Перейти к содержанию

Святитель Филарет Дроздов и экуменизм


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

8e794c0c13891020bc8d068e20e5d263.jpg

Святитель Филарет Дроздов и экуменизм

К дню памяти святителя Филарета Дроздова (1783-1867) в Русской Православной Церкви (2 декабря (19 ноября ст.ст.)

Широкому кругу православных верующих и интересующихся церковной историей московский митрополит Филарет известен, прежде всего, как автор «Пространного христианского катихизиса Православной Кафолической Восточной церкви» (позднее стал более употребим катЕхизис — как вариант написания этого названия). Более подкованные в церковно-исторических вопросах знают, что святитель курировал процесс перевода Священного Писания на русский язык.

Известно, что он сам перевел Евангелие от Иоанна и Книгу Бытия, а в 1817 году под его руководством была подготовлена «Славяно-русская билингва Четвероевангелия». Затем в 1822 году он стал соавтором перевода Псалтири, работая над ним вместе с протоиереем Герасимом Павским. Но из-за противостояния с рядом православных традиционалистов финальная редакция Библии на русском языке, получившая название синодального перевода, появилась только в 1867 году. В ее основу были положены переводы членов Российского библейского общества, одним из лидеров которого был сам святитель Филарет.

В 1814 году Комиссия духовных училищ при Святейшем Синоде присвоила Дроздову степень доктора богословия. Интересно, что в ту пору он уже был архимандритом, получив этот сан в 28 лет. Тридцатиоднолетний доктор богословия не остановился на достигнутом, став епископом и викарием Санкт-Петербургской епархии в 1817 году. С 1821 года и до самой смерти он нес свое служение уже на Московской кафедре.

Консерваторы считали Владыку Филарета масоном и тайным протестантом, называя «якобинцем в богословии» и «карбонарием»; либералы, напротив, видели в нем обскуранта — за то, что он был противником отмены крепостного права и политического либерализма. Критика со стороны консерваторов была связана с тем, что Филарет называл Библию «единым чистым и достаточным источником учения веры», что давало повод им усматривать в таком подходе протестантскую тенденцию. Также критиков Дроздова возмутило то, что первоначальная редакция «Катихизиса» не содержала раздела о Священном Предании. Филарет не считал правильным ставить знак равенства между Библией и Отцами Церкви.

Не менее интересно то, что знаменитый московский архиерей был экуменически мыслящим человеком — на что указывают «Заметки митрополита Московского Филарета на календаре». На первый взгляд, в заметках на полях нет ничего необычного, там присутствуют выписки из прочитанных книг: «Добротолюбия», а также сочинений святых Максима Исповедника, Григория Нисского, Афанасия Александрийского и Иоанна Дамаскина.

z5c1-6wn290.jpg

Святой Франциск Сальский

Однако, помимо авторов византийской традиции, святитель Филарет часто читал западных мистиков и обращался к их трудам. Среди них католики: святой Франциск Сальский (и его книга «Руководство к благочестивой жизни), а также его последователь архиепископ Франсуа Фенелон де Салиньяк (и его «Извлечения из мыслей святых о внутренней жизни»). При этом, труды последнего духовного писателя занимают русского митрополита с 1811 года: он обсуждает их в переписке со своим отцом-священником, а также использует идеи Фенелона в своих проповедях. Владыка Филарет советует читать этого французского автора выпускникам семинарий. Кроме того, в список его рекомендаций для них попали труды католического философа Фомы Кемпийского и лютеранского пиетиста Иоганна Арндта («Об истинном христианстве»).

Дневниковые записи и письма говорят о том, что митрополит Филарет и с годами не утратил интерес к духовному опыту Католической Церкви. В 1833 г. студентов награждали книгами Фенелона, Арндта или Иоанна Масона. В 1840 г. митрополит Филарет послал в лавру для чтения знакомому монаху книгу Фомы Кемпийского «О подражании Христу». В 1849 году он переложил одну из молитв Фенелона на православный лад для того, чтобы великая княгиня Мария Александровна могла проникновенно молиться об упокоении новопреставленной старшей дочери.

Любопытны и экуменические контакты святителя Филарета. Еще в 1818 г. состоялась встреча епископа Ревельского Филарета с английскими квакерами; в 1840 г. произошло его знакомство с архидиаконом Кентерберийского собора Вильямом Пальмером, повлекшее за собой многолетние контакты митрополита Филарета с членами и последователями Оксфордского движения Георгом Вильямсом, Нилем, Станлеем и другими. Нельзя обойти молчанием и встречи святителя с американским пастором Юнгом. Из представителей Римско-Католической Церкви можно назвать имена известного литургиста и канониста кардинала Жан-Батиста-Франсуа Питра (приезжавшего исследовать редкие святоотеческие тексты в библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга), а также аббата Владимира Гетте.

Потому слова святителя Филарета Дроздова о необходимости терпимости и воссоединения христиан Востока и Запада совершенно не удивят сведущего о его жизни и взглядах читателя:

«Изъявленное мною справедливое уважение к учению Восточной Церкви никак не простирается до суда и осуждения западных христиан и Западной Церкви. …Вера и любовь возбуждает меня к ревности по Святой Восточной Церкви: любовь, смирение и надежда научают терпимости к разномыслящим. Я думаю, что последую в сем точно духу Восточной Церкви, которая при самом начале каждого Богослужения молится не токмо о благостоянии Святых Божиих Церквей, но и о соединении всех… Глава Церкви, Господь наш Иисус Христос, да даст нам достигнуть в соединение веры и да введет всех в ту славную Церковь, в которой не подозревают друг друга в расколе» (Дроздов Филарет, митрополит. Разговоры между испытующим и уверенным о православии Греко-Российской Церкви. С. 126, 132).

Кроме того, его взгляды на вопрос о границах церкви, о действенности и действительности таинств, о святости за пределами видимой церкви на целый век предвосхитят мысли виднейших христианских богословов Востока и Запада:

«Всякий, во имя Троицы крещенный, есть христианин, к какому бы он не принадлежал исповеданию. Истинная Вера одна – Православная; но и все христианские верования – по долготерпению Вседержителя – держатся. Евангелие везде у всех одно; да не всеми одинаково понимается и изъясняется. Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви – не упрек от рождения воспитанным в том или другом исповедании. Простые души – в простоте и веруют по учению, им заповеданному, не смущаясь религиозными прениями, для них и недоступными. За них ответ дадут Богу их духовные руководители. Ученые богословы встречаются во всех христианских народах, и благочестивые люди бывали и будут как в… православной церкви, так и в римо-католической. Истинная веротерпимость не ожесточается средостением, разделяющим христиан…, и молится «о соединении всех»» (передает слова митрополита Сушков Н.В. в своей книге «Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского». С.293).

Как мы видим, Дроздов стоял на вполне православных позициях, но был открыт к диалогу с представителями других христианских традиций, в том числе и с римо-католиками. Кроме того, известно, что святитель интересовался галликанским движением в Католической Церкви. Данное движение сводилось к двум основным идеям: борьбе за определенную независимость национальной Церкви от папской власти и за признание за государством или монархом права иметь властные полномочия в Церкви. Скорее всего, именно этим интересом и принятием этих идей можно объяснить некоторые оставшиеся антипатии митрополита Филарета к папству и мейнстримной католической традиции. Возможно, что именно галликанство XIV-XIX веков вдохновляло его оправдывать и синодальное устроение Российской Церкви, пришедшее на смену патриаршеству.

В отношениях с католиками в эпоху митрополита Филарета, конечно, не обошлось без прозелитизма — захвата православными униатской Свято-Успенской Почаевской лавры после польского восстания, который произошел в 1831 году. Также в 1839 году после Полоцкого лжесобора на Волыни, Подляшье и в Полесье были насильно возвращены в синодальную церковь сотни тысяч греко-католиков. Тем не менее, об активной роли в этих событиях знавшего о соответствующих планах правительства Российской империи митрополита Филарета Дроздова, формально входившего в готовящий «воссоединение» греко-католиков с православием Секретный комитет по делу униатского исповедания, ничего неизвестно. Возможно, что Владыка не видел существенных различий в православной и униатской традициях, и считал этот вопрос исключительно политическим.

В заключение подчеркнем, что инициировать какой-либо официальный диалог православных и католиков митрополит Филарет по всем понятным политическим причинам не мог. Тем не менее, он стремился хотя бы преодолеть раскол, потрясший во второй половине XVII века Российскую Церковь. Владыка Филарет прикладывал огромные усилия на утверждение старообрядческого единоверия, открывающего путь к русскому церковному примирению для многих ревнителей древней обрядности. К середине XIX века в России насчитывалось уже 179 единоверческих приходов, а также несколько монастырей и скитов, в том числе и в Москве. Для некоторых из этих общин митрополит Филарет сам совершал богослужения. К сожалению, эта традиция была практически уничтожена во время советских гонений на христиан.

Составил Кирилл Белоусов

Источник

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...