Перейти к содержанию

ЖД, Дмитрий Быков


Ana
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Прочитала, а точнее прослушала я эту книгу.

По счастью, о самом Быкове я ничего не читала до этого и мне даже не пришло в голову, что

это тот самый Быков, чьи стихи и публицистику не редко выкладывают на нашем форме, и

чье лицо знакомо даже тем, кто крайне редко смотрит тв, так что я слушала книгу без лишних

предрассуждений.

Я почти всегда читаю лишь по рекомендациям (как и в данном случае), и, предпочтительно,

ознакомившись с мнением о книге всех тех друзей кто уже прочитал, но никогда не интересуюсь

личностью автора, т к на мой взгляд, именно это самое неуместное и соблазнительное. Будучи

знакомым с автором и имея о нем мнение, потом непременно будешь иметь тенденцию

скатываться к пошлому вскрытию мотивировок, того "что автор хотел сказать" и почему он это

хотел сказать. А это способно отравить чтение любого текста. Тексту всегда надо дать шанс

высказать самому.

 

А этот текст говорит много (почти 700 страниц) и настойчиво.

В художественном плане автору, конечно, далеко, например, до А. Иванова о котором я писала

недавно, как и вообще далеко до настоящей, "большой" литературы. Художественные образы

схематичны, отношения эксплицитно объясняются автором а не задаются художественной

реальностью. Сюжет закручен так, что у автора не получилось его раскрутить. Тут есть претензии

и на "про любовь", и на боевик, и на приключения, но все не выходит. Когда он пишет про

любовь, этому не веришь. Много говорится о войне и смерти, но в событиях книги ни драк почти

нет, и с выстрелами только пара сцен. Приключения в лучшем случае тянут на "бродилки", т е

напрочь лишены переживания масштаба, времени.

Зато много диалогов. Которые на самом деле псевдодиалоги, так как один персонаж в любом

диалоге не более чем подает реплики для того чтобы другому был повод подробнее развернуть

свою мысль. А комбинации из трех и более говорящих вообще не проходят. В этих случаях

третий (т е не тот который говорит не тот к которому непосредственно обращается говорящий)

как плохой актер тупо замирает на сцене когда у него нет текста.

К тому же это еще один образчик отечественного постмодернизма со всеми его локальными

плюсами и глобальными минусами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И тем не менее книга интересная. Ну и потому что замечания острые и потому что отдельные «статьи» не лишены ума и изящества, у и потому что проблемы не чужие обсуждает, а все Россию-матушку.

 

Не смотря на авторские намеки на многозначность аббревиатуры ЖД, особо большой насыщенности за ней в тексте нет. Железная Дорога, как символ пути, истории и предопределенности добытой немалыми усилиями. Ждущие Дня, не столько как название хазарской секты ,сколько вообще ко всем героям ждущих то ли конца, то ли начала. Ну и конечно Жиды, как одна из трех сторон конфликта претендующих быть хозяевами России.

 

Жидам, или «хазарам», как лукавым носителям либеральной идеологии, в книге конечно досталось . И это даже не просто характерная для любого еврея самоирония, это злая насмешка, насмешка несущая отвращение и неприятие. Один из эпизодов я процитировала тут. Я так поняла не любой хазар по автору является лживым либералом , но любой российский либерал это хазар.

Но и их врагов, государственников, «патриотов», русских, Быков не пощадил. Они у него «варяги», цель которых –тупое уничтожение народа. Да и третья сила «коренное население», «туземцы» , хоть и вызывает относительную симпатию, но и силой, собственно, не является, и цель, если к ним вообще можно применить это слово, имеют сомнительную – неизменность, языческий круг, дурную бесконечность.

В общем всем на орехи досталось, так что и глазу отдохнуть не на ком. Так что читатель по идее либо должен испытывать тоску от невозможности самоидентификации на таком пространстве выбора, либо, если выбор давно уже сделан, ненависть к автору за «клевету», что и отражается, как я заметила, во множестве ругачих рецензий, где критика и с той и с другой стороны неизменно переходит на личность автора где его либо варяги ругают за жидовство, либо хазары ругают за подлизывание к варяжской власти.

 

С моей т з Быков отметил одну очень важную вещь – вся самая пакость и распад страны происходит тогда когда активно идет процесс сепарации. Когда самоидентификация начинает диктовать с кем жить, c кем спать, обедать и с кем какие разговоры разговаривать. Тогда не только либералы оказываются физически отделены от государственников, но и старики оказываются отделены от молодых, богатые от бедных и так далее. Общество разбивается на комьюнити, на клубы по интересам.

