Перейти к содержанию

Таинство елеосвящения в восточной и западной традиции


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

В настоящее время в Русской православной церкви обычной является практика совершения елеосвящения Великим постом над здоровыми людьми. Объясняется это тем, что в этом таинстве будто бы прощаются забытые грехи. Мол, в исповеди прощаются только те грехи, которые кающийся назвал, но всех грехов не упомнишь, а потому необходимо периодически прибегать к таинству елеосвящения или соборования, как его еще называют. В этой связи хотелось бы припомнить учение Католической церкви о сем таинстве, которое ранее на Западе рассматривалось как последнее помазание. Почему? Не с Запада ли к нам пришло представление о том, что помазующемуся елеем прощаются забытые грехи? Ведь и в России одно время соборовали непосредственно перед смертью. Какова практика грекокатолических церквей, раньше и сейчас?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть у нас такая традиция - Великим Постом во всех храмах хотя бы раз совершается таинство Елеосвящения (Соборования) для всех желающих. Под страхом лишения сана священникам воспрещается совершать этот чин над здоровыми людьми. Почему же такое исключение делается во дни Поста?

 

Объясняется это тем, что каждый чем-нибудь да болеет - нет абсолютно здоровых людей. Но, самое главное, Соборованию приписывается благодать прощения забытых грехов, и поэтому именно во время Поста, когда на пути к Пасхе человек стремится к сугубому очищению своей души, кажется таким естесственным прибегнуть и к этому таинству.

Есть и ещё один аргумент в пользу такого массового соборования: могут пособороваться люди, которым в силу разных причин бывает затруднительно пригласить священника к себе домой.

 

Надо заметить, что в таинстве Покаяния человеку прощаются все грехи (кроме умышленно утаённых), и выделять грехи забытые в какую-то особую категорию смысла нет. Да и не дают к тому повода ни слова самого апостола (Иак. 5:15), ни вся церковная традиция. В противном случае, это может выродиться в пародию, наблюдавшуюся в одном храме: уже после прочтения над собою разрешательной молитвы, некий мужичок несколько раз (вне очереди) возвращался к исповедальному аналою с какими-то грехами, которые он забыл исповедать, и каждый раз священник накрывал его епитрахилью.

 

Насколько весом аргумент "не бывает здоровых людей"? Очевидно, что с лёгкими недомоганиями к такому таинству обращаться не следует. По смыслу священнических молитв и богослужебных указаний, содержащихся в Требнике, это должен быть довольно тяжёлый и опасный недуг, который ставит под угрозу здоровье или даже самую жизнь человека. Если же человек способен выстоять несколько часов в душном тесном помещении (а именно такими - душными и тесными - становятся храмы от наплыва желающих собороваться), то его здоровью можно только позавидовать.

 

А как быть с теми, кто не может пригласить священника к себе домой? Мне кажется этот вопрос надуманным. Если действительно у человека тяжкий недуг, то можно пособороваться в храме в любое время, не дожидаясь Великого поста, а если нет - то зачем и собороваться?

 

Самой полной работой, что мне довелось читать о Соборовании, была дореволюционная книга протоиерея Михаила Архангельского "О тайне святого елея", переизданная в Москве в 2001 году. При всех своих недостатках (самый заметный из них - явно схоластический подход к сакраментологии), это довольно подробное исследование о богословии, происхождении и эволюции сего таинства. Кстати, при его чтении меня озадачило то, что учёный священник пытается чётко различить существующие в Церкви помазания елеем, но получается это у него, как мне показалось, не очень убедительно. В самом деле, чем в принципе отличается помазание елеем при Соборовании от помазания елеем, скажем, за Всенощным бдением? - ответ не так очевиден.

 

Но заговорил я об этой книге потому, что в ней я не обнаружил никаких обоснований мнения о прощении в таинстве именно забытых грехов, и упоминаний о традиции общего великопостного соборования. Так что, по всей видимости, это какие-то поздние народные придумки.

 

Делаю ли я здесь какое-то открытие? Совсем нет. Многим, я думаю, всё это прекрасно известно. Тогда почему продолжается практика таких великопостных соборований? Как сказал один священник: "Да ты что, если Соборования не будет, бабки меня сожрут!"

 

https://anchoret.livejournal.com/12230.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда почему продолжается практика таких великопостных соборований? Как сказал один священник: "Да ты что, если Соборования не будет, бабки меня сожрут!"

