Maxim Bulava Опубликовано 3 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2018 Тему планируется посвятить важному аспекту литургических красот, коим являются облачения. Начало полагается изображениями литургических одежд, которые, по мнению некоторых ценителей, являются вершиной развития церковной вышивки. Это облачения ордена Золотого руна, созданные в 30-х гг. XV в. по заказу бургундского герцога Филиппа Доброго. Предназначались они для торжественных богослужений с участием рыцарей ордена и появились на свет, насколько можно судить, в бургундских Нидерландах. В набор облачений входили три плувиала, на капюшонах которых были вышиты изображения Спасителя, Пресвятой Девы и Иоанна Крестителя. Своим совершенством особенно отличается "богородичный" плувиал. По маленькой картинке можно кликнуть для просмотра увеличенного изображения. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Maxim Bulava Опубликовано 3 марта, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 3 марта, 2018 Казула, фронтальная часть 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Maxim Bulava Опубликовано 3 марта, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 3 марта, 2018 Казула, спина 4 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Maxim Bulava Опубликовано 3 марта, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 3 марта, 2018 Долматик (более качественного изображения не нашел) 4 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Maxim Bulava Опубликовано 3 марта, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 3 марта, 2018 Антепендиум 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Oleg-Michael Опубликовано 3 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2018 В принципе, вот та же далматика (и, кажется, та же ее фотография в большем размере. А это - еще один плювиал из того же набора. И уж тогда и третий заодно :-). 4 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Oleg-Michael Опубликовано 3 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2018 Слуцкий пояс — элемент мужского костюма Великого княжества Литовского. Считался признаком благородного происхождения и его наличие указывало на благосостояние владельца. Слуцкие пояса ткались из тонких шёлковых, золотых и серебряных нитей. Длина пояса достигала от 2 до 4,5 метров, а ширина от 30 до 50 см. Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года, пережив третий раздел Речи Посполитой и польское восстание 1830 года. На территориях, вошедших в состав Российской империи, слуцкие пояса вышли из моды и стали применяться как элемент декорации в костёлах. В Минске в музее народного творчества и этнографии / древнебелорусской культуры (в здании Института философии НАН, вул. Сурганава, 1/2) представлены литургические облачения, изготовленные с использованием таких поясов. Качество фото, к сожалению, нулевое и даже отрицательное, но общее представление можно получить. 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Oleg-Michael Опубликовано 3 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2018 Еще они же: 5 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Pawlo Опубликовано 3 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2018 Красотища! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Maxim Bulava Опубликовано 4 марта, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 4 марта, 2018 В XVII веке в Англии жила женщина по имени Елена Винтер. Ее семейство известно, в основном, тем, что отец Елены, Роберт, и его брат, Томас, были видными участниками знаменитого "Порохового заговора". После провала заговора они были казнены в январе 1606 г.Елена, католичка, как и все ее семейство, не прославилась никакими громкими делами. Ее жизнь протекала в молитве и домашних хлопотах. Эта смелая женщина часто давала приют находившимся в подполье католическим священникам, время от времени в ее доме служились Мессы.