Перейти к содержанию

30-летие возобновления деятельности католической семинарии в С-Петербурге


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

lvvAUg4ET1Y.jpg?size=1000x667&quality=95

30-летие возобновления деятельности семинарии отпраздновали в Москве

Католическая Высшая духовная семинария «Мария – Царица Апостолов» в Санкт-Петербурге в этом году празднует юбилей - 30-летие возобновления своей деятельности. В честь праздничной даты 3 сентября 2023 года в московском Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии собрались многочисленные гости: преподаватели, выпускники и те, кто все эти годы молился за семинарию и о призваниях к священству.

Празднование началось с торжественной Святой Мессы под предстоятельством Архиепископа Тадеуша Кондрусевича, в сослужении с апостольским нунцием в РФ Архиепископом Джованни Д’Аниелло, епископом Николаем Дубининым, Генеральным викарием Архиепархии Божией Матери в Москве свящ. Кириллом Горбуновым, ректором семинарии монс. Сергеем Тимашовым и другими священниками.

В начале богослужения владыка Николай Дубинин обратился к собравшимся со словами: «Ваше высокопреосвященство, досточтимые собратья во священстве, дорогие монашествующие, возлюбленные во Христе братья и сестры! Сегодня, в это первое воскресенье сентября, есть особый повод, по которому мы собираемся здесь, в Кафедральном соборе нашей Архиепархии, – 30-летие открытия в Москве Высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов». Это по сути возобновление деятельности католической Высшей духовной семинарии в России. За этот дар сегодня мы благодарим Господа Бога и просим благословения для семинарии и для всей нашей поместной Церкви. От имени нашего митрополита Павла, который в силу своих обязанностей сегодня не в Москве, и, к сожалению, не может быть с нами, а также от себя лично и от всего сердца приветствую всех вас, дорогие братья и сестры. Особым образом, конечно, хочется сегодня поприветствовать тех, кто связан с семинарией «Мария – Царица Апостолов»: ее выпускников, бывших и нынешних студентов, преподавателей, воспитателей, сотрудников, благотворителей, друзей, тех, кто 30 лет назад был свидетелем и каким-то образом участвовал в первых шагах возродившейся высшей духовной семинарии.

Приветствую отца Константина Передерия – бывшего выпускника и бывшего ректора семинарии, монс. Сергея Тимашова, также выпускника и нынешнего ректора семинарии, приветствую среди нас монс. Мислава Монжеча – это новый сотрудник, советник нунциатуры, только что прибыл к нам. Приветствую нашего Архиепископа Джованни Д’Аниелло – апостольского нунция в Российской Федерации. Внимание и молитва, любовь Папы через присутствие нунция, через его молитву, поддержку, сотрудничество проявляется и сопровождает нас все эти годы. И мы благодарны вам, ваше высокопреосвященство, что все эти годы вы с нами. И конечно, особым образом, и очень сердечно с нашими аплодисментами приветствую нашего Архиепископа Тадеуша Кондрусевича.

Дорогой владыка, в 1991 году, уже далеком и близком, вас прислал Господь в Москву. Вы в начале сентября 1993 года подписали декрет о создании семинарии. Вы вели немало лет нашу Церковь и посвятили много внимания и молитвы своего сердца воспитанию семинаристов, священников, говорили всегда о семинарии как о сердце епархии. Мы очень благодарны, что сегодня в этот знаменательный день вы откликнулись и согласились быть с нами. Поэтому еще раз сердечно приветствую вас, благодарю и прошу предстоять на этой Святой Мессе».

Архиепископ Тадеуш Кондрусевич произнес ответное приветствие, в котором выразил радость от возможности вместе молиться и «благодарить Бога за дар духовной семинарии и просить благословения на будущее время – время сложное, время, которое также требует большего количества священников для лечения ран человека и ран нашего общества». Он заверил собравшихся, что продолжает следить за жизнью Архиепархии, которую возглавлял более 16 лет, и за жизнью семинарии, а также, что он каждый день молится о Церкви в России.

Проповедуя на богослужении, Архиепископ Тадеуш рассказал о становлении семинарии и о ее первых годах в Москве, а в заключение обратился к новой странице истории семинарии, пожелав, чтобы она была «преисполнена новыми достижениями в формации священников, отвечающих требованиям времени и его вызовам и готовых в условиях секуляризма и морального релятивизма мужественно проповедовать истину Евангелия, освящать Божий народ и вести его ко Христу в служении любви».

В заключительной части богослужения со словами благодарности от лица семинарии и семинаристов выступил её ректор монс. Сергей Тимашов. К поздравлениям присоединился и Апостольский нунций в РФ Архиепископ Джованни Д’Аниелло, который адресовал благодарность Святейшего Отца не только Конференции католических епископов России и сотрудникам и воспитанникам семинарии, но также и всей католической общине России. «Без ваших детей, которые пришли в семинарию, мы бы не имели семинарии, следовательно, не имели бы духовенства здесь, в России. Поэтому поздравляю вас и благодарю вас за эту жертву, которую вы даете через ваших детей во исполнение воли Божией», – сказал Апостольский нунций. - «И я надеюсь, что это поздравление, которое через вас передается на всю Россию, будет способствовать рождению новых призваний к священству, к монашеской жизни. Потому что через священников, через общины, которые будут возникать, мы можем привести весь мир к любви Божией».

От имени прихожан со словами благодарности выступила Ольга Хруль, подарив Архиепископу Тадеушу фотографию собора, собранную из фотографий тех, кто был участником его многолетней истории.

После окончания Святой Мессы все желающие были приглашены на встречу с участием Архиепископа Тадеуша в здании курии, где были подготовлены два памятных стенда, рассказывающих о первых годах семинарии. Фотографии, размещенные на них, вызвали неподдельный интерес присутствующих, кто-то узнавал на них себя или своих знакомых, для кого-то это была возможность увидеть историю храма и семинарии «воочию».

