Перейти к содержанию

«Здесь, в Боливии, староверы прекрасно сохраняют русский язык»


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 года спустя...

fpcqo3n12tu4-13-400.jpg

 

«Как вы го­во­ри­те? Здрав­ствуй­те? А у нас го­во­рят: «Здо­ро­во живете!» — при­вет­ли­во улы­ба­ют­ся гости из Южной Аме­ри­ки. Ко­ло­рит­ные, бо­ро­да­тые, в кре­стьян­ских ру­ба­хах, жен­щи­ны — в раз­но­цвет­ных са­ра­фа­нах. Их предки на­все­гда бежали за рубеж от го­не­ний боль­ше­ви­ков, а они сумели сквозь века со­хра­нить родной язык и куль­ту­ру. Се­год­ня Россия дала ста­ро­об­ряд­цам шанс вер­нуть­ся домой. В боль­шом турне по Даль­не­му Во­сто­ку пред­ста­ви­те­ли юж­но­аме­ри­кан­ских общин вы­би­ра­ют наделы, где смогут остать­ся вместе с се­мья­ми. «Амур­ская правда» стала сви­де­те­лем неза­бы­ва­е­мой встре­чи зем­ля­ков-ино­стран­цев с ро­ди­ной.

IMG_6269_1%281%29.jpg

 

Наши ино­стран­цы

«У меня бра­зиль­ский пас­порт, я участ­вую в бра­зиль­ских вы­бо­рах, а мои дети ходят в бра­зиль­скую школу», — на чистом рус­ском го­во­рит Гри­го­рий Куз­не­цов, чье ис­кон­ное имя в до­ку­мен­тах всегда писали ино­стран­ны­ми бук­ва­ми. Ему 43 года, брат Викол старше на десять лет. Ро­ди­лись и всю жизнь про­жи­ли в Южной Аме­ри­ке, но пе­ре­вод­чик им не нужен.

AND_0378_1.jpg

 

— Меня мать рус­ско­му языку на­учи­ла, и я своих детей и внуков учу. Дома дис­ци­пли­на — мы го­во­рим только по-русски, — рас­ска­зы­ва­ет Викол Куз­не­цов.

— Только деды наши были из России. Ро­ди­те­ли ро­ди­лись в Китае, а мы в Бра­зи­лии, где по­яви­лись наши дети, — про­дол­жа­ют братья Куз­не­цо­вы. В группе вместе с ними еще 19 че­ло­век — граж­дане Бра­зи­лии, Ар­ген­ти­ны, Уруг­вая, Ав­стра­лии, США, Новой Зе­лан­дии. Но ис­то­рия одна на всех — корни рус­ские, но не утра­чен­ные в чужой стране.

Ста­ро­ве­рам за­пре­ще­но упо­треб­лять даже мир­скую еду. «В дороге куды де­вать­ся. Когда при­е­дем домой, будем мо­лить­ся шесть недель», — рас­ска­зал ста­ро­об­ря­дец Алек­сей Чупров.

— В земле нужен баланс мик­ро­эле­мен­тов: из­вест­няк, фосфор, pot?ssio (с пор­ту­галь­ско­го «калий» — Прим. ред.), — на­блю­даю, как, сби­ва­ясь на пор­ту­галь­ский, де­лит­ся пре­муд­ро­стя­ми зем­ле­де­лия Авраам Ка­лу­гин.

Он, как и боль­шин­ство гостей, лишь пол­то­ры недели назад по­зна­ко­мил­ся с землей пред­ков, но вместе со всеми твер­дит: «Мы — рус­ские».

— Нас и в Бра­зи­лии на­зы­ва­ют рус­ски­ми, — сме­ет­ся Авраам. — Кем я себя считаю? Я вам отвечу во­про­сом на вопрос. Почему я ношу образ моих пред­ков? Почему говорю на рус­ском языке?

IMG_6207_1.jpg

 

Авраам Ка­лу­гин в 45 лет впер­вые при­е­хал в Россию: «Моя ба­буш­ка ки­та­ян­ка, де­душ­ка — рус­ский. Маме с отцом было по 6 лет, когда они пе­ре­еха­ли в Бра­зи­лию. Там я и ро­дил­ся».

По дороге к непро­хо­ди­мым полям на дрях­лом УАЗе ста­ро­ве­ры за­тя­ги­ва­ют рус­ские на­род­ные. «При­хо­ди­те на нашу сва­дьбу. Мы по-русски поем!» — сме­ют­ся мужики. «Ой, мороз, мороз!» — на­ду­ва­ют щеки южане и при­зна­ют­ся: многие из них и снега-то не видели.

— Там, где мы живем, всегда тепло, — улы­ба­ет­ся ста­ро­вер­ка Мария Кузь­ми­на, ку­та­ясь в кофту от зябкой амур­ской осени.

Этот фе­но­мен, когда за­ло­жен­ную в ге­но­тип куль­ту­ру не по­гло­ти­ла ино­род­ная, ис­сле­ду­ют ученые. Любовь ста­ро­об­ряд­цев к России, по­знан­ная только по книгам и из рас­ска­зов стар­ших, ка­жет­ся неве­ро­ят­ной. «Россию мы знали только по бук­ва­рям. Нам все ка­жет­ся сказ­кой. То, что сейчас сами видим, еще не можем в голове об­ра­бо­тать. Города кра­си­вые, чисто, дороги хо­ро­шие, поля ши­ро­кие. Гля­нет­ся нам шибко», — де­лит­ся Гри­го­рий Куз­не­цов, вдыхая воздух родины. Ста­ро­об­ряд­цы при­зна­ют­ся: готовы про­ме­нять места, где растут апель­си­ны, манго и ана­на­сы, на наши су­ро­вые зимы.

IMG_6192_1.jpg

 

Ис­то­ри­че­ское воз­вра­ще­ние родины

Впер­вые ста­ро­ве­ры, раз­бро­сан­ные по всему миру, начали воз­вра­щать­ся в Россию несколь­ко лет назад. По сей день боль­шин­ство из них боится боль­ше­вист­ских го­не­ний, ко­то­рые пе­ре­жи­ли их предки. Оста­ва­ясь рус­ски­ми, многие уми­ра­ют на чуж­бине. Дать на­деж­ду зем­ля­кам об­ре­сти родину рас­по­ря­дил­ся пре­зи­дент. В про­шлом году Вла­ди­мир Путин по­се­тил ду­хов­ный центр ста­ро­об­ряд­че­ства под Моск­вой — Ро­гож­скую сло­бо­ду, а затем принял пред­сто­я­те­ля Рус­ской пра­во­слав­ной ста­ро­об­ряд­че­ской церкви мит­ро­по­ли­та Кор­ни­лия в Кремле. Со­вре­мен­ни­ки на­зва­ли со­бы­тие ис­то­ри­че­ским: впер­вые за 350 лет глава го­су­дар­ства офи­ци­аль­но встре­тил­ся с пред­ста­ви­те­лем ста­ро­об­ряд­че­ства. А в начале этого года был создан бла­го­тво­ри­тель­ный фонд под­держ­ки ста­ро­ве­ров «Правда Рус­ская». Про­бле­мы кон­фес­сии се­год­ня решают на го­су­дар­ствен­ном уровне. Офи­ци­аль­ная де­ле­га­ция от России даже по­бы­ва­ла в Южной Аме­ри­ке. На встре­чах с об­щи­на­ми чи­нов­ни­ки лично при­гла­си­ли ста­ро­ве­ров домой.

— Спро­си­ли: «Землю брать будете?» — А я от­ве­тил: «Как мы можем го­во­рить о сва­дьбе, если неве­сту не по­смот­ре­ли. Да­вай­те мы по­щу­па­ем. Как го­во­рят, рус­ский словам не верит, — сме­ет­ся Авраам Ка­лу­гин.

Муж­чи­ны-ста­ро­об­ряд­цы не бреют бороды, а жен­щи­ны всю жизнь носят длин­ные волосы. Де­вуш­ки за­пле­та­ют их в косы, за­муж­ние жен­щи­ны прячут под плат­ком.

Так почти спон­тан­но ро­ди­лась идея о турне ста­ро­об­ряд­цев по Даль­не­му Во­сто­ку.

