Перейти к содержанию

"У Гааза нет отказа"


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Семененко-Басин И. В.

Доктор Гааз и христианская книга. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2022. — 192 c. — (Studia historica.). ISBN 978-5-907498-28-0

Книгу можно купить в интернет-магазине издательско-торгового дома «Гнозис» (ссылка ниже), или же, по более высокой цене, в интернет-магазинах OZON, Читай-Город, Подписные издания, Буквоед, Моя книга, а также на Alib.

Монография посвящена книгоиздательским инициативам московского медика-филантропа Фридриха Йозефа (Федора Петровича) Гааза (1780–1853). Книгоиздание доктора Гааза было направлено на реализацию основной задачи тюремной благотворительности – воспитание и социализацию арестантов, обучение их грамоте, передачу им христианской веры.

Автор вводит в научный оборот и анализирует документы из пятнадцати архивных фондов, хранящихся в восьми различных российских архивохранилищах. Кроме выяснения всех обстоятельств книгоиздательских проектов доктора Гааза, в монографии характеризуются личность Гааза, его общественная деятельность, уточняются отдельные факты его биографии. В приложении публикуется латиноязычное письмо Гааза церковному цензору, протоиерею Феодру Голубинскому (1839).

https://www.gnosisbooks.ru/books/istoriya_rossii/doktor_gaaz_i_khristianskaya_kniga/

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

0O7m0fVVXx4.jpg?size=2560x1707&quality=9

Презентация новой книги о Докторе Гаазе в культурном центре «Покровские ворота»

24 января в культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация книги Ильи Семененко-Басина «Доктор Гааз и христианская книга», посвященная книгоиздательским инициативам московского медика-филантропа Фридриха Йозефа (Федора Петровича) Гааза, которые были направлены на реализацию основной задачи тюремной благотворительности – воспитание и социализацию арестантов. В монографии, основанной на документах пятнадцати архивных фондов, дается анализ личности Доктора Гааза, его общественной деятельности, уточняются отдельные факты его биографии.

Предваряя начало презентации, ведущая встречи Джованна Парравичини представила гостям культурного центра автора книги, доктора исторических наук Илью Семененко-Басина, и двух основных докладчиков – архиепископа Павла Пецци и игумена Русской Православной Церкви Петра Мещеринова, специалиста в области перевода с немецкого языка протестантских текстов. Ведущая отметила, что содержание книги раскрывает неизвестные обстоятельства книгоиздательских проектов Доктора Гааза, но также уточняет некоторые факты его биографии, помогает читателю понять культурную среду, повлиявшую на формирование личности медика-филантропа. После краткого вступления Джованна Парравичини предоставила слово архиепископу Павлу Пецци.

Владыка Павел, участвующий в презентации посредством видеоконференции (zoom), выступил с докладом на тему «Христианство: Любовь и Доброта. Опыт Франциска Сальского», память которого Католическая Церковь отмечает в этот день.

Архиепископ сказал, что «мало кто знает, кто такой Франциск Сальский. Но еще меньше людей знает, что личность святого Франциска оказала глубокое влияние на жизнь и деятельность Слуги Божьего Доктора Федора Петровича Гааза». Как отметил владыка, о последнем обстоятельстве он узнал благодаря книге Ильи Семененко-Басина «Доктор Гааз и христианская книга». Владыка напомнил, что 28 декабря исполнилось 400 лет со дня смерти или со дня рождения для неба Франциска Сальского. По этому случаю Папа Франциск обнародовал послание Totum Amoris Est («Всё принадлежит любви», ВПЛ), и которое епископ всем советовал прочитать.

Обращаясь к личности святого, владыка отметил, что «Франциск родился 21 августа 1567 года в Савойе, в замке Саль, недалеко от Анси, тогдашней кафедры католического епископа Женевы, в самой Женеве «царствовали» кальвинисты, запрещавшие любые проявления католического присутствия в городе.

В 70-е годы XVI века Франциск живет и учится в Париже, в это время он переживает глубокий духовный кризис - «суд», «распознание» своего опыта, – который стал для него фундаментальным. Франциск открывает для себя, что христианство, католичество, не имеет будущего, если оно останется только в монастырях: необходимо, чтобы оно присутствовало в университетах, во дворах власть имущих, и среди народа, особенно среди наиболее бедных и отверженных. Ключом к его «кризису» стала бескорыстная любовь, в чем мы можем увидеть отсылку к «гаазовскому» девизу «спешите делать добро».

Париж становится важным местом его деятельности, куда бы не направляли Франциска, он воспринимает это как окончательное место своей миссии. Здесь он впервые столкнулся с фидеизмом Кальвина, от которого Франциск смог освободиться именно благодаря сознанию того, что «достойна веры лишь любовь» (Бальтазар).

Бескорыстная любовь – это «суд» над миром сим. Этот мир был «осуждён» любовью, а не гневом Божиим, и вера есть признание этой действенной, спасающей человека и мир любви. Никакие правила сами по себе не приносят спасение, они лишь оправдывают действия власти и делают человека и мир смертельно унылыми. Бескорыстная любовь – это ключ к «служению» святого Франциска. Для него любить означало служить. Перед своей смертью Франциск ездил в Лион, куда он прибыл для его последнего дипломатического поручения - сопровождения кардинала Маурицио Савойского в Авиньон, по просьбе герцога Савойского, чтобы отдать дань уважения молодому королю Людовику XIII, возвратившемуся в Париж из путешествия по долине Роны после победоносной военной кампании на юге Франции. Усталый и больной, Франциск отправился в путь исключительно из чувства служения. Как писал он сам, «если бы моё путешествие не принесло большой пользы их служению, у меня наверняка было бы много веских причин не делать этого; впрочем, если дело касается их службы, живой или мёртвый, я не отступлю, а пойду или понесусь» (Письмо)».

Далее владыка особо подчеркнул, что для святого Франциска послушание было не просто добродетелью, а возможностью приносить плоды на ниве Господней. Поэтому лишь после неохотного согласия своего отца в 1593 году он был рукоположен во священники.

«Кафедра женевской епархии, где начал служение молодой пастырь, была тогда в изгнании в Анси, на востоке Франции. Для любого католического верующего, тем более для священника, было опасно даже только появиться на землях, принадлежавших «кальвинистскому государству» Женевы. Франциск включился в «борьбу» за души как добрый пастырь, который готов отдать свою жизнь за овец. Франциск был терпелив, добр, неутомим и вежлив. Он считал, что если уж ошибаться, то лучше в том, чтобы быть слишком добрым, чем слишком строгим. Он не обличал, а убеждал, участвуя, где это было возможно, в диспутах с противной стороной, и побеждал в них, противопоставляя любой идеологии опыт любви, открывшийся ему во время парижского пребывания в церкви. Он использовал диалог как способ передачи своего личного опыта того, что «любовь Христова объемлет его» (ср. 2Кор 5,14). Будем помнить, что в ту эпоху насилие и смерть не были специфическими католическими способами убеждения, поскольку в кальвинистской Женеве довольно часто применялась смертная казнь, в том числе и через сожжение, для тех, кого считали противниками Реформации. Дважды сторонники кальвинизма организовывали покушения на жизнь Франциска, по счастью неудачные.

Чтобы распространять свидетельство о вере, основанной на заповеди любви и на ясной и доступной доктрине, Франциск использовал плакаты и листовки, пророчески открывая путь тому, что в будущем будет названо католической прессой. Именно по этой причине Франциск был объявлен покровителем писателей и журналистов.

Благодаря своему методу, за несколько лет служения, которое можно без преувеличения назвать миссионерским, святой Франциск вернул в Церковь около семидесяти тысяч человек. Три раза он тайно приезжал в Женеву, где встречался с главой кальвинистов Теодором Безой, стремясь убедить его в истинности католического вероучения, но не преуспел.
В 1602 году Франциск становится епископом Женевы, и выбирает своим девизом слова «Non excidet» — «не исчезнет», — из тринадцатой главы Первого Послания Апостола Павла к Коринфянам. Чтобы вера не «исчезла», необходимо заботиться о религиозном просвещении, воспитании своей паствы.

