Перейти к содержанию

Паломничество в Армению


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

iCSyi3DvsB0.jpg?size=2560x1707&quality=9

Дневник паломника в Армению

День 1. Обзорная экскурсия по Еревану. Мемориал жертвам геноцида армянского народа. Община армян католиков Латинского обряда

Вот и началось наше семидневное паломничество в Армению во главе с Архиепископом Павлом Пецци.

Рано утром мы прибыли в аэропорт Еревана, здесь нас встретил наш гид Геворг, который поприветствовал нас с армянским радушием и вручил каждому шарфик с армянской символикой – гранатами и гроздьями винограда.

Разместившись в комфортабельном автобусе, мы совершили небольшую экскурсию по Еревану. За окном сменяли друг друга городские достопримечательности: университеты, театры, галереи. Наш гид Геворг рассказал о них, начав свое повествование о родном городе со значения его названия, которое по словам нашего гида, есть дословный перевод слов, сказанных Ноем, когда его ковчег причаливал к берегу: «я вижу», что звучало как «Ереван».

Автобус остановился, и мы пешком прошли к знаменитому ереванскому каскаду – архитектурно-монументальному комплексу, состоящему из пяти открытых террас, символизирующих регионы Армении. Полюбовавшись с высоты видами города, мы двинулись к первой остановке нашего паломничества – мемориалу жертвам геноцида армянского народа 1915 года – цицернакаберд, что переводится как «крепость ласточки», – который расположен на одноимённом холме. Мемориал представляет собой 44-метровую стелу, символизирующую волю к возрождению армянского народа, вдоль которой от основания до вершины тянется глубокий разрез, разделяющий её на две части, как символ раскола армянского народа, меньшая часть которого проживает в Армении, а большая – в диаспоре.

Рядом со стелой расположен усечённый конус из двенадцати больших каменных плит, которые символизируют собой 12 провинций, в которых, в основном, происходила резня. Или же с количеством вилайетов, которые должны были быть переданы Армении, но существует и еще одно мнение, что 12 плит – это символ горы Арарат, священной для каждого армянина.

Здесь, под сводами плит, горит верный огонь в память о всех погибших от геноцида, который, как считают сами армяне, начался в 1896 г. на территории Турции. И если 24 апреля 1915 года погибло более 800 человек, то общее число жертв геноцида составило более 1,5 млн. человек. В 2015 году погибшие в годы геноцида были причислены к лику святых.

Стоя у вечного огня, паломники почтили память погибших молитвой. Потом, пройдя вдоль стены, на которой высечены названия городов, пострадавших в годы геноцида, мы вышли к аллее голубых елей, которую посадили руководители различных государств. Среди них есть ель, посаженная в память о Папе Иоанне Павле II, и ель, которую лично посадил нынешний Понтифик во время своего визита в Армению.

Завершая первое знакомство с Ереваном, мы посетили Парк победы, где у подножия скульптуры «Мать Армения» горит вечный огонь, а со смотровой площадки модно увидеть весь город и гору Арарат, которая в этот день была скрыта от нас туманом.

Финальным аккордом этого дня стала Святая Месса, отслуженная Архиепископом Павлом Пецци в сослужении со священниками – участниками паломничества: о. Сергием Зуевым, о. Константином Степановым, о. Мареком Колодейским, о. Майклом Райеном и о. Константином Передерием. Мессу совершили в приходском доме армянских католиков Латинского обряда. В начале богослужения владыка Павел заметил, что «все, что мы будем переживать в паломничестве, мы должны принимать с радостью, потому что мы идем вместе со Христом».

Эту мысль Архиепископ развил в проповеди, отметив, что вся земная жизнь Иисуса с момента Воплощения является паломничеством: «Для чего Иисус совершает это паломничество? Для того, чтобы сопровождать человека в пути и, сопровождая, воспитывать, призывать к обращению. <….> Паломничество – это возможность углубляться в отношения с Богом, со Христом. Оно не даёт нам нового знания, но позволяет увидеть чудеса, которые совершает Господь в нашей жизни, когда видим, как что-то новое открывается нам».

После завершения богослужения о. Симон, который окормляет общину армян католиков Латинского обряда, рассказал о себе и общине: «Я сам из Аргентины, рукоположен в Иране, сейчас служу здесь, в Армении. В Армении я один священник Латинского обряда, все наши приходы находятся в Грузии. Община армян католиков Латинского обряда появилась после землетрясения в Спитаке в 1987 году, когда приехали в Армению сестры Матери Терезы. Они помогали пострадавшим от землетрясения. Многим нужна была помощь, которую можно было получить только в Ереване. Поэтому они перебрались сюда. И в 2007 году образовалась небольшая община в Ереване. Три года назад мы купили этот приходской дом, где вы сегодня служили Мессу».

Так завершился первый день нашего паломничества.

Текст и фото: Ольга Дубягина

Архиепархия Божией Матери в Москве

B9N97A66wBI.jpg?size=2560x1707&quality=9

nyPxy6U5upI.jpg?size=2560x1707&quality=9

Vt9RjIfu5rw.jpg?size=2560x1707&quality=9

FYU4i_OpMRo.jpg?size=2560x1707&quality=9

lBCv158uru4.jpg?size=2560x1707&quality=9

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

_RP0DtsY3nM.jpg?size=1280x853&quality=96

Во вторник паломники побывали на озере Севан в Армении. 
Больше фото в нашем альбоме: https://vk.com/album-1534863_299144726

qAJ_Fc8jq0k.jpg?size=340x604&quality=96&  548OnA8ffb0.jpg?size=340x604&quality=96&

vjKMenVVR94.jpg?size=340x604&quality=96&  5inxnRHkVW4.jpg?size=340x604&quality=96&

16ohvYFlWKc.jpg?size=604x340&quality=96&

T0p8IRpB5_Q.jpg?size=604x402&quality=96&

3Am298JqtZ0.jpg?size=604x402&quality=96&

Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

M4bCAeqgb8k.jpg?size=807x538&quality=95&

Дневник паломника в Армению

День 2. Гаварский университет. Озеро Севан. Храм Сурб Зоравор Аствацацин

Второй день нашего паломничества начался с распевки перед Святой Мессой в приходском доме, которую провел о. Сергий Зуев.