Для этих-то тайных служб Елена Винтер многие годы вышивала облачения, сама разрабатывая рисунки вышивки. Лучшим облачением Елены стала "аллилуйная" казула, по всей видимости применявшаяся на пасхальных богослужениях. Вышивка поражает благородством и искренностью выраженного в ней религиозного чувства. Как и другие облачения, созданные Еленой, эта казула демонстрирует довольно сложную символику. Святые Имена, изображение закланного Агнца, вышитые возгласы "Аллилуйя" размещены в окружении цветов и виноградных гроздьев, также несущих символическую нагрузку. Вышивальщица прекрасно ориентировалась в мире символов и, как нам сегодня известно, даже была знакома с богословскими трудами на эту тему. На казуле вышито изображение сокола на башне - герба Винтеров, сопровождаемое надписью "Молитесь о мне. Елена Винтер". Хотя в Англии в то время уже не вешали католиков налево и направо, католичество преследовалось, и эта вышивка демонстрирует незаурядную смелость женщины Елена Винтер на обложке современной детской книги, в окружении живых и цветущих символов духовного мира 9 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Oleg-Michael Опубликовано 4 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 4 марта, 2018 Ничего себе облачения для подпольных служб! Впрочем, наверно, для них действительно каждая Месса была событием (как и должно бы быть... желательно - не из-за гонений), и его хотели обставить соответственно. 5 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Oleg-Michael Опубликовано 4 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 4 марта, 2018 Тогда вот: еще пара работ Хелены Винтер - красная "пятидесятничная" казула и элемент вышивки "MRA" ("Maria"), а ниже - казула, которая сейчас выставлена в музее другой рекузантской часовни, в месте под названием Вордер (Wardour). Она известна под названием «Вестминстерская казула» и сделана из фрагментов двух разных облачений, в свое время использовавшихся в Вестминстерском аббатстве. Шитье со сценами — фламандская работа конца XV в., представлены снизу вверх омовение Христом ног апостолов, агония в Гефсиманском саду и поцелуй Иуды. К последней сцене добавлены гербы Карал Смелого (герцог Бургундии в 1467-1477 гг.) и его жены Маргариты Йоркской (ум. 1503), сестры Эдуарда IV, которая, вероятно, и пожертвовала облачения с этими вышивками аббатству. Другие изображения - английская работа XVI в.: розы Тюдоров и решетки дома Бофор — символы Генриха VIII (Тюдора по отцу и Бофора по матери), лилии — «герб притязания» на французскую корону, гранаты (Гранада) указывают на его жену Екатерину Арагонскую. То есть это не только казула, но и целая политическая программа :-).Причем бархатная основа, как я понимаю, еще более поздняя, чем всё остальное. https://www.flickr.com/photos/msteer/albums/72157624193134843/with/4717553993/ - полный набор фотографий (26 штук) из Вордерской часовни. 5 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Oleg-Michael Опубликовано 4 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 4 марта, 2018 И то, что попалось, пока искал это: "Орнат Кмиты" - казула со сценами из жития св. Станислава, дар Петра Кмиты, воеводы Краковского (1503 г.) Сейчас в музее кафедрального собора Кракова. Французская машинная вышивка, 1900-1910-е. И - современная работа тоже может выглядеть достойно. Розовые облачения используются два раза в год - в 4-е воскресенье Великого Поста и 3-е воскресенье Адвента, которые по первому слову интроита Св. Мессы называются соответственно "Laetare" и "Gaudete" ("радуйся", "радуйтесь", по-английски одинаково - "rejoice"). Производство лондонской фирмы Watts & Co. 6 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Maxim Bulava Опубликовано 7 марта, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 7 марта, 2018 XVII век дал много прекрасных образцов искусства изготовления облачений. Барочное искусство этого времени тяготело к пышности и сложности, литургические одежды украшались живописными изображениями, тяжеловесной вышивкой золотом, а также тончайшими узорами и целыми картинами, вышитыми цветным шелком. Признанным мастером эпохи был монах бенедиктинского аббатства Адмонт, что в Австрии, Бенно Хаан. За все время пребывания в аббатстве он создал пять больших комплектов: "облачения ангелов-хранителей", "Рождественские облачения", "облачения святой Екатерины" "облачения Пятидесятницы", "облачения святого Бенедикта". Принято считать, что наиболее полно талант брата Бенно воплотился в облачениях в честь Рождества. Филигранная техника вышивки принадлежит тому стилю, который стали называть "живопись иглой". Капюшон "рождественского" плувиала крупным планом 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Maxim Bulava Опубликовано 23 июля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 23 июля, 2018 Сегодня хотел бы немного рассказать о творчестве мастериц из конгрегации Сестер бедного Младеца Иисуса. Основательницей конгрегации стала блаженная Клара Фей, дочь богатого промышленника из города Аахена. Между прочим, беатифицирована она буквально только что, 5 мая 2018 г. Клара (девушка слева) со своими братьями и сестрой. Оба ее брата стали священниками.