Перейти к содержанию

«Традиционные религии» России: к вопросу о терминах


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Со второй половины 1990-х гг. в научном обороте широкое распространение получают дефиниции «тра­диционные религии», «традиционные религиозные организации», в число которых входят и православие, Русская Православная Церковь. Поскольку по ст. 14 Конституции Российской Федерации «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом», требования предоставить некоторым кон­фессиям особый статус «традиционная религия» вызывают серьезные противоречия в российском обществе.

 

Сам термин «традиционные религии» является дискуссионным. В словарях и справочниках предлагают­ся дефиниции «религия», «традиция», но четкого определения «традиционная религия» нет. Так, в словаре-справочнике «Религия» читаем: «Традиционные религии - 1) ранние формы религии; то же, что традицион­ные верования; 2) условно-обобщающий термин для обозначения религий народов, которые изначально жи­ли на территории какого-либо государства или на территориях, входивших в его состав на протяжении ве­ков, - в противоположность нетрадиционным религиям, «привнесенным» извне в течение последних деся­тилетий. Считается, что традиционные религии оказали определяющее влияние на развитие духовности и культуры, внесли существенный вклад в историю, традиции, культуру, язык и самоосознание народа и по­этому могут претендовать на особое покровительство со стороны государства. Однако нечеткость и размы­тость критериев для отнесения тех или иных верований и религиозных структур к традиционным религиям делают термин в таком словоупотреблении двусмысленным и малосодержательным» [10].

 

Доктор юридических наук И. В. Понкин обращает внимание на тот момент, что статус традиционной ре­лигиозной организации существенно отличается от статуса государственной религии: «Признаками госу­дарственной религии являются: государственное финансирование всех ее расходов; государственные чи­новники осуществляют управление делами церкви; только священники государственной религии имеют право вести службы в тюрьмах, образовательных учреждениях; только священники государственной рели­гии приглашаются на официальные государственные мероприятия; руководство государственной религии активно вмешивается в дела государства и пр.» [9, с. 55].

 

Священник Д. Сысоев пишет, про «набор аргументации, применяемой ныне сторонниками «традицион­ности религии»: это и указание в качестве критериев истинности какой-либо веры ее древности и степени распространения, и утверждение, будто истинная религия должна поддерживать крепость государства и обеспечивать материальное благосостояние своим адептам» [12].

 

В действующем российском законодательстве термины «традиционная религия» или «традиционная конфессия» отсутствуют. Но преамбула Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объеди­нениях» декларирует признание государством особой роли православия в истории страны и выражение ува­жения к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, являющимся неотъемлемой частью духовного и исторического наследия народов России.

 

Исходя из содержания преамбулы, Р. Гайнутдин и А. В. Чуев считают, что поскольку в Законе Россий­ской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержится данное понятие, то, следо­вательно, оно уже имеет правовой характер [3; 13]. Другие исследователи доказывают, что данная дефини­ция - «традиционные религии» - имеет «культурно-исторический характер» и не «имеет самостоятельного нормативного значения» [11, с. 9], не выступает в качестве законодательной функции [5].

 

С. А. Бурьянов, С. А. Мозговой весьма категоричны в своей оценке: «Введение в правовой оборот неопреде­ленного термина «традиционная» конфессия вообще может ввести в заблуждение общество и правоохранитель­ные органы. Сколько времени необходимо религиозному объединению, чтобы стать традиционным? 15, 50, 100 или 1 000 лет? Каких-либо критериев ни в науке, ни в праве не существует. Да и вообще в государстве, провоз­гласившем в своем Основном Законе равенство (ст. 14 Конституции РФ), не должно быть таких исключений» [2].

 

В законопроекте «О традиционных религиозных организациях» депутатов Государственной Думы В. У. Корниенко, В. А. Лисичкина и В. И. Шандыбина (1999 г.) были предложены признаки «традиционной религии»: «1) ее последователи открыто действуют на территории Российской Федерации не менее ста лет; 2) ее учение изаконодательству Российской Федерации; 3) ее нравственное учение и социальная деятельность направлены на цели, признаваемые обществом гуманными, укрепляющими личную и общественную мораль и содейст-вующими укреплению российской государственности» [1, с. 14]. Естественно, «традиционными» для России признавались православие и ислам.

 

 

На парламентских слушаниях в Государственной Думе (2001 г.) «Проблема законодательного обеспечения государственно-церковных отношений в свете социальной концепции Русской Православной Церкви» были предложены рекомендации по оптимизации государственно-церковных отношений в направлении «изменения законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях в сторону закрепления государственных вероисповедных предпочтений в лице “традиционных” конфессий», предлагалось принять ме-ры «по поддержке усилий российских традиционных конфессий в деле подготовки отечественных богослов-ских кадров для работы в сфере религиозного просвещения и образования» [Там же, с. 15].