Проповедуя на богослужении, владыка Павел Пецци сказал: «Если мы воспринимаем жизнь тем, чем она является, т.е. путем, то мы стоим перед решением, кем мы хотим быть: бродягами, идущими без цели, или паломниками, которые идут порой не простыми путями, но никогда не теряют своего ориентира - Иисуса Христа, Который есть наш Путь. Но в таком пути есть один момент, который нельзя пропустить. Этот момент называется испытание или искушение. Это то, что всегда находится в начале пути. Иисус начинает Свой Путь также с искушения. Когда в возрасте 12 лет Он мог бы начать Свой путь, Свою миссию, но Отец говорит Ему: «подожди!». И Он остаётся в послушании Отцу. Потом мы помним, как Его искушал дьявол, и как после умножения хлеба народ предлагал Ему стать царём. Но Иисус понимает, кто Его искушает. И Он уходит от этого искушения, возвращаясь во взаимоотношения с Отцом. <…>

Поэтому мы должны понимать, что без испытаний жизнь не двигается вперёд. Вот почему каждый момент нашей жизни соткан из испытаний, пройдя через которые человек сможет стать авторитетом в общине, в Церкви».

В молитве верных владыка просил нас молиться в интенции, «чтобы искушения и испытания не помешали нам возвращаться к Богу Отцу».

По завершении Святой Мессы мы отправились в г. Гавар, чтобы посетить там гаварский университет. А далее нас ждали озеро Севан, истрическое кладбище Норатус и несколько монастырей.

В государственном университете Гавара нас встретила ректор Акопян Рузанна Хачиковна. Она поприветствовала паломников на армянском и русском языках, а затем кратко рассказала о ВУЗЕ и его 30-летней истории, пригласила нас посетить археологический музей и аудиторию «бессметных» - студентов, погибших на полях сражений.

Ректор университета вручила Архиепископу Павлу диплом почетного доктора Гаварского государственного университета, и благодарственные письма о. Сергию Зуеву и с. Иоланте Кисель. После чего владыка Павел оставил запись в книге почетных гостей.

Посещение гаварского университета вдохновило паломников внести свои лепту в дело развития университета и сделать пожертвование.

Еще одна небольшая остановка – на историческом норатусском кладбище IX-XVI вы., где мы смогли увидеть хачкары IV-XX вв. И затем - мужской монастырь IХ в. Айраванк.

Следующая и главная остановка нашего пути - это озеро Севан, в котором некоторые паломники, несмотря на прохладную погоду, решили искупаться. Севан - одно из больших озёр Армении, его площадь составляет 1240 км². Название озера происходит от двух слов: «сев» - «чёрный» и «ванк» - «монастырь». Монахи, обосновавшиеся на его берегах в конце VIII века, построили часовенку и несколько келий, но положение острова было столь удобно, что монашеская община всё росла, что привело к необходимости строительства монастыря.

История монастыря знала хорошие и плохие времена. В конце IX века здесь произошло сражение армянского царя Ашота, прозванного «Железным», с арабским войском, возглавляемым Баширом, желавшим захватить эти территории. К малочисленному отряду Ашота присоединились монахи, что позволило удерживать оборону в течение нескольких месяцев. И после этих событий монастырь неоднократно подвергался набегам неприятеля: бесчисленным ордам Тамерлана, персов и пр., но монастырь продолжал жить. Ввиду постоянных набегов к XVI-XVII вв. он утратил свои стены.

В настоящее время монастырь остается действующим, на его территории расположилась семинария Геворгян, которая имеет 46 факультетов.

Одной из достопримечательностей монастыря является храм Сурб Зоравор Аствацацин (храм Святой Богородицы), построенный в IX веке, перестроенный в 1632-1635 гг., разрушенный во время землетрясения 1679 г. и вновь восстановленный в 1693-1694 гг.. Он является одним из древнейших сохранившихся храмов. Название Сурб Зоравор связано с хранением в в нем чудодейственного Евангелия «Зоравор». Здесь, в храмовом дворике, можно увидеть коллекцию хачкаров, многие из которых разрушены землетрясением.

Завершить описание второго дня паломничества хочется высказыванием Архиепископа Павла, которым он подвел итоги прошедшего дня: «Сегодняшний день был отмечен поездкой на озеро Севан, самое большое озеро Кавказа. Были очень интересные встречи. Должен сказать, что меня больше всего поразила встреча в университете. Почему? Потому что в то время, когда все так сложно - войны, конфликты, которые развиваются в том числе и здесь, на Кавказе, - я увидел, что есть люди, которые так заботятся об образовании и воспитании уже 30 лет. Это, на мой взгляд, большое достижение. Эта работа служит формированию нового поколения, которое может реально действовать для восстановления мира».

