Перейти к содержанию

Паломничество в Смоленск


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

5mZCsAmNU8I.jpg?size=1000x665&quality=95

«Открывая сердца благодати». Паломничество московских католиков в Смоленск, посвященное 800-летию первого вертепа в Греччо

20 января группа московских католиков совершила однодневное паломничество в Смоленский приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, посвященное 800-летию рождественского вертепа в Греччо.

Здесь, у алтаря, над которым установлен Рождественский вертеп с движущимися фигурами, паломников встречали настоятель общины Братьев Меньших (OFM) о. Канизий Конкол и настоятель прихода о. Птоломеуш Кучмик, приветствуя гостей словами «Мир и добро».

«Мир и добро», - сказал о. Канизий. – «А как же может быть иначе, если мы говорим о Рождении Христа».

«Рождество – это великая радость, которую мы празднуем», – сказал о. Птоломеуш, указывая на вертеп над алтарем. – «Сейчас мы не можем представить себе этот праздник без вертепа, который есть в каждом храме и в наших домах. А ведь 800 лет назад люди, чтобы прикоснуться к Тайне рождения Христа, должны были ехать в базилику Санта-Мария-Маджоре, где сохранялась ценнейшая реликвия — фрагменты яслей Иисуса Христа (Sacra em Culla — «Святая колыбель»). Но не у всех была такая возможность. И святой Франциск, чтобы приблизить Христа к людям, нашел пещеру в Греччо, тогда это было небольшое село. Вместе со своими собратьями он установил первый вертеп. Там были люди, изображавшие пастухов, волхвов, Марию и Иосифа, были и животные, но ясли были пустыми, Христос сходил с алтаря в Пресвятых Дарах. И в этом есть неразрывная связь вертепа и Литургии», – заметил о. Птоломеуш. – «И вертеп, и Литургия – это не театр. Мы не играем в Рождество, мы его проживаем, также как и священник, поднимающийся в алтарь, переживает восхождение Христа на Голгофу. И сегодня, когда я смотрю на фигуры вертепа, задаюсь вопросом: а кто я, где мое место? Пастух ли я, кому ангел возвестил о рождении Христа? Или ангел, возвещающий весть? А может, один из волхвов, кто пришёл к родившемуся Христу и принёс дары: золото любви, миру благочестия и смирну нашего покаяния, то есть те дары, которые приятны Богу».

«Вы видите дома, в которых горит свет?» – спросил о. Птоломеуш. – «А что это значит? Это значит, что там живут люди, но они остались дома, они не пошли поклониться Христу. И это обстоятельство напоминает нам о нашем долге христианина. Мы сегодня должны, как и святой Франциск, разбудить в сердцах людей Христа, чтобы и они, как волхвы, оставив свои дома, пошли поклониться родившемуся Иисусу, а потом, как и волхвы, избрали иной путь возвращения домой. Но это не значит, что нужно поехать другим автобусом. Это значит внутреннее обновление, когда мы уже смотрим на своего ближнего глазами Христа».

Отец Птоломеуш вывел несколько уроков созерцания вертепа. Первый – стать детьми, но не в плане инфантилизма, а в плане открытости сердца, готовности принять всё, что даёт нам Бог: «Принимать, как ребёнок, безвозмездно. Если мы принимаем, как взрослый, то сразу думаем, что мы что-то должны Богу – молитву, посещение храма и пр., мы хотим купить Его любовь, которую Он жертвует безвозмездно». Второй урок – смирение: «Посмотрите на смирение Бога, который пришёл в мир не просто в образе Человека, но Младенца, хрупкого, беззащитного существа. Младенца, родившегося в пещере и положенного в ясли, из которых кормились животные». «Главный урок, который мы получаем, созерцая вертеп, это урок безграничной и безвозмездной любви и смирения», – подытожил свои размышления о. Птоломеуш.

После этого краткого введения в алтаре были выставлены Пресвятые Дары, созерцая которые паломники молились и пели. По завершении Адорации о. Птоломеуш в сослужении с о. Канизием отслужил Святую Мессу в интенции совершаемого паломничества.

После совместного священнопразднования паломников пригласили в приходскую библиотеку, где францисканцы рассказали об истории прихода и о первых его священниках из Ордена Братьев Меньших, которые служили в Смоленской губернии с 1796 по 1860 гг., а потом в 1992 году вновь вернулись в Смоленск, чтобы помочь возродиться некогда многочисленной католической общине (до 1917 г. население Смоленской губернии было примерно 40 тыс. человек, и примерно 12 тыс. были католиками, действовало 4 храма). «Посмотрите на фото», – о. Канизий указал на черно-белую фотографию на стене, – «оно сделано в 1912 году. Первое Причастие. Сколько детей (эту фотографию в Смоленский приход вернули из Барнаула)! А это наш храм, точнее его алтарная часть», – он указал на другую фотографию. – «Статуя в углу – это статуя св. Станислава, единственная собственность, которая у нас осталась. Что-то можно найти в местном музее, а что-то бесследно потеряно. Вы видели храм, до 2012 года там был архив, сейчас он пустует, но пока мы не можем его вернуть. Внутри ещё остались две фрески: Иисус вручает ключи св. Петру и Господь дает скрижали Моисею. К сожалению, это все, что осталось от былого великолепия. Витражи в окнах были разрушены еще в 30-е годы».

Далее рассказ отцов обратился к известным личностям, которые посещали Смоленск и приход. Первым они вспомнили монаха Ордена босых кармелитов св. Рафаила Калиновского, который жил некоторое время в приходе, о чём писал: «Сижу в доме священника и смотрю в окно на белый храм». И о священнике, который служил в храме во время немецкой оккупации.

Рассказывая о новейшей истории приходской общины, о. Птоломеуш вспомнил и свой приезд в Россию и то, как в 1992 стал настоятелем прихода. Вспоминая первые годы, о. Птоломеуш провел небольшую экскурсию по территории прихода: «Здесь было предприятие ритуальных услуг. В нашей нынешней библиотеке располагался цех, где делали венки, на кухне была столярная мастерская, где делали гробы, в часовне – сварочный цех, склад и гараж. Когда я приехал, жил в часовне св. Антония, здесь была дирекция кладбища», – священник провел паломников в часовню – небольшое строение в два этажа, очень холодное, которое используется как подсобное помещение. – «Тогда здесь было городское отопление и было тепло, зимой до +7».

Потом в сопровождении францисканцев паломники посетили кладбище, отдав дань памяти епископу Стефану Денисевичу и другим священнослужителям, захороненным близ его могилы, прошли к семейному склепу Гедройц, посетили могилу артиста итальянской оперы Джованни Алибони, который скончался в Смоленске во время гастролей от аппендицита. Прошли к стоящего в запустении закрытому храму, построенному в 1894-1897 гг., стены которого были молчаливыми свидетелями некоторых страниц истории католической общины в Смоленске и времен, когда слово «Бог» было под запретом.

Завершилось паломничество общей молитвой, а его участники смогли воспользоваться правом на получение индульгенции, дарованным Святым Престолом по случаю 800-летия первого вертепа в Греччо.

Но главное, что получили паломники, это дар, который разбудил Иисуса в их сердцах, и они, как и волхвы, возвращались домой «иным путем», который открылся им через общение – совместные молитвы, свидетельства, пение колядок и песен, музыку, исполненную о. Канизием на губной гармонике. Также на память о паломничестве братья подарили гостям францисканский календарь и книгу А.И. Гурзова «История Смоленского Римско-католического храма».

Текст и фото: Ольга Дубягина

Архиепархия Божией Матери в Москве

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...