Перейти к содержанию

Аплодисменты на похоронной Мессе


Юрий
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Сейчас - да. Но с тех пор сутана во Франции стойко ассоцируется с традиционализмом.

 

 

Забавно, если вспомнить, что Франция - её родина и когда-то она была отнюдь не символом особого традиционализма и т.п. Какие бывает история делает обороты.

 

Тут говорили про клерикальную внелитургическую одежду которая мешает миссии. По-моему совсем наоброт, священник в клерикальной одежде (тут уже для меня не столь принципиально, будет ли это полноценная сутана или явным образом клерикализированный костюм с воротничком, чёрной рубашкой и т.п.) засучивший рукава, скажем, среди ставших теперь популярных трущёб - это большой символ Церкови миссионерствующей, евангелизирующей, а не самозапертой в храмовом гетто.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 94
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

положительная моральная обязанность если не хлопать, то по крайней мере не вести себя демонстративно

Это, кстати, совершенно верно. Воротить нос, делать гримасы недовольства, делать жест "facepalm", плеваться и т.п. в таком случае аморально. Но в том то и дело, что я не уверен, что тот "нехлопец" действительно это делал. Муж так сказал - но он в тот момент был в состоянии горя, так что, быть может, видел все в нарочито сгущенных красках.

Однако мой заглавный вопрос был четок и ясен: было ли у "нехлопца" положительное моральное обязательство хлопать? Вот и все.

 

Ну и в-третьих (это, пожалуй, самое важное), я не вижу возможности составить универсальную инструкцию для таких особых случаев. На то они, в общем-то, и особые случаи.

И поэтому то, что мы сейчас делаем, называется казуистикой.

 

Вы же не считаете сопоставимыми эти примеры (поистине гнусные, не спорю ни секунды) с тем, что мы обсуждаем в этой теме?

То есть как это не считаю? Еще как считаю. Ибо основные моральные и правовые вопросы совершенно те же.

 

а не самозапертой в храмовом гетто

... и надевающей желтую звезду Давида (= снимающей сутану) при каждом выходе из этого гетто.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это, кстати, совершенно верно. Воротить нос, делать гримасы недовольства, делать жест "facepalm", плеваться и т.п. в таком случае аморально. Но в том то и дело, что я не уверен, что тот "нехлопец" действительно это делал. Муж так сказал - но он в тот момент был в состоянии горя, так что, быть может, видел все в нарочито сгущенных красках.

Поэтому, собственно, в суде и допрашивают обе стороны. :) На самом деле тема изначально была обречена, потому что мы не знаем, что там было на самом деле.

 

И поэтому то, что мы сейчас делаем, называется казуистикой.

О да!!! :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тут уже для меня не столь принципиально, будет ли это полноценная сутана или явным образом клерикализированный костюм с воротничком, чёрной рубашкой и т.п.
Собственно говоря мне тоже по сути разницы нет. Но вот когда навязывают и начинают вдаваться в дискуссии про то чтобы "из любви" не выделяться из других, и делать то что делают все, носить то что носят все, не поститься потому что все не постятся, и так далее, это сразу же становится принципиальным. Принуждающее под психологическим давлением искусственное сужение свободы в Церкви явление весьма и весьма неприятное.

В Церкви и так довольно ограничений внешней свободы на которые все мы идем сознательно и добровольно. Тем более возмутительны попытки навязать совершенно левые ограничения, как то ограничить право не хлопать в церкви или не есть скоромного во время поста и не скрывать этого как нечто постыдно-нескромного.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поэтому, собственно, в суде и допрашивают обе стороны. :) На самом деле тема изначально была обречена, потому что мы не знаем, что там было на самом деле.

О нет. Мы же не людей судим. и даже не конкретную ситуацию.

И мне кажется очень важно осознать принципиальную установку на то что прихожане имеют моральное право не хлопать и никто не имеет права бросить в человека камень воротить лицо от человека за то что он не хлопал.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поэтому, собственно, в суде и допрашивают обе стороны. :) На самом деле тема изначально была обречена, потому что мы не знаем, что там было на самом деле.

