Монахиня Кассия (Сенина) пишет: "Вообще, господа защитники Паламы, Вы можете сколько угодно говорить о том, какое исихасты сочинили красивое учение и все такое прочее, но апостол Павел ясно сказал, что "делающе своими руками" и "кто не работает, да не ест". А все эти товарищи-любители аскетического совершенства, не только не работали (в житии Паламы сказано, что он 6 дней в неделю умной молитвой занимался в келье, а на 7-й приходил причащаться, а в наставлении монахам той эпохи прямо сказано, что монах должен заниматься попеременно чтением, псалмопением и умной молитвой, а рукодельем - только разве что при унынии!), но еще и бесстыдно жили чужим трудом. Ибо пока Палама и Ко занимались по кельям исихазмом, целые деревни крестьян в поте лица пахали на них, чтоб им было чего кушать, где жить и молиться и во что одеться. И Плифон такую жизнь справедливо назвал существованием трутня, заметив, что и с жизнью первоначальных монахов как она задумывалась, все это совершенно не сходится, т.к. те монахи кормились от своего рукоделья. Не говоря уж о том, что заповедь о любви к ближним на деле может исполнить не затворник-исихаст, а как раз человек, живущий в обществе (что и доказывается многочисленными признаниями самих этих исихастов, что они бегут от общества, т.к. там они мол постоянно "согрешают" - велико дело, не согрешать и любить людей, не видя их в глаза! смешно вообще). Так что с новозаветной-то позиции любой ученый, художник и писатель, не говоря уж о рабочем или учителе, который зарабатывает на жизнь своим трудом и приносит какую-никакую пользу людям, пусть даже он и не занимается молитвой непрестанно, но по кр. мере старается помнить о Боге и соблюдать заповеди в отношении людей, с которыми по жизни сталкивается, ЛУЧШЕ самого великого затворника-исихаста, и я думаю, что таковой куда ближе к настоящему обожению, чем какой-нибудь зритель световых феноменов. PS (выношу из комментов): Тут меня стали неции упрекать, словно я в принципе против исихазма, а мол, их молитвами "мир стоит". Так я не против! Но если ты такой монах-исихаст, то и живи как монах - так, как они жили изначально: уходили от мира совсем и жили своим трудом и молитвами. Что "мир стоял молитвами" таких монахов, и я готова поверить. А поздние исихасты - совсем другая компания. Плифон был не первый, кто поднимал вопрос о монастырской собственности, а товарищи св. исихасты за нее держались ого как. Например, св. исихаст Николай Кавасила (тот самый, которые написал "7 слов о жизни во Христе") наваял целый трактат о том, что нельзя секуляризировать монастырскую собственность. К 15 в. до 2/3 земельной собственности было в руках монастырей и церкви, ничего так. От мира там они отреклись, как же. Они не отреклись от мира, а на шею ему сели и ножки свесили. Да ежели бы этот мир перестал бы их кормить, весь их исихазм тут же бы и кончился, т.к. им кушать стало бы нечего и масла для лампад не стало бы, не говоря о прочем. То-то, кстати, в наше время исихастов не сыщешь - кормить-то их некому, а работать они, как видно, не хотят, от высокой духовной жизни. Любой дурак исихастом будет и обоживаться станет за чужой счет, удобно, чего. То-то эти монахи так и расплодились под конец, что некому стало воевать с турками, и Империя в итоге рухнула. Плифон реформы хорошие предлагал, только уже поздно было, да и не было человека такой твердости, чтобы воплотить их в жизнь." https://www.facebook.com/kassia.senina/posts/995922087135161