Владыка Николай Дубинин, который вёл встречу, поделился кратким свидетельством о своем родном приходе в Ростове-на-Дону и о встрече с владыкой Тадеушем на Святой Мессе в краеведческом музее, где каким-то образом оказалась фигура Христа, но без рук, и вспомнил слова Архиепископа: «вы должны стать Его руками».

Владыка Тадеуш продолжил рассказ, начатый в проповеди, о первых годах становления семинарии, о трудностях и некоторых курьезных моментах, которые случались.

Далее прозвучало свидетельство о. Сергея Тимашова, который припомнил интересный момент из истории семинарии и ее первого ректора дона Бернардо Антонини. Тот любил повторять семинаристам, что каждый таксист в городе знает дорогу в семинарию. Спустя много лет, будучи уже священником, о. Сергей, усаживаясь в такси и назвав адрес семинарии, услышал в ответ, что таксист знает этот адрес и что он часто туда возил уже немолодого мужчину, который рассказывал ему о Евангелии и даже подарил его.

Также свидетельствами поделились и миряне, которые в разные годы участвовали в жизни семинарии: о том, как в соборе семинаристы помогали им разгружать тираж только что напечатанного «Дневника Фаустины Ковальской», или как женщины прихода заботились о том, чтобы накормить семинаристов, вспоминали тех священников, без которых невозможна была бы деятельность «Каритас» и колледжа, Издательства Францисканцев и издание Католической энциклопедии.

Завершилась встреча общей молитвой «Ангел Господень» и благословением Архиепископа Тадеуша и епископа Николая. После встречи многие из присутствующих подходили к владыке Тадеушу, чтобы лично поблагодарить его за многолетнее служение в Архиепархии.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

67CqJKH9w3U.jpg?size=1000x667&quality=95

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

История семинарии неразрывно связана с историей России и ее можно разделить на три периода. Первый начался 30 октября 1843 года, когда император Николай I утвердил план создания семинарии в городе Минске, отвечая на прошение епископа Павловского о создании учебного заведения для кандидатов в священство от минской и могилевской епархий, общим числом 55 человек, что составляло более четверти от всех семинаристов католического вероисповедания, проходящих обучение на территории Российской империи. Второй, связан с именем Императора Александра II, с чьего позволения тогдашний министр внутренних Маков 16 июня 1879 г. утвердил статут Архиепархиальной римско-католической Духовной Семинарии, которая должна была стать образцом для всех прочих семинарий Империи.

За период с 1879 г. до 1917 г. семинария приняла в свои стены 997 молодых людей, 700 человек были рукоположены в пресвитеры, 62 выпускника были удостоены епископского сана. Ее выпускниками были З.Щ. Фелинский, причисленный к лику святых и Юргис Матулайтис, причисленный к лику блаженных.

В 1918 году семинария была закрыта, часть священников во главе с митрополитом Эдуардом Роппом были высланы за пределы России, другие были арестованы, ощущался острый недостаток священнослужителей. Несмотря на всю опасность, администратор Могилевской Архиепархии Архиепископ Иоанн Цепляк принимает решение об открытии тайной семинарии, назначая ее ректором священника Антония Малецкого. Но уже в марте 1923 года Архиепископ Цепляк и ректор семинарии Малецкий, а вместе с ними еще 14 петроградских священников, были арестованы, Архиепископ – выслан из страны. Однако несмотря на все трудности семинария продолжала действовать. 4 декабря 1928 года епископ Антоний Малецкий рукоположил в сан пресвиторов Юзефа Ковальского, расстрелянного позднее, и Анджея Рыбалтовского, сосланного в Сибирь.

Следующее рукоположение состоялось лишь 64 года спустя в Санкт-Петербурге, так начался третий период истории семинарии. 19 мая 1993 года Апостольский Администратор католиков Европейской России Архиепископ Тадеуш Кондрусевич в храме Матери Божией Лурдской рукоположил в священники диакона Ромуальда Лешека Шакаля (OFM). В том же году, 29 июня, Архиепископ Тадеуш Кондрусевич подписал декрет об основании в Москве Высшей духовной семинарии «Мария — Царица Апостолов». Ее ректором был назначен о. Бернардо Антонини. Высшая духовная Семинария была открыта 1 сентября 1993 года торжественной Святой Мессой, под предстоятельством Архиепископа Тадеуша Кондрусевича. На первый курс было зачислено 18 семинаристов из России, Беларуси и Казахстана.

Весной 1995 года мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак принял решение о возвращении Церкви здания католической духовной семинарии и Кафедрального собора Успения Пресвятой Девы Марии. В начале октября 1995 года семинария переехала в Петербург.

Официальное открытие семинарии в Санкт-Петербурге состоялось 10 декабря на торжественной Мессе в храме Лурдской Божией Матери, которую совершили архиепископы Джон Буковски и Тадеуш Кондрусевич, епископы Иосиф Верт и Ян Павел Ленга.

Первое рукоположение в сан пресвитеров выпускников Санкт-Петербургской Высшей духовной семинарии Геннадия Рабиханукаева, Сергея Тимашова (нынешнего ректора семинарии) и Владимира Тимошенко было совершено Архиепископом Тадеушем Кондрусевичем в торжество Сошествия Святого Духа 23 мая 1999 года в Соборе Успения Пресвятой Девы Марии. В торжественной Святой Мессе приняли участие префект Конгрегации Восточных Церквей кардинал Акилле Сильвестрини, Апостольский нунций в России Архиепископ Джон Буковски и епископ Клеменс Пиккель.

Текст и фото: Ольга Дубягина

Архиепархия Божией Матери в Москве

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

YQSIbuK0qmE.jpg?size=2560x1707&quality=9

HWRrJqGio5w.jpg?size=2560x1707&quality=9

TeYunrQGiQg.jpg?size=2560x1707&quality=9

mXurkGtujfo.jpg?size=2560x1707&quality=9

Встречи перед Cвятой Мессой празднования 30-летия возобновления деятельности католической семинарии "Мария - Царица Апостолов" в Санкт-Петербурге.