Текст и фото: Ольга Дубягина

Архиепархия Божией Матери в Москве

4TfKcY326cY.jpg?size=807x538&quality=95&

wFUdvoHA1ok.jpg?size=807x538&quality=95&

xDBtFDQEeLY.jpg?size=807x538&quality=95&

qRC9lyNPF7Q.jpg?size=807x538&quality=95&

qdKFzLN2X1M.jpg?size=807x538&quality=95&

DY7VrLIqjsU.jpg?size=807x538&quality=95&

HQxUqRYBUA8.jpg?size=807x538&quality=95&

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

YxytHx4wyM0.jpg?size=1200x1314&quality=9

Qe6eLOLl9pU.jpg?size=1280x1044&quality=9

4Z7Wqm1q6GY.jpg?size=659x748&quality=95&

6MAwk_yLtZ8.jpg?size=1200x1410&quality=9

fBY5rFHL9KY.jpg?size=1200x1369&quality=9

MhFcl1R0NMU.jpg?size=1200x1279&quality=9

nL_NAY4I4m4.jpg?size=1200x1388&quality=9

g1vtfpIx1AA.jpg?size=1200x1174&quality=9

JCDdFduMbrs.jpg?size=1600x906&quality=95

Фотографии от Елены Пересветовой из Епархиального паломничества (озеро Севан и Эчмиадзин).

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

d5SICymDwog.jpg?size=1600x1066&quality=9

oqBnT-4fbZU.jpg?size=1280x853&quality=95

cQbnDcBw3kc.jpg?size=720x480&quality=95&

I2MLvJrxZ6I.jpg?size=1600x1066&quality=9

ghK3aFveuyo.jpg?size=1388x2160&quality=9

9pSUqSnQS6E.jpg?size=1622x2160&quality=9

va6vNyuA7Nw.jpg?size=2560x1922&quality=9

Фототографии от Ольги Калмыковой, Василия Лисова из Владимира и гида группы Геворга из Епархиального паломничества в Армению.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Gt9H4rd7EUQ.jpg?size=800x536&quality=95&

Дневник паломничества в Армению

День 3. Посещение Св. Первопрестольного Эчмиадзина – духовного центра Армянской Апостольской Церкви. Встреча с Его Святейшеством Католикосом всех Армян Гарегином II

Дословный перевод названия Эчмиадзинского монастыря - «Сошествие Единородного». Как говорят армяне, это то место, на которое сошел Господь после Своего Вознесения, и на этом месте был построен храм. В настоящее время монастырский комплекс - это не только духовный центр со множеством храмов и семинарией, но и административный центр Армянской Апостольской Церкви, престол Верховного Патриарха и Католикоса всех армян в 303-484 гг., а потом - с 1441 г. До настоящего времени Эчмиадзинский монастырь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырский комплекс построен в первые годы IV века (вскоре после принятия Арменией христианства как государственной религии) и перестроен в камне в V и VII веках.

Рядом с главными воротами можно увидеть храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный к визиту Иоанна Павла II. В настоящее время в этом храме один раз в семь лет происходит событие, объединяющее всех армян – приготовление священного мира, которое длится 40 дней. Приготовляемое миро содержит 46 трав, 15 масел, зеленое масло «баласан» и оливковое добавляются отдельно. Серебряный 73-килограммовый сосуд, в котором варят миро, хранится в храме Иоанна Крестителя и св. Вартана. В последний день мироварения в него опускают копье, которым по преданию римский воин пронзил сердце Иисуса.

Перед храмом находится комплекс хачкаров, установленных при Вазгене I, в знак памяти геноцида армянского народа. В основании хачкара - древо жизни как символ народа Армении, вверху - орёл, символ силы, на одном крыле которого - щит, а на другом - голубь с веткой оливы.

Храм Иоанна Крестителя и св. Вартана, был возведён в 2009 году как церковь для крещения паломников. В то же время на территории всего монастырского комплекса не совершается венчаний, как знак целибата.

Рядом с храмом Иоанна Крестителя и св. Вартана можно увидеть храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный в 303 г., и кафедральный собор Святой Богородицы с фресками XV в., рядом с которым находятся погребения Патриархов, в т.ч. могила Геворга VI, единственного Патриарха, удостоенного звания Героя Советского Союза (1943).

Достопримечательностями монастыря являются хачкары из известняка, с орнаментом, напоминающим восточный стиль - такая «хитрость» зодчих помогала охранить святыни от разрушения мусульманами.

На территории монастыря также расположены храм Свв. Архангелов Михаила и Гавриила, который является церковью семинаристов, кельи XVI века, гостиница, в которой останавливается Папа Римский во время визита в Армению и другие почетные гости, семинария и её библиотека.

Здесь, на территории и монастыря, прошла встреча паломников с 132 Патриархом Армянской Апостольской Церкви Его Святейшеством Католикосом всех Армян Гарегином II.

Вначале встречи Архиепископ Павел Пецци, Католикос Гарегин II и Архиепископ Натан Оганесян – глава отдела по международным отношениям, внутренней политике и протоколам, поприветствовали друг друга, после чего Гарегин II прочитал молитву.

Архиепископ Павел поблагодарил Католикоса, сказав: «Спасибо, что нашли время с нами встретиться. Это большая честь, потому что не везде у паломников есть возможность такой встречи.

Я вспоминаю нашу встречу, которая произошла 10 лет назад, во время моего первого визита, когда услышал ваш рассказ о встрече с Иоанном Павлом II <…>.

Сегодня мы встречаемся в непростое время, и я хочу уверить вас, что мы будем молиться за вас, за армянскую Церковь и армянский народ. Пусть Господь простирает Свой мир через покров Пресвятой Богородицы над всем армянским народом».

Католикос Гарегин II обратился к паломникам с приветствием, после чего сказал: «Ваш приезд совпал с трудными временами. Конфликт с Азербайджаном перерос в широкомасштабную войну для нашего народа. Есть жертвы.

Большое количество граждан были увезены. Это число сейчас увеличится на 20-30 тысяч. В Арцахе идёт настоящий геноцид. К сожалению, наши братья и сестры совершенно одиноки. Уже 9 месяцев они находятся в полной изоляции, даже не имея хлеба. Нет ни электричества, ни газа, ни других благ цивилизации. И сегодня осуществляется насильнная депортация народа. Все это происходит из-за того, что не было настоящей оценки действий, которые произошли в более ранних конфиктах с Азербайджаном. Но мы надеемся, что международное сообщество возвысит свой голос в защиту армян Карабаха и осудит действия в отношении них. Молим глав всех Церквей, которые поддерживают нас.

Наш брат заметил, что наши отношения с Католической Церковью очень долгие и добрые.

За последние 20 лет мы имели радость и честь принять на этой земле двух Понтификов: в 2001 году - Иоанна Павла II, а 2016 - Папу Франциска. И мы, конечно же, совершаем визиты в Ватикан. Естественно, они носят практическое значение для нашего сотрудничества. Мы с радостью можем отметить, что они продолжают расти. Вы сами можете быть свидетелями этого процесса. И эти отношения очень важно развивать, потому что только так мы можем быть услышанными.

Наше намерение - это то, чтобы все человечество жило в мире, чтобы человечество было освобождено от боли, которую оно претерпивает от войн. Бог нам в помощь».

* * *

После завершения встречи паломники имели возможность пообщаться с Архиепископом Натаном Оганесяном и задать свои вопросы:

- Владыка, Вы несли служение в других странах. Какие моменты вашей жизни дали вам почувствовать близость со Христом и Его Матерью?

- Я родился в Армении, здесь получил образование. Первое место моего служения - это было после развала Советского Союза - я служил в Украине, потом в Великобритании, потом вернулся в Армению.

В разных странах отношение с Церквями было одинаково. В Украине были трудные времена, это время восстановления Церквей, но даже в этой ситуации у нас были хорошие отношения со всеми Церквями. И наша Армянская Апостольская Церковь была местом для встреч представителей всех Церквей. И без Божией помощи это было бы невозможно.

Но большую помощь Божией Матери я чувствую здесь, на родной земле. И хочу сказать, что история нашей страны повторяется каждые 20 лет, и как мы выживаем, это загадка даже для учёных. Но я знаю, что это по молитвам Божией Матери, без Божией помощи это невозможно. Например, после землетрясения 1988 года, когда все было разрушено, были многочисленные её явления в разных местах Армении.

У нас, у армян, особое отношение к Божией Матери, в каждом храме главный алтарь – алтарь Божией Матери. В Армении все, что нам близко, именуется матерью.

- Где Вам больше нравилось служить? Какие знаковые события были в Вашем служении за границей?

- Когда ты служишь и хочешь служить, тебе все равно. Главное помнить, что, где ты служишь, там и лучше всего. Но когда ты служишь у себя дома, то это другое. Естественно, служить дома лучше, мои родители самые лучшие, мой дом самый лучший, потому что они мои.

Больше всего с католиками я общался в Украине. Особенно в городе трёх митрополий - во Львове, где у армян исторически складывались отношения жить вместе, вместе радоваться, вместе страдать, а иногда и страдать за другого. К сожалению, в христианском мире с древних веков не было единства. Воспоминания о моих отношениях с католиками во Львове самые добрые.

- Как, пережив опыт не одного геноцида, сохранить умение прощать?

- Даже ученые говорят, что они не понимают, как армяне еще существуют на земле. В 451 году, когда шло разделение Церквей по богословским вопросам, армяне вели первую в истории христианства войну за Христа. Тогда это были персы, которые хотели насильно привести нас к своей вере. В ночь перед битвой предводитель армянского войска открыл секрет, почему мы живы: христианство не просто религия или вероисповедание, христианство - это цвет нашей кожи, которую изменить невозможно. И любой армянин, верующий или неверующий, он христианин.

- Ваше мнение об объединении Церквей?

- Что вы имеете ввиду, объединение административное или духовное? Я думаю, вы имеете ввиду административное. Но есть и духовное - единство во Христе, но каждая Церковь может иметь свою администрацию. В настоящее время, говоря об объединении, нужно думать, чтобы не было новых разделений. Нас объединил Христос, и поэтому что мы хотим ещё объединить?

- Владыка, скажите, пожалуйста, как, обстоят дела с призваниями в Армении?

- В Армении есть естественная вера. Каждое воскресенье я прихожу в храм, вижу людей, идущих к Причастию, и душа моя радуется. 70% - это молодые люди до 30 лет, сегодня для мировой Церкви это "детский сад". В Армении большинство людей, приходящих в Церковь, это молодые люди, те, кто отслужил в армии, и они приходят на молитву, они присутствуют на службе от начала до конца. И что радует, что у этих ребят есть внутренняя вера. Это надежда на жизнь моего народа.

* * *

Уже на улице, прощаясь с паломниками, владыка Натан заметил: «Любовь объединяет всех и вся, кроме как с дьяволом. Любите друг друга».

Затем, посетив сокровищницу, расположенную на территории Эчмиадзина, мы увидели: наконечник копья, которым римский воин пронзил сердце Иисуса, которое привез в Армению ап. Фаддей. Наконечник копья уже в XVI в. был украшен крестом, а рядом с копьем в реликварии хранятся мощи святого Фаддея. Здесь также хранится частица Ноева ковчега, первая книга (Библия), изданная после создания алфавита в серебряном переплёте, первое рукописное и иллюстрированное Евангелие, алтарные занавесы.

В храме св. Гаяне паломники смогли почитать мощи святой. А затем ещё глубже погрузились в историю Армении в музее культуры и археологии г. Эчмиадзин.

Немного усталые, но вдохновенные впечатлениями этого дня мы были приглашены в дом нашего гида Геворга. Прямо во дворе дома мы отслужили Святую Мессу в интенции о мире в Нагорном Карабахе. А после окончания богослужения нас ждал прекрасный обед, приготовленный родными Геворга, и вечер свидетельств, в котором приняли участие и его родители.

Давая свидетельства о прошедших днях паломничества, многие из участников отмечали, что только здесь они смогли полностью осознать все богатство армянской культуры и святость народа.

Отвечая на вопрос одного из паломников, как можно прощать, отец Геворга ответил просто: «Иметь чистое сердце».

А когда паломники благодарили родителей Геворга за сына, отец заметил: «Я ничего особенного не делал. Я просто помогал им. Воспитывать детей - это долг родителей».

Архиепископ Павел, комментируя сказанное, подчеркнул, что «сейчас очень редко можно найти родителей, которые готовы разделить свое время с детьми. Они пытаются передать вопросы воспитания государству. Но кого может воспитать чиновник? Только чиновника. А сделать человека человеком может только образование и воспитание и, прежде всего, христианское. Наша задача как христиан не вести борьбу с идеологией, наша задача - дать обществу свидетельство о Боге».

Подводя итог прошедшего дня, Архиепископ отметил два кульминационных момента: «Сегодня мы были в Эчмиадзин у Католикоса Армянской Апостольской Церкви, после чего мы были приглашены в дом нашего гида, диакона Геворга. Прежде всего, всех нас поразило гостеприимство этой семьи. Когда мы разговаривали с отцом Геворга, я увидел, что этот человек посвятил свою жизнь воспитанию детей. Я думаю, что сегодня это один из важнейших вызовов нашего времени - чтобы отцы и матери занялись воспитанием детей и заботились о их образовании».

Текст и фото: Ольга Дубягина

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

royMg0kJXYQ.jpg?size=2560x1706&quality=9

День 4. Хор Вирап, Ехегнадзор-Нораванк, Село Арени

Наша первая остановка сегодня - центр араратской долины, холм Хор Вирап - расположен на месте древней столицы Армении Арташат, построенной около 180 года до н. э.. Главная достопримечательность этого места - часовня св. Григория Просветителя, которая находится на территории монастырского комплекса Хор Вирап, у подножия горы Арарат, недалеко от границы с Турцией.

Часовня Св. Григория Просветителя (642 г.) поставлена над 6-метровой тюрьмой-подземельем (в которое спустились некоторые из паломников), в которой провёл 13 лет заточения Григорий Просветитель за отказ поклониться языческим богам.

Мужество и смирение святого в его 13-летнем заточении принесло свои плоды. После того, как царь Трдат III был исцелен по его молитвам, царь принял Крещение, а чуть позже, около 301 года, вся Армения стала христианской.

Здесь, на смотровой площадке монастыря, владыка Павел отметил 16-летнюю годовщину назначения на кафедру Архиепархии Божией Матери в Москве и, поддержав традицию, начатую Папой Франциском, отпустил голубя.

Вторая остановка - монастырь XI–XII вв. Ехегнадзор-Нораванк. Дословный перевод названия - «новый монастырь». Его ещё иногда называют Амагу Нораванк, чтобы отличить его от монастыря Бхено Нораванк.

Ущелье, где расположился монастырь, славится красными отвесными скалами. На территории монастыря расположена двухэтажная церковь Сурб Аствацацин в честь Святой Богородицы с узкими консольными лестницами.

Монастырь был резиденцией армянских князей Орбелянов. Здесь же находятся их усыпальницы.

В храме св. Григория Просветителя паломники получили благословение о. Арама, который, благословляя, сказал: «Благодарю вас, что вы посетили наш монастырь. Прошу вас молиться за Арцах и Карабах. Дорога вашего паломничества по церквям и монастырям пусть будет всегда открытой, потому что это путь к Богу, Который вас ждёт».

Архиепископ Павел, приветствуя о. Арама, напомнил, что «любое священническое благословение - это благословение от Бога. Это отсылает нас к тому моменту, когда Бог для того, чтобы благословить все человечество, стал Человеком».

Давая свидетельство о своём призвании, о. Арам сказал: «Я священник в этом монастыре благодаря Геворгу, он меня позвал за собой своим примером».

Завершился наш паломнический день в селе Арени Святой Мессой, проповедуя на которой Архиепископ Павел обратился к евангельскому чтению дня, повествующему о призвании апостола Матфея, и к призванию о. Анатолия Гамзы, новость о смерти которого застигла паломников в это утро.

«Сегодня мы слышали Евангелие о призвании Матфея, который не отличался праведностью жизни. А Иисус зовёт именно его. Он не требует от него исправления. Он лишь говорит: «Следуй за Мной». Он не спрашивает, хочет ли тот следовать за Ним, потому что в самом предложении есть своя притягательность. Тот, кто отказывается от него, обедняет себя, лишая себя счастья. Потому что Иисус предлагает счастье человеку.

Сегодня завершилось одно особое призвание - умер отец Анатолий, но его жизнь не окончена. Смерть, благодаря Христу, не является последним словом. Отец Анатолий уже сейчас переживает полное счастье, теперь его признание открывается полностью, нет необходимости быть верным ему, а есть возможность погрузиться в объятия Божии.

Хотя мы ощущаем потерю, нам необходимо войти в замысел Бога. Он видит, когда наша миссия, наша задача выполнена, и Он зовет нас к Себе».

Этот день мы провели в дороге, которая то серпантином вилась вниз, то с крутыми поворотами поднимала нас вверх. Но, как сказали Архиепископ Павел и о. Арам, как бы наша дорога ни петляла, какими бы крутыми ни были её виражи, мы не теряли своего ориентира – Христа.

Текст и фото: Ольга Дубягина

hf8SolvCOQY.jpg?size=2560x1706&quality=9

cjLpxiqfeno.jpg?size=2560x1706&quality=9

DU_hMJ6TaVA.jpg?size=2560x1706&quality=9

T7jouyc6GA8.jpg?size=2560x1706&quality=9

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QQoag3dkdAk.jpg?size=2560x1706&quality=9

День 5. Город Аштарак, монастырь Сагмосаванк, Армяно-Католический кафедральный собор (г. Гюмри)

Пятый день нашего паломничества начался и завершился свидетельствами. Мы направлялись в Аштарак, называемый городом 1000 церквей. Здесь находится большое хранилище древних книг. В дни празднований, посвящённых святым,  книги выносят для обозрения народом, их также используют на торжественных богослужениях, что позволяет  священнослужителям прикоснуться к ним.

Наш гид поделился собственным опытом "встречи" с одной из этих книг:   «Мне выпала великая честь читать Евангелие, и когда я начал читатьч я ощутил тепло, которое исходило от книги». Чуть позднее Геворг дал ещё одно свидетельство: «У моего друга была онкология головного мозга, он уже был присмерти и очень страдал, его тело было очень холодным. И настоятель храма упросил, чтобы у него была возможность прикоснуться к Евангелию. Такого никогда не делают,  но настоятель был очень настойчив и получил разрешение Патриарха. К умирающему принесли из хранилища Евангелие, стали читать, а мой друг коснулся его. Его тело постепенно начало согреваться. Он почувствовал себя лучше, мы даже подумали, что он стал выздоравливать. Через неделю он умер, но умер с ощущением  присутствия Бога рядом».

Первая наша остановка - мужской монастырь Сагмосаванк в одноимённом посёлке. (К слову, заметим, что в Армении, начиная с IV века, нет женских монастырей, но в Армянской Апостольской Церкви женщина может быть рукоположена в сан диакона, но её функции в алтаре "ограничены").

В Средние века монастырь Сагмосаванк считался одним из самых богатых и известных духовных центров средневековой Армении.

По преданию, в IV в. Великий Григорий Просветитель увидев это место с холма Арагаца, решил строить монастырь, который расположился над ущельем реки Касах. Монастырь состоит из четырёх основных сооружений, примыкающих друг к другу церквей Сурб Сион, книгохранилища и большого притвора. Над входом в монастырь можно увидеть красные пятиконечные звезды. По одной из версий, их установили на месте звёзд Давида в 30-е годы ХХ века, чтобы охранить храм от разрушения.

В алтаре храма Св. Григория находятся  фрески XIV века. В советское время они были покрыты штукатуркой, что также предохранило их от вандалов. И только в 2015 году они были «открыты» итальянскими реставраторами.

С правой стороны от алтаря находится нижний алтарь, а над ним - келья, в которой монахи писали и переписывали книги. Источником света в храме являются стрельчатые окна и «открытый» купол.

Недалеко от храма расположена летняя резиденция Патриарха Армянской Апостольской Церкви.

Второй малой остановкой был Парк армянского алфавита, расположенный в основании холма, вершину которого венчает 33-метровый крест-орган, сделанный из полых труб, - Сурб Хач.

Армянский алфавит первоначально состоял из 36 букв, позже были добавлены ещё 3. Если его представить  в виде треугольника, вершина – буква «Ա» (А) - Бог, основание - буквы «Ս» (С) - Святой Дух и «Ք» (Х) - Христос.

Третья и главная остановка пятого дня нашего паломничества - Армяно- Католический кафедральный собор Святых мучеников в г. Гюмри.

Строительство собора было завершено в 2015 году. В этом же году Папа Франциск подарил собору камень из собора Святого Петра как символ единства. В 2016 г. во время своего визита в Армению Папа Франциск посетил собор.

В соборе Святых мучеников наша паломническая группа участвовала в Святой Мессе под предстоятельством Архиепископа Павла Пецци, который в проповеди сказал: «Сегодня мы посетили места, где какое-то время Григорий Просветитель вел свою миссионерскую и пастырскую деятельность. Он должен быть примером для каждого пастыря.

Мы слышали, что Григорий Просветитель подтвердил свою проповедь не только своей жизнью, но и мученичеством. Находясь в заточении, он служил народу своей молитвой. Это также приносило свои плоды.

Мы видели храмы, в которых на протяжении веков шла Литургия. Все это важно для нашей жизни.

Сегодня о. Сергий напомнил нам о двух  главных способах молитвы: молитве-погружении и молитве-общении. На самом деле, это одна и та же молитва. Она лишь зависит от условий, в которых мы живём, и от нашего осознания происходящего.

В храме или часовне мы собраны не нашим решением, нас собирает Христос. Если наше общение расширено тем общением, в котором Иисус живёт с Отцом, тогда наша молитва - это погружение, погружение в это общение. И мы видим, как меняется наша жизнь, как меняетсяся наш разговор с Богом. Наша молитва наполняется молчанием, мы хотим слушать Бога. Мы видим, как меняются наши взгляды на других и на Бога.

Паломничество, которое мы продолжаем, и которое близится к завершению, сегодня даёт нам толчок сосредоточиться на Христе, сосредоточиться, может быть, с удивлением, на нашем брате или сестре».

После окончания Святой Мессы состоялась обзорная экскурсия по городу. Мы посетили кафедральный собор Армяно-апостольской Церкви Божией Матери Семистрельной. Храм построен из чёрного туфа. В соборе хранится одноименная икона, которую почитают как чудотворную. Часовня, в которой находилась икона, была единственным местом, которое не было разрушено во время землетрясения 1988 года, сам храм был разрушен практически до основания, два купола собора, упавшие во время землетрясения, можно увидеть во дворе храма. Там же стоит памятник жертвам землетрясения.

Затем мы посетили дом-музей Фрунзика Мкртчяна.

Вернувшись в Кафедральный собор, паломники имели возможность поделиться тем, что пережили в эти дни, на вечере свидетельств. Многие выражали благодарность организаторам, делились переживаниями от участия в Святой Мессе. Другие говорили о том, чем стало для них это паломничество: "Это то лекарство, которое нужно для нашей души. Паломничество укрепляет веру, даёт силу нести тот крест, который каждый из нас несёт, даёт силы быть терпимее к другим".

Третьи задавались вопросом о том, зачем они отправились в это паломничество, и что оно дало им. "Только здесь я понял, что для меня важно общение, в котором мы пребываем", - сказал Алексей. "Я здесь затем, чтобы научиться выбирать самое ценное для меня и семьи", - призналась Елена. - "Я увидела, что является самым ценным для меня – смиряйся и люби". "Смысл этого паломничества лично для меня - это преображение в духе любви и доброты", - сказала Наталья.

Также паломники делились тем, что особенно поразило их во встрече с армянским народом. "Мне не хватает умения прощать, и здесь я получила пример прощения в людях, которые претерпевают столько трудностей, и они умеют прощать", - призналась Надежда. "В Армении меня поразили семейные отношения и то, как воспитывают детей. Это любовь и помощь", - заметила Анна. Елена сказала, что её поразил образ Девы Марии и отношение армянского народа к женщине: "Женщина, она мать, мать всего народа".

Епископ, поблагодарив всех за выступления, подчеркнул, что важно пережить общение не только на уровне эмоций, но научиться воспринимать себя в отношениях с Богом и с другими. "Как я воспринимаю себя: как человек, который ни в чем и ни в ком не нуждается, или я живу в общении?" - спросил владыка Павел. - "Поэтому очень важно осознать те переживания, которые были в эти дни, чтобы жить в отношениях с Богом и другими. Это  просто выгодно для нас – любить, переживать, действовать.

<...> Наша миссия - свидетельствовать об общении, которое мы переживаем сегодня. Ответ на все вопросы, которые мы имеем, мы можем получить через общение. Общение - это реальный взгляд на себя и на проблемы, которые  мы переживаем. Как говорил мой духовник, твои поступки - это свидетельство твоих отношений со Христом".

Вечер свидетельств и наш пятый день паломничества завершился в Кафедральном соборе общей молитвой.

Текст и фото: Ольга Дубягина

Архиепархия Божией Матери в Москве

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

XCyJVuPY-tA.jpg?size=2560x1706&quality=9

День 6. Аван (армянская католическая духовная семинария). Монастырь Гегардаванк. Арка Чаренца

Шестой день нашего паломничества начался  в армянской католической духовной семинарии Аван со Святой Мессы. Архиепископ Павел в своей проповеди отметил, что «история Слова Божия есть сам Христос. Для Бога говорить, значит, действовать. Бог действует всегда как Создатель. Первый столп вселенского храма, который созидает Господь, это  обновление сердце.

Обновление сердца - это постоянное обращение к Богу. Обновленное сердце - это сердце, которое переживает в себе мир и радость. И особым образом испытывает это переживание, когда есть противоречия, когда есть трудности. Оно никогда не жалуется. Оно превращает эти трудности во благо,  в принятие Христа. Принимать Христа, таким образом, это приносить плод.

Иисус в рассказе Луки говорит о терпении. И я задался вопросом, почему терпение? Лука отвечает на  вопрос: вашим терпением вы спасаете души ваши.

Трудности не уничтожают нашей души, наоборот, они начатки мира, которые мы переживаем в наших душах. Терпение не обозначает все принимать пассивно, но в сердце жаловаться.

В течении этих дней мы неоднократно встречались с примером терпения Григория Просветителя. Он 13 лет, будучи в заточении, не проклинал своих мучителей, он молился за них и плод  его терпения принес великие плоды - крещение всего армянского народа.

И эти плоды мы видим на протяжении всей истории. Пусть это будет для нас примером такого сердца, которое не боится принять Слово Божие. И если оно ошибается или сбивается с пути, то нужно помнить, что Господь, всегда с нами и Он указывает нам путь».

После  завершения Святой Мессы паломники встретились с ректором нижней семинарии о. Илией, который вкратце поделился историей учебного заведения: «Наша семинария является нижней (первой) ступенью обучения в семинарии. Она принадлежит к Венеции, а если точнее, к острову Святого Лазаря, на котором основан наш орден еще в 1715 году. В то  время в Венеции не было монастырей, но для нашего ордена было сделано исключение. Как мы оказались в Венеции? В 1700 году был конфликт между армяно- апостольской и Католической Церквями. И братья были вынуждены покинуть родину, но эти преследования лишь укрепили их. Сначала они бежали в Турцию, но и там были преследования, и они переместились в Венецию. Скажу сразу, что пока Армении как государства не существовало, и наш основатель, он был кармелитом, основал «виртуальное» государство Армения.

Поэтому семинария относится к венецианскому острову Святого Лазаря. Здесь был единственный  монастырь во всей Венеции. Остров был названан именем Лазаря,  которого исцелил Иисус, поэтому на острове находился лепрозорий. Но наш настоятель назвал свою семинарию в честь Лазаря - друга Христа, как символ возрождения армянского народа».

Отец Илия закончил свой рассказ молитвой на армянском языке о семени, которое принесёт много плода. Эти плоды мы увидели в семинаристах, с которыми могли пообщаться.

Следующая наша остановка - Гегардаванк, «монастырь копья» , находящийся в ущелье горной реки Гохт (правый приток реки Азат), примерно в 40 км к юго-востоку от Еревана. Свое название монастырь получил из-за хранящегося в нем копья, пронзившего сердце Христа, привезенного апостолом Фаддеем.

Более раннее название - Айриванк («пещерный монастырь»). Первые окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Гохт, включеного в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Часть храмов и хачкаров монастырского комплекса  выдолблены внутри скал. Первые постройки на территории монастыря датируются IV веком до н.э..

Главные достопримечательности комплекса: храм Катогике (1215), ризница Гавит (1215), пещерная церковь Авазан с родником, высеченная на месте древней языческой пещеры, а также часовня Святого Григория Просветителя.

Заключительный пункт шестого паломнического дня - арка Чаренца, которая стоит на пути в село Гарни,  недалеко от села Вохчаберт. Памятник выполнен по проекту архитектора Рафаела Исраеляна,  который посвятил свое творение известному армянскому поэту Егише Чаренцу.

Главный «секрет» арки в том, что к ней ведут небольшие ступеньки, подъем по которым открывает великолепный вид на гору Арарат, которым так восхищался Егише Чаренце и который вдохновил поэта на написание одного из гимнов, воспевающих Армению  - «Моя любимая Армения».

Владыка Павел, прощаясь с паломниками и благословляя их в дорогу, сказал: «Хочу поблагодарить вас за это паломничество, за то общение, в котором мы пребывания в эти дни».

Текст и фото: Ольга Дубягина
 
 
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Y-MtQnS6nOI.jpg?size=2560x1706&quality=9

День 7. Прощание

Вот и подошло к концу наше семидневное паломничество в Армению, в страну с богатой и трудной историей и удивительным народом, который, несмотря на все сложности, живёт, сохраняя веру в Бога и людей.

Заключительный день начался Святой Мессой в приходском доме, отслуженной о. Симоном в сослужении со священниками, участвующими в паломничестве. Как заметил о. Сергий Зуев, «мы разные по национальностям и по темпераменту, мы говорим на разных языках, но Христос в Евхаристии напоминает нам, что мы едины».

Это единение мы чувствовали на всем пути нашего паломничества по храмам и монастырям, мы видели открытость людей, которые принимали нас. На улице, когда мы сбивались с пути и искали дорогу, в гостинице, когда нуждались в помощи, в пути. Или, как это было в доме нашего гида Геворга, где нам предоставили место для богослужения, накрыли стол, а отец Геворга поделился секретами воспитания детей, главный из которых - это любовь, а через неё - участие в жизни детей, которое заключается в поддержке, помощи и уважении. Как заметил отец Геворга, «если ты не готов взять на себя воспитание детей, то и не надо их иметь». Правильность сказанного мы увидели в общении с семинаристами, с преподавателями гаварского университета и просто с теми, кто встречался на нашем пути.

Главное в воспитании детей - это не перекладывать его на плечи государства или посторонних людей. Воспитание ребёнка - это долг родителей, именно в семье ребёнок узнает, что такое любовь, любовь к ближнему и к родине, через семью он постигнет азы веры и культурных традиций своего народа. И тогда, сколько бы трудностей ни выпало на его долю, он сможет сохранить открытость сердца и доброту души, готовый всегда прийти на помощь другому, пусть даже менее нуждающемуся, оставить дверь открытой, чтобы усталый путник смог найти кров над головой в ночи. Всё это закладывают в воспитание, через которое дети узнают историю своей семьи, страны и народа, чтобы, даже живя вдали от родины, с гордостью говорить: «Я армянин, моя родина одной из первых приняла христианство».

И ещё один важный момент, который так поразил паломников: как этот народ, который столько страдал, сохранил тепло души и мягкость сердца. Как заметил владыка Павел, «есть терпение пассивное, когда ты терпишь, а в сердце жалуешься, или терпение созидательное, когда ты любое испытание превращаешь в возможность собственного роста». И пример такого созидания, когда трудности дают толчок к новому, мы увидели на Святой Мессе, в которой участвовали сестры Матери Терезы и их воспитанники – дети с особенностями развития. Как сказала одна из сестер: «Наши дети - это те, кого родители оставили в роддомах, а нам их поручил отдел соцзащиты. У них практически нет шансов найти семью, но они дают нам пример веры. Вот мальчик", - она указала на одного из воспитанников, - "он у нас один может ходить, но ещё два года назад он этого не мог. И это не только благодаря врачам, это во многом его воля. Он очень любит Святую Мессу и у нас участвует в ней. Мы писали письмо Папе Франциску, и он нам ответил. Этот мальчик написал, что хочет быть епископом и служить в Риме».

Очень хочется надеяться, что этот ребёнок сможет воплотить свою мечту. Потому что уже сейчас можно видеть его терпение, которое помогло ему сделать, то что другим не под силу - научиться ходить. Это лишний раз было подтверждением сказанному отцом Геворга: «В нашем народе заложен ген противостояния трудностям».

Какие плоды паломничества проявлятся в нас самих, пока говорить еще рано, но практически все паломники сошлись в мнении, что «паломничество - это путь, и на пути мы встречаем новых людей, с которыми знакомит нас судьба, и Бог учит нас принимать их с любовью. Новая страна - это необычный взгляд на мир, окружающий нас. И принять его иногда трудно, но необходимо».

И в завершение можно сказать, что каждый день нашего паломничества был днем встречи со Христом, Которого мы встречали в тех, кто был с нами все эти дни. Это чувство встречи с Иисусом мы хотели бы принести в наши приходы, семьи, рабочие коллективы, чтобы свидетельствовать о вере, как сказал Архиепископ Павел, не только на словах, но и нашими делами».

Текст и фото: Ольга Дубягина

Архиепархия Божией Матери в Москве

oOgv40-us88.jpg?size=2560x1706&quality=9

kgs1gdr4-uQ.jpg?size=2560x1706&quality=9

1x_FRMEWscE.jpg?size=2560x1706&quality=9

JFyTi6kfAWk.jpg?size=2560x1706&quality=9

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...