Перейти к содержанию

Пять мифов о богослужении в ранней Церкви


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Наверное, не будет здесь лишним привести суждение о. Михаила Желтова относительно современной моды в некоторых епархиях Русской православной церкви на служение в некоторые дни года древних литургий, например литургии апостола Иакова (написано в связи с совершением в Полтавской семинарии амвросианской литургии):

 

Нужно очень хорошо представлять, что все эти "древние чины" с раздельным причащением мирян, чтением Евангелия лицом к народу и произнесением ектений стоя на голове - это чистой воды выдумки современных (т. е. 20 века) выдумщиков. В древних рукописях такие вещи обычно не описаны - приводится текст молитв/ектений, да и все.

 

В случае с литургией Иакова, например, дело было так: взял Гарднер, перевел ее (еще вопрос, с хорошего ли текста и насколько правилен перевод) на славянский, а потом, исходя из своих наивных-пренаивных представлений о том, что а) литургия Иакова написана от начала и до конца апостолом Иаковом (что совершенно не так) и б) во времена апостолов делали так-то и так-то (и здесь в гарднеровской голове уже включился на полную катушку генератор фантазий "про времена апостолов"), взял, да и написал "чин".

 

А теперь все простецы его служат и говорят: "О, какой древний чин! О, какой апостольский дух!" - и тому подобные глупости.

 

Чин литургии Иакова - не апостольский, а гарднеровский (еще и с поправками тех или иных дополнительных фантазеров), а текст - иерусалимский, ничем не древнее нашего константинопольского.

 

Ну а чей чин был у полтавской литургии свт. Амвросия - это еще вопрос. Во всяком случае, точно не традиционный медиоланский (иначе с какой стати причащение мирян под двумя видами? да еще и хлеб, небось, квасной был - а должны ведь быть облатки). А чей тогда? Что это за бред вообще - придумывать свои собственные чины и обзывать их чужими именами (Амвросия, скажем)? Хочется новизны - так и напишите свою литургию: литургию земли полтавския или там саранския - вот и служите ее. Это, во всяком случае, будет честно.

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что странного в причащении мирян под 2 видами?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что странного в причащении мирян под 2 видами?

Ничего, равно как и в использовании квасного хлеба. Но речь-то о латинском обряде, где причащение под двумя видами - скорее современное веяние.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да нет. В ранней Церкви как раз причащали под 2 видами. Перестали причашать Кровью в Ср. Века.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да нет. В ранней Церкви как раз причащали под 2 видами. Перестали причашать Кровью в Ср. Века.

А чин амвросианской литургии сформировался не в Средние века? Ее, по-твоему, лично Амвросий Медиоланский написал?

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не знаю, в каком веке он сформировался. А ты?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну если древнейшие рукописи датируются IX - XII в.в., то ничего особо древнего в Полтаве изобразить не могли.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чин амвросианской литургии сформировался не в Средние века? Ее, по-твоему, лично Амвросий Медиоланский написал?

 

"Предание связывает местную литургическую традицию с апостолом Варнавой, проповедовавшим в Северной Италии, и его учеником Анаталоном, первым медиоланским епископом; распространение обряда на близлежащие области приписывается седьмому миланскому епископу Мироклету (конец III века). К моменту избрания Амвросия на кафедру медиоланская литургия имела вполне сформированное чинопоследование, на отдельные моменты которого ссылается в своих произведениях, как на общеизвестные, сам святитель. Однако действительная история происхождения амвросианского обряда остаётся невыясненной. Бесспорно одно — амвросианский обряд очень древний; возможно он наследие более древнего обряда, чем римский"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дмитрий, вопрос ведь в древности не амвросианского обряда как такового, а того чина, который могли использовать в Полтавской духовной семинарии (или тогда еще училища).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...