался с противоречий между старообрядческой и никонианской частями русского общества, Первые сто лет противостояния России старообрядческой и России романовской проявлялось в борьбе вооруженной. Потом началась полоса отдельных «оттепелей», которые сменялись новыми ограничениями. Однако, несмотря на все сложности своего положения, староверческая община превратилась из конфессиональной общности в конфессионально - экономическую общность. Можно спорить о том, какой долей российского капитала владели староверы. Бесспорно другое - верхушка староверия была одним из самых энергичных и деятельных отрядов российского капитализма

Старообрядческое движение ознаменовалось, прежде всего, широким распространением грамотности. Старообрядчество инстинктивно стремилось к тому, чтобы безграмотности вовсе не было в его среде и к середине 19-го столетия оно стало грамотным классом среди огромного безграмотного народа. Крестное знамение купца-старовера было надежнее всякого векселя. У них было запрещено давать кредиты под проценты, т.е. ростовщичество признавалось грехом

В 1915 г. епископ уфимский Андрей (князь Ухтомский) весьма сокрушался о том, что старообрядческую «общину объединяет любимый храм или часовня, а нашу православную деревню объединяла до последнего времени казенная винная лавка, а теперь, кажется, объединяющим началом остается один местный полицейский стражник»

Думается можно согласиться с выводом А. Солженицына: в России старообрядческой большевистская революция 1917 года была бы невозможна….

 

Ну чтобы раскольничать надо было обладать капиталом. Обычным бедным массам просто не по карману было "древлее благочестие". Так же грамотными и зажиточными были хлысты, скопцы и т.п.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну чтобы раскольничать надо было обладать капиталом. Обычным бедным массам просто не по карману было "древлее благочестие". Так же грамотными и зажиточными были хлысты, скопцы и т.п.

Вы забыли вспомнить сионистов и жидомасонов...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну чтобы раскольничать надо было обладать капиталом. Обычным бедным массам просто не по карману было "древлее благочестие". Так же грамотными и зажиточными были хлысты, скопцы и т.п.

Вы забыли вспомнить сионистов и жидомасонов...

 

Не понимаю Вашего сарказма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думается можно согласиться с выводом А. Солженицына: в России старообрядческой большевистская революция 1917 года была бы невозможна….

Старообрядцы составляли какой процент от общего населения России? Наверное, небольшой, не так ли? Сомневаюсь, что если бы Никон не провел реформу, в России царило бы всеобщее благочестие.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О том, как служил протопоп Иоанн Сергиев, сохранились весьма множество свидетельств: ранняя литургия начиналась в четыре утра, предваряющей её краткой утреней, а Кронштадтский собор был уже полон съехавшимся со всей матушки России народом. Среди него - большое количество кликуш, рыкавших и мычавших утробами, и на впервые попавших на батюшкины службы наводивших страх и трепет. Алтарь тоже был забит под завязку рядовым духовенством со всей медвежачьих углов, чаявших сослужить всероссийскому чудотворцу. Сам чудотворец - изморенный, измождённый после трудового дни и болезно бессонной нощи, облачившись в епитрахиль поверх подризника, выходил на клирос читать канон, оглашая своими нервическим модуляциями соборные стены. Те, кто бывал в опере и знал в ней толк, сравнивал их с речитативами, переходящими на крик, певцов в Вагнеровском "Парсифале". Кронштадский пастырь точно разговаривал с самим Богом, умоляя, прося и на равных дерзновенно требуя у Него "милости, а не жертвы". На Божественной литургии Иван Ильич, самым первым в русском православии и за все 900-т лет его не всегда славной гистории, стал читать "тайные" молитвы громко вслух, прибавляя к ним и вставляя в них свои дерзновенныя прошения. После освящения и приложения Святых Таин, протопоп Иван распластывался на ковре ниц и так в гробовой алтарной тишине бездыханно возлежал пять, десять, иногда пятнадцать минут. А причащаясь буквально на глазах преображался: лице его начинало светиться радостию, и сам он, словно накаченный воздухом, выскакивал на амвон - апостольскую власть имеющий вязать и решить, проводить всесобрное покаяние...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Старообрядцы составляли какой процент от общего населения России? Наверное, небольшой, не так ли?