— По по­ру­че­нию Ад­ми­ни­стра­ции Пре­зи­ден­та РФ мы ор­га­ни­зо­ва­ли озна­ко­ми­тель­ную по­езд­ку для ав­то­ри­тет­ных глав ста­ро­об­ряд­че­ских общин из Южной Аме­ри­ки. Глав­ное, что нужно сде­лать сейчас — по­ка­зать ста­ро­об­ряд­цам ре­аль­ную кар­ти­ну на Даль­нем Во­сто­ке. В марш­ру­те также При­мор­ский, Ха­ба­ров­ский края, Ев­рей­ская ав­то­но­мия. А главы Бу­ря­тии и Ка­ре­лии лично по­зва­ли ста­ро­об­ряд­цев на свои земли. Пе­ре­се­лен­цы у нас смогут за­ни­мать­ся не только сель­ским хо­зяй­ством. Ста­ро­об­ряд­цы есть даже на Аляске, там они живут рыбной ловлей. Этот про­мы­сел им будет до­сту­пен в Ха­ба­ров­ском крае, на Кам­чат­ке и в Ка­ре­лии, — рас­ска­зал на­чаль­ник отдела де­мо­гра­фи­че­ско­го раз­ви­тия Агент­ства по раз­ви­тию че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла на Даль­нем Во­сто­ке Иван Ефимов

IMG_6318_1.jpg

 

Ма­за­ния пред­ла­га­ет пе­ре­се­лен­цам 14 тысяч гек­та­ров

В При­аму­рье южан везут на север — в Ма­за­нов­ский район. Сво­бод­ные для пашни мас­си­вы оста­лись только здесь. Ста­ро­ве­ры просят много земли. «Чтобы семья была успеш­на, а еще потом детям, внукам земли хва­ти­ло, нам нужно от 300 до 600 гек­та­ров на одну семью», — рас­ска­зы­ва­ет Авраам Ка­лу­гин и от­ме­ча­ет: такие ги­гант­ские план­та­ции они воз­де­лы­ва­ют за 1—2 недели.

Ста­ро­об­ряд­цы сла­вят­ся кон­сер­ва­тив­ны­ми нра­ва­ми. Однако вза­и­мо­дей­ствие с со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ци­ей неиз­беж­но. У многих из них по­яв­ля­ют­ся стра­ни­цы в Instagram. Из­вест­ны случаи, когда ста­ро­ве­ры бал­ло­ти­ро­ва­лись в де­пу­та­ты и за ру­бе­жом, и в России.

— Если есть рай на земле, он вот здесь. Здесь самые лучшие усло­вия для воз­де­лы­ва­ния любых сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур. Не нужно по­ли­вать — до­ста­точ­но влаги. Соя вы­зре­ва­ет на корню. Можно вы­рас­тить арбузы, фрук­то­вые де­ре­вья, ягоды: груши, ра­нет­ки, сливы, вишни, жи­мо­лость, малину, смо­ро­ди­ну. Пре­крас­ные усло­вия за­ни­мать­ся пче­ло­вод­ством, — ре­кла­ми­ру­ет свою вот­чи­ну глава Дмит­ри­ев­ско­го сель­со­ве­та Виктор Слат­вин­ский.

«Мы меч­та­ем о воз­рож­де­нии», — взды­ха­ет Виктор Ни­ко­ла­е­вич. На пять сел в сель­со­ве­те всего 800 жи­те­лей. Сотни гек­та­ров пло­до­род­ных почв не воз­де­лы­ва­лись по­след­ние два­дцать лет.

— Это значит, первые годы будет хо­ро­ший урожай, — кивают купцы, огля­ды­вая товар.

Но брать его не спешат. Вы­тас­ки­ва­ют лопату и «про­бу­ют» амур­скую землю — рас­ти­ра­ют между паль­цев, а затем на­сы­па­ют в пакет. «В Бра­зи­лии земля крас­ная, у вас чер­но­зем. Это аб­со­лют­но другая земля. На первый взгляд, хо­ро­шая. Но кра­со­та не кормит! Нужно, чтобы земля пло­ди­ла. По­ве­зем ее на анализ», — го­во­рит Авраам Ка­лу­гин. До­тош­ные ста­ро­об­ряд­цы рас­ска­зы­ва­ют, как хо­зяй­ство устро­е­но у них.

AND_0424_1%281%29.jpg

 

— Мы вы­ра­щи­ва­ем сою, ку­ку­ру­зу, рис. Ком­бай­ны уби­ра­ют урожай и за­пи­сы­ва­ют, где больше урож­да­ет земля, где меньше. Так и удоб­ре­ния рас­ки­ды­ва­ют, — от­ме­ча­ет глава другой общины Дмит­рий Кузь­мин.

Ста­ро­ве­ров даже на­зы­ва­ют со­вре­мен­ны­ми ка­пи­та­ли­ста­ми. Многие из них вы­уче­ны гра­мо­те только дома, но деньги счи­тать умеют. «У евон­но­го зятя есть са­мо­лет и вер­то­лет, чтобы поля опрыс­ки­вать и просто летать», — по­ка­зы­ва­ет Авраам Ка­лу­гин на своего то­ва­ри­ща. Пе­ре­езд для праг­ма­тич­ных за­жи­точ­ных людей — дело се­рьез­ное и не со­сто­ит­ся без рас­че­тов.

— В Бра­зи­лии уро­жай­ность сои — ми­ни­мум 39 цент­не­ров с гек­та­ра. У нас сою по­ку­па­ют все­мир­ные ком­па­нии из США и Европы. Соя — это деньги на руках. Мы не можем пе­ре­ехать и обанк­ро­тить­ся. При­смат­ри­вать­ся будем там, где дороги — нужно вы­во­зить тонны зерна. Где риск по­те­рять урожай из-за мо­ро­зов будет ми­ни­ма­лен, — объ­яс­ня­ет Авраам.

IMG_6248_1.jpg

 

«Я уже забыл пор­ту­галь­ский»

Федор Килин — глава общины ста­ро­ве­ров в Сво­бод­нен­ском районе. У него больше 60 внуков и столь­ко же пра­вну­ков. Почти все хотят пе­ре­ехать в Россию.

По­ка­за­тель­ный пример тру­до­лю­бия ста­ро­ве­ров — община в Сво­бод­нен­ском районе. Три семьи из Уруг­вая пе­ре­еха­ли сюда в 2015 году, заняли никому не нужные за­бро­шен­ные поля быв­ше­го сов­хо­за. Се­год­ня здесь село на три дома, где живут 15 че­ло­век — семьи воз­де­лы­ва­ют поля, за­ни­ма­ют­ся жи­вот­но­вод­ством.

— Они сами го­то­вят сыр, творог, сме­та­ну, на рынке Сво­бод­но­го при­об­ре­ли киоск и тор­гу­ют своей про­дук­ци­ей, — рас­ска­зы­ва­ет глава Сво­бод­нен­ско­го района Эль­ви­ра Ага­фо­но­ва.

Со­вре­мен­ни­кам трудно по­ве­рить, что за­жи­точ­ные люди бегут из-за рубежа под­ни­мать целину. «Это для нас рус­ские березы ничего не значат. А для ста­ро­ве­ров здесь дом, — объ­яс­ня­ет их мен­та­ли­тет упол­но­мо­чен­ный по делам ста­ро­ве­ров в Амур­ской об­ла­сти Роберт Ка­мин­ский. — Глава мест­ной общины — Федор Килин. Его су­пру­га Та­тья­на Ива­нов­на. Она объ­е­ха­ла всю Южную Аме­ри­ку, была в Европе и даже Африке. Но го­во­рит, что нет места лучше, чем Россия. У Федора Са­ве­лье­ви­ча 12 детей, больше ше­сти­де­ся­ти внуков и столь­ко же пра­вну­ков. Они все хотят вер­нуть­ся сюда». А те ста­ро­ве­ры, что уже на родине, больше не хотят об­рат­но за гра­ни­цу.

— Пор­ту­галь­ский уже за­бы­ва­ет­ся, ис­пан­ский тоже забыл. В Уруг­вай ездил, так нелов­ко было. Спра­ши­ваю своих по-ис­пан­ски, а они не могут понять, что я говорю. Сколь­ко пробыл за гра­ни­цей, все три месяца про­хво­рал, климат не принял. Хотя я там ро­дил­ся и вырос там до 25 лет, — сме­ет­ся житель сво­бод­нен­ской общины Алек­сей Килин.

IMG_6261_1.jpg

 

Землю не по­да­рят

Рус­ское об­ще­ство ста­ро­об­ряд­цев неред­ко вос­при­ни­ма­ет враж­деб­но. Растет недо­воль­ство: мол, пе­ре­се­лен­цам дарят льготы и земли, отдают лучшее. Это неправ­да. «После по­лу­че­ния ста­ро­об­ряд­ца­ми граж­дан­ства мы готовы предо­ста­вить надел в 20 гек­та­ров на семью без­воз­мезд­но на пять лет. Вся осталь­ная земля будет пред­ло­же­на в аренду на торгах. Иного ме­ха­низ­ма нет. Мы со­ве­ща­ем­ся о двух тер­ри­то­ри­ях — Дмит­ри­ев­ском и Са­про­нов­ском сель­со­ве­тах Ма­за­нов­ско­го района, где сво­бод­ны по­ряд­ка 14 тысяч гек­та­ров. В цен­траль­ных рай­о­нах об­ла­сти земли прак­ти­че­ски нет, она вос­тре­бо­ва­на. У нас из 1,5 мил­ли­о­на гек­та­ров пашни уже об­ра­ба­ты­ва­ют­ся 1,3 мил­ли­о­на», — про­ком­мен­ти­ро­вал ми­нистр иму­ще­ствен­ных от­но­ше­ний Амур­ской об­ла­сти Сергей Оли­фе­ров.

