Drogon Posted November 6, 2012 Share Posted November 6, 2012 Богородица Милосердия (Madonna della Misericordia) - изображение Богородицы, защищающей людей своим покровом. Доменико Гирландайо (1449 — 1494) Мадонна Милосердия. Липпо МеммиМадонна Милосердия Неизвестный художник. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Drogon Posted November 6, 2012 Author Share Posted November 6, 2012 Сано ди Пьетро (1405 — 1481)Мадонна Милосердия Симоне Мартини (ок. 1284 — 1344)Мадонна Милосердия Франсиско де Сурбаран (1598 - 1664)Мадонна делла Мизерикордия Link to comment Share on other sites More sharing options...
Drogon Posted November 6, 2012 Author Share Posted November 6, 2012 Мадонна МилосердияВитраж в храме города Порту Алегри (Бразилия). Link to comment Share on other sites More sharing options...
Neta Posted November 15, 2012 Share Posted November 15, 2012 БОЖИЯ МАТЕРЬ ОСТРОБРАМСКАЯКогда я вхожу в боковую часовню нашего храма и смотрю на образ Богородицы, то задаю Ей и самому себе вопрос: кто Ты, Матерь моя? Какую тайну нашего спасения изображает Твой образ? Где Твой Сын? В день праздника Божией Матери Остробрамской я хочу поделиться с прихожанами своими размышлениями на тему находящегося в нашем храме образа Матери нашего Господа. Византийской традиции известно около семисот различных вариантов изображений Богородицы. Среди них мы можем выделить три наиболее распространенных типа иконографического изображения Божией Матери с Младенцем. Все они созерцают Богородицу в Ее связи с нашим спасением. Первый тип - "Знамение", или икона Воплощения. Она представляет собой фигуру Божией Матери с воздетыми руками. На уровне груди у Богородицы находится медальон с изображением Спасителя Эммануила. Соединение обеих фигур - Марии и Младенца Иисуса - выражает тайну Воплощения. Второй тип - "Одигитрия", Путеводительница. Матерь Божия придерживает Сына левой рукой, а правой указывает на Него. В этом изображении выражена тайна Христа как пути, и Его Матери как нашей Путеводительницы. Третий тип - "Элеуса", Умиление. Это наиболее нежное и трогательное изображение Матери Божией и Младенца Иисуса. Обычно Матерь прижимается к Сыну, а Он Её ручкой обнимает за шею. Матерь Божия олицетворяет здесь возлюбленную Богом душу каждого человека, которая призвана открыть Богу свое сердце. Если мы посмотрим на икону Богородицы в нашей часовне, ее трудно отнести к какому-либо из трёх типов. На тех иконах Матерь изображается вместе с Сыном, на нашей иконе Она одна. Известный исследователь византийской иконописи, Ирина Языкова, замечает об иконе Матери Божией Остробрамской, что это самая необычная из икон Божией Матери. Хотя бы потому, что Мария представлена без Младенца Иисуса. Однако Его присутствие как бы подразумевается. При первой встрече с этим образом трудно осознать, к какому моменту истории спасения он нас отсылает, однако, при тщательном изучении, оказывается очевидным, что "Богоматерь Остробрамская-Виленская" представляет собой вариант, тяготеющий к типу "Знамение", так как образ Богоматери явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести ("се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему". Лк. 1.38). Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) семантически близок жесту Оранты. Следовательно, этот иконографический вариант можно отнести к типу "Знамение" . Эта икона необычайна и по своей глубине, которая приглашает нас к размышлению Слова Божия, которое рождается и в наших сердцах. Ирина Языкова отмечает еще одну важную вещь. Икона, перед которой молился в своей келье преподобный Серафим Саровский, является не образом типа "Умиление", а как раз вариантом иконы Божией Матери Остробрамской, написанной западным мастером. Мы можем полностью согласиться с исследовательницей, однако неясным остается жест Марии. Поскольку Иисус на нашей иконе не изображен, мы можем только догадываться, к какой тайне Его жизни отсылает нас образ. Толкование Ирины Языковой кажется правильным - скрещенные руки указывают на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия. Однако это иной, чем на иконе "Знамение", жест. Когда мы внимательнее присмотримся к этому жесту в литургии и постараемся найти его и на других иконах Божией Матери, то заметим, что у него есть и иное значение. В византийской литургии жест скрещивания рук встречается в момент принесения даров на алтарь. Священник в одной руке держит чашу, в другой хлеб, перекрещивает руки и воздевает, изображая тем самым их предназначение - Крест Христа, на котором совершилась жертва Нового Завета. Этот же жест встречается в иконографических изображениях Марии. На иконе Матери Божией Ахтырской, Мария представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками. Тем самым, этот жест может отсылать как к тайне Искупления, совершаемого на Кресте, как и к участию Марии в тайне искупления человека. На иконе Матери Божией Остробрамской этот факт могут подчеркнуть и литургические одежды, в которые облечена Мария. Таким образом, в этой иконе соединяются две тайны: Воплощение и Искупление. Мы можем еще на минутку остановиться, чтобы посмотреть, каких элементов нет на оригинале Остробрамской иконы Божией Матери, и что появляется в ее многочисленных списках. Изначально Матерь Божия была одета подобным образом, как на иконе св. Серафима: красный хитон, синий плащ, белый плат. К этому первому, очень скромному одеянию был добавлен золотой плащ, короны и несколько элементов, которых на первоначальном образе мы не увидим.Те, кто одел Марию в столь богатые одежды, были, вероятно, вдохновлены необычным ореолом над Её головой на первоначальном образе. Это не обычный нимб, имеющий форму круга над головой святого, а солнце, которое своим сиянием заполняет весь образ. Мы можем заметить, что между лучами солнца вкрапляются звезды, а внизу располагается месяц. Здесь мы встретим все атрибуты Жены из книги Откровения св. Иоанна: И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на голове ее венец из двенадцати звезд (Откр 12,1). Тем самым, Божия Матерь Остробрамская одновременно является Возлюбленной Женой, облеченной в солнце небесной славы, непрестанно молящейся за Церковь, которая еще странствует и сражается на земле.Ирина Языкова справедливо заметила, что образ Матери Божией Остробрамской - самая необычная икона Богородицы. Не только потому, что она приглашает нас к глубокому размышлению о тайне Воплощения Слова Божия, но и потому, что чудесным образом соединяет нас с тайной Искупления, совершенного на Кресте, чтобы, в конце концов, быть примером нашего предназначения тайне Прославления в небесной славе. Мы можем, таким образом, сказать, что наша Остробрамская Матерь воистину является Матерью Розария, не потому, что изображена с Розарием в руках, а потому, что дивным образом Её образ отсылает нас к трём основным тайнам спасения: Воплощению, Искуплению и Прославлению, которые мы размышляем в радостных, скорбных и славных тайнах святого Розария. По-прежнему загадкой остается дополнительный элемент, отличающий нашу Богородицу от Её Остробрамского оригинала - это банты. Среди икон Божией Матери бант появляется только на чудотворном Гваделупском образе, там плащ Божией Матери перевязан черным бантом, что для ацтеков было явным знаком благословенного положения женщины. Что означают розовые банты у нашей Матери Божией, остается тайной. Матерь Остробрамская, Матерь Милосердия, научи нас размышлять в сердце Слово Божие и всем сердцем благочестиво участвовать в Жертве Спасения, чтобы преображенные подобно Твоему Преславному Сыну, мы вместе с Ним пребывали в небесной славе. Аминь. https://praedicatores.ru/index.php/articles/93-ostrobramska Link to comment Share on other sites More sharing options...
Марион Posted October 24, 2014 Share Posted October 24, 2014 Еще Матерь Божия Остробрамская, Дева Чудотворная из Вильны 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now