Сомневаюсь, что если бы Никон не провел реформу, в России царило бы всеобщее благочестие.

Проблема заключается ни в реформах Никона, а в том, как они были проведены. Реформы можно было бы провести с мягкой последовательностью. Но в подобном случае была бы утеряна возможность показать силу царской власти. Алексей Михайлович эту возможность не упустил. Выполнил реформу руками Никона, а потом отправил его в монастырь.

Чем можно объяснить тот факт, что русское общество, которое терпело казни Ивана Грозного, оказало серьезное сопротивление изменениям в русском православии? Что заставило боярыню Морозову, одну из богатейших женщин страны, отказаться от новой веры и умереть в холодной землянке?

А «всеобщее благочестие» обещали только большевики...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К Иоанну Кронштадтскому-то старообрядцы какое имеют отношение?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Первым летом первой русской смуты, когда в житницах империи повсюду полыхали дворянские гнезда, и "красный петух" грозил перекинуться и на исконно русские земли, 75-тилетний кронштадский протопоп Иоанн Сергиев с "пастырской визитацией" посещает Харьковскую губернию. В местах соборных служений кронштадтского пастыря число съехавшихся с окрестных губерний богомольцев, жаждавших увидеть всенародного отца и ждавших от него "чуда", достигало десятка тысяч. Барские усадьбы, где останавливался Иван Ильич, обращались в лагеря для паломников, сады и парки вытаптывались, точно по ним прошлись стада носорогов.

 

С амвона кронштадский Златоуст гремел уже не о духовном и святом, а о незыблемости царской власти: "Кто поставляет царей земных? Тот, кто один от вечности сидит на огнезрачном престоле... Он один поставляет царей и преставляет, посему царь, как получивший от самого Господа царскую державу, есть и должен быть самодержцем!"

 

По запричастном стихе кронштадтский пастырь давал мастер-класс по общей исповеди: народ Божий, поставленный на колени и огненным батюшкиным служением доведенный до экзальтации, бил себя в грудь и слезно каялся.Следовал взмах над главами многотысячной толпы пастырской епитрахили: "Азъ, властию мне данной, прощаю и разрешаю вас... Смиритесь и надейтесь на Всевышнего, только Он, всемогуший, может избавить и спасти вас..."

 

Из алтаря выносили пять-десять Чаш, но все норовили причаститься у "чудотворца". И в каждом храме начиналась своя "ходынка". Дважды престарелого пастыря толпа причастников опрокидывала вместе с Чашею, сминались алтарные заграждения, духовенство и певчие от обезумевшей толпы спасались в алтарях. А либеральная печать в столице смаковала в тоже самое времячко особенности "народного православия": богомольцы буквально разорвали сорванную с протопопа шелковую рясу по лоскуткам в качестве духоносных "оберегов от сглазу", а неции, во время пастырского "благословления", норовили у чудотворца откусить ему и благословляющие перста...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Они даже внешне были схожи

 

Внешне - не очень. А внутренне - совсем не схожи. Например, протоиерей Сергиев не устраивал в ресторанах пьянок с девицами.

 

Позволю себе ещё раз порекомендовать книгу, ссылку на которую дала во втором постинге.

Если она правдива (а написана она, однако, вроде бы, дочерью Распутина, которая последние годы жила вместе с ним), никаких пьяных драк не было. А была масса людей, враждебно относившихся к её отцу, которые были готовы даже не крайние меры (она там пишет, что уже после убийства отца встречала человека, как две капли воды на него похожего - не исключено, что это был двойник, которого нанимали для "показательных" пьянок).

 

Кстати, там она описывает ещё случай, как её полез насиловать пьяный сосед. Отец бросился на соседа, а тот дал ему по голове топором, от чего у него на всю жизнь на голове остался шрам. Позже некоторые будут ошибочно полагать,что он получен в пьяной драке...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Книга вряд ли правдива. Есть масса свидетельств о кутежах Распутина.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А насколько достоверны "масса свидетельств"? Свидетели кто?..

 

И когда они появились - до большевиков или же уже после?..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...словно накаченный воздухом...