В юности у Клары был необычный опыт: в сонном видении она увидела Иисуса как маленького ребенка, и Он поручил ей заботу о детях бедняков Аахена. Первая половина XIX в. была суровым временем. Дети с самого нежного возраста были заняты на тяжелых работах, которые и взрослого могли угробить; моральный климат фабрик приводил к быстрому нравственному развращению. Идеей Клары было забрать детей с улиц, избавить их от каторжного труда, дать им образование и христианское воспитание. В 1837 г. она открывает школу для бедных детей, а в 1844 г. основывает новую конгрегацию и создает первый из своих домов-интернатов. Клара Фей с воспитанницамиКонгрегация стала быстро разрастаться, благотворительная деятельность – шириться. Естественно, на жизнь нужны были деньги, и немалые. К этому времени у сестер конгрегации уже был небольшой опыт шитья облачений для монастырской церкви: при ее освящении и первых службах были использованы арендованные одеяния, но аренда была слишком дорогой, и сестры были вынуждены по ночам шить казулу для священника, пустив на это пожертвованную кашемировую шаль. Опыт оказался успешным, и теперь было решено шить облачения на широкий церковный рынок. Вдохновителем и, в значительной степени, художественным консультантом монахинь стал брат Клары, Андреас Фей, уже ставший к тому времени священником (на портрете он стоит).Тут необходимо некоторое отступление. В XIX в. шел широкий и плодотворный процесс литургического возрождения – подлинного, не имевшего ничего общего с экспериментами последней трети ХХ века. Многие его участники обращались за вдохновением к средневековой традиции. В искусстве изготовления облачений это, в частности, выразилось в реставрации т.н. готического их стиля, с его просторным кроем, ниспадающими складками, когда казула полностью укрывала фигуру священника, в отличие от позднебарочного "римского" стиля, где казула состоит только из передней и задней частей, оставляя бока открытыми. В наши дни римский стиль стал своего рода знаменем богослужебной традиции, но он, в сущности, не является ее непременным атрибутом, и тогда в XIX в. даже критиковался как новый и неудачный. Так вот, в этих спорах, которые сегодня могут показаться не очень важными, Андреас Фей твердо стоял на готической стороне супротив римских казул и саркастически отзывался о последних как о "контрабасах на бретельках". Отец Андреас был большим поклонником англичанина Пьюджина и внушал сестрам мыль о максимально полной реставрации средневекового стиля в искусстве облачений. Неудивительно, что образцами для мастериц стал текстиль времени до XV века, а также средневековые витражи, книжная миниатюра, орнаменты средневековых ювелирных украшений. Вся работа монахинями выполнялась исключительно вручную, без использования вышивальных машин. Ткани покупались у лучших производителей, вышивальщицы применяли многоцветные китайские шелковые нити и вышивку золотом (правда, ее использование было скромным, тогда как барочные облачения часто ей перегружены). "Живопись иглой" была настолько тонка, что мастерицы часто вынуждены были использовать сильные лупы. Центром текстильного производства конгрегации долгое время был Аахен, но вскоре филиалы появились в целом ряде городов, и не только в Германии, но и за границей. В 1878 г. в силу антикатолической политики Культуркампфа, которую проводил Бисмарк, конгрегации вынуждена была вывести все производства за границу, и новой "столицей вышивальщиц" стал монастырь в голландском Симпельвельде. Сегодня мастерство монахинь поражает. Вот, например, центральная часть алтаря XV в., созданная Штефаном Лохнером для Кельнского собора. Сестры воспроизвели ее, вышив антепендиум для алтаря своей аахенской церкви К сожалению, из-за отъезда 1878 г. его не удалось использовать по назначению. Сейчас он находится в монастырском музее в Симпельвельде. Фрагмент: Но, конечно, главным продуктом текстильных мастерских были облачения. Давайте посмотрим на несколько изображений. Продолжение следует... 4 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Maxim Bulava Опубликовано 23 июля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 23 июля, 2018 (изменено) Сами понимаете требования к мелкой моторике. Вышивальщицам не разрешали выполнять грубую физическую работу из опасения, что они утратят свою ювелирную виртуозность. Сестры монастыря за работойИскусство Сестер бедного Младенца Иисуса вскоре заставило говорить о себе. Епископы и кардиналы стояли в очереди, чтобы одеться у них. За сто лет работы мастерские конгрегации произвели только одних казул около 2 800, хотя, конечно, подлинных шедевров было много меньше. Стоили высококачественные их изделия дорого, иногда очень дорого. Набор облачений для собора Бреды обошелся, например, в 13000 гульденов. Это почти восемь кг золота в живом весе, нынешние 300 тыс. долларов. Это к вопросу о том, почему сейчас мы (не только российские католики) имеем в распоряжении только дешевки из полиэстра. Дело не только в том, что произошло падение художественного вкуса.Мать Клара была сильно обеспокоена притоком денег. Она боялась их развращающей силы. Впрочем, опасения оказались беспочвенными. Как хорошо сказала одна из современных сестер, говоря о тех днях конгрегации, "к счастью, из-за большого количества подопечных детей, уходили деньги еще быстрее". Мать Клара в пожилом возрасте Ну а сегодня облачения Сестер Бедного Младенца Иисуса остаются памятником мастерству, а. главное, любви к Богу и ближним. Изменено 23 июля, 2018 пользователем Maxim Bulava 4 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Helena Опубликовано 23 июля, 2018 Поделиться Опубликовано 23 июля, 2018 Наглядное Евангелие..Изумительно! 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Maxim Bulava Опубликовано 20 августа, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 20 августа, 2018 (изменено) В продолжение разговора. На днях пытался расширить свои познания о связях с католиками известной английской компании Watts and Co. Это почтенное семейное предприятие, возникшее в XIX в., но, по правде, оно не нуждается в представлении. Его продукция давно стала эталоном качества и художественного вкуса. К сожалению – да, наверное, так надо сказать – в основном, изделия фирмы связаны с историей "англокатоличества", являясь своего рода лицом англокатолического литургического текстиля. Но католики тоже были и остаются заказчиками Уоттсов. К примеру, недавно компания изготовила вот этот набор облачений для католического собора святого Олафа в Осло. Как выяснилось, одним из клиентов Watts and Co было бенедиктинское аббатство Даунсайд в Сомерсете. Сейчас это крупнейшая (но не крупная ) католическая бенедиктинская обитель в Англии. В 1900 г. Уоттс изготовил для нее набор облачений "св. Лаврентия", который был вдохновлен св. Лаврентием фра Анджелико. Вот какая вышла современная трактовка: Но я, собственно, не об Уоттсах. На сайте аббатства обнаружились фотографии интереснейших вещей. По всей видимости, это работа сестер бедного Младенца Иисуса. Гипотеза эта основана а) на похвалах посетителей выставки облачений аббатства, которая состоялась не очень давно. Восторги особенно относились к работе сестер, но я просто не обнаружил среди изображений ничего другого, что напоминало бы их работу б) действительно, явном тонком мастерстве, с которым выполнены вещи. Они в аббатстве называются "облачениями Беркли", поскольку были подарены аббатству по случаю рукоположения в священники дома Освальда Беркли в 1895 г. Как раз то время, когда слава мастерства сестер бедного Младенца Иисуса еще была в полной силе. Изображения: На облачениях, среди прочих, - особо значимые для британского католичества и аббатства святые: разглядел св. Эдуарда Исповедника, св. Маргариту Шотландскую и св. Папу Григория Великого. Что особенно радует - "облачения Беркли" до сих пор в работе, а не в музее. Дом Майкл облачен в "казулу Беркли" по случаю Мессы на свой 50-летний юбилей монашеской жизни Изменено 20 августа, 2018 пользователем Maxim Bulava 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Maxim Bulava Опубликовано 21 августа, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 21 августа, 2018 Еще одна фотка "казулы Беркли" 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Maxim Bulava Опубликовано 8 октября, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 8 октября, 2018 Шон Трайб опубликовал в своем блоге несколько прекрасных фотографий облачений ордена Золотого Руна, с рассмотрения которых начиналась тема 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Maxim Bulava Опубликовано 12 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 12 марта, 2019 Давно собирался поделиться личными открытиями, касающимися Святой Земли. Как, наверное, многие знают, непрерывное попечение о христианских святынях Святой Земли вот уже восьмое столетие осуществляют францисканцы. Орден присутствует в Палестине едва ли не с момента своего основания, а в XIV веке получил от Папы Климента VI-го особое поручение заботиться о святых местах Палестины. За долгие минувшие века францисканцы стали хранителями огромных литургических богатств: христианские монархи Европы