 

https://www.youtube.com/watch?v=RM6KV1ROFhQ

 

https://aftershock.news/?q=node/686148

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 месяцев спустя...

Еще о староверах. По-моему, несколько идеализированно, но все равно интересно.

 

e0XA1_8OjBE.jpg

 

17 ФАКТОВ О ЖИЗНИ СТАРОВЕРОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ЗАДУМАТЬСЯ.

 

На сегодняшний день в России насчитывается около 2 миллионов староверов.

"Мне посчастливилось пожить несколько дней в закрытой общине староверов, которая располагается в 1000 км от Хабаровcка, и в 300 км от г.Комсомольск-на-Амуре.

Места красивейшие! Природа суровая, но благодатная и щедрая.

Мы, с моим другом Николаем приехали в давно известный ему поселок, в дружественную семью староверов, переехавших сюда 23 года назад на пустое место. Нас приняла семья дяди Вани. Дядя Ваня – радушный, бородатый мужик в русской рубашке-косовортке с пронзительно голубыми глазами, добрыми, как у щенка. Ему около 60 лет, его жене Аннушке около 55. Аннушка с первого взгляда располагает своим обаянием, за которым интуитивно чувствуется сила и мудрость. У них просторный деревянный дом с печью, окруженный пасекой и огородами.

 

Факт 1

Жизненный уклад староверов практически не менялся уже более 400 лет.

Дядя Ваня рассказывает нам «прошел собор староверческий и решили: водку не пить, одежду мирскую не носить, женщина заплетает 2 косы, не подрезает волосы, закрывает их платком, мужчина не бреет и не подрезает бороду …» И это лишь малая часть.

Основательность и жизнестойкость этих людей потрясает. Убери сейчас у них машины или электричество, они не сильно пожалеют: ведь есть печка, есть дрова, есть вода из колодца, есть щедрый лес, река с тоннами рыбы, запасы еды на год вперед и опытные рабочие руки.

Мне посчастливилось побывать на застолье по случаю приезда дочери. Картина маслом. Стол ломится, есть все, что недоступно в городских супермаркетах. Я такое видел только на картинках в учабниках истории: сидят бородатые мужики в рубашках-косоворотках с подвязанными поясами, шутят, смеются во весь голос, часто даже не понимаешь о чем они шутят (к староверческому диалекту еще надо привыкнуть), но радостно от одного настроения, царящего за этим столом. И это, при том, что я непьющий. Старорусское застолье во всей красе.

 

Факт 2

Живя на земле, их заработки превышают заработки горожан.

“Городские там напрягаются гораздо больше, чем я зесь” – говорит дядя Ваня, «я работаю в свое удовольствие». В поселении почти у каждого старовера во дворе стоит Toyota Land Cruiser, просторные деревянные дома, от 150 м2 на каждого взрослого члена семьи, земля, огороды, техника, домашний скот, заготовки и запасы... Они рассуждают категориями миллионов “на одной только пасеке я поднял 2,5 миллиона рублей” – откровенничает дядя Ваня. “У нас нет нужды ни в чем, все что нам надо – купим. Но много ли нам надо здесь? Это в городе все что заработал уходит на продукты, а у нас тут они сами растут”.

“Вот приехала сюда семья племянницы из Боливии, продали там технику, землю, привезли с собой 1,5 миллиона долларов. Они земледельцы. Купили 800 га пахоных земель в Приморском крае. Сейчас живет там. Все рады, все живут в достатке”.

Вот после этого и думаешь, а так ли продвинута наша городская цивиллизация?

 

Факт 3

Централизованного управления в общине не было и нет.

«В общине мне не кто не может указать что мне делать. Наше согласие называется «часовенное». Мы объединяемся, живем поселками и на службу вместе собираемся. Но если мне это не понравится, то я не пойду и все. Буду дома молиться» - говорит дядя Ваня.