Фото Ольги Хруль

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Z7-t0UPBRps.jpg?size=2560x1707&quality=9

-4cAkbhnXi0.jpg?size=2560x1707&quality=9

qAU_Edlv9fc.jpg?size=2560x1707&quality=9

Uu92F7RBcH0.jpg?size=2560x1707&quality=9

RwVyNNc9U0k.jpg?size=2560x1707&quality=9

JGChUOTZn70.jpg?size=2560x1707&quality=9

XJ88AW_szXU.jpg?size=2560x1707&quality=9

В ризнице Кафедрального собора перед Святой Мессой.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

img_5999.jpg

Проповедь Архиепископа Тадеуша Кондрусевича на Мессе празднования 30-летия Высшей духовной семинарии «Мария – Царица апостолов»

Ваше Высокопреосвященство Апостольский Нунций в Российской Федерации Архиепископ Джованни Д’Аниелло, Ваше Преосвященство – вспомогательный епископ Архиепархии Божией Матери в Москве Николай Дубинин, руководство и профессорско-преподавательский состав семинарии «Мария – Царица апостолов», братья во священстве, монашествующие, братья и сестры!

Сердечно благодарю ординария Архиепархии Божией Матери в Москве Архиепископа Павла Пецци и вспомогательного епископа Николая Дубинина за приглашение на празднование юбилея 30-летия основания Высшей духовной семинарии «Мария – Царица апостолов». С великой радостью прибываю в московский Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, который в 90-е годы прошлого столетия стал символом возрождения Католической Церкви в России.

Именно здесь, в этом храме, еще не возвращенном полностью католической общине, 30 лет тому назад произошло эпохальное событие – открытие духовной семинарии, которая является сердцем поместной Церкви. После революции 1917 г. оно перестало биться, и казалось, что больше никогда не возродится. Но Бог еще раз показал, что Он властелин истории и невозможное человеку возможно Богу.

Предсказанное Пресвятой Девой Марией в далеком 1917 г. в Фатиме обращение России к Богу начало осуществляться на наших глазах. Мы свидетели и участники этого процесса. В 1991 г. св. Иоанн Павел II восстановил иерархические структуры Католической Церкви России в виде Апостольских администратур для католиков латинского обряда в Европейской и Азиатской частях страны.

Началось постепенное возрождение приходов, катехетической, благотворительной и издательской деятельности и т.п. В 1991 г. был основан Колледж католической теологии, философии и истории им. св. Фомы Аквинского. Его открытие положило начало возрождению католических духовных школ, которыми раньше была знаменита Россия, прежде всего, Духовной академией и семинариями в Санкт-Петербурге и Саратове.

События развивались столь стремительно, жажда познания духовных истин и служения Богу была столь велика, что остановиться на Колледже было бы не рационально. Необходимо было смотреть вперед и думать об основании семинарии как кузницы духовных кадров для возрождающейся после трех поколений гонений Католической Церкви в России – стране, где воистину жатва была огромна, а делателей в те времена – крайне мало. Популярность Колледжа среди молодых людей также склоняла меня к этому решению. Появился профессорско-преподавательский состав, лидером которого стал легендарный Слуга Божий дон Бернардо Антонини – итальянец, ставший русским. Понемногу нарабатывалась российская католическая терминология, появились конспекты лекций по основным богословским дисциплинам и т.п.

Словом, сама жизнь, острейшая необходимость в священниках и положительный опыт деятельности Колледжа подсказывали, что пришло время основать свою Alma Mater для будущих пастырей здесь, в России, чтобы они были близки к местной пастве и воспитывались на очень богатом местном культурном наследии и католической традиции.

Не скрою, что я долго раздумывал: начать прямо сейчас или еще подождать лучших времен? Ведь недостаточно издать декрет об основании семинарии, нужны еще квалифицированные кадры, материальное обеспечение, помещение, место для жилья семинаристов и т.п. Кое-какой опыт у меня уже был, ибо в подобных условиях в 1990 г. я открыл семинарию в Гродно, в Беларуси. Но там Церковь была более сильной и лучше организованной. В России же все выглядело по-другому. Три поколения насильственной атеизации сделали свое дело, хотя, благодаря народному благочестию, не искоренили веры. И это давало надежду.

Я всегда верил в Божие Провидение и покровительство Божией Матери. Укреплял меня в этом и дон Бернардо Антонини. Все понимали, что без священников невозможно возрождение Церкви и ее нормальное функционирование как таинства всеобщего спасения.

Совершив Евхаристию на ступенях храма свв. Апп. Петра и Павла 29 июня 1993 г. и помолившись к Святому Духу и Божией Матери, я издал декрет об основании Высшей Духовной семинарии «Мария – Царица апостолов». Не было здания, средств, полного и квалифицированного профессорско-преподавательского состава, но я верил в Божью помощь и покровительство Марии.

На первый курс было принято 18 семинаристов из России и Казахстана. Среди них – епископ Николай Дубинин и нынешний ректор семинарии монсеньор Сергей Тимашов. Впоследствии ее воспитанником стал также вспомогательный епископ Львовской Архиепархии Эдуард Кава.

И вот, 1 сентября 1993 г. настал исторический день открытия семинарии. В торжественной Мессе приняли участие Представитель Апостольского Престола в Российской Федерации Архиепископ Франческо Коласуонно, еп. Иосиф Верт из Новосибирска и еп. Ян Павел Ленга из Караганды, а также представитель Русской Православной Церкви.

Папа Иоанн Павел II прислал свое приветствие, в котором высказал свою радость по случаю открытия семинарии. Подчеркивая ее непреходящее значение в жизни Церкви, он также выразил уверенность, что в процессе формации новых священников особое внимание будет уделяться изучению богатой русской духовной традиции с одновременным развитием добрых отношений с Православной Церковью.

В проповеди я подчеркнул острую необходимость в своих священниках для возрождающейся Церкви в России. При этом сделал сравнение с переливанием крови для лечения человека. Трансфузия крови помогает излечить болезнь, но жить человек может только со своей. Подобно обстоит дело и со священниками. Иностранные нам помогают в процессе возрождения или, другими словами, лечения Церкви. Мы бесконечно благодарны им. Но нужны свои, своя кровь, которая питает живой организм Церкви для ее нормальной деятельности. Я также высказал намерение сотрудничать с Православной Церковью в процессе формации наших семинаристов. Впоследствии православные богословы действительно преподавали в Семинарии предметы, связанные с православным наследием.

Сейчас становится всё более ясным, что открытие семинарии стало эпохальным событием в современной истории Католической Церкви в России. В стране, где до недавнего времени было только несколько священников, появилась своя кузница духовных кадров. Молодые люди, которые услышали голос Господа: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф 4, 19) начали подготовку к священнической миссии. Это знак безграничного Божьего милосердия. Бог не оставил нас без возможности подготовки священников в российских условиях.

Уже очень скоро, 5 сентября, первые семинаристы получили уникальную возможность встретиться с Папой Иоанном Павлом II в Вильнюсе во время его апостольского визита в станы Балтии и получить его благословение, что стало для них большой духовной поддержкой.

Семинария начала действовать в очень стесненных условиях, которые сегодня трудно себе представить. Занятия проходили в одном из помещений все еще непереданного полностью храма и строительном вагончике при минусовой температуре в зимнее время. Семинаристы питались в подобном вагончике, а проживали в простой квартире на двухъярусных кроватях. Неоднократно возникала опасность закрытия семинарии. Но, вдохновляемые первым ректором доном Бернардо Антонини и вверившие себя Божьему Провидению, семинаристы и преподаватели не сдавались и продолжали священническую формацию, осознавая, к какой миссии призваны, и что их, как воздуха, ждут верующие.

Большой моральной поддержкой стала встреча семинаристов с Папой Иоанном Павлом II в Ватикане 1 июня 1995 г. Тогда Понтифик сказал, что скрытая во времена гонений река веры в новых условиях свободы вероисповедания вырвалась наружу, и семинаристы являются первыми плодами весны Церкви в России (ср. L’Osservatore Romano. Anno CXXXV, № 127(40966), 2 Giugno 1995. – С. 1).

В том же 1995 г. семинария переехала в переданную ей небольшую часть исторического здания в Санкт-Петербурге.

Особо значимой вехой в жизни семинарии и, соответственно, Католической Церкви в России стало рукоположение 23 мая 1999 г. в торжество Сошествия Святого Духа в храме Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге первых священников, подготовленных после 1918 г. Из духовной семинарии, как из сердца Католической Церкви в России, в ее организм потекла новая кровь. Обещание бывшего руководителя СССР Никиты Хрущева показать по телевидению последнего советского попа не сбылось.

Прошло 30 лет. Семинария возмужала. В настоящее время в ней формацию проходят не только будущие священники, но и кандидаты в постоянные диаконы. Монашествующие и миряне также имеют возможность получить богословское образование. За это время семинарию закончили 99 человек. 58 из них стали священниками, которые работают в 10 странах мира: России, Казахстане, Беларуси, Грузии, Украине, Азербайджане, Италии, Германии, Швейцарии и Латвии. На базе семинарии действует Богословский институт им. св. Иоанна Златоуста. Семинария аффилирована с Папским Латеранским университетом, что дает возможность ее выпускникам получать степень бакалавра богословия. Издается богословский журнал Folia Petropolitana, который рассылается в католические университеты 5 стран мира: во Францию, Англию, Испанию, Италию, Германию и Польшу. Ведется формация постоянных диаконов.

За три десятилетия своей деятельности семинария заняла надлежащее ей место в богословской, научной и культурной жизни России и города на Неве. Кроме формации новых священников, она организует различные симпозиумы и конференции на актуальные проблемы жизни Церкви и общества, а также играет большую роль в развитии межконфессионального и межрелигиозного диалога.

Отмечая юбилей 30-летия основания семинарии «Мария – Царица апостолов», следует прежде всего возблагодарить Бога за то, что она приносит благословенные плоды. Надо петь гимн «Те Deum», восхваляя Господа за самоотверженность и жертвенность тех священников, которые вышли из нее, за их готовность возвещать Евангелие и наставлять «вовремя и не вовремя» (ср. 2 Тим 4, 2), совершать Евхаристию и другие таинства, а также свидетельствовать о Христе в непростых условиях и быть евангельской закваской в современном мире. Радостью и надеждой преисполняется Церковь, видя воспитанников семинарии, которые пополняют ряды священников.

Призвание к священству – это великий дар Божий, ибо как говорит Господь: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин 15,16). Это также знамение жизнеспособности Церкви.

В вихре всевозможных событий нашего времени нелегко услышать голос зовущего Господа. История каждого священнического призвания – это история диалога между Богом и человеком, между любовью Бога, который призывает, и свободой человека, который с любовью отвечает. Нелегко оставить все и следовать за Христом. Но Христос категоричен. Он говорит, что идти за Ним можно только отрекшись себя и взяв свой крест (ср. Мф 16, 24).

Благодаря Бога за 30 лет семинарии, необходимо глядеть в будущее с осознанием необходимости развития пастырства призваний и более совершенной формации священников в соответствии с вызовами нашего времени. Этому должны служить выдержавшие испытание временем четыре измерения священнической формации: человеческое, духовное, интеллектуальное и пастырское (ср. Иоанн Павел II. Апостольское обращение «Pastores dabo vobis» 43-59).

Надлежащая формация должна подготовить новых священников быть проповедниками всегда живого и действенного Божьего слова (ср. Евр 4, 12) в меру требований времени, освящать людей Божьей благодатью через совершение таинств, а также служить им (ср. Второй Ватиканский Собор. Декрет «О служении и жизни пресвитеров», 4-6), чтобы лечить духовные раны человека и общества.

Несмотря на то, что не всегда удается достичь запланированное, на многие неудачи и кризис призваний, а также другие проблемы, мы верим в счастливую звезду семинарии и лучшее будущее.

Призыв Христа «Следуй за Мною» (Мф 9, 9) звучит и сегодня. Двери семинарии открыты для всех, кто услышал его и ответил: «Вот я, пошли меня» (Ис 6,8). Врата ада не одолеют Церкви (ср. Мф 16, 18), а ее сердце, под покровительством Марии – Царицы Апостолов, бьется и вливает новую свежую кровь в Мистическое Тело Христа в России.

Так пусть же его никогда не постигнет аритмия и сердечная недостаточность. Пусть из года в год возрастает количество призваний. Пусть не остывает кузница духовных кадров. А ты, народ Божий, неустанно и трепетно молись о новых призваниях и о семинарии, ибо священник из народа взят и для народа поставлен на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи (ср. Евр 5, 1).

Важно помнить, что семинария «Мария – Царица апостолов» – преемница исторической Санкт-Петербургской духовной семинарии, из стен которой за неполные 40 лет ее деятельности вышло около 700 священников – многие из них стали мучениками, пострадали, но остались верными Христу вплоть до смерти. Поэтому ее выпускники должны быть достойными их преемниками.

Сегодня семинария открывает новую страницу своей истории. Пусть она будет преисполнена новыми достижениями в формации священников, отвечающих требованиям времени и его вызовам, и готовых в условиях секуляризма и морального релятивизма мужественно проповедовать истину Евангелия, освящать Божий народ и вести его ко Христу в служении любви.

Vivat et crescat Seminarium Majus «Maria – Regina apostolorum»! Vivat et crescat ad multos, faecundos et prosperos annos! Живи и развивайся семинария «Мария – Царица апостолов»! Живи и развивайся на многая, плодотворная и успешная лета! Аминь.

Фото: Ольга Дубягина

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

tpoginndakq.jpg

Поздравление Апостольского нунция в РФ Архиепископа Джованни Д’Аниелло по случаю 30-летнего юбилея семинарии

«Владыка Тадеуш, владыка Николай, дорогие священники!

От своего имени и от имени отца Мислава хочу поздравить вас с замечательным событием. Это поздравление от имени Святейшего Отца я обращаю к членам Конференции католических епископов России, передаю поздравление через редактора семинарии ее сотрудникам и всем семинаристам, а также обращаюсь ко всей католической общине России, потому что без ваших детей, которые пришли в семинарию, мы бы не имели семинарии, следовательно, не имели бы духовенства здесь, в России. Поэтому поздравляю вас и благодарю вас за эту жертву, которую вы даете через ваших детей во исполнение воли Божией. И я надеюсь, что это поздравление, которое через вас передается на всю Россию, будет способствовать рождению новых призваний к священству, к монашеской жизни. Потому что через священников, через общины, которые будут возникать, мы можем привести весь мир к любви Божией.

Поздравляю всех и всем доброго воскресенья».

Фото: Ольга Хруль

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

uzhmtxbisus.jpg

Выступление ректора семинарии монс. Сергея Тимашова на праздновании 30-летия возобновления её работы

Во время торжественной Мессы 3 сентября со словами благодарности от имени семинарии и семинаристов выступил монс. Сергей Тимашов, ректор католической Высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов»:

«Ваше высокопреосвященство, дорогой Архиепископ Тадеуш, ваше высокопреосвященство Апостольский нунций, ваше преосвященство епископ Николай, дорогие братья и сестры! Мы здесь сегодня празднуем 30-летие создания семинарии «Мария Царица – Апостолов», которое одновременно есть и возобновление, как мы слышали, деятельности семинарии. Празднуем здесь, в месте, где семинария родилась. Хотя большую часть из этих 30 лет мы живем в Санкт-Петербурге.

Два главных основания для моей благодарности вам сегодня, владыка Тадеуш, это, во-первых, то, что вы возгласили эту Мессу, вместе с несколькими нашими собратьями, во главе с епископом Николаем, вместе с теми, кто на Мессе открытия семинарии был здесь, в этом храме. А во-вторых, как ректор я благодарю за ваше слово наставления, которое очень важно для нашей семинарии сегодня.

Но хочу сказать вам, братья и сестры, то, что семинария начиналась здесь, это сильно сказано. Потому что, на самом деле, в пространстве от входа до вторых колон размешался тот храм, в котором служилась эта Месса. Там, где-то слева, размещался ректорат семинарии, а справа, за часовней, находилась та аудитория, в которой все собственно и начиналось. Этот храм, еще весь в разобранном состоянии, приютил семинарию. Но, прежде всего, приютил семинарию ваш приход, своими молитвами, своей заботой, ежедневной заботой о том, что есть, о том, чтобы мы себя чувствовали уютно, заботой о том, чтобы мы, семинаристы, встречаясь с прихожанами именно этого прихода, постоянно ощущали, насколько нас ждет Церковь.

Когда через много лет вся семинария вернулась сюда для освещения этого собора, в том виде, как мы молимся в нем сейчас, я помню, утром после поезда семинаристы приехали в собор, а тут уже были прихожане и по лавкам пронесся шепот: «Ой, наши семинаристы приехали, наши ребята». Поэтому моя просьба сегодня: не забывайте, что мы – ваша семинария, хотя находимся в Петербурге, не оставляйте свою молитву о нас, о семинарии, семинаристах, прежде всего, о тех бывших семинаристах, которые здесь, сегодня многочисленно представлены. Большая часть священников в пресвитерии – это бывшие выпускники семинарии. Продолжайте молиться о семинаристах и тогда, когда они уже стали священниками. Молитесь о наставниках, молитесь о преподавателях семинарии. Хочу призвать вас прочитать вместе молитву о нашей Высшей духовной семинарии, начавшей жизнь здесь, в Москве, и продолжившей в Санкт-Петербурге.

И последнее. Еще раз, владыка Тадеуш, Бог действует и исполняет Свою волю, но исполняет ее через людей. Два имени, два человека, через которых воля Божия о создании и существовании семинарии исполнилась, это вы и дон Бернардо Антонини. Благодарение Богу, что сегодня мы вместе можем собраться и принимать этот Божий дар, дар семинарии для нашей Церкви».

Фото: Ольга Дубягина

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

JbOe2Jk3c6A.jpg?size=1024x470&quality=95

«Сама ваша жизнь должна стать провозглашением». Речь Архиепископа Павла Пецци на открытии нового академического года в Высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов» в Санкт-Петербурге

Дорогие собратья в епископском и священническом служении, монашествующие, дорогие сотрудники семинарии и семинаристы, дорогие братья и сестры!

Мой опыт участия в Синоде помог мне понять, что динамичным выражением синодального пути является общение. И это общение, с одной стороны, уже заложено во мне как потребность, как нечто глубоко желанное. А с другой стороны, нельзя забывать, что ни мы, ни наш опыт или наши способности не могут сами по себе «произвести» общение; более того, любые наши попытки самим «построить» синодальность, согласно нашим представлениям, могут привести лишь к обратному результату. Таким образом, на каждом этапе этого пути мы должны признать, что инициатива всегда принадлежит Богу, Его Духу: и не только в начале, но и на всём пути.

Это значит, что наша ответственность — усердно испрашивать благодать общения, единства и мира, чтобы быть более открытыми для обращения. Это то, что можно описать понятием «со-ответственность», «совместная ответственность».

По моему скромному мнению, именно это произошло в дни работы Синода, и уже начинает приносить видимые плоды.

Одну отличительную черту общения и динамики синодальности мы можем увидеть в начале Первого послания Иоанна (которое, кстати, относят к числу «соборных», «общинных» посланий, хотя то же самое можно сказать и о некоторых посланиях Павла также): мы возвещаем вам общение, которым мы живём, общение, которое нас воспитывает и которое мы переживаем и осознаём в нас; общение, которое заставляет нас знать и любить нашу судьбу [ср. 1Ин 1,1-2].

За последние годы, в частности в своем епископском служении, я обнаружил, что синодальность, именно потому, что она динамично вовлекает всю мою личность, является великолепным выражением руководства и управления. Сам Иисус вводит в историю новый способ управления: общение, дружбу. Общение — это новый синтез, который всегда обновляется, возрождается и никогда не заканчивается.

Таким образом выясняется, что мы имеем в виду, говоря о «синоде»: синод, syn-hodos — это общение в пути, который разворачивает в нашей жизни благодать, полученную в крещении и подтверждённую в призвании. Из этого следует, что этот путь — это непрерывный путь воспитания, образования, путь «постоянной формации».

Никогда не наступит время, когда мы могли бы сказать: «Всё, мы пришли, нам больше нечему учиться». Это было бы «зомбированием» жизни. Меня всегда поражало, как Иисус, беседуя с иудеями в Капернауме, в какой-то момент, цитируя пророка Исайю говорит, что все мы сядем как ученики у ног Отца, Который, как хороший учитель, станет учить нас и передаст нам всё [ср. Ин 6,45]; более того, Сам Иисус перед смертью говорит Своим ученикам, что Дух научит их всему [ср. Ин 16,12-15].

В связи с этим я думаю, что Богословскому институту святого Иоанна Златоуста следовало бы в ближайшие годы предлагать для недели постоянной формации темы, связанные с аспектами синодальности, отмеченными в отчёте Синодальной ассамблеи, и расширить формат этих встреч, активно вовлекая в них не только преподавателей и студентов семинарии, но также и священников, монашествующих и мирян со всей России.

Я также прошу семинарию обратить внимание на «вопросы, требующие углубления и пояснения» в отчёте Синода: было бы хорошо, если преподаватели предметов, связанных с этими вопросами, могли бы изучить их и предложить мне свои выводы перед следующей сессией Синода в октябре 2024 года.

Со своей стороны я почувствовал подтверждение тому, что следует продолжить изучение в рамках лекций по пастырскому богословию, которое я преподаю в Семинарии, документа Evangelii gaudium. Я также начал уже в сентябре в Москве ежемесячные встречи, во время которых я предлагаю размышления о том, каким образом этот документ принимался и применялся в Церкви.

Приходится с сожалением признать, что в последние десятилетия и образование, и катехизация происходят как аналитическая передача понятий, тогда как синтез, основанный на передаче опыта единства и общения, практически отсутствует. После великого синтеза прошлых веков, в богословии, как и в философии, потерялось это стремление, которое способно придать единство и, одновременно, новый импульс образованию.

Необходимо не бояться «входить в суть» реальных вопросов христианской общины, контекста, в котором живёт человек, и реальной миссионерской перспективы.

С этим связана необходимость открыть, или вернее заново открыть, горизонты образования: эпистемология, познание должно стать более привлекательным приключением, оно должно вновь вовлечь веру как метод и общение как его осуществление. Нам надо снова пережить, что совместное познание даёт нам намного больше, чем достижения, которые мы приобретаем в одиночестве.

В этой связи я хочу отметить позитивное значение «кризисов», и наших личных, и общецерковных; кризис должен снова обрести своё изначальное этимологическое значение, не соответствующее господствующему менталитету, который видит в кризисе лишь негативное, разрушительное измерение. Напротив, кризис должен переживаться как конструктивный момент, как возможность «пересмотра жизни» христианина и общины.

Третий и четвёртый стихи первой главы уже процитированного мной первого послания Иоанна [ср. 1Ин 1,3-4] показывают, в чём состоит миссия: собственно, миссия — это расширение общения, которое нас привлекает. В ходе Синода я много раз вспоминал слова Бенедикта XVI в Апаресиде о том, что Церковь растёт благодаря привлекательности.

Новый народ Божий, образуемый из крещёных как общение в пути, участвует в миссии Христа. Это общение порождает культуру встречи, основанную на открытости к другому, способную ценить каждый аспект встречаемой нами истины. Культура встречи предполагает ясную и прочную идентичность, которая не только «терпит» другого, отличного от нас самих, но и жаждет встречи с ним.

Для осуществления этой по-настоящему «христовой» позиции необходимо «экуменическое», «вселенское» сердце, подобное сердцу апостола Павла: любовь, явленная нам во Христе, объемлет нас [ср. 2Кор 5,14-15], она движет нами, становясь мобилизующим фактором в нашей жизни.

Это экуменическое стремление позволяет нам смотреть на всё по-настоящему позитивно: «всё испытывайте, хорошего держитесь» [1Фес 5,21]. Жизнь становится скучной, утомительной, если в ней нет этого стремления, чтобы все живущие жили не для себя, а для Того, Кто умер и воскрес ради них.

Поэтому истинная экуменическая позиция проистекает из привязанности к Христу, Который есть «всё во всём» [ср. 1Кор 12,6], Который есть «Тот, в Ком всё стоит» [ср. Кол 1,16-17]. Обновлённый экуменизм не довольствуется тем, чтобы «терпеть» другого, который всё равно остаётся нам чужим, но предлагает, открывает другому место в себе. Вот почему прощение, которое есть возвращение места в себе другому, является высшей формой экуменизма.

В «Подражании Христу» [ср. I,3,8] сказано: «Ex uno Verbo omnia et unum loquuntur omnia, et hoc est Principium quod et loquitur nobis», «Из одного Слова всё, и одно [Слово] говорит во всём, [и всех вызывает к этому единому Слову], и это [Слово] есть тот Принцип, который говорит также в нас».

Иисус начал Свою миссию не в одиночестве; как и Иоанн Креститель, Он собрал у Себя «общение» учеников, призвал их к Себе [ср. Мк 3,14-15], а затем послал Своих на миссию. Нужно всегда помнить об этой динамике пребывания и ухода: чтобы уйти, нужно прежде пребывать.

Миссия — это не моя собственная инициатива, а посылание общением, пережитым в Иисусе внутри христианской общины; христианским методом возвещения Христа всегда будет оставаться «приди и посмотри» [ср. Ин 1,], но иногда крещёный не знает, куда звать людей, куда обратиться, потому что нет гостеприимной общины.

Иногда даже приход оказывается слишком «далеким», и в географическом, и в человеческом смысле. Вот почему так важно создавать небольшие общины в той среде, где мы живем (вокруг семьи или нескольких семей, на работе, в университете, в школе, в нашем районе), где есть возможность знакомиться и приветствовать друг друга. В небольших общинах также легче воспитывать чувство со-ответственности. Великолепным, позитивным и конструктивным примером этого являются церковные движения.

Синодальность, которая представляет собой общение Церкви на её историческом пути, должна снова помогать Ей обрести миссию как существенное измерение Своей природы, потому что для многих миссия — это (в лучшем случае) деятельность, но не измерение. Необходимо, чтобы миссия вновь стала нормальным измерением христианской жизни, необходимо, чтобы кто-то стал снова «гореть» миссионерской страстью, рвением, и делиться им. Миссионерское рвение — это свидетельство и проповедь, свидетельство, которое содержит приглашение, как говорит начало первого послания Иоанна.

Мы не свидетельствуем не потому, что не знаем Христа, а как раз наоборот: мы не знаем Христа, пока не свидетельствуем о Нем, потому что отвлекаемся на многие другие вещи.

Владимир Соловьёв, представляя конец света в своей «Краткой повести об Антихристе», вкладывает в уста старца Иоанна следующие слова в ответ на вопрос властителя мира сего, Антихриста: что я могу сделать для вас, христиане? чтo вceгo дopoжe для вac в xpиcтиaнcтвe? — Beликий гocyдapь! Bceгo дopoжe для нac в xpиcтиaнcтвe caм Xpиcтoc, Он и всё, что от Него происходит. Всё, что происходит от Христа, может быть выражено как общение с Ним и друг с другом.

Мы не свидетельствуем, потому что не живём общением. Живое общение приводит к распознанию знаков времени, то есть делает наше свидетельство узнаваемым и заслуживающим доверия. Часто нам нечего провозглашать, потому что в нас преобладает индивидуалистическая и мирская позиция; мы ещё не поняли и не приняли послание Павла: «не сообразуйтесь с миром сим» [ср. Рим 12,1-2]; «Церковь не должна позволять миру диктовать свою повестку дня», — сказал нам Папа Франциск на Мессе, открывающей Синод. Но «преобразуйтесь», буквально «преображайте себя», то есть сама ваша жизнь должна стать провозглашением.

В небольших раннехристианских общинах, объединившихся вокруг апостолов, каждый член ежедневно разделял с другими плоды миссии, которой жил. Смыслом и содержанием жизни этих крещёных, а значит и их миссией, был Сам Христос и общение с Ним. Это не были дела, которые нужно было сделать, это не были инициативы, которые нужно было придумать и осуществить, — всё это рождалось и исполнялось в соответствии с наконец-то услышанным предложением Духа. Их заботило только то, чтобы жить в общении и исправлять друг друга, сближаться друг с другом, поддерживать друг друга в пути, всегда обращаться ко Христу и смиренно ходить перед Богом: «О, человек! сказано тебе, что́ — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» [ср. Мих 6,8].

Фото: Себастьян Филатов

Архиепархия Божией Матери в Москве

NMArL2-mEIk.jpg?size=1024x459&quality=95

5lhgzqXYXts.jpg?size=1024x419&quality=95

SMjw2yf_NTg.jpg?size=1024x461&quality=95

yQ7jNKOTlNw.jpg?size=1024x466&quality=95

sKV3_gHeq14.jpg?size=1024x461&quality=95

-bGxTkFmx58.jpg?size=1024x488&quality=95

 

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

sfvVESpSg0o.jpg?size=2560x1234&quality=9

Конференция к 30-летию семинарии прошла в Петербурге

18 ноября в Высшей духовной семинарии «Мария – Царица апостолов» в Санкт-Петербурге прошла историческая конференция, приуроченная к 30-летию семинарии.

Её ректор монс. Сергей Тимашов обратился к собравшимся с приветственным словом, а также сделал анонс книги "Полюбивший Россию", посвященной слуге Божию Бернардо Антонини - первому ректору семинарии после ее повторного открытия. Планируется, что книга появится в продаже уже на следующей неделе.

Первым докладчиком стал Архиепископ Тадеуш Кондрусевич с рассказом об истории семинарии, начиная с ее основания в конце XIX века и вплоть до наших дней. Особенно подробно он остановился на периоде ее возрождения в начале 90-х годов.

Вторым докладчиком стал выпускник семинарии, священник Константин Степанов. Он подробно осветил деятельности семинарии с момента ее возрождения в 1993 году.

Епископ Иосиф Верт, ординарий Преображенской епархии в Новосибирске, рассказал о появлении и первых шагах предсеминарии в Новосибирске, которая также в этом году отмечает 30 лет своего существования и является постоянным спутником семинарии в Санкт-Петербурге в деле подготовки священнослужителей.

Текст: Секретариат вспомогательного епископа в Санкт-Петербурге

Фото: Себастьян Филатов

bvKjsG7agBc.jpg?size=1024x471&quality=95

3YhqiejVwQU.jpg?size=1024x553&quality=95

cDI7jS3UbFo.jpg?size=1038x2160&quality=9

 

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

VO3ZhFBVL8M.jpg?size=807x454&quality=95&

Двоим выпускникам нашего Богословского института св. Иоанна Златоуста, Данилу и Павлу, сегодня были торжественно вручены дипломы Папского Латеранского Университета, филиалом которого он является. Молимся, чтобы новые бакалавры теологии и учащиеся выпускного курса Семинарии много и с Великой радостью послужили делу Божию во славу Всесвятой и Живоначальной Троицы, ради спасения душ, просвещения и укрепления общества.

Католическая семинария в Санкт-Петербурге

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

QcIFaLKw-fQ.jpg?size=2560x1707&quality=9

Студенты Академии на Неве посетили католическую семинарию ⛪

12 апреля группа студентов 2 курса бакалавриата вместе с курсовым наставником священником Кириллом Никитиным с дружеским визитом побывала в семинарии «Мария — Царица апостолов» католической архиепархии Божией Матери в Москве.

Встретил второкурсников ректор семинарии монсеньор Сергей Тимашов, который провёл экскурсию по Успенскому собору и рассказал об истории католичества в России.

Далее студенты проследовали в корпус семинарии, где они побывали в домовом храме-часовне, ризнице и аудиториях. Здесь им удалось пообщаться со студентами как греко-католической, так и латинской традиции. Обсуждались вопросы целибата духовенства, распорядка богослужебной и учебной жизни.

Также разговор коснулся вопроса межхристианских отношений, где отец Сергей особенно выделил фигуру известного выпускника СПбДА митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), который много сил положил на сближение Православной и Римско-Католической Церкви.

В конце визита студенты поблагодарили ректора за добрый приём, а он, в свою очередь, пригласил ребят чаще посещать католические духовные школы, особенно для написания работ по сравнительному богословию.

Своими впечатлениями поделился студент 2 курса бакалавриата Иван Пышкин:

«Встреча, на мой взгляд, была очень интересной и плодотворной. Нам удалось не просто побывать на экскурсии, но и в свободном формате поговорить с ректором и студентами разных традиций. Особенно порадовало, что отец Сергей Тимашов пригласил нас в дальнейшем для посещения семинарской библиотеки. Уверен, что это поможет как научной работе, так и изучению сравнительного богословия».

Академия на Неве

UJs4yp2DBsc.jpg?size=2560x1707&quality=9

U4SVuVTRcpY.jpg?size=1440x2160&quality=9

vcMd6Ganx-I.jpg?size=1439x2160&quality=9

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

rscwmm8fw4.jpg

Семинария в Санкт-Петербурге открыла приём на 2024/2025 учебный год

Высшая духовная Семинария «Мария – Царица Апостолов» объявляет прием на 2024/2025 учебный год на пятилетний философско–богословский цикл для получения богословского бакалавриата (по программе «подготовка кандидатов в священнослужители») для мирян и монашествующих, независимо от пола, на очное обучение с возможностью проходить обучение в дистанционном формате в соответствии с  Положением о дистанционном обучении.

Заявления и документы согласно списку (п.5 Правил приема) должны быть поданы в копиях и сканах в секретариат Семинарии [email protected] до 31 мая 2024 г. Автобиография должна содержать развернутую мотивацию получения богословского образования.

Возможно также поступление в качестве вольнослушателя с выбором одного или нескольких предметов из читаемых для 1-2 курсов в 2024/2025 учебном году. При сдаче экзамена по этим предметам возможно получение сертификата о получении квалификации в рамках дополнительного профессионального религиозного образования.

Право на обучение в дистанционном формате предоставляется каждый раз сроком на один год. Студенты имеют доступ к записям всех лекций. Для семинаров и изучения языков предполагается регулярная сдача в течение семестра письменных заданий или предоставление сертификатов по соответствующим языкам.

Экзамены и этапные зачеты сдаются по согласованию с преподавателем – либо как письменный тест, либо устно дистанционно, либо по отдельному расписанию в рамках одной из регулярных сессий академического года – летней или осенней. Таким образом, студент на дистанционном обучении может, сдав дистанционно все возможные экзамены, приехать для очной сдачи остальных экзаменов только на одну из сессий в течение года по индивидуальному графику экзаменов.

Вопросы можно задать в секретариат Семинарии [email protected].

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...