Перейти к содержанию

Молитвенные жесты


Petra
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Petra, в тех странах, где принимают стоя, видела всегда вариант 3.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну а я видела в Латеранской базилике (!) в Риме - стоя, без каких бы то ни было преклонений, в РУКУ всем подряд.

Я была шокирована, если честно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас тоже при подходе к Причастию кто во что горазд и как в голову взбредет, кто скрещивает руки на груди, кто лодочкой, кто замком складывает.

Если б только руки. А то ведь ещё такие распространенные варианты :

1) стоять столбом в очереди, таким же образом подойти к священнику, аминь, принять и отойти.

2) так же, но перекреститься перед или после принятия Причастия

3) при приближении своей очереди быстро преклонить колено, с вариантами когда перекреститься

 

Может это всё допустимо ( а иначе, почему священники нам не разъясняют?) , но смотрится как-то не очень...

 

 

Ещё можно добавить, что становятся на оба колена и принимают Причастие на коленях (видел не раз).

ИМХО - важнее не внешние знаки. а внутренняя готовность и настроенность на принятие Причастия. Помню, что о. Ковалевский рекомендовал не креститься и не преклонять колено - достаточно лишь преклонить голову перед Причастием. Видел сам когда "суетящийся" прихожанин после Причастия крестным знамением выбил у священника чашу с Телом Христовым - видели бы вы лицо священника (сейчас о. Дмитрий служит настоятелем в Перми)

... Причастие временно прервалось, священник бережно собирал упавшие и раскрошившиеся облатки. Т.е. видимо важнее меньше каких-то активных движений во время Причастия и упомянутый выше вариант 1) - более оптимален, хотя возможно со стороны менее сакрален и менее "насыщен" внешними знаками настроенности на Причастие.

Изменено пользователем black cat
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ещё можно добавить, что становятся на оба колена и принимают Причастие на коленях (видел не раз)

ну да, экстраординарцы иногда приходят на обычные мессы, но всё же редко.

А колено преклоняют обычно заранее, за 1-2 людьми впереди, я тоже, несмотря на свою грузность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В тех случаях, которые я наблюдала, была видна единообразность действий всех причащающихся. Все происходило спокойно, размеренно, без суеты и очень четко, как будто отрепетировано. Сказывалась, видимо, постоянная практика. Все было немного похоже на танец без музыки: первый человек принимает Причастие, второй за ним ждет, третий преклоняет колено и осеняет себя крестным знамением. Дальше все одновременно: первый отошел (шаг в сторону), второй подошел (шаг вперед), третий приблизился (поднялся и тоже шаг вперед), четвертый занял место третьего (шаг вперед и на колено). Писать долго, но участвовать было легко и просто.

 

А вооюще из всегь вышеописанного делаю вывод, что важно единообразие действий. Насколько мне известно, способ прирятия Причастие определяется синодом епископов данной территории.

Про Причастие в руку тоже знаю; знаю, при каких условиях это производится, более того, сама так принимала, находясь в епархиях, где принят такой способ. Мне не нравится, не получается правильно настроится. Но для меня привычный и правильный способ - коленопреклоненно, стоя тоже чаще всего не получается правильное внутреннее состояние. Кстати, в описанной выше ситуации как раз получилось: все было настолько четко, что не выводило из состояния молитвенной сосредоточенности.

И еще, помнится, на Заглобе это очень подробно обсуждали, и мы с Helenoj были противоволожных точек зрения: кто как привык.

Повторю только два из своих тогдашних аргументов: кто-то из пап даже частичную индульгенцию объявил за коленопреклоненное принятие. А Гос. секретарь Ватикана кардинал Паролин поражался и восхищался такой массовой практикой во время визита в Беларусь. Я вообще считаю, что эти изменения ритуала в сторону "демократизации" - ни что иное, как приспособление к мировоззрению современного человека, который знает, что представители гос. власти стоят с ним на одном уровне как СОграждане (полная противоположность относительно недавнему длительному прошлому, когда суверен был несоизмеримо выше своих ПОДданных). И поэтому современному человеку сложнее принять неравенство в отношении с Богом. А Церковь, вместо того, чтобы учить правильной пропорции, подыгрывает неправильной.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне не нравится, не получается правильно настроится. Но для меня привычный и правильный способ - коленопреклоненно, стоя тоже чаще всего не получается правильное внутреннее состояние.

Какая молодёжь придирчивая пошла! Всё время что-то мешает...

