Перейти к содержанию

Психологический феномен


Юрий
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Хотелось бы поговорить об интересном психологическом феномене.

 

Когда я был совсем юным прихожанином РПЦ МП, то ходил в один латышский приход. Там был настоятель - тоже по национальности латыш... Но чтобы понять все нюансы всей этой ситуации, надо сказать, что на латышских священников в Латвийской ПЦ МП (а их вообще мало) априори посматривают довольно косо. Потому что есть такой стойкий стереотип: латыш > значит, националист > значит, против Москвы > значит, за переход под омофор Константинополя. На "Заглобе" я пять лет назад уже писал об о. Иоанне (Янисе) Калныньше, запрещенном в служении, в т.ч. за грех "цареградолюбия". Он, в частности, позволил себе написать и опубликовать трактат о канонической неправомочности присоединения Латвийской ПЦ к Московскому Патриархату в 1940 г. - за что и поплатился.

Так вот, настоятель этого православного прихода, я помню, часто вел себя... как-то странновато. Часто говорил нам о пагубности влечения к Константинополю; доказывал "виртуальность" Вселенского Патриархата. Говорил нам, что надо бы посещать Литургию не только в его приходе, но и в других православных приходах города (где служат на церковнославянском и проповедуют на русском). Обосновывал это тем, что молодым людям духовно полезно помолиться в разных храмах, в качестве "паломничества" - да и не надо "национально замыкаться" на одном приходе, только потому, что там служат на латышском. Более того, в проповедях или приходских объявлениях он иногда коверкал латышские слова, имена святых, и т.д., чтобы они звучали "более по-русски". Например, он говорил или писал не "celle" ("келья"), а "kelija" (такого слова в лтш. яз. вообще нет), не "Eleuterijа", а "Jelevferija" (что звучит, по меньшей мере, странно).

И все время, пока он так говорил, мне казалось, что он постоянно оправдывается перед кем-то. Такое характерное, немного запуганное выражение в глазах.

 

И вот, буквально пару месяцев назад, уже во Франции, я встретил на одной конференции одного католического священника-традиционалиста. Не "лефевриста", а канонически регулярного, диоцезального, служащего в экстраординарной форме - то есть такого же, как наш настоятель. И меня что-то сразу поразило; я, правда, сначала не понял, что именно. Потом начал понимать. В своем докладе этот батюшка как-то слишком нарочито и подчеркнуто ссылался на Второй Ватиканский Собор - и к месту, и не к месту. Скажу честно, это звучало немного фальшиво. Потом начались реверансы в сторону ординарной формы Мессы ("Novus Ordo"). Потом он начал так же натянуто критиковать монс. Лефевра и FSSPX. Потом один из участников о чем-то его спросил, употребив слово "модернизм": так этот батюшка аж подскочил как ужаленный и перебил вопрошающего: "Нет! нет! не надо говорить "модернизм"! Модернизм, это было в начале 20-го века, сейчас это другое!"

И в глазах его - верьте или нет - я видел то же характерное, немного запуганное выражение в глазах, которое тогда было у того латышского православного батюшки...

 

Как называется этот психологический феномен? Чем он обусловлен? Чем он чреват? Как к нему относиться?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно, разновидность "стокгольмского синдрома".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Человеческая природа вообще гораздо более парадоксальна, чем логически правильна, как мне кажется. Т.е. в человеке может странным причудливым образом уживаться противоположные и взаимоисключающие черты. Это может быть не так заметно, когда живешь внутри одного и того-же типажа своей культуры, но будучи за границей, особенно поначалу, сильно бросается в глаза насколько человеческая природа может быть противоречива.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смешно, однако Янис Кальниньш, когда мы с ним познакомились около 30 лет назад - он тогда как раз готовился к присоединению из Католичества, где был крещён, в РПЦ, представился мне "Иоанном" - видимо, чтобы казаться православнее. Но в силу некоторого акцента у него это звучало как Ян. Так и было записано у меня в записной книжке - Ян Калныньш. Я, кстати, присутствовал на его присоединении в малюсенькой церквушке маленького городка Бауск. Но это уже иная история.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошо, что не Иваном представился. ;)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не, ну Иваном не получилось бы, с его акцентом.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я почти уверена (хотя уверенной быть нельзя: чужая душа - потёмки), что в описанных Юрием случаях наблюдался психологический конфликт между долгом и любовью. Причём он может быть с абсолютно разным вектором.

