Перейти к содержанию

Аплодисменты на похоронной Мессе


Юрий
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Ну, если муж не окаменел, то с какой стати другу семьи каменеть?

 

Ну не знаю, если дойдет до каких-то разбирательств между ними , то можно на это сослаться..Раз такая ситуация, что человек придерживающийся традиционных воззрений , в принципе мог и хлопать, но не хлопал, а друг и его семья сейчас переживают из-за его немилосердия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 94
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

 

 

Ну не знаю, если дойдет до каких-то разбирательств между ними , то можно на это сослаться..Раз такая ситуация, что человек придерживающийся традиционных воззрений , в принципе мог и хлопать, но не хлопал, а друг и его семья сейчас переживают из-за его немилосердия.

 

Не милосердие - это какое- то беспочвенное обвинение все же. Человек пришел на похороны и выразил уважение, как соответствует его взглядам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще лучше всего речи после экзеквий произносить, на обеде. Тогда все произносят, муж , родственники, друзья и прочие. И никаких недоразумений. Как то так в других краях делают.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще лучше всего речи после экзеквий произносить, на обеде.

В той стране не принято устраивать поминки в форме банкета.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Стоп, стоп - давайте расставим все на свои места. Что там у него творилось в душе (forum internum), почему он не хлопал, это мы никогда не узнаем; это может знать только он сам и Господь Бог. Поэтому рассуждения этого плана просто бессмысленны. Тут вопрос другой: имел ли "нехлопец" положительную моральную обязанность хлопать? По-Вашему получается, да?

Простите, Вы правы, пожалуй, я слишком далеко зашла в оценке.

Не знаю. Мне кажется, что в этой ситуации - имел. По крайней мере он имел обязанность не делать в такой ситуации ничего демонстративного ("с постным и чопорным лицом, сложив руки на груди"), а если вдовец преувеличивает - кмк, стоило позаботиться, чтоб ему не показалось.

Ну, и то, что Вы описываете: его мотивация, традиционные воззрения - я просто пытаюсь понять, как в этот момент мыслит человек. "Что они делают? Хлопают?! Нельзя хлопать на Мессе!!! Нет, я не буду". Ну и, собственно, в своих глазах он молодец, а остальные не молодцы. Как-то так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется, в любой ситуации логично поступать так, как считаешь правильным (и быть молодцом), а не так, как считаешь неправильным. А то опять получается - "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как этот фарисей".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну как сказать. Как раз фарисеи поступали сплошь правильно. :) Просто нужно существовать не в безвоздушном пространстве, а в реальности.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот-вот. Мы как-то позабыли, что мытарь в этой притче лучше фарисея тем, что он кается, а не тем, что он - грабитель, обидчик, прелюбодей, не постится и не дает милостыни. Нам стало казаться, что надобно быть грабителем и прелюбодеем, и вот этим-то угодишь Богу. Разумеется, "мы" в этой фразе - всего лишь дань вежливости.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Странно. Вы действительно об этом забыли? :)

 

Нет, я немного о другом вообще говорила. Не столько о кающемся мытаре, сколько о том, что буквализм ради буквализма бывает даже, не побоюсь сказать, смешон. Но чаще просто нелеп.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется, что в этой ситуации - имел.

 

Очень хорошо. Но тогда это очень, очень серьезное и далеко идущее заявление.

Мы же с Вами юристы (если я правильно помню еще по старому форуму?) Так вот, очень важно осознать то, что я сейчас напишу (увы, этого в наше время уже не учат ни на одном юрфаке; это чистый томизм).

Любое обязательство - будь то юридическое, моральное или ритуальное - бывает двух видов: положительное (делай то-то) или отрицательное (не делай того-то).

Каково основное различие между обоими видами обязательств? А вот какое:

(1) Отрицательное обязательство valet semper et pro semper; то есть высказанный в безусловной форме запрет всегда безусловен и абсолютен. Например: "Не прелюбодействуй" значит, что прелюбодействовать нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах. "Не курить" значит, что в этом месте ни при каких обстоятельствах нельзя курить: Вы можете давать полицейскому тысячу доводов; он все равно Вам выпишет штраф.

(2) Положительное обязательство valet semper sed non pro semper - то есть оно всегда условно и относительно. Обязанность давать милостыню не значит, что каждый из нас должен сейчас же распродать все свое имущество на торгах и раздать бедным (Господь это обозначил как высший идеал, но никак не как обязанность). Обязанность посещать воскресную или празничную Мессу не действует, если Вы находитесь в одиночестве посреди Сахары или на космической станции "Мир".

 

Еще один пример, важный для многих католиков и, увы, многим неизвестный. Запрет искусственной контрацепции безусловен. Но высказанная в положительной форме первозаповедь "Плодитесь и размножайтесь" (данная Богом Адаму) отнюдь не безусловна: нельзя требовать от женщин быть постоянно беременными. Поэтому естественное планирование семьи морально допустимо.

 

Вот именно потому, что положительное обязательство valet semper sed non pro semper - оно всегда должно быть намного лучше и серьезнее обосновано, нежели отрицательное. Проще говоря, намного легче и легитимнее запретить что-либо делать, чем вынудить что-то делать.

 

Именно поэтому, скажем, если в наш храм заходит иноверец, мы можем по праву требовать от него снять головной убор (отрицательное обязательство мужчинам не ходить с покрытой головой в храме). Но мы не можем требовать от него осенять себя крестным знамением. От католика, зашедшего в мечеть с "межрелигиозным визитом", мусульмане могут по праву требовать, чтобы он разулся, - но не могут требовать, чтобы он произнес шахаду или поцеловал Коран.

 

Так же и здесь. Если -допустим - аплодисменты в храме категорически запрещены, то от человека можно по праву и по справедливости требовать, чтобы он воздержался от аплодисментов (несмотря ни на какие эмоции и обстоятельства).

Если же аплодисменты в некоторых случаях разрешены или допускаются в исключительном порядке, то все равно требовать от кого-то аплодировать (или воротить нос оттого, что он не аплодировал) ни в коем случае нельзя. Вы же говорите, что тот "нехлопец", мол, имел положительное моральное обязательство хлопать со всеми. Но это очень серьезный и далеко идущий тезис, поэтому я хотел бы знать, каково его обоснование.

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот-вот. Мы как-то позабыли, что мытарь в этой притче лучше фарисея тем, что он кается, а не тем, что он - грабитель, обидчик, прелюбодей, не постится и не дает милостыни. Нам стало казаться, что надобно быть грабителем и прелюбодеем, и вот этим-то угодишь Богу. Разумеется, "мы" в этой фразе - все.го лишь дань вежливости.

не согрешишь, не покаяшься. Не покаяшься, не спасешься.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, Ваша позиция, Ксения, мне кажется все же немного опасной. Потому что эта проблема отнюдь не ограничивается аплодисментами в храме. Два прискорбных исторических примера.

 

(1) В мрачные 70-е годы во Франции некоторые епископы оказывали давление на своих священников, чтобы те отказались от ношения сутаны и переходили на "клерджимэн" (костюм с колораткой) или на мирской костюм с микроскопическим крестиком на лацкане. Иногда давление было грубым и открытым:

"Отец N., я Вам по-хорошему рекомендую не носить эту тряпку (sic), потому что в нашем диоцезе и я сам, и все остальные священники ее забросили. Ношением сутаны Вы нарушаете заповедь братской любви, так как Ваши коллеги смотрят на Вас в сутане и воспринимают это как молчаливый упрек себе: Вы, мол, лучше их. И Вам не стыдно? Вы забыли притчу про мытаря и фарисея? В последний раз прошу Вас оставить это фарисейство, не то я серьезно рассержусь."

 

(2) Мне не раз приходилось слышать, что в США некоторые священники или отказывались преподавать Причастие верным на коленях и в уста, или выговаривали им за это:

"Становясь на колени и принимая Причастие в уста, вы ставите в неловкое положение других прихожан, которые чувствуют себя хуже и ущербнее вас только потому, что вы фарисействуете и обрядоверничаете. Я не намерен впредь терпеть в приходе таких разделяющих жестов [divisive gestures], создающих климат дискомфорта и противоположных заповеди любви."

 

Оба примера являются грубейшим, вопиющим нарушением канонправа, и все же имеют место быть - со ссылкой на заповедь любви и "нефарисейство".

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, Ваша позиция, Ксения, мне кажется все же немного опасной. Потому что эта проблема отнюдь не ограничивается аплодисментами в храме. Два прискорбных исторических примера.

 

(1) В мрачные 70-е годы во Франции некоторые епископы оказывали давление на своих священников, чтобы те отказались от ношения сутаны и переходили на "клерджимэн" (костюм с колораткой) или на мирской костюм с микроскопическим крестиком на лацкане. Иногда давление было грубым и открытым:

"Отец N., я Вам по-хорошему рекомендую не носить эту тряпку (sic), потому что в нашем диоцезе и я сам, и все остальные священники ее забросили. Ношением сутаны Вы нарушаете заповедь братской любви, так как Ваши коллеги смотрят на Вас в сутане и воспринимают это как молчаливый упрек себе: Вы, мол, лучше их. И Вам не стыдно? Вы забыли притчу про мытаря и фарисея? В последний раз прошу Вас оставить это фарисейство, не то я серьезно рассержусь."

 

 

Надеюсь сейчас, уже переменилось к лучшему?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надеюсь сейчас, уже переменилось к лучшему?

Сейчас - да. Но с тех пор сутана во Франции стойко ассоцируется с традиционализмом.

 

Но все равно давление епископа может быть. Да что там аплодисменты в храме: вот, скажем, я не могу себе представить, чтобы кто-то из "обычного" диоцезального клира Франции осмелился служить ординарную форму ad orientem...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, может быть в силу своего советского еще воспитания, но меня невыносимо раздражают попытки всех поставить под одну гребенку. Боюсь я и священника послать бы вежливо могла, если бы он мне вздумал указывать как мне так любить ближних чтобы фарисейский не выделяться. И если бы мне кто указал вдруг, что я,мол, должна хлопать как на параде "чтобы не ставить в неловкое положение тех кто хлопает" когда у меня нет желания хлопать.

 

Это мне напомнило эпизод как однажды я в детстве класс на два лагеря разделила. Часть одноклассников захотели сбежать с урока и подбивали других уйти, разумно аргументируя, что если бежать всем вместе, то никому ничего на будет. Я тогда решительно отказалась. Просто потому что уроки истории мне нравились и я не желала пропускать их "из любви" к тем кому приспичило в кафе вместо урока. Я когда хотела уйти с уроков просто уходила и не подбивала весь класс, соответственно и подстраиваться под других чтобы они себя вдруг неловко не почувствовали мне даже где-то противно. В этом, в конформизме, на самом деле больше унижающего других, чем в противостоянии этим другим. В конформизме всем не только оставляешь право, но и навязываешь обязанность быть стадом.

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, Ваша позиция, Ксения, мне кажется все же немного опасной. Потому что эта проблема отнюдь не ограничивается аплодисментами в храме. Два прискорбных исторических примера.

 

(1) В мрачные 70-е годы во Франции некоторые епископы оказывали давление на своих священников, чтобы те отказались от ношения сутаны и переходили на "клерджимэн" (костюм с колораткой) или на мирской костюм с микроскопическим крестиком на лацкане. Иногда давление было грубым и открытым:

"Отец N., я Вам по-хорошему рекомендую не носить эту тряпку (sic), потому что в нашем диоцезе и я сам, и все остальные священники ее забросили. Ношением сутаны Вы нарушаете заповедь братской любви, так как Ваши коллеги смотрят на Вас в сутане и воспринимают это как молчаливый упрек себе: Вы, мол, лучше их. И Вам не стыдно? Вы забыли притчу про мытаря и фарисея? В последний раз прошу Вас оставить это фарисейство, не то я серьезно рассержусь."

 

Оба примера являются грубейшим, вопиющим нарушением канонправа, и все же имеют место быть - со ссылкой на заповедь любви и "нефарисейство".

Чесно скажу, что в данном случае я бы без слов переоделся и не носил бы сутану, хотя это было бы неприятно. Но в данном случае я не один в поле воин, а вместе с остальными, поэтому для пользы общего дела потеснился бы и посчитал бы это заботой о ближних. В принципе быть ближе к народу и в одежде тоже, это требование текущего момента, от которого никуда не деться., поэтому требование епископа может быть обоснованным. Чем-то похоже на практику организованного отступления во время войны на заранее подготовленные позиции.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но в данном случае я не один в поле воин, а вместе с остальными, поэтому для пользы общего дела потеснился бы и посчитал бы это заботой о ближних. В принципе быть ближе к народу и в одежде тоже, это требование текущего момента, от которого никуда не деться., поэтому требование епископа может быть обоснованным.

Странная позиция - так мы вскоре дойдем и до оправдания "воровских понятий" в противоположность праву.

Напомню, что сутана - это нормальное, "дефолтное" облачение иерея. Уже до войны некоторые Ординарии позволяли заменять ее на костюм с колораткой, в соответствии с каноном 136 § 1 ККП 1917 года. А вот если местный Ординарий позволял своему клиру ходить в светской одежде, то это уже было нарушением той же нормы, то есть беззаконием. Что уж тут говорить о вынуждении носить светскую одежду.

Личные психологические и идеологические комплексы и "заморочки" епископа уж никак не подпадают под определение "общего блага" или "общего дела".

Кстати, то же самое относится к хлопанью на Мессе - нет в этом никакого "общего блага".

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Странная позиция - так мы вскоре дойдем и до оправдания "воровских понятий" в противоположность праву.

Напомню, что сутана - это нормальное, "дефолтное" облачение иерея. Уже до войны некоторые Ординарии позволяли заменять ее на костюм с колораткой, в соответствии с каноном 136 § 1 ККП 1917 года. А вот если местный Ординарий позволял своему клиру ходить в светской одежде, то это уже было нарушением той же нормы, то есть беззаконием. Что уж тут говорить о вынуждении носить светскую одежду.

Личные психологические и идеологические комплексы и "заморочки" епископа уж никак не подпадают под определение "общего блага" или "общего дела".

Кстати, то же самое относится к хлопанью на Мессе - нет в этом никакого "общего блага".

Знаете, Юрий, в последнее время я разочаровался в тотальном упоре на внешних формах и атрибутах, потому что в этом нет жизни, а всё более напоминает окрашенные гробы, о которых говорил Христос. Сутана, это хорошо, но если она мешает для полноценной миссии, то она должна быть отвергнута. Равно как, если сейчас потребовать от женщин длинных юбок и платочков, то это не будет сулить ничего хорошего для проповеди евангелия им.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Знаете, Юрий, в последнее время я разочаровался в тотальном упоре на внешних формах и атрибутах, потому что в этом нет жизни, а всё более напоминает окрашенные гробы, о которых говорил Христос.

Увы. Мой хороший друг и товарищ, г-н Здравый Смысл, мне тут шепчет в ухо, что "внешними формами и атрибутами" в равной степени являются как сутана на священнике, так и светский костюм на священнике. Как распятие на стене, так и голая стена, где вчера висело распятие. Как аплодисменты на Мессе, так и отказ аплодировать на Мессе...

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется, что в этой ситуации - имел.

 

Очень хорошо. Но тогда это очень, очень серьезное и далеко идущее заявление.

Мы же с Вами юристы (если я правильно помню еще по старому форуму?) Так вот, очень важно осознать то, что я сейчас напишу (увы, этого в наше время уже не учат ни на одном юрфаке; это чистый томизм).

Любое обязательство - будь то юридическое, моральное или ритуальное - бывает двух видов: положительное (делай то-то) или отрицательное (не делай того-то).

Каково основное различие между обоими видами обязательств? А вот какое:

(1) Отрицательное обязательство valet semper et pro semper; то есть высказанный в безусловной форме запрет всегда безусловен и абсолютен. Например: "Не прелюбодействуй" значит, что прелюбодействовать нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах. "Не курить" значит, что в этом месте ни при каких обстоятельствах нельзя курить: Вы можете давать полицейскому тысячу доводов; он все равно Вам выпишет штраф.

(2) Положительное обязательство valet semper sed non pro semper - то есть оно всегда условно и относительно. Обязанность давать милостыню не значит, что каждый из нас должен сейчас же распродать все свое имущество на торгах и раздать бедным (Господь это обозначил как высший идеал, но никак не как обязанность). Обязанность посещать воскресную или празничную Мессу не действует, если Вы находитесь в одиночестве посреди Сахары или на космической станции "Мир".

 

Еще один пример, важный для многих католиков и, увы, многим неизвестный. Запрет искусственной контрацепции безусловен. Но высказанная в положительной форме первозаповедь "Плодитесь и размножайтесь" (данная Богом Адаму) отнюдь не безусловна: нельзя требовать от женщин быть постоянно беременными. Поэтому естественное планирование семьи морально допустимо.

 

Вот именно потому, что положительное обязательство valet semper sed non pro semper - оно всегда должно быть намного лучше и серьезнее обосновано, нежели отрицательное. Проще говоря, намного легче и легитимнее запретить что-либо делать, чем вынудить что-то делать.

 

Именно поэтому, скажем, если в наш храм заходит иноверец, мы можем по праву требовать от него снять головной убор (отрицательное обязательство мужчинам не ходить с покрытой головой в храме). Но мы не можем требовать от него осенять себя крестным знамением. От католика, зашедшего в мечеть с "межрелигиозным визитом", мусульмане могут по праву требовать, чтобы он разулся, - но не могут требовать, чтобы он произнес шахаду или поцеловал Коран.

 

Так же и здесь. Если -допустим - аплодисменты в храме категорически запрещены, то от человека можно по праву и по справедливости требовать, чтобы он воздержался от аплодисментов (несмотря ни на какие эмоции и обстоятельства).

Если же аплодисменты в некоторых случаях разрешены или допускаются в исключительном порядке, то все равно требовать от кого-то аплодировать (или воротить нос оттого, что он не аплодировал) ни в коем случае нельзя. Вы же говорите, что тот "нехлопец", мол, имел положительное моральное обязательство хлопать со всеми. Но это очень серьезный и далеко идущий тезис, поэтому я хотел бы знать, каково его обоснование.

О да. Именно потому, что мы с Вами коллеги, я Вас как юриста смиренно прошу не выдергивать из контекста. :) Во-первых, я честно написала, что не знаю. И мне именно кажется. Я не уверенна и не буду настаивать. Во-вторых, там дальше было уточнение: положительная моральная обязанность если не хлопать, то по крайней мере не вести себя демонстративно. Таким образом можно было позаботиться о ближнем (ну уж друг семьи - бесспорно ближний, как ни дискутируй о значении этого слова). Отчасти в этом выражается "носите бремена друг друга". Сделать это можно было по-разному, не только хлопками. "Нехлопец" этого не сделал. Виновен, не виновен - не вем.

Ну и в-третьих (это, пожалуй, самое важное), я не вижу возможности составить универсальную инструкцию для таких особых случаев. На то они, в общем-то, и особые случаи. С учетом всех изложенных обстоятельств могу сказать, что моя совесть подсказывает не сидеть надутым на первой скамейке, демонстрируя неприятие избранного большинством способа выражения соболезнований (тем более, что в избранном большинством способе нет ничего противоправного). При этом мы, конечно, не слышим позицию "нехлопца", поэтому выносить какое-то определенное решение было бы просто глупо.

Короче, если без юридических канцеляризмов - я бы похлопала просто из дружеского чувства. Хотя, уверяю Вас, я не лучше Вас отношусь ко всем этим овациям и в любом рядовом случае не хлопаю.

 

Кстати, Ваша позиция, Ксения, мне кажется все же немного опасной. Потому что эта проблема отнюдь не ограничивается аплодисментами в храме. Два прискорбных исторических примера.

...

Оба примера являются грубейшим, вопиющим нарушением канонправа, и все же имеют место быть - со ссылкой на заповедь любви и "нефарисейство".

Юрий, ради всего святого, скажите, что Вы меня так подкалываете или тонко троллите. Вы же не считаете сопоставимыми эти примеры (поистине гнусные, не спорю ни секунды) с тем, что мы обсуждаем в этой теме? Как мы выяснили (за что отдельное спасибо Олегу-Михаилу), тут и нарушения канонправа нет. Вам не кажется, что Вы... Нуу... Чуть-чуть драматизируете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После похоронной Мессы (то есть, я так понял, перед выносом гроба из храма) священник пригласил супруга покойной на амвон, сказать несколько слов от себя. Вдовец вышел на амвон и сказал короткую, но очень прочувствованную речь.

Насколько я поняла, речь была уже ПОСЛЕ Мессы...О чем спор? :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Увы. Мой хороший друг и товарищ, г-н Здравый Смысл, мне тут шепчет в ухо, что "внешними формами и атрибутами" в равной степени являются как сутана на священнике, так и светский костюм на священнике. Как распятие на стене, так и голая стена, где вчера висело распятие. Как аплодисменты на Мессе, так и отказ аплодировать на Мессе...

Я бы сказала, что светский костюм на священнике имеет куда как большее внешнее, знаковое, атрибутивное значение чем сутана.

Сутана по умолчанию не говорит ничего кроме принадлежности к клиру.

Если кто-то настаивает на светском костюме для священника , то есть на изменении "установки по умолчанию", значит именно он навешивает на форму одежды дополнительную знаковость. Светский ведь костюм для священников не избавляется от знаков принадлежности к клиру, лишь визуально уменьшает их и этим дополняется смыслом о лояльности определенной идеологии.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько я поняла, речь была уже ПОСЛЕ Мессы...О чем спор? :)

А я не поняла Вашу реплику. Что после мессы есть моральная обязанность хлопать когда все хлопают?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...