Нет. Давайте оставаться логичными и не путать: тема не про гримасы недовольства и т.д., а всего лишь про обязанность аплодировать. Можно ли кого-то обязать аплодировать в церкви в при таких-то условиях.

 

Иными, словами: тема не о конкретном случае и не о частностях, а о принципе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однако мой заглавный вопрос был четок и ясен: было ли у "нехлопца" положительное моральное обязательство хлопать? Вот и все.

По общему правилу такого обязательства не существует, в исключительных случаях может возникать. В чью компетенцию определим разбор исключительных случаев? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно ли кого-то обязать аплодировать в церкви в при таких-то условиях.

Это уже не положительная моральная обязанность, это отрицательное обязательство - запрет не хлопать :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По общему правилу такого обязательства не существует, в исключительных случаях может возникать.

Вот-вот. :) А мое мнение: нет, ни при каких условиях не может возникать.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотя если считать, что человек, поставленный перед выбором между двух зол, морально обязан выбрать меньшее из них, то утверждение что обязательства аплодировать в церкви никогда и не при каких условиях не может возникнуть, вообще говоря, равносильно утверждению что не может быть бОльшего зла чем аплодисменты в церкви. :)
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотя если считать, что человек, поставленный перед выбором между двух зол, морально обязан выбрать меньшее из них, то утверждение что обязательства аплодировать в церкви никогда и не при каких условиях не может возникнуть, вообще говоря, равносильно утверждению что не может быть бОльшего зла чем аплодисменты в церкви.

 

Да, согласен - Вы правы; я погорячился и высказался слишком категорично.

Разумеется, могут быть случаи, когда есть положительное моральное обязательство хлопать. Например, если в храм во время Мессы ворвется психически ненормальный человек с заряженным автоматом Калашникова и будет требовать аплодисментов, иначе он убьет священника или вообще всех, кто не будет хлопать. Тогда - да, есть такая обязанность.

Но уж точно не чтобы "быть как все" и "не фарисействовать".

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А у меня вопрос не о хлопцах/нехлопцах.

 

Допустим, у добрых католиков пост, который они соблюдают не по щадящему варианту, а по полной программе. Или хотя бы пятница. И вдруг оказываются добрые католики в светской компании либо в братской общине, в которой пост начнется через месяц. И все едят, а хозяйка дома от всей души наготовила пельмешек. Есть ли у католика обязанность нарушить пост, дабы не обижать хозяев?

 

Тут, если можно, я бы хотела рассмотреть две ситуации:

 

(1) у католика пост, который он соблюдает добровольно, которого не требует официальная церковная дисциплина (например, не пятница, а то и воскресенье великого поста)

(2) у католика пост, предписанный официальной дисциплиной (например, пепельная среда/страстная пятница).

Для сферизации данной лошади допустим, что, как в ситуации с аплодисментами, отказ от участия в мероприятии страшно оскорбит хозяев (юбилей близкого человека или поминальная трапеза).

 

Опять же допустим, что "вегетарианской" альтернативы в еде нет. То есть незаметно съесть морковный салатик не выйдет, возникнут закономерные вопросы: "а что это у нас граф Суворов ничего не ест?".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть ли у католика обязанность нарушить пост, дабы не обижать хозяев?

 

Я думаю, что обязанности нет. Вообще не понимаю подобного рода обид. Обида, имхо, у нормального взрослого человека может возникнуть только в том случае, если гость глумливо заявляет: "Да что б я в этом доме что-то ел?! Да я вас видеть-то не могу, еще гадость вашу есть!" Если же у человека есть причины не есть :) (будь это хоть пост, хоть диета), то все обидки напоминают мне бессмертные вопросы "А ты меня уважаешь?" и "Ты что, больной?", задаваемые в ответ на отказ выпить.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если это рядовая пятница и отказываться очень заморочно, пожалуй, съем.

Если не очень заморочно или это Страстная Пятница, сошлюсь на церковную дисциплину (кстати, чего это я оказалась в гостях на Страстную Пятницу?). К счастью, в домах, где на такое смертельно обижаются, я не бываю. В конце концов, а если бы у доброго католика язва была, его бы тоже насильно кормили пельменями?

Если это личное постановление, просто говорю, что я не хочу. Если эта отмазка явно не прокатит (например, когда тебе уже налили этот самый борщ), тогда ем.

