wrobel Опубликовано 2 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 2 июля, 2016 (изменено) я сейчас просто воспроизведу письмо, которое написал Кураеву, ответа пока не получил и думаю уже не получу, а вопрос меня интересует. Прокомментируйте пожалуйста. Уважаемый отец Андрей, простите за беспокойство. Я слушал ваши старые лекции о католичестве, лекции мне были очень интересны, но возник один вопрос.Вопрос, возможно тривиальный. Когда вы обсуждаете Filioque, вы говорите, что Бог в природе Своей прост, ибо все сложное подвержено распаду, а Бог неизменен. Справедлив ли вообще такой диалектический аргумент в приложении к Богу? Ведь, распад это процесс, который разворачивается во времени, а Бог не подчиняется времени, Он Сам творец времени. А можно еще так: суждение "все сложное подвержено распаду" вытекает из нашего опыта наблюдения за тварным падшим миром. И опять вопрос: корректно ли распространять эту эмпирику на Бога? Изменено 2 июля, 2016 пользователем wrobel Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Amtaro Опубликовано 2 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 2 июля, 2016 Я думаю, что Бог прост Сам по Себе, а не потому, что всё сложное подвержено распаду. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Петр Опубликовано 2 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 2 июля, 2016 wrobel, я с Вами в целом согласен -Ведь, распад это процесс, который разворачивается во времени, а Бог не подчиняется времени...Бог прост, неизменяем и одновременно непознаваем - как, например, тайна Пресвятой Троицы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Марион Опубликовано 4 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2016 (изменено) Абсолютная простота Бога может быть показана многими путями. Во-первых, ... поскольку Бог — не тело, в Нем нет ни составленности из множества частей, ни составленности из материи и формы; и при этом ни Его природа не отличается от Его субстанциальной формы, ни Его сущность — от Его существования; нет в Нем [также] ни составленности рода и отличительного признака, ни — субстрата и акциденций. Отсюда понятно, что Бог никоим образом не сложен, но всецело прост. Во-вторых, [это так] потому что все составное последует составляющим его частям и зависит от них; но Бог есть первое сущее, как было показано выше (2, 3). В-третьих, [это так] потому, что все составное [должно] иметь причину [своей составленности], ибо различные вещи не могут составить нечто одно без причины, обусловливающей их объединение. Но Бог, как было показано выше (2, 3), не имеет причины, поскольку Он сам — первая действующая причина. В-четвертых, [это так] поскольку во всем составном должна присутствовать как потенциальность, так и актуальность, так как [в составных вещах] или какая-то из частей приводит к актуальности прочие, или даже все части потенциальны по отношению к целому; но это [конечно] неприложимо к Богу. В-пятых, [это так] потому, что ничто составное [в целом] не может быть предицировано какой-либо одной из своих частей. Это [особенно] очевидно, когда речь идет о целом, составленном из несходных частей; так, ни одна из частей человека не есть человек, ни одна из частей ноги не есть нога. В целом же, составленном из сходных частей, хотя кое-что из сказываемого о целом может быть сказано и о части (поскольку часть воздуха — [тоже] воздух, и часть воды — вода), однако некоторые предикаты целого все-таки не могут быть предикатами частей; например, если целый объем воды — два [кубических] локтя, никакая его часть не может равняться двум [кубическим] локтям. И так в каждой составной вещи — имеется нечто, что не есть она сама. Но хотя обо всем, имеющем форму, можно сказать это, т. е., что оно имеет нечто, что не есть оно само, как [например] в белой вещи есть нечто, не принадлежащее к субстанции белого, однако же в чистой форме нет ничего, помимо ее самой. А поскольку Бог есть чистая форма, или абсолютно-сущее, Он никоим образом не может быть составным. Иларий имел в виду [именно] это, когда сказал: «Бог, Который есть Сила, не состоит из вещей, кои слабы; Он, Который есть Свет, не состоит из вещей, кои тусклы». Св. Фома Аквинский Сумма Теологии I, Q3, art.7, co (Подробнее - см. Вопрос 3 с начала). https://azbyka.ru/ote...logii-tom-1/3_7 Изменено 4 июля, 2016 пользователем Марион 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти