Перейти к содержанию

Прот. Андрей Ткачев об украинских греко-католиках


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Происходящее сегодня на Украине – результат давно запущенных болезней. Униаты (греко-католики) сегодня действительно очень не любят православие. Когда произошло крушение Советского Союза и Греко-Католическая Церковь вышла из подполья, она сразу проявила агрессию к православию, но это было мало кому интересно, потому что церковных людей в обществе – примерно 5–7%. Когда униаты вышли из подполья, они стали «кулаками и палками» отбирать у православных храмы. На тот момент униаты состояли из трех категорий людей: большая часть – перебежчики, которые приняли унию, чтобы остаться на своих приходах; эмигранты из-за рубежа, которые вели свою работу из-за границы до развала Советского Союза, а потом приехали в Галичину; подпольные униаты.

Надо сказать, что до революции, до войны униаты были очень благочестивыми людьми. Во время Первой Мировой войны наши солдаты, приходившие в Галичину, не видели никакой бытовой разницы между собою и греко-католиками. Церкви украшены так же, чинопоследование Литургии – то же, язык тот же, обряды очень похожи, церковнославянские книги – Октоих, Минея, Часослов – те же. При этом они были очень благочестивы. Например, униаты во Львове запрещали читать Тараса Шевченко, потому что он отказался от Бога (а он, и правда, отказался во многих стихах). Униаты во Львове (при митрополите Андрее Шептицком) запрещали молиться на украинском и требовали повсеместного использования церковнославянского языка.

Но это благочестие постепенно выветривалось, заменяясь на ненависть к советской власти, зарифмованную с ненавистью к русским и православию. Теперь советской власти нет, довоенное благочестие улетучилось, а ненависть к русским и православию осталась. Умерли те поколения униатов, которые любили подолгу молиться у Распятия, строго соблюдали посты, не ложились спать и не садились есть без молитвы, боялись сказать гнилое слово. Пришли новые поколения – активные, политизированные, далеко не духовные в своей массе, очень враждебные к православию по существу.

Это трагедия. И стилистически, и по духу они совершенно другие. Все ресурсы обошла картинка с Майдана: что такое молитва по-греко-католически. «Отче наш» – «Смерть врагам!» – «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», – «Смерть врагам!». Это шизофреническая позиция. Вряд ли они проводят глубокий анализ и разделяют богословие и сегодняшний день в бытии Православной Церкви. Они просто ненавидят все вместе.

Несколько столетий униатство охватывало огромные территории Речи Посполитой и доходило до Смоленска. Брест, Вильно, Луцк были униатскими городами. Что интересно, борьбу против униатства возглавил народ. Епископы очень быстро сдавались на привилегии и принимали унию, зато во Львове, Вильно и Луцке возникли православные братства мирян, которые подчинялись непосредственно Константинопольскому Патриарху. Они издавали книги, материально поддерживали монастыри и храмы, сохранившие верность Православию, и боролись против униатства сто с лишним лет.

Львовское братство было самым сильным и удерживало Православие примерно 110 лет после подписания унии, когда на север и на юг от Львова уже были только униаты. Львовяне сдались последними, но к тому времени в остальных регионах (Белоруссии, Восточной Польше, Центральной Украине) уже начался откат от унии и возврат к Православию. А львовяне, только что принявшие унию, устали метаться и не вернулись к Православию. Поэтому политическая гиперактивность львовян – это, если угодно, неправильно направленная энергия когда-то православного народа. Они ведь были очень благочестивы, православие цвело и сияло во Львове.

Те земли, которые ныне считаются исконно униатскими – это когда-то очень твердые в православной вере земли. Генетически так оно и остается, а практически и политически они всю энергию направляют на борьбу со своей бывшей матерью и своими родными братьями.

Там живут люди – совершенно разные, от очень хороших до очень нехороших. Беда в Киеве произошла не потому, что хороших мало, а плохих много, а потому, что «никаких» – слишком много. «Никакие» обретают случайный смысл жизни во время таких массовых демонстраций. Очень плохие превращаются в очень хороших, Савлы превращаются в Павлов до сегодняшнего дня и до этой секунды.

Надо смотреть на этих людей, понижая градус ненависти, как на Остапа и Андрия – сыновей одного и того же Тараса Бульбы. Андрий влюбился в полячку и стал воевать со своими (это Запад), а Остап остался верным батьке – и погиб на дыбе (это Юго-Восток). Но ведь Андрий – тоже кровь и плоть Остапа. Это тот же самый архетип, перечитайте «Тараса Бульбу».

https://www.pravmir.ru/protoierey-andrey-tkachev-chtobyi-ponyat-segodnyashnyuyu-ukrainu-perechitayte-tarasa-bulbu/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Униаты играют некую роль в событиях на Украине, и считаются католиками

Меня вот интересует позиция русских католиков по отношению к событиям на Украине.

Но на этом форуме тему Украины прикрыли.

Вот и думаю на кого ориентироваться - на Булаву, Сосновского, Балтийца с одной стороны, или на заглобское большинство с другой.

Изменено пользователем arkadiy
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Андрей Сосновский и Максим Булава вряд ли на одной стороне. Зачем ориентироваться на одиноких мирян? Ориентируйтесь на епархии.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Католики, если это действительно католики, должны ориентироваться на Католические учение Церкви. Не что другое.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня вот интересует позиция русских католиков по отношению к событиям на Украине.

Как я понимаю, позиции российских католиков по указанному вопросу как минимум разнятся.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Примечательно, что один из аспектов "былого благочестия" греко-католиков о. Андрей видит в существовавшем некогда запрете служить на украинском языке. Достаточно странный взгляд. Также непонятно, на чем именно основан его вывод об упадке духовности среди греко-католиков: мол, раньше они могли подолгу молиться перед распятием, а сейчас все в корне поменялось. Он часто посещал приходы УГКЦ? Или к такой мысли его привели кадры с бросающими коктейли Молотова майдановцами? А их конфессиональная принадлежность что, на лбу написана?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...