 

И еще мне понравилась идея финального решения. Ни проиллюстрировать, ни оформить интересно и правдоподобно это у автора не получилось, но сама идея нормальная – из множества претендентов , главная ставка на будущее делается на паре вОйна с ребенком, первый из который символизирует долг, а второй милосердие. Первый это бывший поэт, варяг ушедший на войну, единственный кто в книге выпадает из дискурса о смысле и целях войны, о достойности тех и того, что защищается в этой войне . Это просто для него долг, защита Родины и единственный способ быть честным и не стать подлецом и предателем.

Вторая же это девочка полу-хазарка, действующая из жалости и сочувствия к старику «ваське». Это милосердие без самолюбования и самоупоения. Это милосердие которому тяжело, страшно и одиноко быть милосердием. К тому же это ребенок всегда думающий конкретно, а не вообще, так сказать, о судьбе России.

 

Ну и конечно, как и в любой снискавшей популярность постмодернистской литературе, в книге есть отрывки которые могут доставить читателю эстетическое удовольствие. Этого у них не отнять.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще милый отрывок о чеченцах и правозащитниках:

 

Мировое сообщество, правду сказать, особенно не интересовалось горцами. Но они были частью исламского

мира, с которым остальной мир до сих пор вяло воевал, и в этом качестве могли иногда послужить

информационным поводом. У них был свой сайт «Горцы. Ру», полный кавказских легенд и шахидских баллад,

где говорилось о том, как сладко взорвать себя. Баллады были богато проиллюстрированы. Все они походили на

стихи из дембельских альбомов, и гурии изображались примерно так же.

 

Каждый день ровно в четыре часа пополудни полевой командир Саид, которого давно никто не ловил, потому что

у русских не было на это сил, а остальным не было до него дела, выходил в эфир, публично молился Аллаху, а

потом начинал рассказывать о том, как плохи неверные.

 

– Неверные не моют ног, а мы моем ноги пять раз в день, – говорил он веско. – Неверные носят вонючее нижнее

белье, а мы не носим никакого нижнего белья. Неверные едят нечистую, грязную свиню, фу. А мы не едим

свиню, мы прэзираем свиню. Свиня не моется ни разу в день, а мы моемся до пяти раз в день. Свиня – нечистое,

неверное животное. Неверный – такая же свиня.. Неверного надо резать, как свиню.

 

После этого Саид непосредственно в кадре резал очередного неверного, творил благодарственную молитву

и исчезал. Его место заступал правозащитник или правозащитница. Правозащитница рассказывала о борьбе

гордого народа горцев за свою независимость. Борьба увенчалась полным успехом, потому что гордый горный

народ был теперь на фиг никому не нужен и сидел в своих горах в полном одиночестве. Даже резать неверных

становилось все трудней, потому что похищать их на улицах больших городов было рискованно, а добровольно

ехать в горы неверные не хотели. Правда, действовал небольшой экскурсионный бизнес «Война в горах» –

ознакомление с местной культурой, горловое пение, посещение развалин древнего монастыря, дегустация вина,

похищение, выдача после выкупа (выкуп оговаривался заранее и входил в стоимость тура), но Саид часто не

удерживался и резал заложника, а это серьезно ударяло по бизнесу.

 

С тех пор как в мире перестали сходить с ума из-за нефти, воинственный восток тихо превращался в историко-

культурный заповедник, посещаемый специалистами и любителями старины. Периодические взрывы были

неудачны, бомбы готовили кое-как, иногда оставался жив даже сам шахид, но книга его, написанная после

 

неудавшегося теракта, уже не становилась бестселлером. Воевать в России горцам было неинтересно. ЖД

надеялись на их союзничество и даже обещали принять их в ЖД, но горцы не торопились заслужить эту честь.

ЖДов они терпеть не могли, а Россия была слишком большая, и потому они ограничились захватом предгорий и

некоторой части Кубани. Именно этот район – по умолчанию до сих пор русский – предполагалось отдать ЖДам

после официального замирения. ЖД, конечно, не хотели, но выбор у них был, правду сказать, небольшой. От

страны отделилась Москва, она теперь жила своей жизнью, война иссякала сама собой, земля делала свое дело,

медленно зарастая, заболачиваясь, скрывая следы исчерпавшей себя цивилизации.

