Перейти к содержанию

Православные иерархи и богословы


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

В теме «Православные и католики - не соперники, а союзники» (https://catholichurch...post__p__104516 ) отец дьякон приводил цитату из лекции митрополита Илариона.

Вот она –

 

Что изменилось во взаимоотношениях между католичеством и Православием в эпоху II Ватиканского Собора? Почему мы можем говорить, что с этого момента отношения вышли на иной уровень? Ведь те разногласия в богословской и экклезиологической области, которые существовали раньше, продолжают существовать до сих пор. Ведь никто ни от чего не отказался: ни католики от тех догматов, которые мы не признаем, ни мы – от признания этих догматов ошибочными и нарушающими целостность церковной истины и церковного строя.

И все-таки произошло что-то очень важное, что позволяет нам сегодня строить отношения на совершенно других основах. Прежде всего, в документах II Ватиканского Собора и в принятых впоследствии официальных декларациях Католической Церкви пересмотрено отношение Католической Церкви к Православию. Католики признали, что в Православной Церкви есть апостольское преемство и что в ней совершаются Таинства. Иными словами, если раньше католики считали, что Православная Церковь – это вообще не Церковь, а просто сборище еретиков и схизматиков, то сегодня на официальном уровне Католическая Церковь признает Православные Церкви Церквами, признает спасительность и действенность Таинств, которые в них совершаются. Это отношение позволило Православной Церкви в 1980 году вступить в официальный диалог с Римско-Католической Церковью.

 

Я, будучи занят другими делами, тогда отреагировал на слова митрополита довольно вяло. Но вот несколько позже я наткнулся на следующую статью - https://ruskline.ru/n...estve_eretikov/

 

Здесь мы снова встречаем слова митрополита Илариона –

 

Именно тогда была пересмотрена позиция Католической церкви в отношении Православия. Если раньше о православных говорили как о схизматиках и еретиках, отделенных от Церкви, а о Православной Церкви, как еретическом сообществе, в котором нет действительных Таинств, то Второй Ватиканский собор предложил совершенно иные формулировки. Православные Церкви стали рассматривать как обладающие апостольским преемством иерархий и действительными Таинствами, но не находящиеся в общении с Римом

 

Первая цитата – 2010 год, вторая – 2013. Налицо упорно проводимая идея – до II Ватиканского Собора Католическая Церковь не признавала апостольского преемства и действительных Таинств в Православной Церкви, и только на Соборе пересмотрела эту точку зрения. И именно это позволило РПЦ вступить в диалог с Католической Церковью.

Меня интересует следующий вопрос – Митрополит Иларион действительно искренне уверен, что так оно все и было? Тогда, на чем основана эта уверенность?

 

Напомню, что митрополит Иларион имеет следующие звания:

 

Председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Доктор философии Оксфордского

Доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже

Профессор Московской духовной академии

Профессор богословского факультета Фрибургского университета

Профессор, заведующий кафедрой теологии Национального исследовательского ядерного института «МИФИ»

Почётный доктор Санкт-Петербургской духовной академии

Почётный доктор богословия Минской духовной академии

Почётный доктор Российского государственного социального университета

Почётный доктор богословия Богословского факультета Университета Каталонии

Почётный доктор богословия Богословского факультета Университета Лугано

Почётный доктор Прешовского университета

Почётный доктор богословия Университета Вилланова

Почётный доктор духовной семинарии Nashotah house

Почётный доктор Института теологии Белорусского государственного университета

Почётный профессор Русской христианской гуманитарной академии

Почётный профессор Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского

Почётный профессор Уральского государственного горного университета

Действительный член Академии Российской словесности

Член Союза композиторов России

 

Этот человек действительно настолько безграмотен в вопросах богословия и церковной истории?

Или же он прекрасно сознает, что говорит неправду, но сознательно продолжает лгать, преследуя некие свои цели?

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще цитата из статьи на Русской линии -

 

Главным достижением, по мнению главы ОВЦС, является Баламандский документ 1993 года, в котором обеими сторонами было признано, что уния не является методом достижения единства Церкви.