Встречается община по праздникам, которые проводятся по уставу: 12 главных праздников в году.

«У нас не церкви, есть молильный дом. Там есть избираемый старший. Избирается он по талантам. Он организует службу, рождение, крещение, похороны, отпевание. Кроме того, не каждый отец может растолковать своему сыну почему одно можно делать, а другое нельзя. Этот человек должен иметь и такие знания: способность убеждать, способность разъяснять».

 

Факт 4

Вера – формирующая основа общины.

Община регулярно встречается не в магазине или в пивнушке, а на молитве.

Праздничная, пасхальная служба, к примеру, длится с 12 ночи до 9 утра. Дядя Ваня, пришедший утром с пасхальной молитвы рассказывает “кости ломит, стоять конечно трудно всю ночь, но сейчас такая благодать на душе, столько сил… не передать”. Его голубые глаза искрятся и горят жизнью.

Я представил себя после такого мероприятия, и понял, что упал бы и спал еще 3 суток. А у дяди Вани сегодня следующая служба: с 2 до 9 утра. Обычной службой называется та, которая длится с 3 до 9 утра. Проводится она регулярно, каждую неделю.

“Без попа”, как говорит дядя Ваня. “У нас все учавствуют: читают и поют все” – добавляет Аннушка.

“Разница в чем от соверменной Церкви, если кратко сказать: там управление народом идет централизованное, даже на духовном уровне (что царь с партархом решили – дойдет до самого низа народа). А у нас каждый свое мнение высказывает. И никто меня не заставит. Это должно меня убедить, мне это должно быть надо. Любые вопросы решаются соборно, а не централлизовано. Все остальные различия – мелочи и частности, которым отвлекают и обманывают народ”.

Вот как. Что бы я ни читал про староверов, об это действительно практически не говорится. Скромно умалчивая главное: люди сами принимают решения, а не церковь за них. Вот в чем их главное отличие!

 

Факт 5

Семья – это основа жизни.

И здесь это понимаешь на все 100%.

Средняя численность семьи составляет 8 детей.

У Дяди Вани семья небольшая - всего 5 детей: Леонид, Виктор, Александр. Ирина и Катерина, самому старшему 33, младшему 14. А вокруг роится просто несчиляемое количество внуков.

«На 34 дома в нашем поселении более 100 детей. Просто еще молодые семьи, они еще больше будут рождать детей» - говорит дядя Ваня.

Детей воспитывают всем родом, они с малых лет помогают в хозяйстве.

Большие семьи здесь не тяготят, как в тесной городской квартире, а дают возможность опоры, помощи родителям и развития всему роду.

Опираясь на семью и род, эти люди решают все вопросы жизни.

“У нас в каждом староверческом поселении обязательно есть родственник”.

Родственник – понятие очень объемное для старовера: это, как минимум, группа поселений, включающая несколько деревень. А, чаще, и гораздо больше.

Ведь, чтобы крови не смешивались, молодым староверам приходится искать себе пару в самых отдаленных уголках нашего мира.

 

Факт 6

Поселения староверов есть по всему миру: в Америке, Канаде, Китае, Боливии, Бразилии, Аргентине, Румынии, Австралии, Новой Зеландии и даже на Аляске.

Сотни лет староверы уходили от гонений и раскулачиваний, которые им устроили на Родине.

«Срывали крестики. Заставляли бросить все. И наши бросили. Дедам приходилось по 3-4 раза в год переезжать с места на место. Возьмут иконы, посуду, детей и уезжают” – делится дядя Ваня.

«И уезжали по миру. А там их никто не притеснял. Они жили как русские: носили свои одежды, свой язык, свою культуру, свою работу…»

“А прирастают староверы к землей с корнями. Как мне взять, все бросить и уехать – не представляю. Выдирать придется только с кровью. Сильные были наши деды”

Теперь ездят староверы по миру друг к другу в гости, знакомят детей, делятся чистыми семенами для огорода, новостями и опытом.

Там, где староверы – там начинает плодоносить земля, которую местные считали не плодородной, развивается хозяйство, зарыбливаются водоемы. Посмотрите ролики на youtube, если не верите. Просто потому, что эти люде не сетуют на жизнь, а берут и делают свое дело изо дня в день, помаленьку.

Те кто далеко от России - тоскуют по Родине, кто то возвращается, кто то нет.

 

Факт 7

Староверы свободолюбивы.

“Начнут притеснять, говорить как мне жить, я просто собрал детей и умотал отсюда.

В случае необходимости, нам помогают восстановиться всей родней, и русские и американцы: наша родня из Америки. Они больше сохранили, и высылают оттуда нам уже более 20 лет все, чтобы мы восстанавливали свой уклад».

К слову, именно в Америке до сих пор у староверов сохранился уникальный диалект 30х годов прошлого века.

Жизнь била и колотила этих людей, при этом поражает то жизнелюбие и радушие, с которым они встречают жизнь и нас, мирских людей.

 

Факт 8

Трудолюбие “от души”.

Староверы работают с 5 утра и до позднего вечера.

При этом, никто не выглядит замученным или уставшим. Скорее, выглядят удовлетворенными, после очередного прожитого дня.

Все чем богаты эти люди – они создали, вырастили, смастерили в буквальном смысле своими руками. В магазинах из еды, к примеру, покупается сахар. Хотя и в нем большой надобности у них нет: есть мед.

“Здесь мужики живут, не имея ни образования, ни престижной профессии, а зарабатывают достаточно, на Крузаках ездят. А заработал на речке, на ягоде, на грибах…вот и все. Он просто не ленивый” – говорит дядя Ваня.

Если что то не работает и не служит развитию – то оно не для жизни старовера.

Все жизненно и просто.

 

Факт 9

Помощь друг другу – это норма жизни старовера.

«При строительстве дома мужики могут собраться всем поселком, чтобы помочь на начальном этапе. А потом вечером, я организовал стол, чтобы посидеть. Или одинокой женщине, у которой мужа нет, мужики соберутся и накосят сено.

Пожар случился – сбегаемся все на помощь.

Тут просто все: я не приду сегодня – завтра ко мне не придут» - делится дядя Ваня.

 

Факт 10

Воспитание детей.

Детей воспитывают в ежедневных естественных работах.

Уже с 3х лет дочка начинает помогать маме у плиты, мыть полы.

А сын помогает отцу по дворовому хозяйству, по стройке.

«Сын принеси мне молоток», говорил дядя Ваня своему 3х летнему сыну и тот с радостью бежал исполнять просьбу отца. Происходит это легко и естественно: без принуждения или особых развивающих городских методик.

В малолетстве такие дети познают жизнь и радуются ей больше любой городской игрушки.

В школах дети староверов учатся среди «мирских» детей.

В институты не идут, хотя мальчики в обязательном порядке служат в армии.

 

Факт 11

Свадьба – 1 раз и на всю жизнь.

Возвращаясь из армии, сын начинает задумываться о своей семье.

Происходит это по велению сердца.

“Вот вошла Аннушка в дом, где мы готовились к празднику, и я сразу понял – это мое” – рассказывает дядя Ваня. “И пошел я свататься к ней в семью”.

“В мае мы познакомились с Аннушкой – в июне уже сыграли свадьбу. И я не представляю себе жизни без нее. Мне спокойно и хорошо, когда я знаю моя жена постоянно рядом со мной”.

Единожды выбрав жену, или мужа староверы связывают себя с ними на всю жизнь. Речи о разводе быть не может.

“Жена дается по карме, как говорится” – смеется дядя Ваня.

Они не выбирают долго друг друга, не сравнивают, не живут гражданским браком, их сердца с многовековым опытом помогают им определить “единственного” на всю жизнь.

 

Факт 12

Стол старовера богат каждый день.

По нашему восприятию, это праздничный стол. По их восприятию – это норма жизни. За этим столом, мне показалось, что я вспомнил вкус хлеба, молока, творога, супа, солений, пирогов и варенья. Этот вкус невозможно сравнить с тем, что мы покупаем в магазинах.

Природа дает им все в избытке, часто даже не отходя далеко от дома.

Водка не признается, если люди и выпивают, то квас или настойку.

«Посуда все освещается наставником, у нас она моется с молитвой и каждому человеку со стороны выделяется мирская посуда, из которой мы не едим» - говорит дядя Ваня.

Староверы чтут достаток и чистоту.

 

Факт 13

Нет лекарств. Нет медицины. Нет болезней.

Начать нужно с того, что эти люди здоровы с самого рождения.

Прививки детям – зло, как и прививки взрослым.

