Перейти к содержанию

"Вот, Адам стал как один из нас"


ioann22
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Раньше я полагал, что эта фраза является самым ярким свидетельством троичности Бога в ветхозаветной литературе. Ведь сказано не так: Вот, Адам стал как Мы (здесь "Мы" можно понимать и в смысле царского "Мы"). А сказано так: "Вот, Адам стал как один из нас". Т.е. речь точно идёт о некой множественности.

 

Но у отцов эта фраза вроде как не была свидетельством троичности Бога (или была?). Я увидел только у преп.Анастасия Синаита триадологическое толкование "яко Едина от Нас", да и то, больше в христологическом, а не чисто триадологическом смысле. Но Анастаий Синаит младше и Златоуста, и Максима Исповедника. Его толкование, наверное, было новаторским и нетрадиционным для своего времени (?)

 

Приведу цитаты.

 

Свт.Иоанн Зластоуст. Беседы на книгу Бытия,18,2:

 

"Но перейдем к тому, что следует далее. И рече Бог: се Адам бысть яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое, и ныне да не когда прострет руку свою, и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век. И изгна его Господь Бог из рая сладости, делати землю, от неяже взят бысть (Быт. III, 22, 23). Смотри опять на Божие снисхождение. И рече, говорит Писание, Господь Бог се Адам бысть яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое. Видишь, какия простыя слова? Все это будем понимать богоприлично. Этими словами (Писание) хочет напомнить нам о том обмане, которым диавол чрез змия обольстил (первых людей). Диавол сказал им, что аще снесте, будете яко бози, и они, надеясь сравняться с Богом, дерзнули вкусить; поэтому и Бог, желая вразумить их, привести в сознание греха и показать, как велико их прослушание и чрезмерно обольщение, говорит: се Адам бысть, яко един от нас. Эти слова выражают большое посрамление, могущее поразить преступника. Потому ты, говорит Бог, пренебрег моею заповедию, что возмечтал быть равным Богу? Вот ты сделался тем, чем надеялся быть, или -лучше - не тем, чем надеялся быть, а чем заслужил быть, се Адам бысть, яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое. Это и говорил им чрез змея диавол - обольститель, - что отверзутся очи ваши и будете, яко бози, видяще доброе и лукавое."

 

https://www.ccel.org/contrib/ru/Zlatgen/Zlatgen18.html .

 

В том же духе толкует эту фразу и преп.Максим Исповедник. Перечитайте целиком 28 главу из "Вопросоответов к Фалассию". Там есть такие слова:

 

"причина многих изменений Божественных проявлений есть душевное расположение тех, кто находится под [Божиим] попечительством. Так как строившие башню прежде двинулись с востока - области света (я имею в виду [область] единственного и истинного ведения о Боге), а [затем] пришли в землю Сеннаар (Быт. 11:2-4), которая толкуется как «богохульные уста», то они впали в многоразличность мнений о Божестве и, складывая, словно кирпичи, речи каждого мнения, стали возводить, словно башню, многобожное безбожие. Разумеется, Бог, разрушая исповедание порочного созвучия заблуждавшихся людей, множественным образом называет Самого Себя исходя из душевного расположения опекаемых, рассеянного и разделенного на бесчисленное множество мнений, и тем самым показывает, что, будучи Единым, Он в них разделяется на многих. Так Он является Адаму, глаголя: Се Адам бысть яко един от Нас (Быт. 3:22)."

 

https://www.hesychasm.ru/library/max/answer2.htm .

 

Далее божественный Максим выводит принцип: "когда Священное Писание благочестиво и [обращаясь] к благочестивым использует множественное число относительно Бога, то Оно являет всесвятую Троицу Ипостасей, таинственно обозначая образ существования всесвятой и безначальной Единицы, поскольку всечтимая, поклоняемая и всесвященная Троица Ипостасей есть по существу Единица. А когда [Священное Писание] говорит о Боге во множественном числе, [обращаясь], к нечестивым, то Оно, как думаю, опровергает их достойное порицания представление о Божестве. Ибо они полагают, что различие в свойствах является естественным, а не ипостасным, и, мысля так о Божестве, несомненно вводят ложь многобожия."

 

Согласно этому принципу, слова, сказанные до падения Адама: "Сотворим человека по образу и подобию Нашему", — указывают на множественность ипостасей в Боге. А слова "Вот, Адам стал как один из Нас", сказанные уже после падения Адама, указывают не на троичность Бога, а являются иронией, укором Бога и как бы даже цитированием дьявола.

 

"Я уже говорил в главе о возведении [вавилонской] башни, что Писание описывает Бога, сообразуясь с душевным расположением [каждого] из тех, кто находится под [Божиим] попечительством и посредством свойственных нам по природе способов [восприятия] намекает на Божественную волю. Отсюда Писание показывает Бога не просто глаголющим: се Адам бысть яко един от Нас, но (конечно, после преступления [заповеди]) присоединяет еще и [указание на] причину (подобного] речения, которую вы, не включив в вопрос, пропустили и которая, однако, делает ясной всю мысль. Ибо Писание, говоря: се Адам бысть яко един от Нас, еще добавляет: еже разумети доброе и лукавое. И ныне да не когда прострет руку свою, и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век (Быт. 3:22). Ведь поскольку диавол вместе со [своим] советом научил [уже] человека многобожию, изрекши: в оньже аще день снесте от древа, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое (Быт. 3:5), постольку Бог, как бы подыгрывая, иронизируя и упрекая, для обличения поверившего диаволу человека говорит во множественном числе: бысть яко един от Нас, [высказываясь] относительно мысли о Божестве, внушенной Адаму обманом змия.

И нельзя думать, будто Писанию обычно чужд вид иронических высказываний...

Писание, представляя Бога усвоившим страсть Адама, опровергает Адама, [внявшего] совету змия, приводя его к осознанию губительной для него вздорности многобожия, имеющего своим истоком ложь."

 

Но другой Отец Церкви — св. Анастасий Синаит — как бы возражает тем, кто толкует это место так же, как Златоуст и Максим, говоря: "Слова: Вот, Адам стал — после преступления [заповеди] — как один из Нас (Быт. 3, 22) ясно и недвусмысленно представляют телесную плотяность Воплощения Бога Слова, Одного от [Святой] Троицы. Следует отметить, что [лишь] тогда, когда [Адам] стал вещественным и тленным, ему было сказано: как один из Нас. Утверждающие, что Бог изрек это, насмехаясь над ним, обманутым змием, пусть обратят внимание на то, что глас Божий не созвучен совету змия. Ибо змий говорит: вы будете, как боги (Быт. 3, 5), но Бог не изрекает: «Вот, вы стали, как боги», а говорит: Вот, Адам стал как один из Нас. Если змий словами вы будете, как боги научает прародителей наших многобожию, то Бог обращается к Адаму не от лица множества, но от лица единого [Бога], и говорит: Стал как один из Нас, то есть как Один из Святой Троицы. Если бы это речение было порицающим, то упрек следовало бы сделать обоим, и особенно жене, введшей Адама в заблуждение. Однако так или иначе, но в устроении сложного Адама было ясно предначертано таинство Вочеловечивания Христа, и поэтому он назван ставшим словно Одним [из Святой] Троицы (II, 2, 5)."

 

Митр.Филарет Московский следует Златоусту и Максиму, говоря: "Слова сии очевидно соответствуют обещанию искусителя будете, как боги, знающие добро и зло. (Быт. 3, 5), и потому, без сомнения, имеют знаменование обличительное".

 

А далее следует мысль, напоминающее толкование Анастасия Синаита: "Итак, здесь представляется внутреннее, так сказать, собеседование Святой Троицы и новый торжественный Совет о судьбе падшего человека, подобный первому Совету о его сотворении. Поскольку же величественность сего действия и величество глаголющего Бога не позволяет слова совета Его принять за простую уязвляющую укоризну, то под образом глумления должно искать истины чистой и бесстрастной".

[Филарет Московский, свт. Записки, руководствующия к основательному разумению книги Бытия, заключающия в себе и перевод сея книги на русское наречие: В 3 ч. Ч. 1: Сотворение мира и История перваго мира. — М.: Московское Общество любителей духовнаго просвещения, 1867. — С. 74.]