всему виной бабки? :) (в данном случае для меня в украинском языке это аналогично игре слов "гріш" (деньги) и "грішне" (греховно) :) )

В УГКЦ такое нечасто встретиш. Разве что в перешедших из РПЦ. Правда обоснования "для забытых грехов" не встречал - скорее, как понимаю "здоровых не бывает", а "Таинство сущевствует для того, чтобы его принимать". А вообще, из моей личной практики - служил я более десяти лет в больнице и имел указание от епископа: уделять это Таинство 1 раз на полгода одному и тому же верующему (если болезнь одна и та же). Хотя в обыкновенной приходской практике - 1 раз в год соответственно

С уважением, о.Олег

Изменено пользователем о.Олег
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

всему виной бабки? :) (в данном случае для меня в украинском языке это аналогично игре слов "гріш" (деньги) и "грішне" (греховно) :) )

И это во многом тоже. Традиционное совершение соборования в Великий пост сопряжено со значительным доходом для храма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно пишет Аквинат.

 

Св.Фома Аквинский. Сумма теологии. Первая часть Второй части. Вопрос 102, раздел 5:

 

"[...] Представляется, что нельзя указать подоба­ющей причины таинств ветхого закона.

[...] 3. Кроме того, таинства ветхого закона являются образами нового закона. Но пас­хальный агнец образно представляет таинство Евхаристии, согласно этим словам (1 Кор 5,7): Пасха наша, Христос, заклан за нас. Следовательно, в законе должны были иметься и некие таинства, образно представлявшие другие таинства нового закона, такие как миропомазание, елеосвящение, брак и т.д.

 

[...] На третье надлежит ответить, что не­которые из таинств нового закона облада­ют соответствующими им образными таинствами ветхого закона. Например, Кре­щению, которое является таинством веры, соответствует обрезание, потому и сказа­но (Кол 2, 11-12): Вы обрезаны... обреза­нием Христовым, быв погребены с Ним в крещении. А вкушению пасхального агн­ца соответствует в новом законе таинство Евхаристии. И всем обрядам очищения ветхого закона в новом законе соответствует таинство покаяния. И обряду по­священия первосвященников и священников соответствует таинство рукоположения.

Но таинству миропомазания, которое есть таинство полноты благодати, в ветхом законе не могло соответствовать ничего, ведь еще не настало время полноты и закон ничего не довел до совершенства (Евр 7, 19). То же касается и таинства елеосвящения, ко­торое есть как бы непосредственное приго­товление к вхождению во славу [similiter autem et sacramento extremae unctionis, quod est quaedam immediata praeparatio ad introitum gloriae], путь к ко­торой в ветхом законе еще не был открыт, ибо цена еще не была заплачена. — Что же касается таинства брака, то брак существовал в ветхом законе как естественное уста­новление, но не как таинство единения Христа и Церкви, ибо этого единения еще не было. И поэтому в ветхом законе дозволялся развод, противоречащий смысло­вому содержанию таинства".

Изменено пользователем ioann22
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но таинству миропомазания, которое есть таинство полноты благодати, в ветхом законе не могло соответствовать ничего, ведь еще не настало время полноты и закон ничего не довел до совершенства (Евр 7, 19).

А чем помазание царей или пророков не прообраз миропомазания?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чем помазание царей или пророков не прообраз миропомазания?

 

Есть различие в смысловом содержании. То помазание на земное царство (благословение и помощь от Бога в качестве Промыслителя), а это помазание сообщает ипостась Святого Духа, Любовь Отца и Сына.

 

В ветхозаветных и новозаветных таинствах вступления в завет с Богом, в таинствах жертвы Богу, в таинствах священства, в таинствах очищения от грехов через покаяние нет различия в их смысловом содержании, хотя есть различие в форме, материи, обрядах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Суть дела состоит в том, что была такая старая русская (дониконовская) традиция - устраивать Елеосвящение в Великий четверг перед литургией (откуда взялась - точно не знаю; можно предположить какую-то архаичную и общую для Востока и Запада практику или же просто латинское влияние - на Западе в древности Великий четверг был днем принятия кающихся и, так сказать, общей исповеди). О самой этой традиции пишет Красносельцев в своих "О службах Русской Церкви, прежде бывших в употреблении" (или как-то так; это продолжение аналогичного труда прот. Никольского).

 

Такое общее Соборование бывало _только_ в кафедральных храмах и в соборных храмах больших монастырей, но не на приходах.

 

Чин общего Елеосвящения отличался от чина при совершении таинства Елеосвящения над болящим - духовенство быстро прочитывало подряд все последование без семикратно повторяемой молитвы, а в конце читали эту молитву и весь народ проходил - как на всенощной - мимо помазывавшего (один раз и только лоб!) архиерея и помогавшего священника, возлагавшего на каждого Евангелие.

 

Таким образом, чин общего Елеосвящения - не тот же, что при Елеосвящении над больным, и участвуют в этом не больные (которые дома сидят), а здоровые люди. Поэтому прот. Архангельский, автор одной из наиболее обстоятельных старых книг о Елеосвящении, даже прямо заявляет, что это всенародное Соборование - это как бы и не таинство, в отличие от Елеосвящения над больным.

 

К 1917 году в Москве такое всенародное Соборование продолжало совершаться в Успенском соборе (и только в нем!).

 

В последующие годы оно прекратилось, а вот во второй половине XX века начало "возрождаться" - но только с существенными отличиями. Духовенство, исходя из отдаленных представлений о том, "как это было", но не удосужившись заглянуть в книги (хотя бы в Чиновник Успенского собора, незадолго до революции издававшийся), стало совершать общее Соборование совершенно нетрадиционно:

 

а) не только в Великий четверг, а вообще постом (_никогда_ в Церкви такого не было! Каково бы ни было происхождение общего Елеосвящения, его смысл - в подчеркивании покаянного аспекта Великого четверга). Больше того - сейчас в Москве не найдешь хоть одного храма, где общее Соборование совершалось бы, как положено, в Великий четверг.

 

б) с семью, а не одним помазанием (причем с помазанием разных частей тела) - это страшно удлиняет чин при наличии многих соборуемых.

 

в) где только душа изволит, а не только в кафедральных храмах.

 

Так что тут проблема.

 

У греков общее Соборование совершается на Афоне и в других подражающих афонскому укладу монастырях. Оно бывает по тому же чину, как и раньше на Руси - с одним только помазанием в конце. И естественно, во всем посту совершается _только_ в Великий четверг (но по подражанию Великому четвергу в XX в. афониты ввели еще и соборование в навечерие Рождества Христова).

 

https://deacon.ru/community/viewtopic.php?p=8265&highlight=#8265

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

В УГКЦ такое нечасто встретиш. Разве что в перешедших из РПЦ. Правда обоснования "для забытых грехов" не встречал - скорее, как понимаю "здоровых не бывает", а "Таинство сущевствует для того, чтобы его принимать".

Встретил на сайте Харьковского экзархата УГКЦ:

 

"14 апреля 2016 года в Свято-Покровском монастыре пгт. Покотиловка состоялось традиционное для Великого поста таинство - Соборование.

 

В таинстве, имеющем великую силу исцеления через прощение забытых или неосознанных грехов, приняли участие верующие нашего экзархата. Совершил таинство Соборования настоятель монастыря иером. Иосиф (Щур), ЧСВВ..." https://ugcc.kharkiv.ua/soboruvannya-u-pokotilivskomu-svyato-pokrovskomu-monastiri/

 

Получается, все так же, как у нас и с тем же обоснованием.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получается, все так же, как у нас и с тем же обоснованием.

В ККЦ ничего такого про елеосвящение не говорится, от соседей набрались. ;)

 

Выборочно цитирую:

"Последствия совершения этого таинства:

- Особый дар Духа Святого... - благодать укрепления, мира и мужества для того, чтобы победить трудности, присущие тяжелой болезни или немощи старого возраста. ... обновляющий упование и веру в Бога и укрепляющий в борьбе с соблазнами лукавого, соблазнами уныния и страха смерти.

- Единение со Страстями Христа

- Церковная благодать ... Церковь в общении святых ходатайствует за больного во благо его.

- Подготовка к последнему переходу"

 

 

***

 

Кстати, на счет прощения забытых грехов, это чисто местное изобретение (в РПЦ в смысле) или во всех ПЦ так считают?

Изменено пользователем Mar!a
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В ККЦ ничего такого про елеосвящение не говорится, от соседей набрались. ;)

А в скандальном катехизисе УГКЦ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в скандальном катехизисе УГКЦ?

