Drogon Posted February 22, 2012 Share Posted February 22, 2012 Канадские мученики — группа из восьми французских миссионеров Общества Иисуса, проповедовавших христианскую веру на территории Новой Франции (ныне — Канада) и в северной части штата Нью-Йорк среди индейцев племён гуронов и ирокезов, и погибших в XVII в. Эта группа состоит из шести священников и двоих братьев монахов. Являются покровителями Канады. 21 июня 1922 года папа римский Пий XI беатифицировал и он же 29 июня 1930 года канонизировал в группе канадских мучеников следующих миссионеров: Антуан Даниэль (1601—1648); Габриель Лалеман (1610—1649); Иссак Жог (1607—1646); Жан де Бребёф (1593—1649); Жан де Лалан (? — 1646) Шарль Гарнье (1606—1649) Ноэль Шабанель (1613—1649); Рене Гупиль (1608—1642). День памяти канадских мучеников в Католической Церкви — 19 октября (в Канаде и по дореформенному календарю — 26 сентября). 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Drogon Posted February 22, 2012 Author Share Posted February 22, 2012 Св. Рене Гупиль (фр. Rene Goupil SJ 15 мая 1608, Сан-Мартен-дю-Буа, Франция — 23 сентября 1642, Канада) — святой Католической Церкви, хирург, член Общества Иисуса, миссионер, мученик. Рене Гупиль считается первым канадским святым.16 марта 1639 года Рене Гупиль вступил в новициат монашеского ордена иезуитов в Шантийи. Через некоторое время из-за плохого здоровья был вынужден покинуть своё послушничество у иезуитов и стал помогать монахам в уходе за больными в качестве добровольца. В 1640 году Рене Гупиль приехал в иезуитскую миссию, находившуюся в Канаде, где в течение двух лет проработал хирургом в больницах Квебека. В 1642 году принял участие в экспедиции, во время которой в присутствии иезуитаИсаака Жога принял монашеские обеты. Во время этой экспедиции был захвачен ирокезами. Имея возможность бежать из плена, Рене Гупиль не оставил Исаака Жога. В плену был подвергнут пыткам и убит ирокезами за то, что он осенил крестным знамением нескольких индейских ребят. Св. Исаак Жог SJ (фр. Isaac Jogues, 10 января 1607 года — 18 октября 1646 года) — католический священник-иезуит, миссионер и мученик.Родился в Орлеане. В 1624 году в Руане вступил в Общество иезуитов. В 1636 году направлен в Новую Францию в качестве миссионера к союзным французам народам гуронов и алгонкинов. В 1642 году каноэ, на котором плыл о. Жог, было захвачено военным отрядом мохоков; он сам и его спутники — два француза (Гийом Кутюр, св. Рене Гупиль, ставший впоследствии мучеником) и несколько гуронов-христиан — оказались в плену. Их отвезли в поселение мохоков, где подвергли жестоким пыткам, во время которых о. Жог лишился нескольких пальцев. Затем он провел некоторое время на положении раба, пытался учить мохоков основам христианской веры, после чего ему удалось бежать с помощью голландских торговцев, переправивших его на Манхеттен, откуда он на корабле отплыл во Францию. Папа Урбан VIII дал о. Исааку Жогу особое разрешение совершать Мессу, несмотря на искалеченные руки.Спустя несколько месяцев он уже вернулся в Канаду. В 1645 году между ирокезами, гуронами, алгонкинами и французами был заключен мир. Весной 1646 году о. Жог и другой иезуит — св. Жан де Лалан были направлены в Страну мохоков в качестве послов. Однако, пока они были в пути, отношение мохоков к мирному процессу изменилось, и один из отрядов захватил иезуитов в плен. Их отвели в поселок Оссерненон (ныне Орисвилль, штат Нью-Йорк) и обвинили в колдовстве. «Умеренные» кланы Черепахи и Волка хотели их отпустить, однако члены более «радикального» клана Медведя решили убить, и священников забили дубинками. Голова св. Исаака Жога была выставлена на шесте, а тело брошено в реку Мохок. Жан де Лалан (фр. Jean de Lalande SJ, Jean de La Lande, дата рождения неизвестна, Дьеп, Франция — 19 октября 1646 года, Квебек, Канада) — святой Католической Церкви, монах-иезуит, миссионер, мученик.Жан де Лалан прибыл в католическую миссию «Святая Мария среди гуронов» 14.12.1642 года. Жан де Лалан пытался вместе с Исааком Жогом примирить враждующие индейские племена гуронов и ирокезов. Шаманы индейских племён обвинили Жана де Лалана и Исаака Жога в распространении эпидемии. Жан де Лалан был замучен мохоками 19 октября 1646 года. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Drogon Posted February 22, 2012 Author Share Posted February 22, 2012 Св. Антуан Даниэль (фр. Antoine Daniel SJ , 27 мая 1601 г., Дьеп, Франция — 4 июля 1648 г., Квебек, Канада) — святой Католической Церкви, священник, иезуит, миссионер, мученик.Получив юридическое образование, Антуан Даниэль 1.10.1621 года вступил в новициат монашеского ордена иезуитов. После рукоположения в священника был направлен в 1632 году в католическую миссию в Квебек, Новая Франция. 24.06.1633 года прибыл в миссию, управляемую иезуитом Жаном де Бребёф и стал работать среди индейцев племени гуронов. . 4 июля 1648 г. ирокезы напали на поселок гуронов в Теанаустайе и вырезали всех, в том числе убили священника Антуана Даниэля. Во время резни Даниэль метался среди гуронов и торопливо крестил тех из них, кого давно уже готовил к крещению — повторяя слова крещения и разбрызгивая воду платком. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Drogon Posted February 22, 2012 Author Share Posted February 22, 2012 Габриель Лалеман (фр. Gabriel Lalemant SJ; 3 октября 1610, Париж, Франция — 17 марта 1649, Квебек, Канада) — святойКатолической Церкви, священник, миссионер, иезуит, мученик.В 1632 году Габриель Лалеман вступил в Общество Иисуса. С 1635—1639 гг. обучался богословию в Бурже. В 1638 году былрукоположен в священника. 20.09.1646 года прибыл в Квебек для миссионерской деятельности среди французских колонистов.В 1648 году начал вместе с Жаном де Бребёф миссионерскую деятельность среди индейцев племени гуронов. Во время вторженияирокезов на территорию миссии, Габриель Лалеман был взят в плен и убит после жесточайших пыток. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Drogon Posted February 22, 2012 Author Share Posted February 22, 2012 Святой Жан де Бребёф (фр. Jean de Brеbeuf), Иоанн де Бребёф; 25 марта 1593, Конде-сюр-Вир, Нормандия, Франция — 16 марта1649, Святая Мария среди гуронов (ныне — провинции Онтарио, Канада) — святой, священник-иезуит, мученик. Считаетсянебесным покровителем Канады.Жан де Бребёф родился в небольшом нормандском городке Конде-сюр-Вир. В 1617 году он поступил в новициат ордена иезуитов вРуане. Через 5 лет стал священником, а ещё через 4 года, в 1626 году был отправлен в Новую Францию, как называлась частьсовременной Канады, контролируемая французами.Целью Жана была миссия среди индейского племени гуронов. Он поселился в индейском селении на берегах озера Гурон, выучилязык гуронов, изучал обычаи и традиции индейцев. Этнографические записи Жана де Бребёфа, а также составленный им словарьязыка гуронов имеют огромную ценность.Миссионерская деятельность была приостановлена после захвата Квебека англичанами, однако после отвоевания Квебекафранцузами в 1634 году Жан продолжил миссию в Гуронии, созданном французами дружественном государстве индейцев. Наряду сдобрым приёмом Жану приходилось сталкиваться и с враждебностью индейцев, которая привела к тому, что в 1641 году онвынужден был уехать в г. Квебек. Однако в 1644 году Жан в третий раз поехал в Гуронию, движимый состраданием к гуронам,которые терпели поражения в войне против ирокезов, поддерживаемых англичанами и жестоко ими истреблялись. 16 марта 1649году форт Сент-Игнас, где находился в то время Жан де Бребёф, был штурмом взят ирокезами. Святой вместе со своимтоварищем, также священником-иезуитом Габриелем Лалеманом претерпел мученическую смерть.После страшных пыток огнем и железом их облили кипятком, издеваясь над столь дорогим для жертв обрядом крещения. В 1954 году, вовремя раскопок на территории миссии, были обнаружены их могилы. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Drogon Posted February 22, 2012 Author Share Posted February 22, 2012 Шарль Гарнье (фр. Charles Garnier; 25 мая 1606, Париж, Франция — 7 декабря 1649, католическая миссия «Святая Мария среди гуронов», Канада) — святой Католической Церкви, иезуит, священник, миссионер, мученик.В 1624 году Шарль Гарнье вступил в монашеский орден иезуитов. После окончания изучения философии и теологии был рукоположен в священника и отправлен на миссию в Квебек, Канада, куда прибыл 8.04.1636 года. В Квебеке занимался миссионерской деятельностью среди индейцев племени гуронов. Погиб 7.12.1649 года во время нападения ирокезов на территорию католической миссии «Святая Мария среди гуронов». Его тело было захоронено два дня спустя на территории миссии в руинах часовни. Ноэль Шабанель (фр. Noеl Chabanel, 2 февраля 1613, Франция — 8 декабря 1649, Канада) — святой Католической Церкви, священник из ордена иезуитов, миссионер, мученик.В 1630 году вступил в новициат монашеского ордена иезуитов в Тулузе. После получения образования и рукоположения в сан священника преподавал риторику. В 1643 году был послан на миссию в Канаду, где был убит индейцами из племени ирокезов, став последним погибшим миссионером из группы канадских мучеников, отдавших свою жизнь за проповедь христианства среди коренных жителей Северной Америки. Автор книги "Источники французского красноречия". Link to comment Share on other sites More sharing options...
Drogon Posted February 22, 2012 Author Share Posted February 22, 2012 Святая Мария среди гуронов (англ. Sainte-Marie among the Hurons, фр. Sainte-Marie-au-pays-des-Hurons) — название католического миссионерского центра, основанного французскими иезуитами в 1639 году на территории индейского племени гуронов (возле современного города Мидленда, провинция Онтарио). Просуществовала до 1649 года. Иезуитская миссия «Святая Мария среди гуронов» является первым европейским поселением на территории нынешней канадской провинции Онтарио. В настоящее время реконструированная миссия «Святая Мария среди Гуронов» является действующим музеем. https://www.saintemar...ca/sm/index.htm - сайт миссии-музея Link to comment Share on other sites More sharing options...
Drogon Posted February 22, 2012 Author Share Posted February 22, 2012 Миссия "Святая Мария среди гуронов" была создана французскими иезуитами в 1639 г. для миссионерской деятельности среди индейцев племени гурон.Руководил ею Жан де Бребёф и просуществовала она 10 лет до 1649 г. Это была одна из самых трудных миссий в истории. Прибыв в 1639 году в Онтарио 18 иезуитов соорудили временные постройки из деревянных конструкций. Позднее были сооружены жилые помещения, походная кухня и часовня. Через некоторое время к иезуитам присоединилась небольшая группа мирян-добровольцев, исполнявших в миссии различные хозяйственные работы. Иезуиты изучали язык гуронов и составили их словарь.В 1644 году в миссии также находилась группа военнослужащих, против которых выступали монахи, считавшие, что военные могут помешать проповеди среди индейцев.Миссионерская деятельность иезуитов встретила сопротивление со стороны индейских шаманов, которые всячески противились проповедованию христианства среди индейцев, обвиняя миссионеров в чародействе и преднамеренном распространении болезней. С 1636 по 1641 год миссия жила в атмосфере постоянных угроз, преследований и покушений на жизнь проповедников.В начале 1642 года земля Гурона была охвачена вторжениями ирокезов, которых поддерживали голландцы и англичане, снабжая огнестрельным оружием. Затем одна за другойвплоть до 1649 года последовали великие катастрофы – нападения на конвой, перехватка корреспонденции, пленение гуронов и французов, пытки и избиения, грабежи и сожжения деревень. Апогеем всех несчастий стало поражение гуронов и мученичество тех, кто отдал свою жизнь за проповедь Евангелия.16.06.1649 года иезуиты, чтобы миссия не подверглась захвату ирокезами, решили сжечь её. Отправившись в другое место, они попытались основать новую миссию «Санта Мария II», но суровая зима и постоянные набеги ирокезов вынудили монахов вернуться в Новую Францию.В 1844 году на месте, где находилась миссия «Санта Мария среди гуронов» были проведены раскопки иезуитом Пьером Шазеллем. В 1855 году иезуит Феликс Мартин продолжил археологические исследования. В 1940 году орден иезуитов приобрёл землю, на которой располагалась миссия. В 1941 году научный сотрудник из Королевского музея Онтарио Кеннет Кидд впервые провёл здесь научные раскопки руин миссии.В настоящее время иезуитская миссия «Святая Мария среди Гуронов» является действующим историческим музеем, который ежегодно посещают многочисленные посетители. В 1984 году музей посетил Римский папа Иоанн Павел II как часть программы своего папского визита в Канаде. 22.08.2006 года были реконструированы кузница, мастерская плотника и часовня. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Drogon Posted March 5, 2012 Author Share Posted March 5, 2012 Гуронская деревня. Канада. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Drogon Posted March 5, 2012 Author Share Posted March 5, 2012 Jesous Ahatonhia («Иисус родился») Вероятно первая канадская народная песня.Рождественский гимн. Автором его считается св. Жан де Бребёф (1593 - 1649). Песня была им написана между 1640 и 1643 гг. для индейцев-гуронов, на их языке (вендат). Де Бребёф взял за основу мелодию французской песни Une jeune pucelle («Юная дева», эта песня, появившаяся в середине XVI века, в свою очередь, восходит к более старой Une Jeune Fillette, а та основана на итальянской балладе La Monica, которую относят к середине XV в.) Оригинальный текст: Ehstehn yayau deh tsaun we yisus ahattonnia O na wateh wado:kwi nonnwa ‘ndasqua entai ehnau sherskwa trivota nonnwa ‘ndi yaun rashata Iesus Ahattonnia, Ahattonnia, Iesus Ahattonnia Ayoki onki hm-ashe eran yayeh raunnaun yauntaun kanntatya hm-deh ‘ndyaun sehnsatoa ronnyaun Waria hnawakweh tond Yosehf sataunn haronnyaun Iesus Ahattonnia, Ahattonnia, Iesus Ahattonnia Asheh kaunnta horraskwa deh ha tirri gwames Tishyaun ayau ha’ndeh ta aun hwa ashya a ha trreh aundata:kwa Tishyaun yayaun yaun n-dehta Iesus Ahattonnia, Ahattonnia, Iesus Ahattonnia Dau yishyeh sta atyaun errdautau ‘ndi Yisus avwa tateh dn-deh Tishyaun stanshi teya wennyau aha yaunna torrehntehn yataun katsyaun skehnn Iesus Ahattonnia, Ahattonnia, Iesus Ahattonnia Eyeh kwata tehnaunnte aheh kwashyehn ayehn kiyeh kwanaun aukwayaun dehtsaun we ‘ndeh adeh tarrya diskwann aunkwe yishyehr eya ke naun sta Iesus Ahattonnia, Ahattonnia, Iesus Ahattonnia Link to comment Share on other sites More sharing options...
Drogon Posted March 5, 2012 Author Share Posted March 5, 2012 Очень приблизительный русский перевод - Будьте смелее, люди, Иисус родился,Смотрите, дух, который удерживал нас в заточении, исчез,Не слушайте его, ибо он искажает наши мысли. Припев:Иисус родился, родился, Иисус родился! Это духи, ниспосланные к нам с вестью, небесные люди,Они пришли сказать нам: «Возрадуйтесь!Мария только что родила ребенка, возрадуйтесь!» Трое устремились к этому месту, почтенные людиЗвезда только что появилась на горизонте,Она приведет их сюда. Как только они добрались до места, где родился Иисус,Звезда остановилась неподалеку и промолвила:«Следуйте сюда».И вот они вошли и увидели Иисуса,Они восхвалили его имя много разИ помазали его голову маслом, выражая свое уважение. Они сказали: «Мы будем относиться к нему с почетом,Ведь он пришел в этот мир, чтобы принести нам милосердие,Воля духов такова, что ты будешь любить нас, Иисус, прими же нас в свою семью! Мученическая кончина св. Жана де Бребёфа. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Drogon Posted March 5, 2012 Author Share Posted March 5, 2012 Памятник св. Жане де Бребёфу и Шиоатенуа (Шихоатенхва), первому гурону-христианину . А вот английская версия гимна Iesus Ahatonhia. Написана Джесси Эдгар Миддлтон (Jesse Edgar Middleton, 1872–1934) в 1926 году. https://www.youtube.com/watch?v=DgPeEvUl06Y&feature=related Link to comment Share on other sites More sharing options...
Neta Posted August 13, 2020 Share Posted August 13, 2020 Миссия"Святая Мария среди гуронов", была основана иезуитами в 1639 году. Воссозданный музей под открытым небом, переносит тебя в другой мир, далёкий и ужасно увлекательный. Територии нынешней Канады были впервые исследованы Французами в 1604 году, исследователем Самюэлем де Шамплен. В дальнейшем было основано первое поселение под названием Квебек. И с этого времени началось покорение нынешней Канады. Иезуитские монахи основали несколько миссий, они пытались влиться в жизнь коренного народа, учили их языки, культуру, пытались жить среди них. Но к большому сожалению давняя вражда Франции и Англии переместилась на эти земли. Стал вопрос кому же достанется такой лакомый кусок. В эту войну так же были вовлечены местные коренные народы. Межплеменная война между ирокезами и гуронами привела к гибели некоторых иезуитов и закрытию этой миссии. Цивилизация принесла войны и болезни на эту землю, связи с чем погибло огромное колличество коренного населения. Это отголоском доходит до настоящего времени, так как на протяжении нескольких веков культура коренных жителей уничтожалась. Сейчас на официальном уровне в Канаде признали культурный геноцид над коренными народами. Многие языки коренных народов канули в небытие, но всё же некоторые сохранились, самые распространенны: Кри, Оджибва, Инну. Источник Link to comment Share on other sites More sharing options...
Neta Posted October 18, 2020 Share Posted October 18, 2020 19 октября – память святых Иоанна де Бребёфа и Исаака Жока, священников, и их сподвижников В 1925 г. Папа Пий XI беатифицировал восьмерых канадских мучеников-иезуитов, а затем 29 июня1930 они были причислены к лику святых. Десять лет спустя, Папа Пий XII объявил их покровителями Канады. В 1534 г. на территории сегодняшней Канады высадилась экспедиция Жака Картье, давшая начало Новой Франции.Прошло 66 лет, прежде чем между 1600 и 1608 годом были основаны первые на этой территории французские поселения Тадусак (Квебек) и Пор-Руайяль. Самым многочисленным индейским племенем на этой территории были гуроны – их численность доходила до сорока тысяч человек. Это было миролюбивое племя земледельцев и торговцев, выменивавших плоды сельского хозяйства на охотничьи трофеи своих соседей-кочевников, могауков, ирокезов и эри. Именно гуроны стали первым коренным народом Канады, принявшим христианство. В числе тех, кто принёс в леса Канады Благую Весть, были священники-иезуиты Иоанн де Бребёф, Исаак Жог и их товарищи. Иоанн де Бребёф, апостол гуронов, знаток их языка и обычаев, составитель первого франко-гуронского словаря родился 25 марта 1593 в Конде-сюр-Вир в Нижней Нормандии. Он происходил из знатной и славной семьи, его предки сражались под знамёнами Вильгельма Завоевателя и Святого Людовика. В возрасте двадцати четырёх лет молодой человек вступил в новициат Общества Иисуса. После двух лет занятий под руководством о. Ланселота Марина он был назначен преподавателем в иезуитском коллеже в Руане. Он мечтал стать священником, и даже внезапная болезнь, очень тяжёлая не прервала его подготовки к принятию сана. В 1622 г. в Понтуаз состоялось его рукоположение. После рукоположения он продолжал преподавать в коллеже до тех пор, когда провинциал ордена о. Пьер Котон не избрал его для миссии в Новой Франции. 25 апреля 1625 года о. Бребёф отплыл из Дьеппа и в июне высадился в Квебеке. На одном корабле с ним прибыли о. Шарль Лаллеман, о. Энемон Массе и два монаха – Франсуа Шартон и Жильбер Бюрель. Первой задачей вновь прибывших было понять ситуацию в колонии, научиться языку гуронов, узнать их обычаи. Новым было всё – страна, язык, дикая, неукрощённая природа, непривычный климат, снег и суровые зимы. Когда о. Бребёф достаточно хорошо изучил язык индейцев, его назначили ответственным за миссию среди индейцев-гуронов. Во время первой же поездки к гуронам небольшая группа миссионеров прошла на каноэ расстояние более чем в восемьсот километров, во время которого о. Жан добросовестно описывал всё увиденное. И сегодня эти записи входят в золотой фонд трудов знаменитых географов и этнографов, а франко-гуронский словарь, составленный им, считается наиболее полным. Эта первая миссия не имела видимого успеха, но позволила приобрести неоценимые знания и опыт. Тем временем французская колония находилась далеко не в лучшей ситуации. Союз с гуронами, чрезвычайно выгодный в экономическом отношении, имел и оборотную сторону. Французы обязались оказывать гуронам военную поддержку во время столкновений с их извечными соперниками – ирокезами и таким образом были втянуты в межплеменные войны, располагая очень небольшим количеством (не более ста человек) солдат. Кроме того происходили и военные столкновения между английскими и французскими колонистами. В 1629 г. из-за ухудшившейся политической обстановки о. Бребёф был срочно отозван в Квебек и оттуда отправлен в Нант, где в течение последующих трёх лет преподавал в иезуитском коллеже. По прошествии трёх лет, он снова вернулся в Новую Францию, чтобы возобновить труды по евангелизации коренного населения. Орден поставил перед о. Жаном Бребёфом задачу создать образцовую миссию, на опыт которой можно было бы опираться в дальнейшем. Вначале миссия действует со значительным успехом, но позднее начинаются серьёзные трудности. В числе причин этого привязанность к языческим традициям, отсутствие должной нравственной основы и эпидемии. За пять лет на территории, населённые индейцами обрушиваются несколько страшных эпидемий – в 1634 г. оспа и дизентерия, в 1636 высокопатогенный грипп, в 1639 – снова оспа. За пять лет эпидемии унесли до тридцати тысяч жизней. Индейские знахари разжигали в населении вражду к миссионерам, утверждая, что из-за их колдовства болезни поражают индейцев и, несмотря на то, что миссионеры сами болели также тяжело, как индейцы, враждебность по отношению к ним росла. Положение становилось всё более опасным, индейские вожди предлагали убить миссионеров. Только прекращение эпидемии спасло их от смерти. Предпринятая попытка миссии среди индейцев алгонкинов кончилась неудачей, т. к. знахари гуронов послали своих представителей к алгонкинам, чтобы настроить их против миссионеров и все попытки работы среди алгонкинов оказались неудачны. В довершение всего, переходя по льду озеро о. Бребёф упал и сломал ключицу. После неудачи у алгонкинов на него были возложены обязанности прокуратора миссии. Он должен был подготавливать всё необходимое – предметы культа, облачения, книги, письменные принадлежности и лекарства для миссий, а также организовывать конвой, который должен был всё это доставлять. Неудачи продолжали преследовать его – дважды организованные им конвои захватывались ирокезами, воевавшими с гуронами. Кроме этой работы о. Бребёф обучал молодых гуронов, был каноником присутствовавших в Квебеке урсулинок и госпитальеров, а также служил мессы, проповедовал и исповедовал французов, живших в Квебеке. 7 сентября 1640 г. Иоанн Бребёф вернулся в страну гуронов, чтобы остаться там навсегда. В это время продолжалась кровопролитная война между гуронами и ирокезами. В 1628 году, благодаря победе над могауками ирокезам удалось взять под контроль всю торговлю мехами между канадскими индейцами и голландцами, но когда добыча меха, благодаря отсутствию регулирования существенно снизилась, воинственные по природе ирокезы начали нападать на гуронов с целью завладеть их охотничьей добычей. Вскоре, из-за алчности голландских торговцев, которая возобладала над осторожностью, ирокезы получили в своё распоряжение огнестрельное оружие. 1647-48 гг. положили начало уничтожению индейцев-гуронов. Если вначале ирокезы ограничивались захватом обозов гуронов, то теперь они нападали на посёлки гуронов и последовательно вырезали всех от детей до стариков и женщин. Были уничтожены жители поселений Сен-Жозеф, Сен-Мари, Консепсьон, Сен-Жозеф II. 16 марта 1649 г. ирокезы ворвались в Сен-Игнас и Сен-Мишель, где находилась миссия, возглавляемая о. Бребёфом. О. Бребёф вместе с другими миссионерами был захвачен в плен и приведён в Сен-Игнас, где прежде чем убить священника его подвергли ужасающим пыткам. Чудом оставшийся в живых Кристоф Рено свидетельствовал, что ирокезы ободрали кожу и мышцы на руках и ногах мученика и поливали обнажившиеся кости кипятком в насмешку над Таинством Крещения. Изувеченное тело ещё живого о. Бребёфа жгли на углях и били палками, а так как он продолжал говорить мучителям о Боге, ему отрезали губы. «Я видел и коснулся обеих его губ, которые они отрезали, потому что он постоянно говорил о Боге, в то время как они заставляли его страдать» – писал Кристоф Рено. Наконец, сняв с мученика скальп, у него вырвали сердце. Гуроны, охваченные паникой, не в силах были защитить себя и бежали. Некоторые искали спасения среди индейских племён, сохранявших нейтралитет в ирокезско-гуронской войне. Иезуиты, пытаясь спасти индейцев, оставшихся в живых, увезли некоторых из них на остров Сен-Жозеф посреди озера Гурон, но здесь голод, холод, вспышки инфекционных болезней и нападения ирокезов заставили их уйти. Триста гуронов, охраняемые несколькими солдатами и сопровождаемые отцами-иезуитами на каноэ покинули остров и достигли Квебека. Их потомки и сегодня живут в окрестностях Квебека, сохраняя свою национальную идентичность. Миссия о. Бребёфа среди индейцев продолжалась 15 лет. Это были годы тяжкого труда, почти не отмеченные видимым успехом. Однако, после его мученической кончины и рассеяния остатков некогда могущественной нации гуронов, началась полоса крещений среди индейцев. Индейцы-христиане, евангелизированные и крещёные о. Бребёфом и укреплённые мужеством, с которым их духовный наставник свидетельствовал о своей вере, нашли приют у эри и алгонкинов и сыграли роль своеобразной закваски. В течение последующих лет количество крещений среди индейцев, населявших берега Великих озёр и бассейн реки святого Лаврентия, продолжало расти и постепенно христианство нашло последователей и среди ирокезов, бывших совсем недавно безжалостными гонителями веры.Ко времени мученической кончины о. Жана Бребёфа в Канаде уже был мученик. Отец Исаак Жог свидетельствовал о своей вере кровью 18 октября 1646 г. за три года до того, как мученического венца удостоился о. Бребёф. Пятый из девяти детей, Исаак Жог родился 10 января 1607 г. в Орлеане. В почтенной семье, где он появился на свет, сыновья обычно становились нотариусами, коммерсантами, юристами, аптекарями, но этому мальчику была уготована иная судьба. Первоначальное образование он получил дома, занимаясь с домашним учителем, а затем поступил в только что открытый в Орлеане коллеж иезуитов. Он закончил курс в возрасте 17 лет и должен был пойти по стопам отца, став преемником его процветающего дела или как его дядя стать юристом, но предпочёл последовать за своими учителями и первым из выпускников Орлеанского коллежа вступил в новициат в Руане. Спустя два года девятнадцатилетний Исаак принёс первые обеты и приступил к изучению философии в коллеже Ла Флеш, (миссионерский дух, царивший здесь, увлёк его и предопределил его дальнейшую судьбу), а в 1634 г. начал изучать богословие в Париже. Здесь серьёзный и целеустремлённый юноша был ответственным за дисциплину среди студентов-мирян. Он был успешным и высокоинтеллектуальным студентом, отличавшимся к тому же усидчивостью, этой редкой спутницей интеллектуальной одарённости, но, несмотря на это, через некоторое время попросил разрешения не заканчивать курс, вероятно потому, что жаждал отправиться на миссию в Северную Америку и хотел сделать это как можно скорее. Он был рукоположен во священник в январе 1636 г. в Париже. Его первая Месса, которую он служил в первое воскресенье Великого Поста в Орлеане, по его собственным словам принесла ему радость, смешанную с печалью, оттого, что предстоящая миссия наполняла тревогой и печалью от предстоящей разлуки его мать, искавшую утешения в шитье священнического облачения в подарок сыну. Его письма, написанные матери накануне отъезда полны нежности и слов утешения. 8 апреля 1636 года караван из восьми судов отплыл в Новый Свет и спустя восемь недель достиг Новой Франции. Первая же встреча со священниками-миссионерами провёдшими здесь несколько лет и совершенно измученными напряжённым трудом и лишениями показала ему насколько трудный и опасный путь он выбрал, однако он не испытывал ни страха, ни сомнений. Тогда же он впервые увидел индейцев-гуронов, искалеченных пытками ирокезов, с которыми те вели многолетнюю войну, но и это не испугало его. Однако, первым испытанием, с которым столкнулся миссионер, оказалась не жестокость язычников, а эпидемия лихорадки, создавшая, как уже говорилось смертельно опасную ситуацию, к счастью благополучно разрешившуюся. В августе о. Жог крестил первого обращённого им гурона Чихватенха, получившего при крещении имя Иосиф. Его семья последовала его примеру. В сентябре 1641 г. была предпринята экспедиция под руководством о. Жога вглубь территорий населённых гуронами, оказавшаяся очень продуктивной.В июне 1642 г. о. Исаак Жог в составе конвоя вместе с несколькими французами, среди которых были Рене Гупиль и несколько гуронов-христиан, доплыл до Квебека. После того, как задача конвоя была выполнена, в августе двенадцать каноэ, участвовавших в экспедиции, отплыли назад. На второй день путешествия на караван напали ирокезы. Лодка о. Исаака находилась в густых зарослях камыша, и он мог скрыться с места боя незамеченным, но бросить своих товарищей, в том числе и гуронов-неофитов без духовной поддержки не мог и сам сдался в плен, чтобы не покидать свою маленькую паству. Позднее он писал: «Я должен был пострадать от земного огня, чтобы спасти эти бедные души из пламени ада». У ирокезов пленники подвергались бесконечным пыткам и издевательствам. 29 сентября 1642 года на глазах о. Жога был убит Рене Гупиль. Сам он настолько ослабел и был так искалечен пытками, что мог исполнять только ту работу, которую обычно исполняли дети и женщины – собирать хворост и поддерживать огонь в очаге. Тем не менее он, несмотря на постоянную угрозу жизни, продолжал заниматься евангелизацией. Наконец, с помощью голландских торговцев в 1643 г. ему удалось бежать и переправиться во Францию. Те, кто знал его до плена, с трудом узнавали его, настолько он был болен и слаб. В плену он потерял несколько пальцев, что было препятствием для совершения мессы, но Папа дал ему особое разрешение служить, несмотря на искалеченные руки. Едва оправившись от болезни, он вернулся в Новую Францию, снедаемый жаждой евангелизировать ирокезов, но ситуация продолжающейся войны между гуронами и ирокезами не позволяла выполнить это намерение. С 1644 по 1646 г. он участвовал в мирных переговорах и посольствах мира, мечтая о том времени, когда политическая обстановка позволит ему отправиться к ирокезам с миссией. 24 сентября 1646 года о. Жога попросили сопровождать очередное мирное посольство. На этот раз он твёрдо решил остаться зимовать у ирокезов, в его багаже, наконец, находился приготовленный ещё два года назад ящик с сосудами, облатками, облачениями – всем необходимым для совершения святой мессы. В начале октября он и его спутник-француз брат Жан де Ла Ланд были взяты в плен могауками. Наличие у священника ящика с непонятным содержимым усилило подозрения индейцев в том, что именно приезжие священники виновны в засухах, эпидемиях и голоде, регулярно поражавших индейское население. 18 октября 1646 г. о. Жог был зарублен томагавком. Днём позже, 19 октября, убили Жана де Ла Ланда. День его смерти стал днём памяти о. Иоанна де Бребёфа, о. Исаака Жога и их товарищей Жана де Ла Ланда, брата, Антуана Даниэля, священника, Габриэля Лаллемана, священника, Шарля Гарнье, священника, Ноэля Шабанеля, священника. В 1925 г. Папа Пий XI беатифицировал восьмерых канадских мучеников-иезуитов, а затем 29 июня1930 они были причислены к лику святых. Десять лет спустя, Папа Пий XII объявил их покровителями Канады. Анна Кудрик Link to comment Share on other sites More sharing options...
Neta Posted October 19, 2021 Share Posted October 19, 2021 Храм мучеников в канадском городе Мидленд. Один из 9-и национальных усыпальниц Канады. Построен он в 1925 году в память шести иезуитов-мучеников и двух мирян из миссии Сент-Мари среди гуронов. Храм был официально освящен 25 июня 1926 года кардиналом Уильямом Генри О'Коннелл из Бостона, штат Массачусетс.В храме хранятся Святыни: кости Санкт-Жан де Бребёф, Санкт-Габриэль Lalemant и Сент-Чарльз-Гарнье.Осенью и зимой храм закрывается, мощи перемещаются. Причина - холод. Храм был построен без какой-либо изоляции. Источник Link to comment Share on other sites More sharing options...
Neta Posted October 19, 2021 Share Posted October 19, 2021 Церкви, посвященные канадским мученикам, наследие и почести Link to comment Share on other sites More sharing options...
Neta Posted October 18, 2022 Share Posted October 18, 2022 19 октября - память святых канадских мучеников. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Neta Posted October 19, 2023 Share Posted October 19, 2023 Мученики канадские Когда-то давным-давно запомнилась мне мимоходом выхваченная из "Зверобоя" фраза о стране французских отцов, произнесенная вождем гуронов в тот момент, когда племя собиралось чудовищным образом пытать молодого воина. В ту пору я и представить себе не могла, что лет двадцать спустя сама переселюсь в ту самую страну. Но еще меньше я могла вообразить, что описанные Фенимором Купером жестокие сцены на самом деле очень далеки от реальности. Потому что подлинные события были куда более страшными и бесчеловечными. А началось все в середине 17 века, когда иезуиты, приплывшие в Новую Францию, поселились среди местных обитателей. Сложилось так, что основным объектом их заботы стало племя гуронов, обитавшее преимущественно на территории провинции Онтарио и Upstate New York. Собственно говоря, это была не столько даже забота, сколько взаимовыгодное сотрудничество. Благодаря альянсу с гуронами французы получили сравнительно легкий доступ во внутренние территории страны, что позволило строить стационарные миссии и проповедовать и обращать в христианскую веру индейцев всех дружественных племен, изучать местные наречия, создавать пункты торговли. В свою очередь гуроны получали от европейцев те изделия, главным образом металлические, которые не были до той поры известны на североамериканском континенте. И, самое главное, Франция предоставляла гуронам военную помощь в военных стычках с их извечными врагами ирокезами. Сказать, что между гуронами и иезуитами отношения всегда строились исключительно гладко, было бы неправдой. Трения между ними, безусловно, возникали, и одной из причин для такого отношения стала вспышка эпидемий, сразившая в 1630-е годы многие индейские племена. Современные историки считают, что на самом деле основными переносчиками инфекций были скорее всего дети французских колонистов, приплывшие вместе с родителями из городов, в которых краснуха, ветрянка и прочие заболевания были среди малышни обычным делом. За океаном же эти болезни известны не были, у местного населения в принципе отсутствовал иммунитет против них, так что волна заболеваний оказалась поистине страшной. Кроме того, для многих индейцев люди в странных черных одеяниях, говорящие на непонятном языке, представлялись шаманами неведомых, но явно не самых дружелюбных божеств. Тем не менее, гуроны и их союзники никогда не причиняли миссионерам зла. А вот что касалось ирокезов, с ними дело обстояло иначе. Воспринимая французов исключительно в качестве врагов, подлежащих уничтожению, те неоднократно совершали набеги как на поселения лаиков, так и на духовные миссии. Причем жертвами становились без разбора все, попавшиеся под руку, и священники, и братия, и так называемые посвященные - благочестивые миряне, не дававшие монашеских обетов, но соблюдавшие целибат и добровольно взявшие на себя многочисленные хозяйственные обязанности. В результате с 1642 по 1649 год восемь членов ордена иезуитов были захвачены в плен и жесточайшим образом убиты. Их имена Jean de Brébeuf, Isaac Jogues, Gabriel Lalemant, Charles Garnier, Antoine Daniel, Noël Chabanel, René Goupil, Jean de La Lande. И если большинство из них погибли сравнительно быстро, то мучения Жана де Бребеф и Габриэля Лалемана просто не поддаются описанию. Если честно, я просто была не в состоянии дочитать до конца описание всех пыток, которым их подвергали в течение многих часов. Но поверьте мне, прижигания каленым железом оказались самым мягким из того, что им пришлось перенести. Канонизация мучеников состоялась в 1930 году, позднее папа Пий XII провозгласил из коллективными покровителями Канады. Кроме того, St. René Goupil, St. Isaac Jogues, и St. Jean de Lalande стали первыми американскими мучениками, поскольку погибли они на территории штата Нью-Йорк. Официальный день памяти - 19 октября, хотя в Канаде их поминают 26 сентября. Источник 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Neta Posted October 19 Share Posted October 19 «ДОРОГАМИ, ПОЛНЫМИ КРЕСТОВ…»: ИЕЗУИТСКОЕ МИССИОНЕРСКОЕ МУЧЕНИЧЕСТВО В XVII В. - статья Андрея Федина посвящена проблеме формирования иезуитского миссионерского мученичества на примере миссии в Новой Франции (Канаде) в XVII в. Проблема рассматривается как с точки зрения христианской мартирологической традиции, получившей в этот период новый импульс развития и игравшей важную роль в определении мотивов иезуитов к миссионерской деятельности, так и с точки зрения ее трансформации в условиях миссионного поля Канады, приведшей к появлению новых функций. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Neta Posted October 19 Share Posted October 19 Св. Иоанн де Бребёф. Витраж собора Нотр-Дам в Квебеке. Нач. ХХ в. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now