Перейти к содержанию

Романо Гвардини. «Дух литургии»


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Впервые опубликован полный перевод книги Романо Гвардини «Дух литургии»

Впервые опубликован полный перевод книги Романо Гвардини «Дух литургии»

Полный перевод книги католического богослова, стоявшего у истоков движения литургического возрождения, Романо Гвардини «Дух литургии» опубликован в №73/2024 номере журнала христианской культуры «Символ». Перевод выполнен кандидатом богословия, преподавателем Московской духовной академии священником Александром Сухаревым, сообщает портал «Богослов.Ru».

«»Дух литургии» Романо Гвардини — один из главных текстов литургического движения Католической Церкви ХХ века. Выйдя в свет сразу после окончания Первой мировой войны, эта небольшая «книжица» (так её и называли, Büchlein) получила широкую известность в католической Германии, а впоследствии стала настольной книгой для многих поколений западных христиан. Причиной тому стали не только богословские или литературные достоинства книги, но и её точное попадание во время — время бытовой неустроенности, разочарования в человеческих усилиях и поиска живого Бога», — отмечает переводчик. Ранее «Богослов» уже публиковал избранные главы из этого труда.

Кроме текста «Духа литургии» номер содержит перевод письма Гвардини Й. Вагнеру в связи с Третьим литургическим конгрессом в Майнце (1964 г.), в котором автор рассматривает понятие «литургического действия» и называет ошибки, совершенные в попытках приблизить богослужение к пониманию современного человека.

Номер завершается статьей священника Александра Сухарева, объясняющей актуальность работ Гвардини.

СКГ
 

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

романо гвардини - Самое интересное в блогах

Краткая биографическая справка:

ГВАРДИНИ (Guardini) Романо (1885-1968) - немецкий католический философ и теолог итальянского происхождения. Изучал политические и естественные науки в Берлине, Мюнхене, Тюбингене, философию и теологию - во Фрейбурге и Тюбингене. Католический священник (с 1910), магистр теологии (1915), приват-доцент в Бонне (1921), ординарный профессор философии религии и католического мировоззрения в Берлине (1923). Отстранен от преподавания и лишен звания профессора нацистами в 1939. Вернулся в университетские аудитории в 1945. Профессор в Тюбингене (1946) и в Мюнхене (1949).  

Библиография работ автора:

Основные философско-теологические сочинения: "О духе литургии" (1917, в течении пяти лет переиздавалась 12 раз), "Противоположность. Опыт философии жизненно-конкретного" (1925), "Киркегоровская идея абсолютных парадоксов" (1929), "Человек и мысль. Исследование религиозной экзистенции в великих романах Достоевского" (1932), "Христианское сознание. Исследование о Паскале" (1935), "Ангел в "Божественной комедии" Данте" (1937), "Мир и лицо" (1939), "К истолкованию "существования" у Райнера Мария Рильке" (1941), "Форма и содержание пейзажа в поэтическом творчестве Гельдерлина" (1946), "Свобода, милость, судьба" (1948), "Конец нового времени" (1950), "Власть" (1951), "Забота о человеке" (1962), "О Гете, о Фоме Аквинском и о классическом духе" (1969) и др.

Источник

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

08_lebenswbild_web-kopiya.jpg.400x400.jp

Гвардини РоманоСухарев Александрсвященник  —  4 августа 2022
 
Вниманию читателей предлагается перевод главы «Литургия как игра» из книги «Дух литургии» (1918) католического священника и богослова Романо Гвардини (1885—1968). Автор рассматривает богослужение как пространство священной игры, в котором жизнь человеческой души раскрывается во всей полноте бытия.

Предисловие переводчика

«Дух литургии» Романо Гвардини — один из главных текстов литургического движения Католической Церкви ХХ века. Выйдя в свет сразу после окончания Первой мировой войны, эта небольшая «книжица» (так её и называли, Büchlein) получила широкую известность в католической Германии, а впоследствии стала настольной книгой для многих поколений западных христиан. Причиной тому стали не только богословские или литературные достоинства книги, но и её точное попадание во время — время бытовой неустроенности, разочарования в человеческих усилиях и поиска живого Бога.

Что же особенного было в книге Гвардини? Она существенно расширяла понятие о литургике. В традиционном понимании это была прикладная дисциплина, изучавшая богослужение как последование обрядовых действий; Гвардини показал, что она может охватывать жизнь христианской души во всей её сложности и многообразии. Литургика существует не затем, чтобы описывать способы получения благодати и извлекать простейшие нравственные уроки из тех или иных символических действий, но чтобы выявлять потенциал самого строя церковной молитвы, в которой перед христианином открывается реальность божественного присутствия. Необычен был и язык повествования: не строго академический, не заумный, избегающий специфической терминологии, доступный и вместе с тем требующий вдумчивого, неторопливого чтения. Автор не писал очередной богословский трактат; он беседовал, чувствовал, размышлял — и того же самого требовал от читателя. Необычной была и проблематика книги, чего стоят только названия глав: «Литургический стиль», «Литургия как игра», «Серьёзность литургии»… Все эти понятия не очень «вязались» с богослужением, были заимствованы из непривычного лексикона и как бы искусственно встраивались в привычный академический дискурс. Да и сам авторский метод описания литургии путём сопоставления противоположных понятий, Gegensätze (игра-серьёзность, логос-этос, действие-созерцание), представлялся чем-то сомнительным, пришедшим из светской философии… В результате оказалось, что видимые недостатки — и неопределённость жанра, и некоторая вольность изложения, и помещение литургии в общий культурно-философский контекст, — соединившись вместе, открывают перед читателем прежде неизвестный ему мир церковной молитвы; говоря словами Гвардини, «пробуждают Церковь в душе».

По правде говоря, автор и не задумывал писать книгу, он был только приходской священник в Майнце, который делился своими мыслями, да ещё систематизировал некоторые места из переписки с друзьями и знакомыми. Но стоило этим заметкам попасть в руки учёного монаха, аббата бенедиктинского монастыря Мария Лаах Ильдефонса Хервегена, тот сразу понял: вот она, первая книга серии популярных брошюр для желающих лучше узнать о литургической жизни Церкви. В мае 1918 года «Дух литургии» был издан как первый том серии «Ecclesia Orans», «Церковь молящаяся», тиражом в 3000 экземпляров. Очень скоро потребовалось ещё одно издание, затем ещё одно. Сегодня «Дух литургии» по праву принадлежит к классическим произведениям литургического движения и входит в «золотой фонд» литературного наследия западного христианства.

Глава «Литургия как игра» (“Liturgie als Spiel”) помещена в книге перед главой «Серьёзность литургии». Будучи в каком-то смысле противоположными по смыслу значениями, игра и серьёзность, по мысли Гвардини, не только не противоречат, но дополняют друг друга, наделяя богослужение той свободой, которая приобретается только в пространстве церковной молитвы. Понятие «игры» у Гвардини выступает как проявление смысла в чистом виде, смысла, не отягощённого печатью конкретной цели или пользы. «Играть перед Богом» буквально означает следовать словам Спасителя: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).

священник Александр Сухарев, кандидат богословия

Перевод выполнен по изданию: Guardini R. Liturgie als Spiel / Guardini R. // Vom Geist der Liturgie. – Herder Bücherei, Freiburg, 1962. Ss. 89-105.

Текст статьи "Литургия как игра"
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...