А в нем и правда есть :)

 

У таїнстві Єлеопомазання недужий отримує за молитвою Церкви відпущення гріхів. Це таїнство не замінює, однак, таїнства Сповіді. Якщо єлеопомазаний, каючись, не мав можливості приступити до таїнства Сповіді, то він отримує відпущення гріхів. Церква навчає, що таїнство Єлеопомазання дає духовне зцілення, навіть якщо фізичне оздоровлення не супроводжує його.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У таїнстві Єлеопомазання недужий отримує за молитвою Церкви відпущення гріхів. Це таїнство не замінює, однак, таїнства Сповіді. Якщо єлеопомазаний, каючись, не мав можливості приступити до таїнства Сповіді, то він отримує відпущення гріхів. Церква навчає, що таїнство Єлеопомазання дає духовне зцілення, навіть якщо фізичне оздоровлення не супроводжує його.

Нет, про забытые грехи ни слова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, про забытые грехи ни слова.

Так ведь во время елеосвящения в любом случае принимающий таинство не перечисляет вообще никакие грехи, так что и вспоминать/забывать нечего. Как можно при таких условиях разграничить какие были прощены, какие нет? Вот и делают вывод, что все.

Изменено пользователем Mar!a
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему не говориться? Говориться!

 

"Таинство Елеопомазания больных преподается лицам, опасно больным, посредством помазания их лба и ладоней соответственным образом освященным елеем - оливковым маслом или маслом других растений - и произнесения один раз слов: "Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь благодатью Святого Духа и, избавив тебя от грехов, да спасет тебя и милостиво облегчит твои страдания".

 

"Особый дар Духа Святого. Первая благодать, даруемая этим таинством, - благодать укрепления, мира и мужества для того, чтобы победить трудности, присущие тяжелой болезни или немощи старого возраста. Эта благодать - дар Святого Духа, обновляющий упование и веру в Бога и укрепляющий в борьбе с соблазнами лукавого, соблазнами уныния и страха смерти. Эта помощь Господа силой Его Духа имеет целью привести больного к исцелению души, а также и к физическому исцелению, если такова воля Божия. Кроме того, "если он соделал грехи, простятся ему" (Иак 5,15)." ККЦ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Говориться!

Drogon, та строчка в моем сообщение была добавлена на 2 минуты и удалена, а вы уже успели ответить )) Ну да, засомневалась что-то. Правда касательно забытых грехов мне все равно не понятно как они могут быть прощены без сознательного покаяния, пусть и без исповеди, а хотя бы исключительно мысленного сожаления о них и желания исправления. Разве можно так механически подходить к этому вопросу? Изменено пользователем Mar!a
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предполагается, видимо, что грехи, которые могут быть забыты, несерьезные грехи....
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 года спустя...

Массовые соборования при эпидемии

 

В. Легойда успокаивает:

"все меры предосторожности в храмах приняты: иконы (киоты) протираются дезинфицирующим раствором, священники призывают паству в случае недомогания оставаться дома и т.д.".

 

А точно - все меры?

В 70-е годы 20 века украинцы принесли в храмы России моду на неоднократные массовые соборования Великим Постом.

 

Типиконом это не предусмотрено, так что отмена этой требы не будет нарушением Устава.

 

В словам ап. Иакова эта требка не имеет никакого отношения. У апостола Иакова над одним больным вместе молятся несколько священников: "Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним".

 

В наших мегаполисах при массовом соборовании в храме на одного священника приходится несколько десятков помазуемых. Степень их болезненности весьма различна. Но для здоровых в 19 веке была придумана новая мотивация: мол, так можно получить прощение забытых грехов.

 

О странностях этой моды пишет даже Православная Энциклопедия: "В XX в. классическое православное богословие таинства Елосвящения не получило какого-либо специального развития, хотя некоторые его аспекты требуют дальнейшего осмысления, в т. ч. по причине широкого распространения в РПЦ в конце XX века практики совершения общего Елеосвящения не только в Великий четверг, но и вообще в Великий пост (или даже и в другие многодневные посты) и не по особому чину, как в старой русской (и современной греческой монастырской) традиции, а по обычному чину Елеосвящения".

https://www.pravenc.ru/text/189773.html

 

Все, что обещает исцеление, популярно. Поэтому еженедельное массовое соборование стало важным источником дохода не только для общеприходской кассы, но и конкретно для священников, порой с других приходов приглашаемых для совершения этой требы.