Изменено пользователем ioann22
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Блж.Феодорит Кирский. Сокращённое изложение божественных догматов, глава 3:

 

"Посему явно, что и Сын и Всесвятый Дух имеют нетварное естество. Посему-то и научаемся веровать в Отца и Сына и Святаго Духа, и крестимся во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Поелику первого человека сотворил не один Отец, но и Сын и Святый Дух, ибо сказал: «сотворим человека по образу нашему и по подобию» (Быт.1:26), то и при воссоздании, при совершении нового творения, справедливо со Отцем иметь участие и Сыну и Всесвятому Духу; и призывание Троицы обновляет каждого из крещаемых".

 

Интересно, что и блж.Феодорит (вместе с Златоустом) не приводит слова "как один из нас" в качестве свидетельства троичности Бога, а приводит слова "Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю, что в словах Бога "Вот, Адам стал, как один из Нас" действительно звучит ирония. Надо отметить, что в переводе на разговорный французский это место звучит следующим образом: "Вот, человек стал, как бог (un dieu)...". Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Или, как толкуют Златоуст и Максим смысл Божьих слов: вот, Адам и Ева стали богами, как и обещал им дьявол. Теперь их слава — это их нагота. Хороши боги.

 

О том, что Адам и Ева впали в многобожие говорит и (Псевдо)-Иустин в "Увещании к эллинам":

 

«21. Действительно, Бога нельзя назвать никаким собственным именем. Ибо имена существуют для обозначения и различения предметов при их множестве и разнообразии, но никого прежде не было, кто дал бы Богу имя, и Он не имел нужды давать Самому Себе имя, будучи только один (43), как Он Сам свидетельствует чрез пророков Своих, говоря: Я Бог первый и последний и кроме Меня нет другого Бога (44). Поэтому, – как я выше сказал, – Бог, посылая Моисея к евреям, не упоминает ни о каком имени Своем, но таинственно обозначает Себя посредством причастия (Сый) и тем дает знать, что Он есть един. Я – Сый, – говорит Он, противопоставляя Себя, как сущий, тем, которые не существуют, дабы прежде заблуждавшиеся познали, что они были привязаны не к сущим, а к тем, которые не существуют. Ибо он знал, что между людьми еще не исчезло то древнее заблуждение прародителей, в которое захотел вовлечь их человеконенавистник демон, говоря: если вы послушаетесь меня преступить заповедь Божию, будете как боги (45), называя богами несуществующих, чтобы люди думая, что есть и другие боги, поверили, что и им можно сделаться богами; поэтому-то Бог сказал: Я есмь Сый, – чтобы посредством причастия «Сый» показать различие сущего Бога от несуществующих. Когда же люди, поверивши обольщению демона, осмелились преслушаться Бога и вышли из рая, то они запомнили, что им было говорено о богах, а Бог еще не открыл им, что нет других богов (кроме Его); ибо несправедливо было несоблюдших первой заповеди, которую сохранить было так легко, еще учить, но следовало подвергнуть их праведному наказанию. Итак, изгнанные из рая, они думая, что изгнаны только за непослушание Богу, а не за то также, что поверили, будто есть боги, которые не существуют, – передали эту мысль о богах и своим потомкам. Таково происхождение ложной мысли о богах, которая получила начало от отца лжи. Бог, видя, что ложная мысль о многобожии, подобно какой-нибудь болезни, обременила душу людей, восхотел уничтожить ее; поэтому Он, явившись сперва Моисею, сказал Ему: Я есмь Сый. Ибо, – я думаю, – надлежало, чтобы будущий начальник и вождь еврейского народа первый из всех позвал сущего Бога. Посему явившись ему первому, сколько возможно Богу явиться человеку, сказал ему: Я есмь Сый. Потом, посылая его к евреям, повелел ему сказать тоже и им: Сый послал меня к вам».

 

(43) Ср. Иуст. 2 апол. гл. 6.

(44) Исаии XLIV, 6.

(45) Ср. Быт. III: 5.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...