 

В тот день, .. горским бизнесменам не удалось поймать заложника, и потому резали правозащитника.

Среди горного пейзажа, на узкой тропе сидел полевой командир Саид и омывал себе ноги из специального

кувшинчика. После обряда, сопровождаемого краткой проповедью о пользе мытья ног, он предоставил слово

правозащитнице.

 

Это была пожилая правозащитница, немного знавшая нравы горных народов, а потому примерно понимавшая,

что сейчас произойдет. Между тем она надеялась, что если будет говорить хорошо, то ее, может быть, не

зарежут, а ограничатся, ну я не знаю, бараном. Баран ведь тоже не моет ног. Правозащитница уставилась в

камеру и дрожащим голосом стала рассказывать о том, как она любит народы гордого Кавказа. Она рассказывала

о том, как они боролись за свою свободу, как в качестве послов мира входили в зал «Норд-Оста» и в школу

Беслана, как раздавали заложникам кока-колу и шоколад, а зал украшали поддельной взрывчаткой, как со

слезами на глазах умоляли тогдашнего президента прекратить войну, а в промежутках между обращениями не

забывали пять раз в день мыть ноги. Это послы мира, повторяла правозащитница, настоящие голуби мира…

 

– Ну, хватит, – сказал полевой командир Саид и скомандовал оператору, чтобы брал крупнее. В следующую

секунду он мастерски перерезал правозащитнице горло и швырнул тело в пропасть. – Так будет с любым, кто

не уважает пророка, – добавил он в камеру стандартную формулу и стал на молитву. ..Полевой командир Сайд

поднялся, кивнул оператору и удалился кормить оставшихся правозащитников.

 

Это было одним из его любимых развлечений. Он выпускал правозащитников из сарая, где они содержались, и

широким жестом кидал им репу. Правозащитники ползали по сухой земле, собирая репу, и продолжали о чем-то

собачиться.

 

– Ну погляди, – говорил Саид оператору. – Разве это люди? Они же не люди, клянусь Аллахом.

 

Оператор кивал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сорри за оффтоп, но вспомнилось по поводу этого Саида. Анна, я почти уверен, Вы получите большое удовольствие от пелевинского рассказа "Папахи на башнях". Недлинный рассказик, по жанру анекдот, и это классный анекдот! :) И там тема взаимодействия культур раскрыта с гораздо большим реализмом :).

 

ЖД не осилил, увяз во многословии. Нужно еще раз попробовать, из уважения к Быкову.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, Дмитрий, я не отношусь к поклонникам Пелевина, так что только репрезентативности ради прослушала некоторые из его произведений (Чепаев и Пустота, дженерейшен Пи, принц госплана, и это, пожалуй, все). Если бы непосредственно после прочтения у меня под рукой был комп и интернет, то я бы тоже непременно что-то написала по Пелевину на тот момент. Но такой опции у меня не было, и Пелевин мною просто почти безосадочно забылся. То же, я подозреваю, ожидает и ЖД Быкова.

Быкова я тоже больше читать не намернена.

Как я отметила, кое-что мне тут приглянулось и позабавило, но не на столько чтобы ставить это на полку ценных и перечитываемых книг.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да нет, Быков молодец. У него много мысли всегда, это интересно. Был бы замечательным писателем, если бы умел писать в 3-4 раза короче. (Последнее относится и к Иванову.)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И уж к слову, Быков о Пелевине. Читал отзыв Быкова на какой-то из относительно слабых пелевинских романов. Отзыв такой - это самая слабая на сегодня вещь у Пелевина, Виктор Олегович здесь не равен сам себе, он устал. Но нужно очень ясно понимать, что и в слабейших своих вещах Виктор Олегович сильнее всех несравнимо, ближайшие из конкурентов "недостойны поцеловать след блохи, укусившей Пелевина". Это не дословно, но про блоху дословно :). Запомнилось :).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Был бы замечательным писателем, если бы умел писать в 3-4 раза короче. (Последнее относится и к Иванову.)

Увы, не только многословность виной тому что Быков не является замечательным писателем. Скорее уж причина в журналисткой закваске, если так можно выразиться.

Т е умение гладко складывать слова, делать едкие замечания, внятно излагать свои мысли и раскладывать тему на составляющие, при полной неспособности создавать живые и самостоятельные художественные образы. Не умение выходить за пределы себя любимого и влазить в шкуру другого, становиться Анной Карениной, как мог Толстой.