 

Вот, например, график соборований в храме, куда только сегодня патриарх прислал нового настоятеля:

 

Расписание соборований

10 марта (вт) - 08:00

15 марта (вс) – 16:00

22 марта (вс) – 16:00

24 марта (вт) – 08:00

29 марта (вс) – 16:00

https://www.evfrosinia.ru/index.php/bboard/5-bboard/3992-2020-03-09-22-18-19.html

 

 

Приходят на эту хилерскую требу нередко люди, далекие от обычной церковности.

 

Посмотрим на это глазами эпидемиолога. Поскольку помазуются грудь, лицо, руки; люди стоят полураздетыми. Чтобы не было опасных сквозняков, окна и двери закрытого помещения (храма) держатся плотно закрытыми. Треба длится порядка двух часов. Верующие стоят плотными рядами, между которыми ходят священники и одной и той же кисточкой прикасаются к лицу и иным частям тела. Заказчики требы в основном пожилые люди, то есть относящиеся к группе риска короновируса.

 

То есть создаются идеальные условия для заражения.

 

Так неужели нельзя в этом весеннем сезоне обойтись без этих хилерских мероприятий?

 

https://diak-kuraev.livejournal.com/2783524.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Нет, про забытые грехи ни слова.

Так ведь во время елеосвящения в любом случае принимающий таинство не перечисляет вообще никакие грехи, так что и вспоминать/забывать нечего. Как можно при таких условиях разграничить какие были прощены, какие нет? Вот и делают вывод, что все.

Христос Воскрес!

В УГКЦ существует некоторая путаница терминов: Таинство Елеопомазания (или Елеоосвящения) часто могут назвать Таинством Соборования, а слово "таинство", так как оно не всегда означает одно из 7 Святых Таинств, может привносить некоторое непонимание. Поэтому, не могу утверждать, что именно делал священник ЧСВВ в Харькове и чём именно он думал, но в УГКЦ различают Чин соборования (вошел в употребление достаточно недавно, некоего текста, утверждённого для всей УГКЦ не существует - насколько я понимаю - берут тексты из УПЦ КП, а, значит, это наверное перевод из текстов РПЦ), который является (сложной) молитвой о здоровье, и Таинство Соборования (одно из 7 Святых Таинств). Если этот священник делал то, что учит Церковь, то в молитве о здоровье (чине соборования) можно предположить не (ни в коем случае) прощение (забытых/иных) грехов, а некое оздоровление совести, Благодать видеть свои забытые/незамеченные ранее и тд грехи чтобы в Таинстве Исповеди обрести Очищение и Прощение. А в Таинстве Соборования (Елеоосвящения, Елеопомазания) о Прощение грехов можем говорить, если человек в силу болезни/старости не может исповедоваться (в Таинстве Исповеди) сознательно и, если после Таинства (в моей практике таких случаев было точно больше десятка) состояние больного улучшилось - приглашаем Исповедоваться и Причаститься. С обоснованием Прощения грехов в Таинстве Соборования, думаю, действует тот же принцип, что и крещение, раскаяние "намерением" (интенция, которую человек не может осуществить в силу обстоятельств/состояния) : верую, что Исповедь должна быть сознательной, осознанной - во всех других случаях ми можем разве что надеяться, что раскаяние имело место и Всесильный и Всемилостивый Бог Простил грешника.

С уважением, о.Олег

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как в УГКЦ совершается именно Таинство соборования? Я вот и сам минувшим Великим постом, многократно совершая соборования, особенно массовые, задумался о том, как вообще наше чинопоследование может быть таинством, в котором прощаются грехи, если за каждым из семи помазаний опять следуют прошения о прощении грехов.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как в УГКЦ совершается именно Таинство соборования? Я вот и сам минувшим Великим постом, многократно совершая соборования, особенно массовые, задумался о том, как вообще наше чинопоследование может быть таинством, в котором прощаются грехи, если за каждым из семи помазаний опять следуют прошения о прощении грехов.

одним священником одним помазанием http://ugcc-littexts-ukr.blogspot.com/2012/11/blog-post_29.html

С уважением, о.Олег

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Недавно узнала, что перед операцией можно католику принять это Таинство Елеосвящения.

После исповеди. :)

А так у нас обычно 1 раз в год 11 февраля.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А так у нас обычно 1 раз в год 11 февраля.

где? что именно??

С уважением, о.Олег

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

одним священником одним помазанием http://ugcc-littexts...og-post_29.html

Так ведь написано, что это сокращенный чин (у нас есть похожий). А полный?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...