 

УПД: во всех этих случаях следую голосу совести и здравого смысла. Грехом "нарушение" поста не считаю. Поступающих как-то иначе не осуждаю. Вообще в моей жизни это редко случается, если бы случалось чаще, имело бы смысл выработать какую-то стратегию :).

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По общему правилу такого обязательства не существует, в исключительных случаях может возникать.

Вот-вот. :) А мое мнение: нет, ни при каких условиях не может возникать.

Каждый остается при своем, ч.т.д. :) Ваша позиция была если и не очевидна, то по крайней мере логично предположима. Но это и хорошо, наверное. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

УПД: во всех этих случаях следую голосу совести и здравого смысла.

ИМХО, самая ценная фраза на 4 страницах обсуждения. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда-то давно я тоже заморачивалась этим вопросом и мне почему-то казалось что эта пресловутая "любовь" обязывает меня скрывать что я пощусь и есть что дают если уж не получается отвертеться светскими отговорками вроде "не хочу".

Потом поняла что к любви это не имеет никакого отношения. Что ни один человек у которого я могу оказаться не считает пост чем-то ненормальным и фарисейским. Все всегда относятся с полным пониманием и уважением. Все друзья давно в курсе постов, и если приглашают во время поста, то обычно готовят соответственно, так что может и хотелось бы где-то любовью отговориться и на курочку хозяйскую налечь, а не получится.

У меня вот знакомые вегетарианцы круглый год. И ничего, не стесняются. Их если и на праздник зову, то что-то вегетарианское готовлю и мне (и никому) не приходит в голову поджимать губы и возмущаться тем что они-де своими заморочками меня напрягают. Почему же я буду о других хуже чем о себе думать и полагать что они такие придурки, что могут обидеться на совершенно нормальную и естественную вещь?

 

Т е как бы с гостями проблем нет. Тем более не могу представить проблему если речь не о светских гостях, а других верующих или о братской общине. Скрывать что постишься в таком случае это как бы подозревать братьев в том что они пост не уважают и по умолчанию считать что ни де-такие сякие ни в чем себя не ограничивают.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Другое дело корпоративы. Но не потому что поститься не ловко или в чем-то невежливо, а в том что очень уж не хочется.

Тут как бы тебя никто не заставляет приходить, не говоря уж о том чтобы есть и пить что-нибудь от чего обычно в пост отказываешься, но вот так не хочется, что просто сил нет. Слишком уж славные и праздничные бывают эти корпоративы, чтобы себя на них ограничивать.

А они как назло перед Рождеством все.

А в этот раз я неделю поста на конференции провела, т е неделю на халяву исключительно по роскошным ресторанам питалась, и заказывать постное или по крайней мере наискромнейшее меню, в таких случаях мучительно. Во всяком случае я не смогла. Даже если что вегетерианское, то все равно скромным и постным всякие там жареные артишоки не выглядят. Это как ни крути роскошь. И заказывать крабов и улиток вместо стейка, то же не сообразно посту. И если я там более менее придерживалась сифуда вместо мяса, то просто потому что сифуд там, в силу островного положения курорта, всегда главное блюдо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Нет. Давайте оставаться логичными и не путать: тема не про гримасы недовольства и т.д., а всего лишь про обязанность аплодировать. Можно ли кого-то обязать аплодировать в церкви в при таких-то условиях.

 

Иными, словами: тема не о конкретном случае и не о частностях, а о принципе.

 

Если тема не о конкретном случае, то и говорить особо не о чем. Аплодировать не обязан. Но если вглядеться в конкретный случай (как в случае с психопатом с автоматом), то в силу христианской любви к ближнему стоило постараться поддержать вдовца. Не обязательно аплодируя со всеми, но ссоры и дополнительный стресс скорбящему человеку ни к чему.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну если у человека от скорбей хватает еще и сил обижаться на других, значит, мне так кажется, не настолько скорбит чтобы ничего вокруг себя не видеть и не быть в состоянии отвечать за свои эмоции.