 

В первом случае православный батюшка может любить латышский народ и внутренне симпатизировать Царьграду, но испытывать сильное чувство долга перед РПЦ МП или даже угрызения совести за свою любовь к вышеупомянутому. Поэтому, возможно, и вставлял в речь славянские слова и убеждал окружающих ходить туда, где проповедуют по-русски, и т.п. "Мол, если я, такой-сякой неблагодарный, сам не люблю/не уважаю Русскую Церковь, которой служу - так хоть других к этому побуждать не буду". А может быть с точностью до наоборот: батюшка - русофил, но испытывает чувство долга перед своим латышским народом и прихожанами-латышами. Поэтому служит и проповедует на латышском, но периодически его "прорывает" в стиле "дай хоть словечко славянское вставлю" или "дай хоть молодёжь нашу побуждать буду к уважительному отношению к тому, что люблю сам".

 

Во втором случае - аналогично. Человек может быть в душе заядлым традиционалистом, но испытывать долг... да хоть перед духовником (к примеру), который очень его духовно поддерживает, но ярый модернист-обновленец :). Или же как-то по-другому. В любом случае, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, в обеих стуациях дело во внутреннем конфликте между "вассальским долгом чести" и любовью.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как называется этот психологический феномен? Чем он обусловлен? Чем он чреват? Как к нему относиться?

 

Феномен называется - легкое раздвоение личности.

Череват разными вещами. Хорошо бы знать, какую человек позицию считает правильной. Возможны переходы из одной группы в другую (был католик традиционалист, стал поклонник 2-го Ватикана и т.д.). В случае серьезного личностного кризиса может даже отказаться от служения с различными последующими варианты.

Когда сильное бегают глаза - явный признак невроза.

По хорошему, возможно человеку требуется психиатрическая помощь. В общем все индивидуально.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Маленькое уточнение: тот православный батюшка, о котором сказано в заглавном сообщении, - это был не Янис Калниньш. Как раз к Янису Калниньшу у того иерея отношение было отрицательное.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Необходимость отмежевания от обеих противоположных по взглядам социальных групп - действительно сильный невротизирующий фактор :).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как называется этот психологический феномен? Чем он обусловлен? Чем он чреват? Как к нему относиться?

 

Ну в первом случае могут посчитать сепаратистом (латышского православного священника) , а во втором - выставить к лефевристам.

Поэтому они вынуждены подчеркивать свою лояльность (иногда в чрезмерных, гипертрофированых формах).

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поэтому они вынуждены подчеркивать свою лояльность (иногда в чрезмерных, гипертрофированых формах).

И вот это мне резко не нравится. Правда, я не осуждаю конкретных людей (у них свои жизненные проблемы и страдания, в которые нам трудно полностью вникнуть). Мне не нравится само явление как таковое.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И вот это мне резко не нравится. Правда, я не осуждаю конкретных людей (у них свои жизненные проблемы и страдания, в которые нам трудно полностью вникнуть). Мне не нравится само явление как таковое.

 

Смотря что люди берут в расчет. Я вот думаю что когда старая месса служится в католическом храме с профессиональными грегорианскими песнопениями выполняемыми схолой, к этому притянется и прикипит душой больше человек, чем в лефевристской часовне. А для этого нужно признавать весь Ватиканский собор, НО наравне со старым , быть верным иерархии среди которой большинство тех кто работал над внедрением 2 Ватикана в церковную жизнь и т.д. На этом фоне усиленное внимание к 2 Ватикану и его постоянное цитирование может и наблюдается у священника. Но в любом случае люди тянуться больше к богослужению, когда на него собираются ,а не к документам Ватиканского собора..

 

А вот что касается православных батюшек литовцев, то они любят про балтийский путь и поющую революцию говорить, поддерживать восстановление независимости ,подчеркивать то что использовать богопочитание в политических целях , как это делалось в царской России, недопустимо .По крайней мере это можно почитать из реляций в интернете и публицистики. Что на проповедях постоянным прихожанам говориться - не знаю. Но для неприхожан и для неправославных создан какой-то легендарный образ ПЦ в Литве, борящейся за отделение. Правда этого отделения как не было так и нет. Видимо как Латвия так и Литва проворонили момент в 1918 году, а вот Финляндия и Эстония не проворонили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...