 

Нынешнему главе ОВЦС разве не известно, что в 2006 году митрополит Минский и Белорусский Филарет, тогда глава Синодальной богословской комиссии Московского

патриархата, официально заявил, что так называемое Баламандское соглашение "никогда не было ратифицировано нашей церковью"? Или они не координируют свои заявления?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этот человек действительно настолько безграмотен в вопросах богословия и церковной истории?

Или же он прекрасно сознает, что говорит неправду, но сознательно продолжает лгать, преследуя некие свои цели?

Это риторические вопросы?:)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я в некотором замешательстве. Меня тут недавно изо всех сил пытались убедить, что митрополит Иларион действительно и искренне считает, что раньше Католическая Церковь отрицала апостольское преемство за Православными. Но тогда я не понимаю, в какой временной промежуток можно всунуть это "раньше"? Он что, ничего не слышал о Флорентийской и Брестской Униях? Я не говорю уж об Orientales omnes ecclesias Пия XII и т.д.?

 

С другой стороны, он же публичные лекции читает. Выступает вон в Институте всеобщей истории РАН, и не боится, что кто-то из историков встанет и скажет - Извините, милейший, но что вы нам тут пургу-то гоните?

Он уверен, что наши историки сами люди безграмотные? Или же уверен, что никто не посмеет с ним спорить, поскольку тут не только в РПЦ дело?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я в некотором замешательстве. Меня тут недавно изо всех сил пытались убедить, что митрополит Иларион действительно и искренне считает, что раньше Католическая Церковь отрицала апостольское преемство за Православными.

Так правильно. О людях надо стараться думать хорошо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так правильно. О людях надо стараться думать хорошо.

 

Так я и думаю, что лучше - думать, что он умный и образованный, тонкий и душевный человек, но лжец, или же что он искренний неуч и лентяй, в семинариях и академиях своих неизвестно чем занимался, балду гонял, и к своей должности профессионально непригоден?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У него много перлов.

1) То монашество у него - таинство,

2) то "человек прелагается в монаха",

3) то решения Всеправославного Собора (если он состоится) не будут обязательными для Русской Церкви, если она эти решения не примет (Поместный Собор выше Всеправославного?)

4) Похоже, он не отличает действительность таинства от действенности. Наверное, он хотел сказать, что раньше католики не считали, что у православных таинства действенны во спасение, а после Второго Ватиканского Собора католики стали допускать действенность таинств у православных.

Изменено пользователем ioann22
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Похоже, он не отличает действительность таинства от действенности. Наверное, он хотел сказать, что раньше католики не считали, что у православных таинства действенны во спасение, а после Второго Ватиканского Собора католики стали допускать действенность таинств у православных.

Вл. Иларион утверждает, что католики только на современном этапе признали апостольское преемство у православных. Мне кажется, это нечто иное, нежели вопрос о действительности и действенности таинств.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается Баламанда, то это соглашение относится к 17 - 24 июня 1993 г.

 

В 1994 г. Архиерейский Собор РПЦ его принял и одобрил, но сообщается, что епископат не был ознакомлен с его текстом (как это могло быть я не очень понимаю, но тем не менее...)

 

В 1997 г. Архиерейский Собор РПЦ определил: «Ввиду дискуссии, возникшей на Соборе вокруг значения Баламандского соглашения, передать последнее на изучение Синодальной Богословской Комиссии и поручить Священному Синоду выразить официальное отношение к этому документу».

 

5 мая. 2006, ИНТЕРФАКС - Так называемое Баламандское соглашение "никогда не было ратифицировано нашей церковью", заявил глава Синодальной богословской комиссии Московского патриархата митрополит Минский и Белорусский Филарет в Москве. "Документ, подготовленный в Баламанде, не получал одобрения и утверждения священноначалия Московского патриархата", - заявил он.

 

В публикациях последнего времени, посвященных процессу диалога между Московским патриархатом и Русской зарубежной церковью, некоторые представители зарубежной стороны неоднократно указывали на документ, разработанный 13 лет назад в Баламанде (Ливан), как признак утраты чистоты веры Церковью в России.

 

Между тем, по словам авторитетного иерарха Русской православной церкви, Баламандское соглашение - это всего лишь рабочий документ смешанной православно-католической комиссии по богословскому диалогу, состоявшей из экспертов. Поэтому утверждения о "баламандской унии с католиками", которые иногда звучат в среде РПЦЗ, митрополит назвал "основанными на недоразумении", как и кривотолки последнего десятилетия ХХ века о якобы готовящейся "унии с монофизитами".

 

"Текст был лишь завизирован в рабочем порядке, причем лицом, не имевшим полномочий для принятия ответственных решений в этой области", - заявил владыка "Интерфаксу" в пятницу.

 

Кроме Московского патриархата, текст завизировали представители девяти поместных православных Церквей. Документ был составлен по предложению православной стороны и включал подтверждение того, что и православные, и католики отрицают униатство "в качестве способа поиска единства", потому что такой метод "противоречит общему преданию наших Церквей", которые, как говорилось в соглашении, "взаимно признают друг друга в качестве Церквей-сестер".

 

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II недавно также подчеркнул, что в Русской церкви Баламандскому соглашению "никогда не придавалось догматического значения". Предстоятель выразил сожаление в связи с тем, что этот документ "так и не стал для католиков препятствием для насаждения унии и продолжения экспансии на восток".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1994 г. Архиерейский Собор РПЦ его принял и одобрил, но сообщается, что епископат не был ознакомлен с его текстом (как это могло быть я не очень понимаю, но тем не менее...)

Так это не впервые.

 

В 1997 г. Архиерейский Собор РПЦ определил: «Ввиду дискуссии, возникшей на Соборе вокруг значения Баламандского соглашения, передать последнее на изучение Синодальной Богословской Комиссии и поручить Священному Синоду выразить официальное отношение к этому документу

И как? Изучили?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так это не впервые.

 

А, так это обычная практика. Я был не в курсе.

 

 

В 1997 г. Архиерейский Собор РПЦ определил: «Ввиду дискуссии, возникшей на Соборе вокруг значения Баламандского соглашения, передать последнее на изучение Синодальной Богословской Комиссии и поручить Священному Синоду выразить официальное отношение к этому документу

 

Если б речь шла о Германии, я б ответил - скорее всего да. Но в данном случае я уже боюсь что либо предполагать....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ответ же ж на поверхности. Митрополиту нужно как -то оправдаться за диалог с католиками перед крайне правой и фундаменталистской частью прихожан и священства.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

Насчет богословского уровня некоторых иерархов и иных отдельных аспектах богослоского образования в РПЦ, а особенно УПЦ.

 

25071_original.jpg

 

Зряще на образ сей, благочестивый читатель видети сподобляется православно-благоуханных голубков из дивнаго града Сыктывкара. Прославленнии подвиги многими, воздержанием от плотскаго раззжения на отроков голоусых и интеллектом недюжинным, на образе сем представлены епископ Питиримка Волочков слащавейший и секретарь его архимандрит Филиппов Филиппка.

 

Воспылавше Филиппка со Питримкою любовию друг ко другу братско-монашескою, и не разлучаются они друг от друга, токмо ради подвига поста и воздержания. А егда восхотели во богословии прославитися и дипломы заполучити докторишек ужгородских, то и на Украйну ехати по отдельности не помыслили. Написали они свои изыскания монументальныя и рванули ко Бедю Виктору, бессребренному рачителю Академии $ Ужгородстей.

 

Егда же приехали Филиппка со Питиримкою во Ужгород, интеллекта средоточие, то и тамо ни на миг разлучатися не восхотели. Снизошел же Бедь Виктор предивный ко двоице сей нераздельней и прият у голубков сыктывкарских во един день две защиты докторския. Бысть же сие преславное чудо в день 25 декемврия 2006 лета по Рождестве Христовем. Проводя защиты докторския, яко конвеере фабричнем проведенныя, Бедь Виктор бессреберный сказания о том безо всякаго зазрения совести публиковати повелевает на сайте Академии $ Ужгородския (ЗРЕТИ СПИСОК ДОКТОРИШЕК КОНВЕЕРНЫХ).

 

Радуйтеся, Питиримка с Филиппкою, докторишек позорнейших стадо пополнившие!

Радуйся, Бедь Виктор, за зелену бумагу дипломы торгующий!

Радуйся по цене доступная Академия $ Ужгородска, пристанищем голубков дерзновенных соделавшаяся!

 

https://kafaros.livejournal.com/18133.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Профессор догматического богословия Фессалоникийского университета, протопресвитер Иоанн С. Романидис:

 

"...начиная сVII в., франко-латинские епископы обычно получали апостольское преемство во Франции, Германии, Англии, Италии и Испании, прервав таким образом свое преемство с православными западно-римскими предшественниками. В 794 и 809 гг. эти франко-латинские епископы уже осуждали восточных римлян в «ереси». Это отмечено почти за 260 лет до так называемого раскола 1054 г. В период с 1008 по 1046 гг. франко-латиняне завершили процесс изгнания православных римских епископов из папских владений вокруг Рима и заменили их своими епископами. Франко-латиняне, еще будучи варварами, начали свое еретичество с притеснения восточных римлян в VIII в. В то время римское папство только выражало свое неудовольствие, и франки не были официально осуждены за свои ереси из расчета получить облегчение от бедствий, которые римляне претерпевали под игом франков, а также заботясь о собственном выживании. Наконец представители римского папы приняли участие в соборе 879 г. в Константинополе, который осудил франкские ереси иконоборчества и «филиокве», но еретики не были названы из боязни мести. Римские папы где-то с 850 г. начали оказывать давление на франков, требуя от них следования общепринятым цивилизованным нормам поведения. Но эти попытки пап провалились. Франко-латиняне ответили уничтожением пап, епископов, аббатов, замещая их своими кандидатами. Они продолжали эту политику уничтожения, захватив Северную Италию, Германию, Англию, Южную Италию, Испанию, Восоточную Европу и Ближний Восток. Ни в то время, ни веками позже франко-латинские папы и епископы не имели никакого знания, ни стремления к очищению человеческой личности через просвещение сердца обожением по благодати от Господа. Они до сих пор опираются на какую-то магическую теорию апостольской преемственности. Эта теория была принята впоследствии многими православными со времен так называемых реформ Петра I, императора Российского".

 

https://internetsobor.org/ekumenizm/sobytiia/ekumenizm/prot-ioann-romanidis-o-balamandskom-soglashenii

 

"получали апостольское преемство во Франции, Германии, Англии, Италии и Испании, прервав таким образом свое преемство" - что значит эта фраза? Апостольское преемство зависит от места рукоположения? Фоменко от богословия?

Братья-православные, откройте секрет, где набирают таких эпических идиотов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Братья-православные, откройте секрет, где набирают таких эпических идиотов?

Видимо, проблемы с духовным образованием есть не только в Русской Церкви. У меня сложилось такое впечатление: независимо от конкретной поместной ПЦ существует как бы отдельная категория раскрученных профессоров-богословов, которые в научном отношении, если разобраться, суть не что иное, как громкие ничтожества. У нас есть Осипов, у греков - Романидис. Есть и Христос Яннарас - еще один уникум, выступавший несколько лет назад с лекцией в Санкт-Петербургской духовной академии. В общем, нес какой-то примитив и дикую ахинею о том, что в Православной Церкви вообще нет догматов, догматы не совместимы с православием и т.п. Осмелюсь предположить, что таковы печальные плоды попыток православного богословия избавиться от "латинского плена".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, "раскрученные профессоры-богословы" есть не только в ПЦ, но раз уж тема про ПЦ, то да, борьба с "латинским пленом" это просто бич какой-то. Впрочем, когда заранее ставится цель - лишь бы только не так, как у них, то ничего хорошего выйти и не может.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...