 

Если можно сделать упрек тому кто не поддержал скорбящего вдовца, то уж тем более можно упрекнуть в нелепой обидчивости и нелюбви к другу этого самого вдовца.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(кстати, чего это я оказалась в гостях на Страстную Пятницу?). К счастью, в домах, где на такое смертельно обижаются, я не бываю.

поминки, например. Все заказано и приготовлено, и хозяевам не до религиозных заморочек. Не есть в этой ситуации... неловко.

Особенно, если один такой сидишь и не ешь.

 

Я вот даже не знаю, как поступила бы. Я пельмени, например, не ем - ни в пост, ни в праздники, ни в рядовое время, вообще все, что с фаршем - не употребляю. Просто не могу. Теперь задумалась - если бы в такой ситуации оказалась - наверное, пришлось бы проглотить эти склизкую дрянь, не разжевывая. Наверное, зависит от ситуации, тут Маришкин совершенно верно сказала. И, возможно, это будет не радость, что появился "законный" способ нажраться в пост, а страдание от того, что пришлось его нарушить. Из той самой любви к ближнему.

 

Я все пытаюсь сравнить с ситуацией "нехлопца".

Хлопки в храме (еда в пост). Все хлопают (все едят), один сидит. Супруг покойной (хозяева дома) оскорблен(ы).

Как правильно? Не знаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

поминки, например. Все заказано и приготовлено, и хозяевам не до религиозных заморочек. Не есть в этой ситуации... неловко.

Особенно, если один такой сидишь и не ешь.

Во-первых на поминках всегда бывает что-то как минимум без мяса. И просто хлеб. Во-вторых, я хоть и не на многих поминках была, опять таки не представляю чтобы хозяева умудрились обидеться на то что кто-то так скорбит, что аппетита нет.

Какие-то уж слишком придирчивые хозяева получаются, только и следят за гостями ,кто как ест. Как в старых книгах какой-нибудь болезненно гордый хозяин внимательно следит за тем чтобы гость ему должное почтение выказал. А нужно ли потакать такой гордости?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

... и надевающей желтую звезду Давида (= снимающей сутану) при каждом выходе из этого гетто.

 

Я тут вижу иудейско-историческую аналогию похуже - не столько с жёлтой звездой, сколько с желанием превратить Церковь в самозамкнутую секту. Если Христос повелел Своей Церкви идти и провозглашать Его повсюду, вплоть до до самого края мира, то церковь подобных пастырей Христа приватизирует, связывает и прячет в подвал. И по собственной воле больше, чем из какого-то страха. Пардон за несколько агрессивное словоупотребление, но Церковь по своей природе завоевательница, а не улитка - она должна привести Христа к каждому, кто в нём нуждается, а не хранить где-то там, неизвестно где и вытаскивать в редких случаях по личному благоволению кого-нибудь из епископата. Не удивительно потом, что именно из епархий со столь милыми епископами слышно столько историй про процветающий клерикализм, круговую поруку, нарушения клерикальной дисциплины (вплоть до преступлений) и т.п. (в голову сразу приходит знаменитый +Викленд, после которого +Долану долго пришлось чистить конюшни).

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В Церкви и так довольно ограничений внешней свободы на которые все мы идем сознательно и добровольно. Тем более возмутительны попытки навязать совершенно левые ограничения, как то ограничить право не хлопать в церкви или не есть скоромного во время поста и не скрывать этого как нечто постыдно-нескромного.

 

Да, я понимаю. Описанный Юрием случай имеет только одну особенность - епископ ограничивает больше, чем ограничивает Церковь. Сама Церковь то может налагать определённые ограничения на людей Церкви. Общий принцип тут на мой взгляд такой: по необходимости стоит устранять всё, что может стать тем скандалоном, который отвлекает от главного скандалона - Христа. Естественно, это совершенно иной принцип, чем «делать как все». А в описанном случае есть попытка не столь устранить лишнее скандальное, сколько скрыть самого Христа и Церковь. В таком «делании как все» как раз и есть настоящее фарисейство - это концентрация на себе и собственном правильном, соответствующем ожиданиям других, поведении.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В таком «делании как все» как раз и есть настоящее фарисейство - это концентрация на себе и собственном правильном, соответствующем ожиданиям других, поведении.

Абсолютно в точку. Лучше не скажешь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...