 

В проекте закона А. В. Чуева «О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации» (2002 г. ) предлагались следующие определения и критерии: «традиционная религиозная организация Российской Федерации – зарегистрированная централизованная религиозная организация, действующая на территории Российской Федерации не менее 50 лет, объединяющая не менее одного миллиона верующих или последователей и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов России; традиционная религиозная организация отдельных народов Рос-сийской Федерации – зарегистрированная централизованная религиозная организация, действующая на терри-тории Российской Федерации или на территории отдельных субъектов Российской Федерации не менее 50 лет, объединяющая не менее ста тысяч верующих или последователей и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия соответст-вующего народа или нескольких народов России; историческая традиционная религиозная организация – заре-гистрированная централизованная или местная религиозная организация, действующая на территории Россий-ской Федерации, на территории отдельных субъектов Российской Федерации или в отдельных местностях Российской Федерации не менее 80 лет и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом не-отъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов России» [8]. Позже А. В. Чуев подготовил новый законопроект «О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных орга-низаций в Российской Федерации», но в нем, по мнению С. А. Бурьянова, «сохранил главный изъян, не позво-ляющий ему соответствовать Конституции РФ и нормам международного права. Дело в том, что правовых критериев “традиционности” в принципе не существует, и создать их невозможно» [1, с. 17].

 

В проекте закона «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций» депутатов С. Ю. Глазьева и А. Н. Белоусова традиционные религиозные организации классифицировались следующим образом: «организации, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, имеют статус традиционных», к ним относились «Русская Православная Церковь, а также уполномоченные в установленном порядке мусульманские, буддистские и иудаистские религиозные организации в местах традиционного компактного расселения верующих соответствующих конфессий» [7].

 

В одном из своих интервью председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и ре-лигиозных организаций В. И. Зоркальцев, поясняя критерии «традиционности – нетрадиционности», заме-тил: «На наш взгляд, традиционная для России религия – это та религия, которая существует за счет российской паствы, российских ресурсов, имеет российские канонические структуры, российских священников, находится в системе российских законов. И, безусловно, она должна иметь традиции, оставить след в истории государства» [1, с. 19].

 

Депутат С. Ю. Глазьев обратил особое внимание на следующий момент: «…для того чтобы Россия ус-пешно развивалась, помимо чисто экономических факторов, необходимо сохранение наших традиционных нравственных устоев. И здесь наш главный союзник – традиционные религии, с которыми государство, по моему мнению, должно выстраивать отношения социального партнерства. Государство и традиционные ре-лигии имеют не только общее поле деятельности, но и несут в какой-то степени общую ответственность за нравственный климат в обществе» [6].

 

Руководство страны также оперирует категорией «традиционные религии». Например, в интервью израильскому телевидению 22 апреля 2005 г. президент В. В. Путин заявил: «Могу Вам сказать, что иудаизм наравне с исламом, с православием относится к так называемым традиционным российским религиям, которые отнесены законом к традиционным российским религиям и в этом качестве защищены законом» [4].

 

По мнению И. В. Понкина, «рано или поздно, но российская государственная власть придет к пониманию необходимости выделения перечня традиционных для России религиозных организаций, что позволит коренным образом изменить сложившуюся ныне парадоксальную ситуацию, когда, с одной стороны, значи-тельный потенциал традиционных российских религиозных организаций практически не используется государством в деле духовно-нравственного образования и воспитания населения, а с другой стороны, всевозможные маргинальные и просто преступные религиозные группы во многих случаях получают “зеленый свет” для проведения своих сомнительных инициатив, выливающихся в массовые случаи нарушений прав граждан и российских законов, ситуации межрелигиозного противостояния» [9, с. 63].

 

Таким образом, единые трактовки дефиниций «традиционная религия», «традиционная религиозная организация» отсутствуют, и вопрос нуждается в дальнейшем исследовании, поскольку свое место данные дефиниции в научном, да и общественном, поле уже заняли, и, как следствие, для употребления их в правовом обороте необходима ясность.

 

 

Мельниченко О. В

 

https://www.gramota.n...2012_4-1_34.pdf

 

Список литературы

1. Бурьянов С. А.
Конституционные гарантии, законодательство, законотворчество в сфере свободы совести // Свобо­да убеждений, совести и религии в современной России: специализированный информационно-аналитический док­лад. М.: Московская хельсинкская группа, 2007. С. 14-21.

2. Бурьянов С. А., Мозговой С. А.
Цели и методы религиозной политики: нужна ли России концепция отношений го­сударства и религиозных объединений? // НГ-Религии. 2006. 5 апреля.

3. Гайнутдин Р. Ислам в современной России. М.: Фаир-Пресс, 2004. 320 с.