Франциск сам стал заниматься катехизацией, пророчески возвращаясь к истокам Церкви, когда сами апостолы и первые епископы занимались непосредственно воспитанием верующих».

Еще одним важным аспектом служения святого Франциска, было то, что он «опирался на Крещение, и предлагал мирянам то, что до него Церковь предлагала только монашествующим – путь святости. Именно поэтому в «Руководстве к благочестивой жизни» («Филотея»), самом знаменитом своем сочинении, Святой говорит о благочестии и миссии, обращаясь к мирянам, ко всем крещёным, на что он сам обращает внимание читателя в предисловии к первому изданию, отмечая, что ранее все сочинения подобного рода предназначались исключительно лицам духовного звания, либо тем, кто в результате чтения должен был принять решение оставить мир и к ним примкнуть».

«Святость и миссия – это дело не только для священников или монахинь в монастыре, нет, это дело каждого крещеного. Поэтому речь идет не о каком-то внешнем принуждении, о каких-то деспотичных и произвольных силах, о насилии. Скорее, убедительная сила миссии – это приглашение, которое оставляет свободу человека невредимой», – сказал епископ.

«Богословие святого Франциска Сальского – это богословие любви, и наивысшей формой благочестия он называет умение жить, исполняя две «наибольшие» заповеди – заповеди любви. Все наследие Франциска Сальского может быть заключено в его словах «все принадлежит любви» («Трактат о любви к Богу»), которые опять напоминают нам о словах Доктора Гааза «спешите делать добро».

Владыка Павел также напомнил, что святой Папа Иоанн Павел II назвал святого Франциска Сальского «Учителем Божественной любви» не только потому, что тот написал очень важный трактат о любви к Богу, но, прежде всего, потому что он переживал в себе и вокруг себя эту любовь, и был её свидетелем в повседневной жизни.

Обращаясь к сегодняшнему дню, владыка Павел отметил, что опыт Франциска Сальского важен и для нас сегодня, когда мы тоже переживаем эпохальные изменения, эпохальный поворот: «Каждому из нас и всей Церкви в целом необходима открытость, а не замкнутость в себе; нам необходимо быть свободными от мирского, светского влияния, но с такой свободой, чтобы мы не уходили из этого мира, не защищались от него в замкнутых общинах. Необходимо, чтобы наши общины были способны жить в мире, разделять с людьми их жизнь, ходить вместе с ними, слушать их и принимать их».

«Именно это делал Франциск: он умел «читать» с помощью благодати Божией свою эпоху, изменения, которые в ней происходили, и те перемены, которые ещё необходимо было осуществить. Поэтому сегодня он приглашает нас выйти из чрезмерной заботы о себе, о наших структурах, о социальном имидже, и спрашивать себя, скорее, о том, каковы конкретные потребности и духовные ожидания нашего народа и нашей эпохи», – заключил владыка.

Он завершил свое выступление молитвой святого Франциска Сальского к Святому Иосифу, которую читает каждый день:

«Славный Святой Иосиф, обручник Марии,
простри на нас твою отцовскую защиту,
ты, сделавший возможной
самую невозможную вещь.
Взгляни на наши нынешние нужды,
обрати свой отцовский взгляд
на то, что важно для твоих детей.
Помоги нам и возьми под свою любящую защиту
дела столь важные, что мы доверяем их тебе,
чтобы их успешное завершение
было ради славы Божией
и ради блага нас, с любовью следующих за тобой.
Аминь!».
 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

dGJ_Wtfy0Hk.jpg?size=2560x1707&quality=9

Вторым выступающим был игумен Петр Мещеринов, который представил доклад «Ф.П. Гааз – духовное становление. Предположительные влияния», начав его словами: «Фридрих Йозеф Лаврентиус Гааз (Хас) родился 24 августа недалеко от Бонна, в католической семье аптекаря Петера Гааза. Это поликонфессиональная земля. С одной стороны, доминирующая религия - католичество, Кельн (резиденция архиепископа в Бонне) - один из важнейших центров немецкого католицизма до сего дня. Кроме того, здесь - родина немецкой мистики («рейнских мистиков» ХII - XIII вв. - Майстер Экхарт, Таулер, Генрих Сюзо - все это доминиканцы, центром их жизни был Кельн). С другой стороны, с XVI века на этой земле укоренились лютеранство и реформатство. И именно для этой локации был свойственен важный феномен - нижнерейнский пиетизм, главнейшим представителем которого был Герхард Терстеген, характерная черта: сочетание духовности и медицины (Терстеген). Разумеется, необязательно, что Фридрих Гааз со всем этим был сознательно знаком; но «дух места», «genius loci», так сказать, несомненно влияет на религиозно чуткого человека – опять же, это сочетание духовности и медицины), собственно, и определяет облик доктора Гааза».

«Что такое северный католицизм?» - задает вопрос докладчик, и отвечает, что это «глубочайшие традиции благотворительности; и именно попечение о бедных - причем через это осуществлялось «Подражание Христу». (Общество Св. Причастия; Берньер-Лувиньи). Это было в крови и плоти католицизма, и, несомненно, не могло не повлиять на Доктора Гааза - и здесь связка «духовность и медицина». Далее. С 1802 года Гааз обучался на философском факультете в Йенском университете, изучал философию, в том числе непосредственно у Шеллинга, и медицину. Затем Гааз перевелся в Геттингенский университет, для которого существенным является немецкое просвещение. Обычно, когда мы говорим об этом важном феномене, мы имеем в виду французское просвещение, преимущественно атеистическое и антицерковное.

Лейбниц, Винкельман, в особенности Кант, Лессинг, Гердер и Гете вот эмблематичные имена немецкого просвещения, вполне теистического, выдвигающего на первый план вопросы философии, искусства, образования. Немецкие университеты – очаги этого движения. Нельзя недооценивать влияние просвещения с его гуманистическими идеалами на доктора Гааза. Обычно люди церковные ругают просвещение, но, как и всегда в истории, через него Бог осуществлял то, что должна была бы делать Церковь – это гуманизация жизни».

«И, наконец, еще одно важное влияние нужно упомянуть. Это русский католицизм первой четверти XIX века. Доктор Гааз жил в Москве; я не знаю ситуацию с католическим духовенством в нашем городе в то время. Но тон, конечно, задавала столица – а в Петербурге в эту эпоху католицизм представляли представители так называемого «баварского пиетизма» – это, прежде всего, Иоганн Госснер, настоятель собора Св. Екатерины до 1824 года. Учителя Госснера – Мартин Боос, епископ Зальер, представители движения «Альгауэрского Духовного возрождения», начавшегося с 1790-х годов и охватившего альпийский католический регион. Надо сказать, что после Венского конгресса этот «католический пиетизм» стал подвергаться преследованиям, Госснер потерял свое место в Мюнхене и был приглашен в Петербург - место расцвета духовной свободы, что связано с именем князя Голицына, обер-прокурора Синода и Министра народного просвещения. Госснер был сопредседателем Библейского общества. Неизвестно, были ли знакомы Госснер и Доктор Гааз, но католицизм тогда в России был явно «пиетистский», и я думаю, что так или иначе это не могло не сказываться на духовном облике нашего героя.

Вот что я хотел сказать о возможных источниках духовного становления доктора Гааза».

Завершил выступления докладчиков автор книги «Доктор Гааз и христианская книга» Илья Викторович Семененко-Басин, который начал свое выступление с ответа на замечание игумена Петра о знакомстве Госснера и доктора Гааза.

«Возможно, два этих персонажа могли быть знакомы, - предположил Илья Викторович, - потому что доктора Гааза отличало здоровое и хорошее любопытство. Скажу, что концы нужно искать в дневниках Александра Ивановича Тургенева, который был знаком и с тем и другим. В то же время Доктор Гааз, будучи москвичом, бывал в Петербурге».

Затем автор книги перешел к ответу на вопрос Джованны Парравичини: «Как эта книга вошла в вашу жизнь, какие открытия вы сделали?»...

Читать полностью: https://cathmos.ru/prezentacziya-novoj-knigi-o-doktor..

Текст и фото: Ольга Дубягина

Yn7LB3njR3Q.jpg?size=2560x1707&quality=9

DWodHpb8CK8.jpg?size=2560x1707&quality=9

Архиепархия Божией Матери в Москве
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 месяцев спустя...

Слева: памятник Ф.Гаазу во дворе больницы на дореволюционной открытке, 1909 г. Справа – Сергей Васильевич Пучков с собакой, 1905 – 1908 гг.

Памятник Ф. Гаазу во дворе больницы на дореволюционной открытке, 1909 г. Фото: https://pastvu.com. Сергей Васильевич Пучков с собакой, 1905–1908 гг. Фото: https://russiainphoto.ru

В 1903 году Пучкова выбирают председателем Московской городской комиссии общественного здравия. А в 1906 году его назначают главным врачом Полицейской больницы. И Сергей Васильевич сразу берется за новое дело, не имеющее прямого отношения к медицине. Его задача – освежить в умах московских обывателей память о своем легендарном предшественнике, докторе Федоре Гаазе.

Полностью статья Сергей Пучков: доктор, создавший пастеровскую станцию, памятник Гаазу и кладбище

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

6O_3lQou7xI.jpg?size=604x453&quality=96&

EAmO4KBMkiY.jpg?size=604x454&quality=96&

hF1IE65CrTU.jpg?size=453x604&quality=96&

nVGdFZWEOBI.jpg?size=453x604&quality=96&

Паломничество на Введенское (Немецкое) кладбище в Москве к могиле доктора Гааза. 16 августа 2023 г.
Фото: Татьяна Козлова
Взято со страницы Ильи Семененко-Басина

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Следы бывшего источника и каменных ванн у скульптуры Орла (октябрь 2022 года)

Следы Александровского источника, открытого Гаазом, можно найти в Пятигорске и сегодня: на месте излива воды возвышается скульптура Орла, видны остатки старых каменных ванн. Из расщелины пахнет сероводородом, а зимой даже чувствуется тепло, если просунуть туда руку.

Доктор Гааз: как спонтанное путешествие московского врача подарило нам курорты КМВ

В 1980 году в библиотеке Ростовского медицинского института была найдена очень редкая и ценная книга. Весь изданный на французском языке тираж сгорел в московском пожаре 1812 года - и только чудом несколько экземпляров сохранилось за пределами Москвы.

По инициативе пятигорских краеведов, книга была переведена на русский язык в 1989 году - и стала памятником отечественной курортологии. Книга эта была написана московским доктором Федором Петровичем Гаазом и называлась "Моё путешествие на Александровские воды в 1809 и 1810 гг".

Копия книги Гааза "Моё путешествие на Александровские воды в 1809 и 1810 гг" (экспонат музея Гааза в Москве)

Подробнее здесь

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

awZrxSwogr0.jpg?size=504x604&quality=95&  Vh7RVUrQzSg.jpg?size=453x604&quality=95&

Hy08PHE-Eus.jpg?size=391x604&quality=95& 9Nt0ZWueSUM.jpg?size=604x442&quality=95&

RUKyRReby5o.jpg?size=604x458&quality=95& 

eEOzkgKiuj0.jpg?size=604x539&quality=95&

Дорогие!
По инициативе о. Фернандо Вера 1 октября (воскресенье) в Приходском доме прихода Петра и Павла в Милютинском пройдёт вечер доктора Гааза.

В рамках встречи состоится презентация новой книги Нины Шемелевой-Лебедевой "Фёдор Петрович Гааз человек подвига".

Нина Фёдоровна Щемелева создавала этот труд всё последнее десятилетие.
Это наиболее полная и систематизированная история жизни Святого Доктора. Есть главы, посвящённые католическому кварталу в Милютинском переулкe. Для меня они оказались наиболее познавательными.

В книге почти 400 страниц, сотни фотографий и сканов уникальных документов
В продажу издание, скорее всего, не поступит из-за небольшого тиража

В программе:
- Встреча с автором
- Видеопрезентация
- Автограф-сессия
- Показ фильма о Святом докторе
- Концерт
- Чаепитие

Время: с 16.00 до 18.30

Внимание!
Для того, чтобы вечер состоялся, нужны добровольцы.
Желающим поучаствовать в подготовке просьба писать в
WhatsApp 8(903)1023630

Что нам нужно:
- Помощь в организации концертной программы (идеи приветствуются)
- Организации общего стола
- Проектор и экран

Желающим приобрести книгу, писать в личку
Если наберётся 20 человек, специально съезжу к автору и доставлю экземпляры в Cобор или в Милютинский.

Информация от Дмитрия Дунько. (на фото)

Ольга Хруль

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

dH4Axv1bGmc.jpg?size=571x807&quality=95&

1 октября (воскресенье) в 16.00
Состоится вечер
"Фёдор Петрович Гааз человек подвига"

Место проведения: приходской дом прихода Петра и Павла (Милютинский пер, 18, корп. 4)

В программе:

- презентация новой книги о Святом Докторе
- выступление доктора исторических наук Ильи Семененко-Басина
- личные свидетельства
- концерт
- чаепитие

Вход свободный!
Приглашаем от всего сердца!

Ольга Хруль

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

HrSvAk_oZio.jpg?size=2560x1707&quality=9

1 октября, в воскресенье, в 16.00, в приходском доме прихода Петра и Павла (Милютинский пер, 18, корп. 4) состоялся вечер "Фёдор Петрович Гааз человек подвига"
В программе вечера:
- презентация новой книги Нины Шемелевой-Лебедевой о Святом Докторе
- выступление доктора исторических наук Ильи Семененко-Басина
- личные свидетельства
- концерт
- чаепитие

Открывая вечер отец Фернандо произнёс: Фёдор Петрович Гааз научился ОБъединять, СОединять, ВОСсоединять, то, что распалось, а не разделять! Он не только своим примером, но и своим безумным трудом, всё время, с утра и до вечера работал! И делал, как нам потом расскажет, Илья Викторович, он и писал и научно защищал веру, он защищал права заключённых (отверженных). Он общался и с католиками, и с православными, и с неверующими и это не составляло для него труда, не было для него препятствием. Он общался и с властьпридержащими; и с теми, у кого не было места на свете и он искал всё то, что объединяло.
Папа Франциск в телемосте из Санкт-Петербурга говорил о дипломатах: что "они конфликтов не боятся, но они их и не подчёркивают." Они ищут то, что объединяет. И это то, что делал доктор Гааз. И эта та мысль, которая была у меня, когда я готовился к этой встрече."
После встречи музыкальную паузу взяли воспитанники вокальной студии при Кафедральном Соборе под руководством Елены Отиевой. В программе концерта духовной музыки:
1. Диана Чернова исполнила:
Ф. Дуранте "Vergin tutto amor "ты любви полна.
П. Масканьи "Ave Maria".
Ц. Франк "Panis Angelicus".

2. Вета Ковалёва.
Р.Прицеман. Avе Mаria
В. Вавилов Ave Maria.

3. Вероника Гладышева.
Неизвестный автор 14 века, обработка Вейса Ave Maria .
Ф. Шуберт Ave Maria.
Ц. Сидорович. Ave Maria.

4. Aлександра Осинкина
Г.Ф. Гендель. Ave Maria. Переложение на музыку арии Альмиры.

5. Елена Отиева.
Л. Люци. "Ave Maria".
Ш. Гуно. "Раскаяние".

6. Елена Волкова.
Ж. Бизе . "Agnus Dei".
П. И.Чайковский. Ариозо воина из контаты " Москва".
К. Сен-Санс. Ave Maria.

7. Елена Отиева.
Г.Ф. Гендель "Amen, Alleluja".

Велась видеозапись.
Ccылка на фотоальбом: https://vk.com/album549864182_297222884

U-H1qB9Km1s.jpg?size=2560x1707&quality=9

DtFAiIjQCPY.jpg?size=2560x1707&quality=9

-OAHViw30G4.jpg?size=2560x1707&quality=9

3cyhUpHKxws.jpg?size=2560x1707&quality=9

Ольга Хруль

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...