делом чести считали отправлять в Святую Землю лучшее из того, что могло предложить искусство ювелиров, ткачей, вышивальщиков их стран. Друг с другом соревновались Империя, Франция, Испания, Португалия, различные итальянские государства. Принципом францисканцев было никогда не продавать ничего из переданного в дар Святой Земле. Теплый и сухой климат региона много содействовал сохранности материальных ценностей. Поэтому, хотя не всё из даров христианского мира удалось сберечь, сегодня богатству францисканских сокровищниц могут позавидовать крупнейшие европейские музеи. Что особенно импонирует во францисканском подходе к хранению этих богатств? Сегодня многие церковные владельцы литургических сокровищ предпочитают держать старинные шедевры в собственных музеях и ризницах, исключив их из богослужебного обращения. Великолепные старинные вещи не только не радуют глаз верующих, но зачастую остаются просто неизвестными никому, кроме узкого круга специалистов. Францисканцы не боятся давать хранимым ими богатствам жить той жизнью, для которой они были предназначены. Ниже предлагается отрывок из интервью настоятеля монастыря Святого Спасителя в Иерусалиме брата Стефана Миловича: - Некоторые люди могут решить, что это довольно странно – то, что францисканцы обладают такой богатой сокровищницей. Существует ли противоречие между служением бедным и наличием красивых литургических предметов? Разве францисканцы не должны продавать часть из них и давать деньги бедным, которые очень нуждаются, особенно здесь, в Святой Земле? - У францисканцев нет сокровищ. Это сокровищница Гроба Господня, наследие, принадлежащее Гробу Господню. Жертвователи ничего не дали нам; они предложили дары святилищу. В качестве хранителей святых мест мы обязаны сохранить то достояние, которое было передано нам. В нашей истории были трудные времена, времена кризиса. В отличие от ризниц средневековых соборов, сокровища ризницы Гроба Господня никогда не обменивались на деньги, потому что мы убеждены, что они не принадлежат нам. - Есть много соборов в Европе, которые обладают древними литургическими облачениями и изысканными предметами, но не пользуются ими. Францисканцы их используют. Почему? - Когда эти вещи пришли к нам, они не были заперты в стеклянные витрины музеев и прочные сундуки ризниц. Мы никоим образом не рассматриваем их как простые произведения искусства, а воспринимаем их как предметы богослужения.Я вижу два способа сохранения артефакта. Первый - поместить его в безопасное место, сокрытое и неприкосновенное. Второй - использовать его. Живой объект не забыт… Я думаю, что этот второй способ сохранения не понят "гражданскими" музеями. 4 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Maxim Bulava Опубликовано 12 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 12 марта, 2019 Одна из наиболее впечатляющих частей литургических богатств францисканцев - облачения, переданные в дар Гробу Господнему республикой Генуя в период с 1687 по 1692 г. Это прекрасный образец барочного искусства, который может показаться современному человеку тяжеловатым, но который производит всё же сильное впечатление искусством мастеров того времени. Художественный эффект обеспечивает полихромная шелковая вышивка, включающая в себя гербы Генуи и фигуры грифонов - символов генуэзского государства. Настоящие картины, вышитые иглой, рассказывают о подвигах святого Георгия - покровителя Генуи. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Maxim Bulava Опубликовано 12 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 12 марта, 2019 Набор облачений, переданный в дар королем Франции Людовиком XIII. Страшно далекие времена, конечно. Облачения изначально выглядели не так. Основой была серебряная парча, и одеяния использовались на важнейшие праздники, когда требуется белый цвет - прежде всего, на Рождество. Говорят, это было что-то. Но основа поизносилась, и потускневшая вышивка была перенесена на красную ткань. Специалисты отмечают, что при этом несколько нарушилась композиция вышитых узоров. Однако и в нынешнем виде. согласитесь, набор производит сильное впечатление. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Maxim Bulava Опубликовано 12 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 12 марта, 2019 Генуэзская казула, плувиал и долматики 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Maxim Bulava Опубликовано 12 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 12 марта, 2019 Вертикальная часть генуэзского балдахина 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти