Jump to content

Победить депрессию: личный опыт


Neta
 Share

Recommended Posts

Ёся, я в курсе. Но ведь одно дело - присутствие клеток, а другое - реальное течение болезни, хотя и в ремиссионной форме.
Link to comment
Share on other sites

Ёся, я в курсе. Но ведь одно дело - присутствие клеток, а другое - реальное течение болезни, хотя и в ремиссионной форме.

Там отсутствие болезни-даже в стадии ремиссии. Есть такая вещь онкомаркеры. Они дают картину присутствия опухоли в организме-даже при ремиссии.

Link to comment
Share on other sites

Ага, ага. А потом человек через год умер от той опухоли, которую камера не засекла.
Link to comment
Share on other sites

Ага, ага. А потом человек через год умер от той опухоли, которую камера не засекла.

Я не про СТ.

Link to comment
Share on other sites

А что такое ст?
Link to comment
Share on other sites

Победить депрессию: личный опыт

 

Выпить алкогольный напиток! :wub:

Link to comment
Share on other sites

Люди, при чем здесь медицина?
Link to comment
Share on other sites

Потому что депрессия это всеж-таки медицинский диагноз. А в статье про плохое настроение написано.
Link to comment
Share on other sites

Пошли по кругу. Да нет, там не о плохом настроении написано. Вовсе не о нем. Впрочем, не буду уже повторяться.
Link to comment
Share on other sites

А что такое ст?

Компьютерная томография.

Link to comment
Share on other sites

Действительно, не очень понятно, как определить такое затяжное состояние хандры и раздражения, которое не является ни депрессией в строго медицинском смысле, ни грехом уныния в смысле строго религиозном. Наверное, это и есть та самая *дипрессия, на которую так часто жалуются девушки в интертетиках :).

Советы, данные в старт-топике, верны отчасти. Отчасти же они у меня, например, вызвали сильнейшее раздражение - отсылками к той идеологии, которую в одной дискуссии метко окрестили "идеологией феи-потребительницы".

Ну и, как водится, у меня вопрос: какую практическую помощь окружающие способны оказать девушке, переживающей безответную любовь? На что она должна рассчитывать, если делится с ними своими переживаниями?

Link to comment
Share on other sites

Ну и, как водится, у меня вопрос: какую практическую помощь окружающие способны оказать девушке, переживающей безответную любовь? На что она должна рассчитывать, если делится с ними своими переживаниями?

А я в молодости имела опыт оказания быстрой и эффективной помощи в подобном случае. :) И я, возможно, приводила уже этот пример.

 

Ко мне как-то пришла подруга вся в слезах от брошенности любимым, с текстами о бессмысленности жизни, о непереносимой боли и намеками на возможное самоубийство.

Было 5 часов утра и это, понятно, не то время суток когда можно сочувственно слушать подобные страдания. Однако и подругу мне было жалко. И я предложила ей гарантированное излечение за полчаса, если она меня послушает. Она не поверила, что такое возможно. Я взяла ножницы и обрезала её роскошные, длинные белые волосы. Слезки высохли как по волшебству.

Весь следующий день она не отходила от зеркала, провела полдня в салоне, предавая новый дизайн своей головке, и действительно, была так возбуждена новым своим обликом, что жестокосердный лавелас почти сразу испарился из её сердца.

Едва ли не в тот же день она встретила другую любовь, с которой даже дошла до загса. Правда она сбежала прямо в день бракосочетания, не вынеся утомительных, убивающих всю романтику организаций торжеств и встречи с будущими родственниками.

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

помощь окружающих может потребоваться только в том случае, когда человек действительно не знает, что ему делать. Тогда поможет добрый совет, наставление, поддержка близких. Но чаще всего, во-первых, люди знают, как поступить, просто понимают, что оказались в ситуации сам дурак/сама дура виноват(а) и ищут себе оправдание (именно поэтому не стоит искать сочувствия на форумах: там не все близкие, обязанные терпеть чужое нытье, кто-то может и откровенное "самдурак" произнести :)). Во-вторых, есть люди, которые упиваются лютой жалостью к себе, думая почему-то, что всем остальным живется лучше, и только их Господь обделил. Они паразитируют на чувствах других людей, бесконечно рассказывая о своих бедах и несчастьях, ища сочувствия и сострадания. Им тоже противопоказано внимание окружающих.

А в остальном советы нормальные. Не открытие века, конечно, но вполне здраво.

Link to comment
Share on other sites

*хотя иногда необходимо просто выговориться, поныть, и чтобы кто-нибудь скпзал это самое "все будет хорошо". Но не злоупотреблять, конечно. И это должен быть близкий человек.
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

А я в молодости имела опыт оказания быстрой и эффективной помощи в подобном случае. :) И я, возможно, приводила уже этот пример.

Шикарно! В голову бы не пришло.

Видимо, в 5 часов утра в человеке просыпаются какие-то скрытые творческие способности :).

Link to comment
Share on other sites

Действительно, не очень понятно, как определить такое затяжное состояние хандры и раздражения, которое не является ни депрессией в строго медицинском смысле, ни грехом уныния в смысле строго религиозном. .

Единственным инструментальным исследованием на депрессию является т.н. "дексаметазоновый тест", но он в некоторых случаях не показывает. А вообще есть спец. таблицы и опросники, c помощью коих и определяют.

Link to comment
Share on other sites

Навалилась на меня тоска, третий день уже. Вспомнила, про эту статью, зашла почитать, думала может поможет. В итоге половину из предложенного я сделать не могу, а мысли об остальном предложенном нагоняют на меня еще большую тоску...

Вот такой вот у меня получился личный опыт(((

Link to comment
Share on other sites

  • 6 months later...

Все болезни неизлечимы?

Когда речь идет о клинической депресси (диагнозе), то она, как правильно писали, поддается лишь лечению медикаментами и периодически будет обостряться. Иными словами, если был один депрессивный эпизод, будет и другой. А победить можно...например, рекситином.

Link to comment
Share on other sites

  • 8 years later...

245491974_4393624717402126_2629676287065716405_n.png?_nc_cat=102&ccb=1-5&_nc_sid=730e14&_nc_eui2=AeH908KvypqjPVD3GafEczdhuwjZAnH3BGi7CNkCcfcEaDq-qONClvsqwrD6V0IxCI-Q0scWkSiqIcVRmOzRRYGP&_nc_ohc=X44LmX7RQngAX-Ksk8B&tn=7D16bWVxynpk34al&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=cefc77c0dee2a66cd96d4cfea6d2407f&oe=61960D61

 

Эта молитва св.Джона Генри Ньюмена может быть мощной поддержкой для тех, кто впадает в отчаяние.

 

Пусть Господь защитит вас от подобного, но не стесняйтесь просить Его помочь вам 1f4cc.png

 

***

 

В разгар удручающей и сложной ситуации святой Джон Генри Ньюмен был вдохновлен на написание популярного гимна «Веди, Благостный Свет», который также является прекрасной молитвой, которой все мы можем молиться во времена духовной тьмы и отсутствия надежды, независимо от того, происходит ли это из-за наших обстоятельств или из-за депрессии.

 

1f64f.png Это молитва, которая просит Бога привести нас к Свету и дать нам надежду, когда она потеряна.

 

Веди меня ввысь, Свет Благостный, через темноту, меня объемлющую, веди меня! Ночь черна и далек я от Родины моей: веди меня ввысь! Направь стопы мои - уж не вижу я дороги, а вижу только на шаг вперед! Когда-то был я весьма далек от того, чтобы просить Тебя руководить мной. Я все хотел выбирать сам. Сам себе хотел освещать тропу, не взирая на пропасти, и гордо полагал собственную цель. Но теперь - дай мне забыть про это! Ты так давно оберегал меня: сумей же вести меня и впредь через топкие болота, через потоки и скрытые рифы, покуда не минует ночь и Ангелы во свете утреннем не поманят меня. Ах, я так давно любил и ждал их, вот только забыл об этом на короткое время. Аминь

 

26a0.png P.s.: Также мы рекомендуем не игнорировать проблему депрессии и других состояний и обращаться за квалифицированной врачебной помощью. Забота о своем физическом и психическом здоровье является нашей обязанностью, как верующих.

 

270f.png На основе материала Aleteia

Перевод, адаптация: Катология

Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...
В 30.09.2012 в 22:11, joseph сказал:

Это все не депрессия.Настоящая депрессия это нарушение метаболизма серотонина(нейромедиатора) и еще нескольких веществ в головном мозгу. И при ней помогают только спец. препараты,увы. Причем она бывает как экзогенная, так и эндогенная, не вызванная внешними факторами.

Если нарушен метаболизм серотонина, то нужно его восстановить и депрессия начнёт отступать. Регулярная физическая нагрузка способствует повышению уровня серотонина. Эксперты советуют массаж и другие формы успокаивающей телесной терапии, а также занятия спортом, но не тяжелые, изнуряющие тренировки, а йогу, плавание, ходьбу, велосипед. А ещё лучше - найти напарника и поиграть с ним в кроссминтон. Вдвоём всегда веселее.

Edited by Damir
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Собственно, об этом заглавная статья. Все в комплексе - медикаментозное лечение, сбалансированное питание и физические нагрузки - может помочь при депрессивном расстройстве. А также положительные эмоции, которые могут дать прогулки, созерцание красоты природы или произведений искусства, хорошая музыка и т.д. Хотя все об этом знают, но людей с депрессией не становится меньше.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...

Депрессия или уныние: как отличить одно от другого?

По мере развития психологической грамотности всё больше и больше людей узнают об этой проблеме, а в кругу верующих порой встречается тенденция проводить параллель между депрессией и унынием. О том, насколько оправдана такая параллель, размышляет католик и клинический психолог Иван Понкратов:

В России, как и во всём мире, наблюдается значительный рост числа пациентов с диагностированными депрессивными и субдепрессивными расстройствами. А по мере развития психологической грамотности всё больше и больше людей узнают об этой проблеме, она, что называется, на слуху.

Однажды я стал свидетелем, как одна из наших прихожанок жаловалась на депрессивную симптоматику, а другой прихожанин, мимоходом ответил: “Так это же уныние!”. В кругу верующих  есть большое искушение проводить параллель между унынием и депрессией. Так сказать, “перевести” этот термин из духовных книг на современный язык. Вот я и задался вопросом, насколько такой “перевод” оправдан.

Сложности в постановке вопроса

Определение того, что такое уныние и какова его роль в духовной жизни, это неплохая тема для богословского исследования, а своё определение природы депрессии имеет любая уважающая себя школа психотерапии. Хотя по образованию я клинический психолог, работающий в КПТ (когнитивно-поведенческая терапия) подходе, культивируя добродетель смирения, скажу, что эта статья представляет собой скорее личные размышления и приглашение к диалогу.

Примечательно, что сама постановка вопроса при сравнении депрессии с унынием как бы заранее «духовно патологизирует» депрессию, сравнивая ее со смертным грехом. У такой оптики, на мой взгляд, есть несколько значительных недостатков. Во-первых, она как бы намекает, что люди страдающее депрессией, это диагностированные грешники, что очевидным образом не улучшает их положение, а добавляет повод для большего погружения в это состояние. Во-вторых, перетаскивая депрессию в сферу духовно-аскетическую, такой подход предлагает соответствующую методологию для борьбы с ней (молись, постись и слушай “Радио Мария”, разумеется), которая может быть неэффективна, если мы всё же ошиблись оптикой. В-третьих, связывание депрессии (как и любого другого расстройства или проблемы) с религией может её «сакрализировать», наделить сверхценным статусом, увеличив масштаб проблемы для клиента/пациента. Раньше это была просто проблема, которую нужно было методично решать, а теперь куда мне замахиваться на аскетические высоты! Это в известной степени может деморализовать. Если такая оптика оказывается непродуктивной, то должны ли мы полностью отказаться от богословского осмысления этой актуальной проблемы? По-моему мнению, нет, но можно изменить угол зрения для лучшего обзора.

Угол для лучшего обзора

Сейчас одним из перспективных направлений медицинских исследований стало привлечение современной эволюционной теории для понимания причин формирования здоровья и болезни. Это дало начало становлению эволюционной медицины, в частности, эволюционной психиатрии и психологии. Желающим более глубоко разобраться в этом подходе рекомендую замечательную книгу одного из его основоположников, Рэндольфа Несса, “Хорошие плохие чувства: Почему эволюция допускает тревожность, депрессию и другие психические расстройства”.

Применение эволюционного подхода при теоретическом объяснении появления тех или иных явлений оказывается результативным, по моему мнению, во многом именно из-за «позитивного» взгляда на вещи. При таком подходе даже механизмы, из-за которых мы становимся уязвимыми для заболеваний, рассматриваются как благие и глобально выполняющее (эволюционно) позитивную функцию, но, может быть, не актуальные в современном мире (всё позволено, но не всё полезно).

Какие в таком случае у депрессии могут быть позитивные функции? Эволюционно-биологические подходы к проблеме депрессий предлагают такие объяснения:

Депрессия должна мотивировать человека прекратить ту деятельность, которая привела к нынешнему плачевному положению дел. Например, прекратить конфликты с окружающими, с друзьями и близкими, первым пойти навстречу, первым извиниться, признать неправоту и т.д..

Помогает отказаться от невыгодной деятельности, от который вы несете больше убытков, чем получаете выгоды. Например, сменить работу, на которой вы постоянно подвергаетесь унижениям со стороны начальника или использованию со стороны коллег.

В состоянии депрессии у клиентов/пациентов часто наблюдается повторяющееся размышление над одними и теми же темами, зачастую негативными, что, как считается, может помочь вынести уроки из негативного опыта и не получить его вновь. Так студент, который не готовился к экзамену и не смог его сдать, в процессе размышлений сможет прийти к выводу, что нужно было больше времени уделять учёбе, хотя бы в качестве эксперимента.

Теория социального ранжирования предполагает, что депрессия служит адаптивным механизмом, позволяющим человеку или животному, вовлечённому в долгую, утомительную, тяжёлую и опасную борьбу за повышение своего социального статуса в группе, за доминирование или за «доступ к кормушке» или другим ресурсам, и явно проигравшему эту борьбу в конкуренции с другими, отступить, признать поражение и смириться. Например, побудить прекратить попытки навязать коллегам свое видение того, как именно нужно работать.

Такой подход, «от положительного», очень согласуется с идеей об изначально благом мире, который «хорош весьма». Именно такую оптику я предлагаю использовать для богословского рассмотрения проблемы депрессии из-за положительных аспектов, которые нейтрализуют негативные следствия прошлой оптики. Во-первых, мы не стигматизируем пациентов, не делаем их «инаковыми», во-вторых, мы не заостряем внимание на проблеме, придавая ей значение духовного врага, и, в-третьих, парадоксальным образом снижая значимость проблемы, мы можем решать её более продуктивно стратегически, не зацикливаясь на настоящем моменте.

Путаница в терминах

Таким образом, мы можем сказать, что депрессия — это не уныние или, как минимум, что мы не должны её таким образом рассматривать. Что же тогда в таком случае уныние?

Уныние — это специфический христианский термин, который может быть адекватно понят только в рамках цельного христианского учительства. Мне импонирует подход, при котором уныние – это в некотором роде экзистенциальный кризис верующего человека. Это состояние, в котором человек потерял опору в Боге, опору в распятом и воскресшем Господе. При невозможности видеть такую опору, мировоззрение человека может значительно измениться, исчезнет радость. Но, как и уныние, радость в этом смысле — это не просто эмоция, как понимает её психология. То есть в данном случае радость не похожа на то чувство, которое мы испытываем, если купили товар с хорошей скидкой или быстро нашли парковочное место, а представляет собой более глубокий термин. Он призван отражать, как мне кажется, некоторое сверхъестественное переживание. Переживание, вытекающее из нашего упования, сообщенного в откровении: «мужайтесь, я победил мир». Потеря именно такой радости будет унынием в “нашем” смысле слова. В противном случае, было бы непонятно, как можно и скорбеть, и радоваться одновременно: «И паки реку, радуйтесь». Так говорить свойственно тому, кто крепко уверен и показывает, что человек, пребывающий в Боге, всегда радуется. «Скорбит ли такой, терпит ли что, всегда радуется» (Фил 4:4). И если мы говорим об обычной эмоциональной радости, то повеление радоваться непрестанно начинает приобретать нездоровый, а отнюдь не сверхъестественный оттенок.

Выходит, что мы можем сказать, что понятия «уныния» и «радости» скорее образованы по аналогии с обычными радостью и унылостью из-за очевидных параллелей. Человек, оставленный без поддержки и гаранта осмысленности жизни, либо сам по себе, либо под дополнительным давлением внешних обстоятельств, может впасть в депрессивное состояние, которое Аарон Бек, основатель когнитивно-поведенческого подхода, предложил определять через такую триаду: Негативное отношение к себе («Я никчемный» или «Я не такой каким я хочу быть»), негативное представление о мире («Мир враждебен или плох») и к будущему («Я безнадежен, потому что ничего никогда не изменится» или «все может стать только хуже!»). Такие депрессивные убеждения, если их прочитать духовно, противоречат евангельскому упованию на своё достоинство и способность: «всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (флп.4 13) – или безопасность мира: «Будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им», не говоря уже об эсхатологической надежде на светлое будущее «нового неба и новой земли».

Из-за такой аналогии и возникает путаница. Депрессия могла быть взята как пример, как метафора, по аналогии с которой было образовано «уныние» как термин, но указывающее на реальность другого порядка. Как слово «небо» лишь указывает на Небо, но не в прямом смысле отсылает в космос. Потому и лечить уныние антидепрессантами так же странно, как пытаться долететь до Бога на ракете.

При этом депрессия может быть следствием богословского уныния, ведь потеря такой опоры в Господе очевидно повлечёт за собой и негативное отношение к миру, к себе и к будущему. Это было бы значительным кризисом мировоззрения, который точно отразился бы на эмоциональном состоянии. Но и память о воскресении, о милосердии и всесилии Бога может помочь бороться с депрессивными тенденциями.

Рекомендации

Простая рекомендация по различению одного от другого состоит в том, что приходить к специалисту надо по той части, по которой “болит”. Если вы чувствуете негативные эмоции, но не можете каким-то явным образом связать их с кризисом веры или религиозной тематикой, то скорее всего вам – к психологу. Если вы потеряли веру в церковные догматы или днями напролёт думаете о том, чем омоусиос (единосущие) отличается от омиусиос (подобосущия), то вам – к священнику или богослову.  Если ваши переживания связаны с особенностями учения Церкви, то вам – скорее к священнику.

Сложность давать рекомендации здесь состоит в том, что каждый человек индивидуален и только в контексте его индивидуальных обстоятельств можно правильно понять, в чём заключается его проблема. Кроме того, как я говорил выше, депрессивное состояние может возникнуть из изначально богословской проблематики (наличие вечного ада или отсутствие гарантии спасения), но также и аспекты вероучения решительно иначе видятся, преломляясь через личные травмы и когнитивные искажения человека. Потому, чисто психологические причины могут стать препятствием для того, чтобы принять некоторые части вероучения или корректно переживать религиозный опыт (так, например, очень трудно принять Бога как любящего безусловно, если тебе не приходилось ощущать себя безусловно любимым).

Эти сферы взаимосвязаны не только в порождении проблем, но и в их решении. Можно ли при помощи религиозных практик помочь с психологической проблематикой? Конечно, можно! Как много людей находят утешение в Церкви после переживания утраты или в буре житейских невзгод. Или вспомнить даже известную программу “12 шагов” для преодоления зависимости – она выстроена на религиозной парадигме смирения и обращении к «Высшему началу».

Пример обратного – психологической помощи, в решении религиозных проблем – привести будет не так просто. Хотя один показательный случай описан в книге о. Йозефа Ссемакулы “Исцеление семей”. Там он рассказывает случай из своей практики (он клинический психолог по образованию), когда одна из его прихожанок после смерти своей подруги стала входить в зависимость от алкоголя. Хотя ранее за ней этой проблемы замечено не было, в отличие от покойной подруги. Длительный промежуток времени она молилась об избавлении от новоявленной зависимости и безуспешно посещала конфессионал – проблема не уходила. Пока они со священником-психологом не обнаружили, что алкоголь напоминает ей о подруге. Алкоголь — это то, что их сейчас связывает. Выпивая, она на самом деле проживает утрату, это часть её горевания. После этого они решили сменить вектор молитвы и просить не о избавлении от зависимости, а молиться за упокой подруги. Проблема с алкоголем вскоре исчезла. При этом я бы не хотел, чтобы у вас возникло впечатление, будто всё одинаково помогает и выбор инструментария — это дело вкуса (как неправильный инструментарий может навредить, я писал выше). Я лишь хочу показать, насколько это сложная и многогранная тематика, потому требует аккуратного и тонкого подхода. Ставить диагнозы может только психиатр, как и отпускать грехи – только священник.

Нужно понимать, что депрессия может возникнуть на любой почве и тема религии здесь не исключение. Как верующий шизофреник слышит из розетки апостола Петра, а не верующий – инопланетян или сотрудников Моссада, так и депрессия может возникнуть из той тематики, которая более значима для человека. От себя добавлю, что если вы вдруг набираете высокие баллы по шкале депрессии Бека или по шкале самооценки депрессии Цунга, то вам имеет смысл обратиться к психологу, а уже под его руководством разобраться, в чём дело и в какую сторону необходимо двигаться.

Иван Понкратов, клинический психолог

Рускатолик.рф

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...