Да что там, людей писать, писать кого-нибудь кроме себя за кадром и неких схем всех прочих, так умели не многие и из признанных писателей, это высший класс. Но тут мы имеем полную неспособность писать также и время и пространство, как в глобальном плане так и в плане просто расстояния между предметами и событиями. Т е Быков просто неспособен справится ни с пейзажем ни с натюрмортом. Ну что поделаешь - рулит концептуальное искусство.

 

Так что Иванову в плане писательского дара он и в подметки, имхо, не годится на мой взгляд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот Максим Кантор, еще один "раскаявшийся хазар" как его можно было бы назвать согласно классификации Быкова, тот тоже и фатально многословен, и неумел, в "учебнике рисования" и сюжет у него корявый, и пространства тоже нет, и мнение свое читателям навязывает страстно до неприличности, но вот образы у него есть. Да такие что и без Кантора, кажется, жить могут. И события настоящие есть. И жизнь и смерть там есть настоящие, а не концептуальные.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

еще один "раскаявшийся хазар" как его можно было бы назвать согласно классификации Быкова

 

Культура вообще создана евреями (такая вот шизофреническая мысль у меня бродит с недавних пор). Впрочем, это и оффтоп, и неполиткорректно одновременно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Культура вообще создана евреями (такая вот шизофреническая мысль у меня бродит с недавних пор). Впрочем, это и оффтоп, и неполиткорректно одновременно.

Обсуждаемая книга анонсирована как вопиющие неполиткорректная, так что про евреев тут как раз в тему.

Баков же в книге склонен утверждать, что культура создана не совсем евреями, но раскаивавшимися хазарами (как, например, Достоевский ) и раскаявшимися варягами (как например Толстой). Т е для культуры, по его мнению, нужно некое самоотречение и признание важности того что не имманентно самому писателю.

И тут он в чем-то прав.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так что Иванову в плане писательского дара он и в подметки, имхо, не годится на мой взгляд.

 

Дело вкуса. Иванов сильнее как художник, это факт. Быков - хороший собеседник, у него очень много мысли "на квадратный сантиметр текста", и мысли очень часто неочевидные. Это интересно как интересно послушать рассуждения умного человека. Ну да, он скорее публицист.

 

Но рассказики есть хорошие, вот гляньте "Мужской вагон":

https://lib.rus.ec/b/134733/read#t4

характеры там нормально прорисованы, культурист написан гениально, причём всего двумя фишечками - йогуртом и мыслью о том, что именно нужно от него женщинам :)

 

Ещё Быков хороший поэт, в "Не бывает напрасным прекрасное" довольно много из него было, помнится.

 

А Иванов мало что длинно, так ещё и ни о чём. Но художник хороший, да. Дело вкуса, мне не очень.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Верно. Но отречение не только от себя, но и от почвы, из которой вырос. Истинное творчество требует свободы, а свобода возможна только при разрыве связей. По-моему, мало кто из русских писателей творил. Они либо рисовали словом картины более или менее опирающиеся на действительность, либо мучительно спорили в иной форме всё о том же, о чём спорили их предки.

 

"Сотворить" полнокровный фантастический мир (в том числе - детский), или показать грани человека как "человека и только", в амплуа индивида, удавалось большей частью евреям. Поэтому я и говорю о культуре - о духовной культуре, с неким набором норм и ценностей, внеположенных духовности христианского средневековья. В целом, я считаю теперь многие из этих "общечеловеческих ценностей" суетными. Но, бесспорно, нельзя отрицать ни эстетической привлекательности, ни того, что эта "безбожная, но всё-таки этика" помогла как-то удержаться от полного озверения почвеннику, отвергшему Христа (почвеннику третьего не дано, или он поклоняется, или громит, он не может переосмысливать), и даже более того, через призму переосмысления культурой (в том числе конкретно еврейской) до позднесоветских граждан дошли в безусловно искажённом, но позитивном ореоле некоторые евангельские образы. А без этого - как знать...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Культура вообще создана евреями (такая вот шизофреническая мысль у меня бродит с недавних пор). Впрочем, это и оффтоп, и неполиткорректно одновременно.

 

Быковские хазары это не евреи. Ну или не совсем евреи :). Окуджава ведь не еврей? :) Концепция варяги-хазары мне известна по его публицистике, это "Хроники ближайшей войны". Хазары там - это вся "антисистема".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Сотворить" полнокровный фантастический мир (в том числе - детский), или показать грани человека как "человека и только", в амплуа индивида, удавалось большей частью евреям.

 

Нет, ну а Толкиен? Роулинг, кто там ещё. Вроде англичане :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Иванов мало что длинно, так ещё и ни о чём.

Разве? А по-моему, то о чем он пишет просто нельзя вложить в схему рассуждалок. Но, пожалуй, можно сказать, что чаще всего Иванов пишет о соблазне, раскаянии и преодолении, т е отказе от соблазна. (последнее, кстати, редкость в литературе)

 

Реальность сложна и многогранна, её не так уж просто разложить на аддитивные составляющие как это, не без остроумия, пытается сделать Быков.

Собственно улавливание этой реальности во всей её непостижимой сложности и называется художественностью. Быков и сам в одном месте очень точно пересказывает давно известную мысль, можно сказать математическую мысль - только ложь может быть гладкой, так что в ней все концы с концами сходились, как у всех альтернативщиков, а истина она всегда не круглая и не разложимая, в ней всегда какие-то концы не сходятся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Верно. Но отречение не только от себя, но и от почвы, из которой вырос.

Речь идет о русской культуре, о тех кто вырос на русской почве, даже если национальность имел не титульную.

Истинное творчество требует свободы, а свобода возможна только при разрыве связей.

Не только. Творчество обязательно требует ограничений из вне, из реальности. Или из творчества оно автоматически превращается в самовыражение и продуцирует удивительно однообразные шаблоны.

Собственно это одна из ведущих и превосходно иллюстрированных тем в "учебнике рисования" Кантора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Нет, ну а Толкиен? Роулинг, кто там ещё. Вроде англичане :).

 

Я принципиально исключал Европу из рассмотрения. На данный момент мне представляется, что культуру, о которой я говорю, евреи скорее экспортировали из Европы, чем создали сами. В конце концов, когда какой-нибудь Боккаччо уже бросал дерзкий вызов и монашеству, и нравственности, евреи сидели в своих гетто и чтили своих раввинов (ну, если я правильно понимаю). Поэтому Шейлок у Шекспира удивительно точно замечает: "Христиане - наши учителя в гнусностях". Так что евреи не худший вариант. Они, по крайней мере, придали этой культуре оттенок трагизма и этичности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Советской.

Ты не предупредил, что ограничиваешь культуру советской. :) По умолчания, я, вслед за Быковым, говорила о русской культуре вообще.

Если же ограничиваться советской культурой, то главные её столб (в плане литературы) возросший уже именно на советской почве, это,имхо, Высоцкий. А он, кажется, не еврей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему, мало кто из русских писателей творил. Они либо рисовали словом картины более или менее опирающиеся на действительность, либо мучительно спорили в иной форме всё о том же, о чём спорили их предки.

Можно поинтересоваться кого ты имеешь ввиду?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Можно поинтересоваться кого ты имеешь ввиду?

 

В сущности - всех до 1917 года. Рисовали Гоголь, Тургенев... Толстой, Достоевский, вообще все разночинцы спорили о том, в чём исконная правда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гоголь, Тургенев... Толстой, Достоевский, вообще все разночинцы спорили о том, в чём исконная правда.

Если ты их произведениям отказываешь называться творчеством, то что ты называешь таковым? :blink:

В моем словаре творчеством всегда называлось именно то что делали эти люди. Собственно, то что они писали, традиционно и заслужено и являются эталоном творчества и несущими балками русской культуры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Мы говорим на разных языках. Творчество на мой взгляд возможно только в отрыве. И кстати Высоцкий поразительно точно укладывается в концепцию одновременного разрыва с христианской традицией (бунта против неё) и сохранения её в ином, гуманистическом осмыслении. Не менее характерны Стругацкие, изображавшие "человека в колбе", человека, поставленного в принципиально иное культурное окружение, лишённое всякой связи с миром традиции. А детские миры - Чуковский, Барто, Маршак - они все евреи... Кстати, поэтому я и не могу полностью отказать этому культурному направлению в легитимности: рука не поднимается заклеймить как неправильный и порочный тот детский мир, который они построили, и на котором в сущности выросли мы все... Христианские писатели до 1917 года детской литературы не знали как таковой - это только зарисовки из своего детства или святочные рассказы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...