 

Владимир, но так ведь обо всём можно написать. Как раз вот в соседней теме поминали описание причастия у Толстого. Если из Ваших цитат вычистить негативные эмоции автора, а оставить только фактическую сторону, свт. Иоанна они характеризуют хорошо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Владимир, но так ведь обо всём можно написать. Как раз вот в соседней теме поминали описание причастия у Толстого. Если из Ваших цитат вычистить негативные эмоции автора, а оставить только фактическую сторону, свт. Иоанна они характеризуют хорошо.

В общем - наверное, да, или, во всяком случае можно найти оправдания тем или иным его действиям, которые могут казаться соблазнительными. Вот, мол,о. Иоанн стоит у истоков обновленчества: впоследствии обновленцы стремились подражать манере служения кронштадтского пастыря и т.п. Но кто сказал, что у обновленцев все было плохо и предлагали они сплошь неправильные вещи? Это неверный взгляд. Но приходится согласиться с тем, что Иоанн Кронштадтский являет образец, так сказать, альтернативной формы святости, не вписывающийся в стандарты, знакомые нам по трудам свв. Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, что, видимо, не нравится автору ЖЖ. Единственное, что мне представляется весьма существенным из всего того "компромата", - это обвинение в лжепророчестве. Если оно не лишено оснований, то такой факт должен быть достаточной причиной, чтобы отказать батюшке в его почитании как святого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не понимаю Вашего сарказма.

А я не понял ваш тезис: "Ну чтобы раскольничать надо было обладать капиталом...".

Если староверы и обладали капиталом, то они действовали в рамках российских законов и на помощь государства не надеялись. Что же касается такого пласта русской культуры как меценатство, то крупными меценатами были староверы. .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А насколько достоверны "масса свидетельств"? Свидетели кто?..

 

И когда они появились - до большевиков или же уже после?..

 

Настолько достоверны, насколько могут быть достоверны свидетели. Ну а слухи о его пьянках появились, естественно, до революции. Убили-то его до неё.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я не понял ваш тезис: "Ну чтобы раскольничать надо было обладать капиталом...".

Если староверы и обладали капиталом, то они действовали в рамках российских законов и на помощь государства не надеялись. Что же касается такого пласта русской культуры как меценатство, то крупными меценатами были староверы. .

 

Для обладающих капиталом в России рамки закона часто раздвигаются. Об этом и речь. А кто из староверов был неграмотен и беден - те или погибли во время репрессий, либо запуганы были до того, что приняли новый обряды - как сыновья протопопа Аввакума. А с капиталом - там не только меценатство, там и взятки всем и вся очень помогают жить (а дача взятки это против закона кстати).

Есть в романе Мельникова-Печерского такой момент: богатый старовер заблудился в лесу зимой и в итоге нашел артель лесорубов. Вот они ему там как раз и ответили, что люди они небогатые и раскольничать не могут - не по карману.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... богатый старовер заблудился в лесу зимой и в итоге нашел артель лесорубов. Вот они ему там как раз и ответили, что люди они небогатые и раскольничать не могут - не по карману.

Готов принять ваш тезис: чтобы раскольничать, надо было обладать капиталом, если вы расскажите мне о капиталах семьи Лыковых – семьи староверов, прожившая свыше 40 лет отшельниками в горах Хакасии.

А вам известно о том, что когда, в годы революции 1905 г. православные крестьяне жгли барские усадьбы, то отряды из рабочих-староверов охраняли свои фабрики?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... богатый старовер заблудился в лесу зимой и в итоге нашел артель лесорубов. Вот они ему там как раз и ответили, что люди они небогатые и раскольничать не могут - не по карману.

Готов принять ваш тезис: чтобы раскольничать, надо было обладать капиталом, если вы расскажите мне о капиталах семьи Лыковых – семьи староверов, прожившая свыше 40 лет отшельниками в горах Хакасии.

А вам известно о том, что когда, в годы революции 1905 г. православные крестьяне жгли барские усадьбы, то отряды из рабочих-староверов охраняли свои фабрики?

 

Это Вы мне расскажите какие источники свидетельствуют о бедности семьи Лыковых до революции. А отшельниками они стали в 30-х годах 20 века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...