Перейти к содержанию

«Cristiada. The greater glory»


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Вера и кровь

 

Самое известное художественное произведение о гонениях на христиан в Мексике, пришедшихся на тот же период XX-го века, что и преследования христиан в Советском Союзе, — роман англичанина Грэма Грина «Сила и слава», изданный всего через 10 лет после окончания кровавых событий и за 50 лет до окончательной отмены антирелигиозной статьи в мексиканской конституции.

 

Bob-Larson-FOR-GREATER-GLORY-EXORCISM-EXORCIST-BOBLARSON-ORG.jpg

 

Это одна из самых пронзительных книг о предстоянии человека перед Богом в мировой литературе. И одно из самых сильных свидетельств о современном мученичестве. Поэтому любая попытка взяться за тему мексиканского религиозного сопротивления будет неизбежно сравниваться с романом Грина.

 

Фильм Дина Райта «Cristiada. For greater glory», российская премьера которого состоялась в Культурном центре «Покровские ворота» в минувший понедельник, даже в названии содержит отсылку к «Силе и славе». Но на слове «слава», месте и времени действия параллели заканчиваются. Фильм основан на реальных событиях и рассказывает об истории движения Cristeros – войск сопротивления атеистическому режиму мексиканского президента Кальеса. «Cristiada» задуман как амбициозный кинопроект, в котором принимали участие несколько голливудских звезд – Питер О’Тул (благодаря тому, что фильм идет с субтитрами, у зрителей есть возможность насладиться его великолепным британским английским), Энди Гарсия, Ева Лонгория. Автор сценария и режиссер Дин Райт известен по работе со спецэффектами во «Властелине колец» и «Хрониках Нарнии».

 

s1.jpg

 

Смотреть этот фильм непросто из-за его крайнего натурализма: перестрелки, казни, повешенные в храмах священники, сгорающие заживо в поезде мирные жители, наконец – крестный путь отважного мальчика, не отрекшегося от Христа под пытками и расстрелянного на глазах у родителей за несколько минут до того, как освободители ворвались в город. На экране льются реки крови и каждая сцена страданий – физических или духовных — эмоционально «дожимается», намеренно усиливается режиссером. При том, что жанрово этот фильм можно отнести скорее к «историческим боевикам», авторы старались проследить внутреннюю эволюцию героев – их веру и сомнения, минуты слабости и совершения ошибок, отношения друг с другом.

 

2012_for_greater_glory_032.jpg

 

Может ли священник сражаться с оружием в руках? И после окончания очередной перестрелки служить мессу? Можно ли защищать возможность совершать богослужения, убивая людей тысячами? Сопротивляться ли злу силой? Именно эти вопросы, которые в новейшей истории поставило перед Католической Церковью движение Cristeros, до сих пор остаются нерешенными в оценке католиками мексиканских событий. Один из центральных образов в фильме – священник-генерал Хосе Вега, который всегда ходит в сутане, перетянутой патронташем. Он воюет с правительственными войсками, но его внутренняя битва – сражение с жаждой мести.

У русского зрителя возникают и другие вопросы. Когда видишь на экране горящие распятия, распотрошенные алтари, варваров в храмах, в памяти встают черно-белые хроникальные съемки сжигаемых икон и «изъятия церковных ценностей». Когда в кадре расстреливают одного священника за другим, — всплывают фотографии из следственных дел погибших на Бутовском полигоне. Когда умирающий герой говорит «Мексика еще услышит колокольный звон», словно видишь знакомые кадры совсем других колоколов, разбивающихся о землю.

 

for-greater-glory-pic10.jpg

 

В измученной долгой революцией и куда более бедной, чем тогдашняя Россия, Мексике 50 000 человек взялись за оружие, создали ситуацию, когда правительство США и Ватикан были вынуждены вмешаться в урегулирование конфликта и защиту прав верующих (впрочем, есть версия, что к моменту этого вмешательства Cristeros были близки к победе, и решение о прекращении военных действий на основе невыгодного для христиан компромисса было ошибкой). 50 000 мужчин, а были еще женские отряды, занимавшиеся снабжением и связью, были мирные жители, которые не входили в состав мятежной армии, но подпольно участвовали в сопротивлении. Всего с обеих сторон в этой войне погибло 90 000 человек, не считая тех, кто был убит как пособник или расстрелян уже после подавления Cristeros. Почему в России не возникло ничего похожего – не было массового сплоченного и скоординированного сопротивления закрытию храмов, расстрелу священников, надругательству над святынями? Все подвиги, о которых мы теперь знаем, были сугубо индивидуальными. Новомученики страдали и умирали по одиночке, редко – семьями или группами единомышленников. Почему в Мексике был такой «горячий» ответ, а в России – тихое стоическое сопротивление? Что ближе евангельскому идеалу? Ни то, ни другое, впрочем, не помешало атеистической власти в обеих странах удержаться до начала 1990-х годов.

For-Greater-Glory.jpg

 

Отсюда второй логичный вопрос: почему у католиков получается писать о своих мучениках XX-го века книги и снимать фильмы, которые становятся фактом мировой литературы и кинематографа, а в России до сих пор ничего подобного не сделано? Ведь только подлинные художественные образы вписывают события и их героев в национальную память и способны раскрыть этот опыт в мировой культуре. Мексиканцы десятилетиями размышляют над своей историей 1920-х-1930-х годов, и теперь она осмыслена настолько, что мученики канонизированы (надо отметить, что святыми и блаженными признаны лишь те, кто не участвовал непосредственно в убийствах, но открыто пострадал за Христа), а их жития поддаются убедительной качественной экранизации.

 

89284_gal.jpg

 

Остается лишь добавить, что создание фильма «Cristiada. The greater glory» профинансировала одна верующая семья… Никаких государственных грантов или могучего продакт-плейсмента.

Будет ли широкий прокат «Кристиады» в России, пока неизвестно.

 

Ксения Лученко,

Правмир.ру

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

gallery_4_17_21243.jpg

 

Фотография времен Восстания кристерос. Расстрел священника.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Отсюда второй логичный вопрос: почему у католиков получается писать о своих мучениках XX-го века книги и снимать фильмы, которые становятся фактом мировой литературы и кинематографа, а в России до сих пор ничего подобного не сделано? Ведь только подлинные художественные образы вписывают события и их героев в национальную память и способны раскрыть этот опыт в мировой культуре.

Сомнительный тезис. Безусловно, гений Эйзенштейна вписал в национальную память образ Александра Невского, но это не церковный образ. В общем и целом светская культура православных народов не очень богата образами святых. Возможно, это одно из тех ментальных отличий романства, которое делает общедоступным для обсуждения то, что православным народам кажется бестактным, - культурный образ святого. Впрочем, кажется это началось с эпохи Возрождения, до этого и западная культура вполне обходилась без культуризации святых.

 

На мой взгляд, это слишком дерзкая в православной ментальности творческая задача - создать образ святого.

 

Что же касается творческого осмысления самих событий, то это, несомненно, задача важная, и я с сожалением соглашаюсь,что у нас пока не нашлось мастера, способного описать те жуткие события с той же силой убедительности, как, например, "В окопах Сталинграда" Виктора Некрасова. И, наверное, это и впрямь, очень важная задача, в том числе и для пробуждения русского самосознания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, по поводу отсутствия сопротивления.

 

Во-первых, латинство поощряет романтизм, а сопротивление начинается именно с романтических порывов. Это потом приходят кровь, грязь и сомнительность пользы, а вначале - романтизм сплошной.

 

Во-вторых, православие действительно не умеет сопротивляться мирскими способами, и оно не воспитывает этого в верующих. Вся сила сопротивления православного христианина - в уповании на Христа, в духовном противостоянии и в способности смирно стоять преред дулами автоматов, подобно католическому священнику на фото Дмитрия, только без жеста.

 

В-третьих, русские не мексиканцы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ты статью читал? Православная написала.

А "Силу и славу" читал? Почитай, а потом уже занимайся морализаторством.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ты статью читал? Православная написала.

А "Силу и славу" читал? Почитай, а потом уже занимайся морализаторством.

Странно. Мне показалось, что я написал совершенно нейтральные посты. Ты на что обиделась? И где в моих словах "морализаторство"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Убийство либералами священника Мигеля Августина Про.

Кстати, опять жест. Или это его так привязали? Плохо видно...

 

Я не могу вообразить русского попа, жестикулирующего во врямя расстрела.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не обиделась. И посты твои не нейтральные. Но не по теме. Мы тут не меряемся степенью смиренности принятия смерти.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...