Перейти к содержанию

Прав ли Чехов?


Петр
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Перечитывал дневники А. П. Чехова и увидел знакомый афоризм:

 

Вера есть способность духа. У животных ее нет, у дикарей и неразвитых людей — страх и сомнение. Она доступна только высоким организациям.

 

С одной стороны, эта фраза может польстить верующим. С другой, среди атеистов и "сомневающихся" есть и ученые, философы и писатели...

Изменено пользователем Петр
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С другой, среди атеистов есть и крупные ученые и нобелевские лауреаты, философы и писатели...

А среди святых - люди неграмотные и "дремучие".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Радка, среди святых самые разные люди. И среди "сомневающихся" тоже. :) Изменено пользователем Петр
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне думается, Антон Палыч зря уравнивает здесь меру совершенства натуры и степень ее сложности. Пожалуй, мы куда скорее встретим искреннюю и абсолютную веру у благородного дикаря, чем у запутавшегося в своих чувствах и идеях постмодерниста.
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не совсем понятен контекст.

 

Как будто, противоречит следующим местам:

 

Мф 11:25. В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты

утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам.

 

1Кор 3:19-20 Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.

И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне думается, Антон Палыч зря уравнивает здесь меру совершенства натуры и степень ее сложности...

... а духовность с цивилизованностью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Перечитывал дневники А. П. Чехова и увидел знакомый афоризм:

 

Вера есть способность духа. У животных ее нет, у дикарей и неразвитых людей — страх и сомнение. Она доступна только высоким организациям.

 

С одной стороны, эта фраза может польстить верующим. С другой, среди атеистов и "сомневающихся" есть и ученые, философы и писатели...

Собственно, по большому счету а что не так? В контексте духовности (способности духа) "высокая организация" отнюдь не означает непременной грамотности и высокого IQ. Да и для обществ обозначаемых словом "дикари", как-то не только христианство, но и монотеизм, мягко говоря не характерны. Их религии действительно в основном это страх и сомнения.

Конечно глубокую искреннюю веру скорее ожидаешь от крещенного дикаря или от бедной необразованной вдовицы а не от генерал-губернатора имперской провинции или от академика. Но все же это будут либо обращенный дикарь либо аутсайдер но относительно развитого общества, а никак ни Чингачкук Большой Змей, будь он трижды благороден.

 

Сам Чехов, как мне кажется, был достаточно демократичен чтобы однозначно сопоставлять "цивилизованность" с духовной развитостью. Скорее он наделял развитой духовностью именно то, что мы теперь называем интеллигентностью (не интеллектуальностью и образованностью, и не культурностью в смысле речи и манер принятых в обществе, что есть необходимое но недостаточное условие того, довольно широкого понятия интеллигентности, которое во многом и сформировалось благодаря самому Чехову). Мне скорее странно что он так напрямую сопоставляет духовность и веру. Чехов, кажется, не был шибко набожный, и скорее относился к типу симпатизирующих христианству агностиков. Мне вообще казалось, что это его и ему подобных мы должны благодарить за то, что в российской культуре оказались далеко разведены между собой понятия "духовности" и "религиозности".

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...