 

4. Зверева Е.
Путин и кипа [Электронный ресурс] // Столетие: информационно-аналитическое издание Фонда исторической перспективы. URL:
Е. Путин и кипа%3A Столетие. Информационно-аналитическое издание Фонда исторической перспективы&url=http%3A%2F%2F mir%2Fputin_i_ kipa.htm&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=683cab6d582ed5d17fe3d8d0f50a5256&keyno=0 (дата обращения: 23.12.2011).

5. Зоркальцев В. И.
Религиозные организации - один из наиболее важных институтов гражданского общества, хотя еще и не очень заметный в России [Электронный ресурс]. URL:
. php?art=2 (дата обращения: 28.08.2011).

6. Недумов О. Дума не даст Церковь в обиду // НГ-Религии. 2003. 18 июня.

 

7. О социальном партнерстве государства и религиозных организаций
[Электронный ресурс]: проект Федерально­го закона (вносится депутатами С. Ю. Глазьевым и А. Н. Белоусовым, март 2003 г.) // Государство и религия в Рос­сии. 2003. 12 марта. URL:
(дата обращения: 23.12.2011).

8. О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: проект Федераль­ного закона (подготовлен депутатом Государственной думы РФ А. В. Чуевым) // Государство и религия в России. 2002. 14 февраля. URL:
(дата обращения: 23.12.2011).

9. Понкин И. В.
Правовой статус традиционных религий: мировой опыт // Можно ли отделить Церковь от жизни?: сборник статей. М., 2002. С. 54-63.

10. Религия [Электронный ресурс]: словарь-справочник. URL: https://sr.artap.ru/traditional_r.htm (дата обращения: 01.02.2012).

 

11. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: опыт прошлого и настоящего
/ Ф. Г. Овсиенко, М. И. Одинцов, Н. А. Трофимчук и др. М.: РАГС, 1996. 286 с.

12. Сысоев Д., свящ.
Понятие «традиционные религии» как главное препятствие делу православной миссии [Электрон­ный ресурс] // Благодатный огонь. 2011. № 10. URL:
(дата обращения: 01.02.2012).

13. Чуев А. В.
Законодательная поддержка традиционных религий России // Государство и религиозные объединения: концептуальные основы взаимоотношений на примере Центрального федерального округа: материалы научно-практической конференции (25 января 2002 года). М.: Летний сад, 2002. С. 132-135.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По всем требованиям Католичество подходит под определение "традиционной религии".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Особую роль РПЦ теперь запишут в конституцию РФ.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Особую роль РПЦ теперь запишут в конституцию РФ.

 

Нет, не особую роль РПЦ, а особую роль "православия". Это далеко не одно и тоже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разве одно без другого существует?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то существует. А что существует в воспаленном мозгу наших законотворцев, кто знает?...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разве одно без другого существует?

 

православие без РПЦ конечно существует, да и РПЦ вполне может существовать без православия, достаточно поменять расшифровку аббревиатуры на ""Русская Правоверная Церковь"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Особую роль РПЦ теперь запишут в конституцию РФ.

Это подобно тому как во Франции было? Что "православная вера есть вера большинства россиян", так что ли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно, по уму, стоило бы объяснить, что же понимается под "православной верой", и в чем заключается "особая роль". Но это по уму. У нас же интерпретацию сего опуса, видимо, оставят на усмотрение начальства.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чечня выступила против особой роли православия в Конституции. https://grani.ru/War/Chechnya/m.221663.html
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это подобно тому как во Франции было? Что "православная вера есть вера большинства россиян", так что ли?

ага, вот и оно:

 

Депутат Госдумы Елена Мизулина предложила написать в Конституции РФ, что православие является «основой национальной и культурной самобытности России»...

Как отмечается в сообщении, участники заседания поддержали предложение Елены Мизулиной. В числе прочих в обсуждении принимали участие депутаты от «Единой России» Сергей Железняк, Сергей Попов и Михаил Маркелов, а также коммунист Сергей Гаврилов.

В 2012 году записать в Конституцию положение о православии предлагал националист Сергей Бабурин. В пример он приводил Конституцию Грузии, в которой говорится об исключительной роли грузинской православной церкви в истории Грузии, но при этом провозглашается свобода религиозных убеждений и вероисповедания и независимость церкви от государства.

Сейчас в Конституции РФ ни одна религия не упоминается. В соответствии с Основным законом страны, Россия является светским государством.

По данным опроса ВЦИОМ, проведенного 26-27 октября 2013 года среди 1600 человек, почти половина респондентов (44 процента) считают, что православие является в России государственной религией. 56 процентов опрошенных полагают, что православная церковь сыграла в истории России значительную роль. «Левада-центр» в ноябре 2012 года выяснил, что 74 процента россиян причисляют себя к православным.

 

https://lenta.ru/news/2013/11/22/constitution/

https://www.levada.ru/17-12-2012/v-rossii-74-pravoslavnykh-i-7-musulman

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...