Изменено пользователем Amtaro
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отвечаю всем. Покоя не даёт, говорите? От протестантов? А матчасть поучить? Судя по всему, это Месса армянской общины. Это очевидно, достаточно взглянуть повнимательнее. У армянских католиков свой, причём ни на кого не похожий обряд, вдобавок, вслушайтесь (вчитайтесь) - самый древний обряд из всех существующих. Армяне. Стали. Христианами. На государственном уровне и упорядоченно. Задолго. До всех нас вместе взятых. И жест этот, если они от кого-то и восприняли, то непосредственно от апостолов. И армяне всегда были самыми последовательными христианами в истории, если изучить вопрос. Они защищали христианскую веру как львы, но всегда были готовы идти навстречу другим конфессиям во имя христианского единства. Я представляю, что сейчас некоторые полезут в Википедию и откопают там догматические тонкости. Не умничайте. Проанализируйте историю. И поклонитесь этому народу. Что касается жестов, то они определены для каждого обряда. Да, в латинском обряде такого нет. И если протестанты пришли со своими привычками в латинский обряд, то следует подсказать. Армяне же имеют на этот жест полное и безоговорочное право.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Браво, andros! "Дрались как львы" и умирали как мученики. В V в. от P.Х., т.е. примерно за тысячу лет до утверждения Тридентины.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне, честно говоря, непонятны эти страсти вокруг жестов и позиций. Как человек считает нужным, так и складывает руки при молитве. Кроме того, что оговорено для Литургии. Если верующий будет думать, как он сел, встал, сложил руки, некогда сосредоточиться на главном.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне не нравится, не получается правильно настроится. Но для меня привычный и правильный способ - коленопреклоненно, стоя тоже чаще всего не получается правильное внутреннее состояние.

Какая молодёжь придирчивая пошла! Всё время что-то мешает...

Спасибо за компплемент.

В действительности я моложе Вас, но не слишком :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне, честно говоря, непонятны эти страсти вокруг жестов и позиций. Как человек считает нужным, так и складывает руки при молитве. Кроме того, что оговорено для Литургии. Если верующий будет думать, как он сел, встал, сложил руки, некогда сосредоточиться на главном.

Так в том и вопрос, что всегда было оговорено, а сейчас начался какой-то разброд. И именно в Литургии. Роль священника исключительна, поэтому у него одни жесты, у всех остальных другие. И путаница вызвана или незнанием/непониманием происходящего, или откровенным пренебрежением. И то, и другое непохвально как минимум.

И не соглашусь с последним утверждением. Наоборот, когда все четко и определенно, все делаешь автоматически, не задумываешься, а сосредотачиваешься. А получается, что для "Отче наш" я привычно сложила руки, а меня с разных сторон начинают за них тянуть, чтобы цепочку составить, и т.п.

Или как выше описали, к Причастию кто как подходит, и могут происходить нехорошие вещи. Чтобы этого не было, надо учить/говорить/отрабатывать. Детей перед первым Причастием учат, с ними репетируют и как подойти, и как отойти.

И, например,когда люди стоят в ряд, а священник подает комуникат, никто резких жестов не совершает. Практика, выработанная годами/десятилетиями/столетиями сбоев не дает.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас одна очень пожилая прихожанка, получив Причастие, складывала руки лодочкой, воздевала их вверх перед Чашей и приседала еще при этом. Мне со второй скамьи было всегда так жутко смотреть. А вдруг заденет?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надзея, но у армян, к примеру, это в их религиозной культуре - открывать руки в молитве как бы в просящем жесте. Тут никакие турки или харизматы рядом не стояли. Такая традиция молитвы действительно очень древняя, и передается из поколения в поколение.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Абсолютно согласна с последними двумя сообщениями Надзея.

 

Фото в начале темы действительно с мессы армянского прихода, просто недавно попалось на глаза и было взято для иллюстрации ЖЕСТА. У нас на воскресных мессах сидят так же плотно, а вот ведут себя совершенно в разнобой. И когда сосед слева от тебя стоит солдатиком, а справа сложил руки замком, а другой впереди тянет руки вперёд, как на картинке - это именно что отвлекает (уж не говоря о том, как некрасиво это выглядит со стороны).

Выучить песнопения и правила поведения на мессе не займет долгого времени , я например через 2 месяца чувствовала себя вполне уверенно.

Изменено пользователем Petra
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нета, так я не про армян, а про латинский обряд.

Петра, мое имя склоняется ;)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так и я тоже про латинский обряд, на армянской мессе я не была никогда
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Причастие принимать коленопреклоненно это хорошо.

А как быть с теми, кто не может в силу возраста или болезни встать на колени?

Да и времени это занимает больше.

И Чаша может быть выбита из рук.

 

Особенно, когда священник один на 2 прихода.

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) А как быть с теми, кто не может в силу возраста или болезни встать на колени?

2) Да и времени это занимает больше.

3) И Чаша может быть выбита из рук.

 

4) Особенно, когда священник один на 2 прихода.

 

1) Как делали всегда: стоя.

2) В воскресенье, когда людей много, предполагается, что никто никуда не спешит.

3) Не может, если никто не суетится и все совершают обдуманные привычные движения.

4) Это тоже проходили, в сравнительно недавнем прошлом. Это неважно.

 

И, осмелюсь предположить, что в России католические храмы (не о Москве речь, конечно) вряд ли бывали/бывают такими переполненными, как бывали (и сейчас иногда бывают) у нас. Особенно, когда их только стали возвращать/открывать. Когда люди стоят на улице, а внутри можно с трудом протиснуться. И все равно никогда никаких эксцессов не наблюдала. Но и происходит все совершенно по-другому, конечно, не так, как я описывал раньше. Это я просто иллюстрирую мысль, что ни большое количество прихожан, ни их немощность или что-нибудь иное проблем не создают.

Но, возможно, это еще и от того, что существуют традиционные правила, которым следуют все.

Прямо захотелось заснять какое-нибудь Торжество, когда практически все к Причастию идут. Даже в воскресенье мысль такая была ;), но людей как раз было мало, и просто времени не хватило.

Изменено пользователем Надзея
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...