“Генетика” – говорят они, смотря на дородного хлопца с солдатской выправкой на семейной фотографии. “А чем вы лечитесь?” – спрашиваю я у Аннушки. “Я даже не знаю” – говорит она. “Травки попьем. А какие нужно пить – подсказывает нутро”. “Та же баня, то же натирание медом” – добавляет дядя Ваня. “Мой дед лечил ангину перцем с медом: делает лодочку из бумаги и в этой бумаге кипятит мед над свечкой. Бумага при этом не горит, это же чудо! Что усиливает действие лекарства” – улыбается он. “Дедушка жил 94 года, лекарствами он не лечился вообще никогда. Он умел сам себя лечить: где то свеколку натер, что то съел…”

На мой вопрос: используются ли заговоры против болезней, дядя Ваня ответил “Это считается грехом”, а потом добавил “Осталось в народе старое знание, но оно скрывается”.

 

Факт 14

Модное – все недолговечное. Не поспоришь.

«Деревенщиной» этих людей никак не назовешь. Все аккуратно, красиво, эстетично. Они носят платья или рубашки, которые мне нравятся.

«Рубахи мне шьет жена, дочка шьет. Платья и сарафан для женщин также шьют сами. Бюджет семьи не так страдает» - говорит дядя Ваня.

«Дед отдал мне свои хромовые сапоги, им было 40 лет, они были по состоянию как неделю похоженные. Вот такое отношение было к вещам: он не менял их каждый год, то длинные, то узкие, то тупые… он их сам сшил и всю жизнь проносил».

 

Факт 15

Никакого “языка русской деревни” - мата.

Общение происходит радушно и просто, начиная с первых слов “здорово живешь!”. Так они естественно приветствуют друг друга.

Может быть нам повезло, но гуляя по поселению, мы не слышали бранного слова. Напротив, каждый поздоровается, или кивнет тебе головой, проезжая мимо на машине. Молодые парни, останавливаясь на мотоцикле спросят “Чей ты будешь?”, пожмут руку и поедут дальше. Молодые девушки отвесят земной поклон. Это поражает меня, как человека, жившего с 12 лет в “классической” русской деревне.

Куда все и почему это ушло? Задаюсь я риторическим вопросом.

 

Факт 16

Староверы не смотрят телевизор. Вообще.

Их у него нет, это запрещено укладом, также как и компьютеры.

При этом уровень их осознанности, информированности и политических взглядов находится часто выше моего, человека живущего в Москве.

Как люди получают информацию?

Сарафанное радио работает лучше мобильной связи.

Информация о свадьбе дочери дяди Вани дошла до соседних деревень быстрее чем, он успел приехать туда на машине.

Новости о жизни страны и мира быстро доносятся из города, ведь некоторые староверы сотрудничают с горожанами.

 

Факт 17

Староверы не разрешают себя снимать на видео.

Несколько попыток и уговариваний заснять хоть что то заканчивались добрыми фразами “Да, не к чему это…”.

Мы сделали фото, но этого совсем недостаточно, чтобы передать этот дух.

Говорят, что приезжали к ним журналисты, но несмотря на открытость и радушие староверов, как ни странно увидели и засняли они только потемневшее от времени дерево, заборы и “разруху”.

“Странно – говорит дядя Ваня, “такое впечатление что это “госзаказ” говорить о том, что у нас все плохо. Ничего хорошего еще не сказали. Вот и не видим мы смысла их привлекать внимание мирских людей сюда”.

Без комментариев.

 

P.S.

Попадая к ним, чувствуешь себя дома, именно дома.

Это ощущение радости, покоя и защищенности.

Ничего сложного, ведь один из староверческих принципов — «простота во всем»: дом, природа, семья, духовные принципы. Этот образ жизни такой естественный, но такой забытый нами."

 

Источник:

https://vk.com/vladimir_arhipo...

 

https://cont.ws/@altairhantengr/1316827

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Централизованного управления в общине не было и нет.

«В общине мне не кто не может указать что мне делать. Наше согласие называется «часовенное». Мы объединяемся, живем поселками и на службу вместе собираемся. Но если мне это не понравится, то я не пойду и все...".

....

«У нас не церкви, есть молильный дом. Там есть избираемый старший. Избирается он по талантам.

Что-то протестантское такое здесь. Клириков нет, только "народ".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

просторные деревянные дома, от 150 м2 на каждого взрослого члена семьи

 

По-моему, это писал человек, не представляющий себе, что такое 150 кв. м и вряд ли видевший в жизни деревянный дом. Они там в футбол играют? А отапливать зимой как?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...