Перейти к содержанию

Гендерная психология в творчестве Чехова


Ana
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Пересмотреть экранизации по произведениям Антон Павловича Чехова меня сподвигло прочтение в сети комментариев к "Антихристу" фон Триера.(сама этот фильм не смотрела и не собираюсь) Суть комментариев по идее фильма во многом сводится к тому, что природа женщины это зло и хаос.

Вот мне и подумалось, зачем для иллюстрации такой идеи нужно громоздить сцены сексуального садизма, когда давно написаны, например, чеховские "Попрыгунья" или, например, "Анна на шее"? Есть прекрасные экранизации вроде "Мой ласковый и нежный зверь" и множество других произведений Чехова где показаны различные оттенки женственности просто звенящие безнадежной, непробиваемой пустотой, а точнее каким-то именно хламом, хаосом. И не нужно никакой натуралистической тошнотворной мерзости.

 

Предельно адекватная, поло-, а скорее прило- жительная, наиболее сообразная со смыслом "жены", женственность показана в Чеховым в "Душечке"! Что больше, конкретнее и безнадежнее можно сказать средствами искусства о женской природе?

 

Естественно Чехов не сентиментальничал и с мужчинами, но это о мужчинах а не об оттенках мужественности. А вот говоря о женщинах, он очень часто фокусируется именно на самой природе женственности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Меня давно положительно удивляет, что в ужасного в Душечке находят критики, начиная, кажется, от Л. Н. Толстого. Женщина именно и должна быть такой. Ну, предположим, часть женщин могут быть монахинями, учителями или физиками, в этом ничего страшного нет, но женщина, которая не такова, должна быть в идеале именно Душечкой, прочее с высокой вероятностью от лукавого. (Кто же лучше? Маргарита?)
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раньше люди просто читали Чехова и получали приятность ;) Сейчас люди читают Чехова(используют слова Гендерная психология и прочие заумности) и получают вместо приятности -напряг мозга и ощущение с своей крутизны и заумности от владения оными терминами :D .Думаю Чехов и подумать не мог что его Творчество будут рассматривать и анализировать сквозь призму "Гендерной психологи" :D Скоро мы докатимся до того что появятся работы типа "Скрытые мотивы однополой любви в творчестве Туве Янссон"..Ну это та которая Муми троллей написала ;) А Я буду просто и дальше читать книги...
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Душечка это зеркало, и не больше.

И кто бы возражал, что любому индивиду приятно иметь в партнере именно это.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раньше люди просто читали Чехова и получали приятность ;)

Чтение Чехова, никогда не давало просто приятности.

Просто приятность может дать иногда разве что поп-литература, которую забываешь закрыв последнюю страницу.

А Чехов гений.

Что же касается "гендерной психологии", ну что же поделаешь раз сегодня именно так называется специфика женскости. Чехов не виноват, в том что напридумывали таких терминов. Он просто очень ёмко улавливал эту самую женскость.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А индивидом и не обязательно быть.

Совершенно верно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Раньше люди просто читали Чехова и получали приятность ;) Сейчас люди читают Чехова(используют слова Гендерная психология и прочие заумности) и получают вместо приятности -напряг мозга и ощущение с своей крутизны и заумности от владения оными терминами :D .Думаю Чехов и подумать не мог что его Творчество будут рассматривать и анализировать сквозь призму "Гендерной психологи" :D Скоро мы докатимся до того что появятся работы типа "Скрытые мотивы однополой любви в творчестве Туве Янссон"..Ну это та которая Муми троллей написала ;) А Я буду просто и дальше читать книги...

 

После событий 1917, 1930, 1937 и 1991 годов, которые тесно взаимосвязаны, ни Чехов, ни Толстой, ни любой другой писатель, призывавший к преобразованию русской действительности, учителем быть не может ни разу. У него начисто исчезло подобное право. Он в этом смысле банкрот. Так что осталость восхищаться слогом и меткостью зарисовок, и это всё.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня давно положительно удивляет, что в ужасного в Душечке находят критики, начиная, кажется, от Л. Н. Толстого. Женщина именно и должна быть такой. Ну, предположим, часть женщин могут быть монахинями, учителями или физиками, в этом ничего страшного нет, но женщина, которая не такова, должна быть в идеале именно Душечкой, прочее с высокой вероятностью от лукавого. (Кто же лучше? Маргарита?)

Её время безнадежно ушло. С таким образом не станешь ни комсомолкой, ни активисткой, ни рабочей краснопутиловского завода. Образ хорош для стабильного деревенского уклада до урбанизированного образа жизни, для верной семьи, детей. А возможности для этого уже нет. Народу и так много, а в городах и на заводах нужно чтобы все работали на равных, чтобы всем можно было прокормиться. Поэтому и результат. Жаль, конечно, но что делать или так как есть сейчас, или гораздо хуже.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Душечка это зеркало, и не больше.

И кто бы возражал, что любому индивиду приятно иметь в партнере именно это.

Интересно, чтобы подумал Чехов услышав такое? Какой крах или какой прогресс?
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, "душечки" это и впрямь редкость в наши дни, но встречаются.

И их обычная беда в том, что их мужчины время от времени страстно хотят Маргарит, или, если не выходить из темы, то скорее, чего-то вроде Оленьки из "ласкового и нежного зверя".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Ничего. Это время от времени. Беда Маргарит в том, что их хотят гораздо эфемернее.

 

Наибольшее скопление Маргарит в среде богемы и творческой интеллигенции. Не напомнишь, сколько там в среднем длятся браки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, чтобы подумал Чехов услышав такое? Какой крах или какой прогресс?
Неужто Вы, Иван, полагаете, что знаете мнение Чехова о "душечке"? Вы искренне думаете, что это был его идеал женщины?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Я бы как-нибудь хотел поговорить ещё о гётевской Маргарите, но не здесь (и пожалуй, не сейчас).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Беда Маргарит в том, что их хотят гораздо эфемернее.

Вообще-то, по-моему, их вообще не хотят. Хотят "королеву бала", хотят встроенности в изысканное общество, т е того социального статуса который они в себе несут. Хотят "Анну на шее".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, чтобы подумал Чехов услышав такое? Какой крах или какой прогресс?
Неужто Вы, Иван, полагаете, что знаете мнение Чехова о "душечке"? Вы искренне думаете, что это был его идеал женщины?

Я вообще не в курсе, потому и вопрос?

Вообще, соглашусь с Алексеем. Образ душечки наиболее подходящ для женщины и построения христианской семьи, наиболее соответствует новозаветному образу подчиненности мужскому главенству. Но время не вернуть вспять, разве что только в единичных случаях.

 

Хотя, вот к примеру, во Франции минимальная зарплата 1300 евро казалось бы создает благоприятные условия для того, чтобы женщина не работала.

Изменено пользователем Ivan_Pavlov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понимаете, Иван, суть душечки, не только в её подчиненности, но прежде всего в её изменчивости, мобильности, приспособляемости.

И время никогда не помеха для "душечки". Она с таким же успехом будет и феминисткой, и революционеркой, да кем угодно. Был бы соответствующий хозяин рядом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Анна, а мужественность у Чехова - это Лопахин, да? :) Душечка не больше женственна, чем Лопахин мужественен. А у Чехова много таких Лопахиных, сквозной персонаж. Вот Вам женственность и мужественность - что, Лопахин Чехову милее?

Чехов нелюбит Душечку и Лопахина ровно за одни и те же качества - посюстороннесть, здешнесть, отождествлённость. И при чём здесь гендер? Ни при чём здесь гендер :). ИМХО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А мне Душечка нравится. В самом деле, это была трагедия жизни, только Душечка не заметила. А все мужики, которые ей попадались, сво... B)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот мне и подумалось, зачем для иллюстрации такой идеи нужно громоздить сцены сексуального садизма, когда давно написаны, например, чеховские "Попрыгунья" или, например, "Анна на шее"? Есть прекрасные экранизации вроде "Мой ласковый и нежный зверь" и множество других произведений Чехова где показаны различные оттенки женственности просто звенящие безнадежной, непробиваемой пустотой, а точнее каким-то именно хламом, хаосом. И не нужно никакой натуралистической тошнотворной мерзости.

 

Мне кажется, что ставить вопрос о гендерной психологии в отношении Чехова не вполне корректно. Чехов - певец безнадёжности без относительности половой принадлежности. Очень советую всем интересующимся творчеством Чехова прочитать замечательную статью Льва Шестова "Творчество из ничего".

https://www.vehi.net/shestov/chehov.html

 

Вот как он характеризует творчество Чехова

 

Возьмите рассказы Чехова — каждый порознь или, еще лучше, все вместе: посмотрите за его работой. Он постоянно точно в засаде сидит, высматривая и подстерегая человеческие надежды. И будьте спокойны за него: ни одной из них он не просмотрит, ни одна из них не избежит своей участи. Искусство, наука, любовь, вдохновение, идеалы, будущее — переберите все слова, которыми современное и прошлое человечество утешало или развлекало себя — стоит Чехову к ним прикоснуться, и они мгновенно блекнут, вянут и умирают. И сам Чехов на наших глазах блекнул, вянул и умирал — не умирало в нем только его удивительное искусство одним прикосновением, даже дыханием, взглядом убивать все, чем живут и гордятся люди. Более того, в этом искусстве он постоянно совершенствовался и дошел до виртуозности, до которой не доходил никто из его соперников в европейской литературе. Я без колебания ставлю его далеко впереди Мопассана. Мопассану часто приходилось делать напряжения, чтоб справиться со своей жертвой. От Мопассана сплошь и рядом жертва уходила хоть помятой и изломанной, но живой. В руках Чехова все умирало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется, что ставить вопрос о гендерной психологии в отношении Чехова не вполне корректно.

А мне кажется что ставить так вопрос ничуть не менее корректно чем ставить вопросы типа "Петербург в творчестве Достоевского".

Сам Чехов говорил, что он может написать рассказ и о пепельнице, так что при желании можно обсуждать даже пепельницы в его творчестве, не говоря уж о шляпах, которые слетают на станциях.

 

Мне лично кажется очевидным что образы женщин, при всем их многообразии у Чехова, в общем и целом имеют некую общность и заметно отличаются от образов "тургеневской девушки" или "бальзаковской женщины".

 

Женская тема ни в малейшей степени не исчерпывает творчество Чехова, и, конечно, она не изолирована от других тем, но она есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В руках Чехова все умирало.

Ну так он же был врачом. :)

 

Кажется Набоков охарактеризовал творчество Чехова словами "как скучно и сладко жить"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне лично кажется очевидным что образы женщин, при всем их многообразии у Чехова, в общем и целом имеют некую общность и заметно отличаются от образов "тургеневской девушки" или "бальзаковской женщины".

 

Образы женщин в произведениях Чехова очень разнообразны, и я не смог бы привести их к общему знаменателю.

Хотя в какой-то степени все они жертвы обстоятельств. Это пожалуй единственное, что их объединяет.

 

“С совершившимся фактом мириться нельзя, не мириться тоже нельзя, а середины нет”. “Действовать” при таких условиях невозможно, стало быть, остается “упасть на пол, кричать и биться головой об пол”

 

А Вы Шестова всё таки почитайте. Интересная статья. Может быть что-то новое для себя вычитаете.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Вы Шестова всё таки почитайте. Интересная статья. Может быть что-то новое для себя вычитаете.

Скорее всего прочитаю. Мало что я читаю с большим удовольствие чем хорошую литературную критику, если такая встречается.

 

Хотя в какой-то степени все они жертвы обстоятельств. Это пожалуй единственное, что их объединяет.

Ну это, мне честно говоря, даже странно слышать.

Чехов, как мне кажется, вообще не много кредита отдавал обстоятельствам. Свободу выбора и ответственность за него он, имхо, чтил абсолютно.

Никто из его героев никогда не мог решить свои проблемы сменой обстоятельств. Всю свою гадость и все человеческое достоинство, сколь ни на есть, герои Чехова всегда носили с собой. И в бедности и богатстве, и в здравии и в болезни, и дома и в путешествиях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорее всего прочитаю. Мало что я читаю с большим удовольствие чем хорошую литературную критику, если такая встречается.

 

Шестов это больше не литературный критик, а философ-экзистенциалист. Можно сказать, один из основоположников экзистенциализма. Статья эта написана в 1906 году после смерти Чехова. Именно благодаря Шестову я по настоящему открыл для себя Чехова (как впрочем и Ницше).

 

Чехов, как мне кажется, вообще не много кредита отдавал обстоятельствам. Свободу выбора и ответственность за него он, имхо, чтил абсолютно.

 

А на мой взгляд, он загонял героев в тупик из которого нет выхода.

 

Упорно, уныло, однообразно в течение всей своей почти 25-летней литературной деятельности Чехов только одно и делал: теми или иными способами убивал человеческие надежды.

 

И я с этим полностью согласен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...